Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

4Л. Значение и формирование цели предмета «Физическая культура»

Рассмотрение проблемы цели и позиций категориального анали­за в данном случае — способ познания деятельности учителя физи­ческой культуры, элементами которой выступают конкретные науч­но-теоретические категории1, воспроизводящие различные стороны психической реальности: образ, действие, мотив, сознание и др.

Человеческое бытие выражается в деятельности: учебной, про­изводственной, культурной, игровой, оборонной, спортивной, физкультурной, рекреационной и т.д. Деятельность людей осу­ществляется в форме реализации конкретных интересов, моти­вов, целей, выражающих общественные отношения людей. От­сюда цель — важная категория философии, психологии, педаго­гики, в том числе педагогики физической культуры. Цель имеет глубокие взаимосвязи с другой категорией — функцией. Так, тру­довая, учебная, игровая и иная деятельности направлены на дос­тижение осознанных волевых целей. Цель интегрирует вокруг себя другие компоненты деятельности человека, такие, как средства, формы организации, методы реализации и характер самой дея­тельности по реализации целей.

Труд, общение, мышление позволяют реализовать сознатель­ные цели людей, что приводит к результатам-отношениям. Так функции и процессы сознания и развития взаимопроникают, пе­реплетаются между собой, меняются местами.

Благодаря действию закона целесообразности социального про­цесса общение и мышление в единстве с трудом приводят к фор­мированию целеподобных функций, таких, как отношения собствен­ности, семьи, нравственности, искусства, религии. По своему социальному значению процесс самодвижения отношений — это реализация высших, основных целей людей.

1 Категория (от греч. kategoria) — понятие философское. Применяется как средство создания картины мира, способов освоения человеком различных объек­тов, норм понимания бытия. Будучи обобщенным понятием, отражает наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений.


Между сознательными, осуществляющимися напряжением воли и самодвижущимися целями трудно выявить непосредственную связь. Их взаимопроникновение происходит благодаря взаимопроник­новению функций труда, общения, мышления, являющихся под­основой для упомянутых целей.

Благодаря функциональной напряженности и активности тру­да, общения, мышления взаимопроникновение и взаимопревра­щение определенных категорий системы становится всеобщим, самодвижущимся процессом. Мы уже обозначили взаимопроник­новение и взаимопревращение категорий функций и целей. Здесь только отметим, что функция — такой же атрибут развития, как и цель осознанная. Функция предстает как самореализующаяся цель; цель — это функция, осуществляющаяся усилиями воли личности.

Коренные, сущностные, высшие цели человека реализуются толь­ко в форме самореализующихся функций без его волевых усилий. Этому способствует целесообразность развития социального процесса, причина которой — сообразность социальных процессов целям су­ществования как общества, так и отдельных его индивидов.

Связь между самодвижущимися и сознательными целями чело­века и общества из-за ее обусловленности с последующими пере­ходами функций труда, общения и мышления трудно улавливает­ся и уже по этой причине образует важную проблему философии с последующим ее переводом в сферу смежных социальных наук — психологию и педагогику. Значение этой проблемы еще более ак­туализируется тем, что:

1) самодвижущиеся цели, будучи результатом независимого от сознания процесса развития общества, олицетворяют корен­ные, конечные цели человечества;

2) в силу стихийности процесса реализация самодвижущихся целей — функция нередко приводит к нецелесообразным, неже­лательным последствиям;

3) возможность видения последствий достижения сознатель­ных целей иих взаимосвязи с конечными целями заслоняются многообразием каждодневных, будничных интересов и целей, не всегда согласующихся с конечными целями и затрудняющими про­цесс их реализации.

Отсюда выяснение сути и соотношения понятий человеческих целей (целесообразные и нецелесообразные, сознательные и самодви­жущиеся, конечные и будничные) обретает решающее значение вналаживании и рационализации человеческих отношений и дея­тельности, в том числе педагогической.

Значение категорий цели в системе человеческих отношений обусловлено рядом обстоятельств.

1. Цель — конечный пункт развития человеческих потребно­стей и интересов. Категория цели образует высшую ступень чело­веческих отношений и отношения мышления к бытию.


2. Разумные, логичные, практичные цели — наиболее пластич­ное, малозатратное, высокоэффективное средство преобразова­ния и развития вещей, отношений, знаний, необходимых для че­ловеческой жизни.

3. Категория цели — уникальная функция и ориентир практи­ческой деятельности людей, способствующей ее успеху, разумно­сти и целесообразности.

4. Жизненные цели — одна из ведущих характеристик личност­ных качеств человека, средство его психического и физиологи­ческого благополучия, основание и условие его счастья.

Конечная, самодвижущаяся цель (функция) человека — физи­ческое существование (бытие). В силу многообразия будничных целей физическое существование человека как бы вытесняется из сферы сознательных целей и переводится в систему подсознатель­ного механизма психики.

Функции труда, общения, мышления индивидов, которые на первый взгляд направлены на реализацию множества будничных целей, в реальности регулируются целесообразностью существо­вания общества и индивидов.

Таким образом, процесс деятельности, в которой реализуется подсознательная цель физического существования человека, про­должается вопреки отклонениям от него будничных интересов и * целей индивидов. На почве этого противоречия возникают и функ­ционируют множества звеньев социальных институтов, регулиру­ющих и движущих процесс существования людей: государство, религия, наука, производство, обмен, собственность, культура, образование, физическая культура и др.

Актуальность функций упомянутых и других социальных ин­ститутов заслоняет вслед за целью существования и другие важ­ные цели. Физическая культура как близко стыкующееся с физи­ческим существованием отношение преследует комплекс таких взаимообусловленных целей, как здоровье, образование, развитие, рекреация, долголетие индивидов. Функции физической культу­ры подчинены в конечном счете реализации этих аспектов дея­тельности личности, общества, государства.

Однако проблема в том и заключается, что не всегда эти цели осознаются даже деятелями физической культуры, спорта, обра­зования, воспитания и других сфер из-за непонимания статуса физической культуры как важного базового звена человеческих отношений и деятельности. Значение физической культуры выяс­няется только благодаря рассмотрению его в спектре глобальной, конечной цели человека в физическом существовании.

В отличие от других биологических форм физическое существо­вание человека реализуется через существование множества уже названных и неназванных звеньев социальных отношений, средств, званий, вещей, институтов. Разумные цели и функции физиче-


ской культуры реализуются только в диалектическом взаимопро­никновении всех сопредельных форм физического, духовного и личностного существования человека. Иными словами, не укло­няясь от своих специфических функций, физическая культура включается в систему реализации глобальных общечеловеческих целей. Вот такими всеобщими для всех звеньев общественных от­ношений и деятельности целями являются вышеназванные об­щие цели физической культуры. Реализация этой цели требует пе­дагогической переработки и включенности в сферы образования, воспитания, развития личности.

Цель предмета «Физическая культура» как категория теории и методики обучения и основной элемент его педагогической си­стемы — педагогически детерминированное представление о соци­ально обусловленных конечных, этапных и промежуточных результа­тах учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине.

Данная категория формирует педагогическую систему учебно­го предмета; выполняет функцию интеграции целей внеурочных форм организации физического воспитания учащихся общеобра­зовательных школ: способствует достижению цели высшего уров­ня — школьного звена национальной системы физического вос­питания; регулирует содержание и работу по физическому воспи­танию детей школьного возраста.

Выделение и обоснование системообразующего фактора — одна из ключевых проблем системных исследований. Под системообра­зующими факторами здесь понимаются силы, явления, предме­ты, связи и отношения, которые содействуют возникновению системности составляющих дидактические основания предмета «Физическая культура». Выяснение сущности этих сил — важная проблема определения системы. Проблема системообразующего фактора исследована в трудах П. К. Анохина, который особо под­черкивал обязательность поиска и формирования системообразу­ющего фактора для исследовательских работ всех видов и направ­лений, связанных с реализацией системного подхода. П. К. Ано­хиным была выдвинута идея о том, что главным системообразую­щим фактором в функциональных системах поведенческого акта человека служит результат функционирования системы. «Решаю­щим и единственным фактором, — писал он, — является резуль­тат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение пол­ноценного результата»1.

Применительно к педагогической системе учебного предмета данное положение означает, что элемент, который обеспечил

1 Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. — М., 1978. - С. 59.


внутреннее изменение системы, перевел ее в новое состояние, в последующем будет изменен. Это происходит в силу того, что но­вое состояние системы (ее результат) изменяет условия, вызвав­шие указанные силы (при действии сил). Элемент, который обус­ловил возникновение другого элемента и установил с первым определенные связи, взаимодействие которых приводит к фор­мированию еще одного или нескольких элементов, может быть рассмотрен как системообразующий.

Таким действием в педагогической системе предмета «Физи­ческая культура» служит возникновение конкретно и корректно сформулированной цели учебного предмета. Цель в принципе и есть результат действия, т.е. то, на достижение чего была ориен­тирована деятельность, реализуемая через обсуждаемую систему.

В общей теории системы не отрицается возможность рассмот­рения цели как инвариантного элемента общественной системы в качестве системообразующего фактора. Вместе с тем П. К. Анохин понимал цель как «модель будущих результатов». Подобная интер­претация понятия цели характерна и для других ученых: «модель потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «долгосрочный желае­мый результат» (Р.Акофф и Ф.Эмери), т.е. цель в конечном счете есть результат, или наоборот. Отсюда цель, будучи результатом, может быть рассмотрена как системообразующий элемент дидак-тической системы предмета «Физическая культура».

Значимость цели как главного элемента педагогических про­цессов отражена в научно-теоретическом наследии ведущих педа­гогов XX в. Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с углублением реформ в сфере образования. Реформы пре­доставили свободу выбора и школе, и учащимся, и учителю. Уча­щиеся и их родители определяют тип образовательного учрежде­ния, содержание и технологию учебно-воспитательного процесса. Более того, базисный учебный план, будучи генеральным уров­нем представления стандарта, предусматривает возможность осу­ществления обязательных областей базовой части государствен­ного образовательного стандарта путем преподавания различных учебных дисциплин.

Именно поэтому особую значимость приобретает конкретно сформулированная и общепризнанная цель преподавания физи­ческой культуры. Цель учебного предмета определяет параметры ожидаемого результата; обусловливает формирование соответству­ющего содержания образования и совместно с последним порож­дает такие дидактические процессы, которые своим функциони­рованием гарантируют перевод содержания образования в элемен­ты структуры личности и достижение результатов преподавания физической культуры. Цель предмета объединяет в целое ранее раз­розненные и недостаточно взаимосвязанные составляющие науч­но-методических основ школьной физической культуры.


Цель предмета «Физическая культура» — выполнение функции системообразования, диагностирования конечных, этапных, промежу­точных и текущих результатов учебно-воспитательного процесса, управления образованием, воспитанием и развитием учащихся, моти­вации деятельности преподавания и учения, их взаимодействие с тен­денцией на взаимосодействие учителя и учащихся.

Учителя физической культуры испытывают затруднения в воп­росах анализа целевого компонента педагогической системы пре­подаваемой дисциплины. Во-первых, они не могут конкретно сфор­мулировать цель предмета. В качестве таковой считают «укрепле­ние здоровья учащихся», «повышение уровня физической подго­товленности», «воспитание всесторонне развитых людей», «гар­моническое развитие школьников», «развитие двигательных ка­честв», «развитие двигательных способностей», «физическое со­вершенствование учащихся» и т. п.

Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая куль­тура» свидетельствует, с одной стороны, о широте возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащейся молодежи, что в принципе общепризнано, с другой — о значительных пробелах в формировании целеполагающего компо­нента педагогической деятельности учителя. Обоснованность этой позиции подтверждается такими затруднениями учителей физиче­ской культуры, как формулирование цели школьного звена наци­ональной (общероссийской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физиче­ского воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учеб­но-воспитательного процесса по физической культуре в школе.

Данное предположение подтверждают исследования сформи­рованное™ и характера проявления на практике частнодидакти-ческих умений учителей физической культуры. Во-первых, доку­менты перспективного (годового) и оперативного (на семестр, триместр, четверть) планирования не содержат конкретно сфор­мулированных целей учебно-воспитательного процесса по физи­ческой культуре. Во-вторых, установлена преемственность учеб­ного материала, содержащегося в документах перспективного, опе­ративного и текущего планирования. Вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев не совпадающие с плано­выми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов педагогической деятельности. В-треть­их, содержание, средства, методы обучения, формы его органи­зации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед.


Причины, обусловившие эти дидактические затруднения, свя­заны со скудностью конкретной информации в учебниках и учеб­ных пособиях по обсуждаемой проблеме. Информация представ­лена с акцентом на формирование и закрепление знаний о значи­мости физической культуры для реализации идеологических уста­новок государства в подготовке подрастающего поколения к тру­довой и оборонной деятельности.

Действительно, важно актуализировать социальный заказ го­сударства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры. Вместе с тем у буду­щих педагогов физической культуры необходимо формировать умение описывать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики. Здесь нужны умения перевода социального заказа общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету.

До настоящего времени все еще нет единых общепринятых подходов к описанию и конкретизации обсуждаемых целей. Ко­нечной целью физического воспитания населения страны в боль­шинстве формулировок целей национальных систем физического воспитания называются формирование гармонически развитых лю­дей, развитие отдельных сторон личности, формирование вида воспитанности или культуры подготовки к трудовой и оборонной я деятельности, развитие комплекса показателей психофизическо­го состояния, подготовка к реализации политических притязаний правящих партий, оздоровление населения, физическое совер­шенство, удовлетворение потребности общества в развитии фи­зических способностей, профилактика негативного воздействия внешней среды на организм человека и социальная адаптация лич­ности, подготовка к службе Родине и семье, содействие индиви­ду в развитии его личностных качеств и т.д.

Большинство формулировок целей национальных систем фи­зического воспитания, содержащиеся в публикациях, учебниках и учебных пособиях, отличаются многоцелием и многозвенно­стью выражения конечных результатов. Все это существенно за­трудняет осознание конечного результата функционирования на­циональной системы физического воспитания теми конкретными субъектами, усилиями которых эти цели должны быть достигнуты. У субъектов управления данным аспектом деятельности государ­ства формируется представление о формальности целевой уста­новки, ее нереальности, убеждение в необязательности ее дости­жения. Это порождает формализм в работе руководителей в обла­сти физической культуры и спорта.

Абстрактность цели национальной системы физического вос­питания на высшем уровне управления этим процессом обуслов­ливает серьезные затруднения в определении целей ее звеньев, в частности школьного звена.


4.2. Цели предмета «Физическая культура» в национальных системах образования Российской Федерации

Цель национальной системы, будучи выразителем социально­го заказа государства и общества в данной области и одним из основных источников целеполагания физического воспитания учащихся сферы общего образования, не может быть трансфор­мирована в формы, допускающие их отождествление. Поэтому необходимо описание образовательных и воспитательных целей терминами педагогики. Уже упоминалось, что в разных концепту­альных подходах к модернизации физического воспитания школь­ников предпринимаются попытки переосмыслить целевую ори­ентацию данного звена в плане перевода данной проблемы в рус­ло разумного плюрализма, конкретности и реальности. Цель пред­мета «Физическая культура» была четко обозначена еще во вре­менном государственном образовательном стандарте. Несмотря на это, цель учебного предмета продолжают отождествлять с целью школьного звена национальной системы физического воспитания.

Обе цели взаимосвязанные, производные от целей более высо­кого уровня организации и функционирования национальных сис­тем образования и физического воспитания. Первая, будучи произ­водной от цели педагогического явления более широкого масшта­ба, не может быть описана в выражениях, допускающих ее иденти­фикацию со второй. Требуется более углубленное исследование цели как категории дидактики школьной физической культуры.

Цель изучается с разных позиций: как категория философии, как элемент системного познания явлений и предметов реальной действительности. Общепедагогическая интерпретация цели встре­чается в трудах отечественных ученых-педагогов. В теории и мето­дике физического воспитания цель и целеполагание все еще не привлекли соответствующего их роли внимания ученых. Могут быть рассмотрено определение исходных понятий: цель национальной си­стемы физического воспитания, цель звена национальной системы фи­зического воспитания, цель формы организации физического воспита­ния (предмета «Физическая культура» и внепредметных форм), цель конкретного цикла учебно-воспитательного процесса (11 — 12-летнего), ступени школы, учебного года, его периодов, системы уроков, посвященных теме, урока физической культуры, т.е. научное обо­снование понятийно-терминологического аппарата проблемы. Не­обходимо решить и такие вопросы, как роль, значение, место и функции цели в циклах технологии учебного процесса по данной дисциплине; обоснование требований к формулированию и конк­ретизации педагогической цели, разработка процедуры собствен­но целеполагания с определением его источников, взаимосвязей педагогических целей и задач по вертикали и горизонтали управ­ления учебным процессом по физической культуре.


Научно-теоретическая разработка обозначенных и других воп­росов цели и целеполагания затруднена еще и тем, что цель школь­ного звена национальной системы физического воспитания не един­ственный детерминант цели предмета «Физическая культура» и других форм организации занятий по физической культуре в шко­ле. Значимым источником целеполагания на этом уровне выступает цель общего среднего образования, ставшая предметом разногласий и дискуссий, поиска и обоснования новых ориентиров.

Формирование всесторонне развитой личности с гармониче­ским сочетанием духовного богатства, моральной чистоты и фи­зического совершенства традиционно рассматривались как цель общеобразовательной школы. Реформы социально-экономических и политических устоев государства и демократизация обществен­ной жизни расширили диапазон суждений по проблеме.

В этих условиях крайне важно разобраться в исходных понятиях и терминах, определить их сущность. Они настолько взаимосвяза­ны, что нельзя определить одно без выяснения сущности другого. Первое понятие — «цель национальной системы физического вос­питания». Родовое понятие по отношению к предыдущему — по­нятие «цель воспитания».

Попытки определить цель воспитания были предприняты еще А. С. Макаренко. Он писал: «Я под целью воспитания понимаю,. программу человеческой личности, программу человеческого ха­рактера, причем в понятие характера я вкладываю все содержа­ние личности, т.е. характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания — реши­тельно всю картину человеческой личности». Однако все еще не сформулировано общепринятое понимание признаков, отражаю­щих сущность целей воспитания. Одни видят сущность цели воспи­тания в диагностично описанных параметрах личности. Другие — в идеализированных представлениях, отражающих целевую установ­ку, предпочитают конкретизированные и персонифицированные описания педагогических целей. Третьи считают, что одним из инвариантных признаков цели служит образ будущего результата с описанием перечня знаний, умений, навыков и качеств лично­сти, которые должны быть сформированы у воспитуемых в учеб­ных заведениях конкретного типа. Очевидно, что в данном случае речь идет о целях воспитания, реализуемых на различных уровнях национальной системы образования.

Цель такого уровня, как национальная система физического воспитания, не может быть чрезмерно конкретизирована, равно как и лишена информации об идеале личности. Полагаем, что под целью национальной системы физического воспитания следует по­нимать идеализированное представление об императивных1 парамет-

1 Императив (от лат. imperativus — повелительный) — требование, приказ, закон.


pax социального заказа государства (общества) в сфере физического воспитания населения страны.

Формулировка цели — носитель конкретной информации об обоб­щенных признаках структуры личности, которые должны быть сформированы в процессе функционирования системы физичес­кого воспитания во всех звеньях. Параметры личности указаны соответствующими этапу общественного развития, связанными с социальным заказом в сфере образования. Такая цель выражает идейную направленность национальной системы физического вос­питания. Попытки полностью лишить цели таких сфер обществен­ной жизни, как образование, физическая культура, спорт, их иде­ологической ориентации, предпринимаемые в настоящее время, могут быть впоследствии переосмыслены. Государство и общество не могут не использовать образование и физическую культуру для защиты своих национальных интересов. Отсюда формулировки цели отечественной системы физического воспитания, когда конечный ее результат связывают с достижением физического совершен­ства человека как одной из сторон гармонии его личности, кор­ректны.

По мере перемещения вниз по вертикали иерархии целей дан­ная цель конкретизируется в соответствии с особенностями зве­ньев национальной системы и становится для них основным ис­точником целеобразования. Информация для целеобразования на уровне национальной системы исходит из общественной системы государства, из социального заказа.

Цель школьного звена национальной системы физического воспи­тания определяется как педагогически детерминированное (опреде­ляемое) представление о социально обусловленных инвариантных при­знаках результатов, на достижение которых ориентирован процесс физического воспитания учащихся общеобразовательных школ (уч­реждений общего образования).

Формулировка собственно цели данного уровня организации физического воспитания населения страны требует:

- ее связи с целевыми установками национальных систем об­разования и физического воспитания;

- диагностичности;

- деятельностного подхода;

- возможности дифференцирования на цели форм организа­ции физического воспитания школьников;

- конкретности, обусловливающей однозначность восприятия и осознания субъектами ее реализации (учителями, руководите­лями органов образования и физической культуры).

Возможной формулировкой цели школьного звена могло быть обеспечение должного уровня физического совершенства учащихся общеобразовательных школ. При этом важно знать параметры «должного уровня», на достижение которого ориентирован про-


цесс, для диагностики и управления им. Другой реальной для до­стижения и корректной целью может быть формирование физи­ческой культуры личности учащегося. Обе цели, на наш взгляд, реальны для достижения в результате взаимосвязанной работы на уроках физической культуры и во внеурочных формах организа­ции физического воспитания школьников.

Целевая ориентация форм организации физического воспита­ния в школе призвана отразить педагогически адаптированное пред­ставление об ожидаемых результатах реализации данного процесса с учетом специфики форм его организации в учреждениях общего образования: на уроках (предмет «Физическая культура»), физкуль­турно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня, внеклассных формах организации занятий физической культурой и спортом и т.д. (рис. 2). Из множества возможных целевых устано­вок основополагающей выступает цель предмета «Физическая куль­тура». Эта цель выполняет функцию интеграции целей других форм организации физической культуры в школе.

Варианты формулировок были рассмотрены ранее в современ­ных концепциях модернизации теории и методики обучения пред­мету «Физическая культура».

Касаясь формулировок целей форм организации, наиболее приемлемыми могут быть:

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (содействовать рекреации и профилактике гипокинезии уча­щихся в режиме их учебы и отдыха);

внеклассные формы организации занятий физической культурой и спортом (содействовать достижению оптимального уровня двига­тельной подготовленности учащихся);

общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприя­тия (содействовать организации здорового досуга школьников, пропаганде физической культуры и спорта среди детей, подрост­ков, юношей).

Подробное описание целевой ориентации позволяет разрабо­тать систему целей каждой формы по ступеням общеобразователь­ной школы (начальная, основная, полная средняя школа с пос­ледующей дифференцировкой на цели года обучения (класса), периода учебного года (семестр, триместр, четверть), разделов учебных программ, тем конкретных уроков. Общая цель физиче­ского воспитания школьников, будучи дифференцированной по циклам технологии учебно-воспитательного процесса, формиру­ет системность педагогических процессов на всех уровнях их функ­ционирования; объединяет адекватные целям средства, формы, методы реализации целей от микроцикла—урока до большого мак­роцикла (11 — 12 лет). Учебно-воспитательный процесс по предме­ту «Физическая культура» во взаимосвязи с другими формами фи­зического воспитания, разработанный и реализуемый с учетом


реальных условий, способствует достижению его целей и выполне­нию социального заказа общества в этой области.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое цель? Какое отношение цель имеет к деятельности человека?

2. Дайте определение понятия «цель учебного предмета "Физическая культура"».

3. Какие функции выполняет цель преподавания дисциплины в педа­гогической системе учебного предмета?

4. Назовите источники, из которых выводится цель учебного предме­та «Физическая культура».

5. Каковы действующие в настоящее время формулировки педагоги­ческой цели предмета «Физическая культура»?

6. Перечислите основные требования к формулировке цели предмета «Физическая культура».


ГЛАВА 5

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...