Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПРЕДМЕТЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

1Л. Субъекты дидактического взаимодействия

Главные составляющие дидактических процессов — деятель­ность преподавания и деятельность учения. Всякие суждения о про­цессе обучения, где деятельности преподавания и учения не рас­сматриваются в единстве и взаимосвязи, не могут быть признаны корректными. Носителями упомянутых видов деятельности вы­ступают педагог и учащиеся. Функции педагога в проектирова­нии, организации и реализации дидактических процессов явля­ются главными.

Педагог — это специалист, занимающийся воспитанием, об- . разованием и обучением детей и молодежи, имеющий профессио­нальную подготовку по специальностям «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Безопасность жизнедеятельно­сти», «Адаптивная физическая культура».

Педагог знает, что, где, когда и как надо делать, умеет дей­ствовать в соответствии с педагогическими законами, несет в ус­тановленном порядке ответственность за результативность своей профессиональной деятельности.

Учитель физической культуры — это особая профессия. От его профессиональной компетентности зависит многое: состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность, уровень духовно-нравственного воспитания, моральное состоя­ние учащихся. Поэтому к учителю физической культуры предъяв­ляются высокие требования. Он должен:

- иметь высокий уровень профессиональной подготовленности (знание предмета преподавания);

- быть компетентным в смежных областях знаний, особенно в области естествознания (анатомия человека, физиология челове­ка, гигиена общая, школьная и физического воспитания, спортив­ная медицина, лечебная физическая культура, педагогика, пси­хология, физика с основами биомеханики и др.);

- быть физически развитым, всесторонне двигательно подго­товленным, с красивой осанкой;

- опрятно одеваться, соблюдать педагогический такт;


- быть дисциплинированным, честным, справедливым и тре­
бовательным.

Современные школьники предпочитают учителей физической культуры с высоким уровнем спортивно-педагогической подго­товки по двум-трем видам спорта, которые наиболее популярны среди школьников.

Учитель физической культуры, будучи носителем одного из двух видов деятельности — преподавания, выполняет в структуре ди­дактических процессов разноаспектные, многоплановые функ­ции, которые характеризуют особенности его педагогической де­ятельности:

- воспитательные;

- образовательные;

- оздоровительно-развивающие;

- организационно-управленческие;

- проектировочно-прогностические и др.

Воспитательно-образовательные и оздоровительно-развиваю­щие функции реализуются во взаимосвязи с временным парите­том одного или двух из них.

Разучивание двигательных действий сопряжено с проявлением волевых усилий и расширением морфофункциональных возмож­ностей организма школьников. При этом развитие личности уча­щегося по своей направленности может отклониться в ту или иную сторону. К примеру, проявление волевых усилий может содей­ствовать развитию грубости, себялюбия, эгоизма, вспыльчиво­сти, зазнайства и других негативных качеств. В этих условиях акту­ально формирование нравственных знаний, убеждений, поступ­ков и поведения учащихся на уроках физической культуры.

Образовательные функции реализуются при передаче учащим­ся знаний и умений, связанных с выполнением физических уп­ражнений, с их ролью в трудовой деятельности, значением тех или иных качеств в жизни человека, при объяснении роли режи­ма для оздоровления организма и поддержания высокой работо­способности. Учитель физической культуры выполняет большую просветительскую работу с педагогическим коллективом школы, особенно с учителями начальных классов, выступает с лекциями и беседами о том, как проводить занятия по физическому воспи­танию с младшими школьниками. Наконец, он должен вести про­пагандистскую работу с родителями учеников, желающими зани­маться со своими детьми физической культурой.

Учащиеся — это дети, занятые организованной учебной дея­тельностью, являющиеся субъектами этой деятельности и ее но­сителями в структуре дидактических процессов.

В личности учащегося различают такие сферы, как мотива-ционная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, уровень раз­вития которых имеет определенное значение для результативно-


сти его учебной деятельности. Мотивы занятий на уроках физической культуры1 делятся на общие и конкретные; допускает­ся при этом и их сосуществование. К общим мотивам отнесено желание заниматься физической культурой. Конкретные мотивы связаны с желанием заниматься любимым видом спорта, опреде­ленными упражнениями.

Мотивы занятий физической культурой дифференцируются по возрасту (классам) и полу учащихся. У младших школьников это «хочу быть чемпионом» без указания вида спорта и масштаба спортивных соревнований или «хочу участвовать в спортивных соревнованиях». В V—VIII классах занятия физической культурой мотивированы желанием улучшить физическое развитие, в основ­ном осанки, или осваивать красоту форм движений. Мотив стар­ших школьников (IX—XI классы) — желание быть физически раз­витыми, сильными.

Учащиеся начальных классов отдают предпочтение играм: маль­чики — спортивным, девочки — подвижным. В последующем физ­культурные интересы учащихся дифференцируются по видам физ-культурно-спортивной деятельности (гимнастика, легкая атлети­ка, единоборства, ходьба на лыжах, хоккей, футбол, волейбол, баскетбол, гандбол и т.д.). Мотивы посещения уроков физиче­ской культуры тоже разные. Группы учащихся, которым нравятся уроки, посещают их ради укрепления здоровья и физического" развития. Другие, у кого не сформировано позитивное отношение к данной дисциплине, ходят на урок ради того, чтобы избежать неприятностей из-за пропусков занятий.

Физкультурно-спортивные интересы школьников колеблются в широком диапазоне и обусловлены разными факторами. Воспита­ние устойчивого интереса к физической культуре и формирование мотивов активности занятий на уроках физической культуры — одна из важных задач преподавания данной дисциплины.

Другой мотив, характеризующий учащихся, — их различия по состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности.

В учебных классах занимаются дети с разницей в возрасте. К примеру, в I классе обучаются дети шести, семи и восьми лет. В последующих классах такая тенденция сохраняется, и это обус­ловливает дифференциацию уровней физического развития и дви­гательной подготовленности. Если средний показатель прыжка в длину у мальчиков I класса равен ПО см, то учащиеся шести лет в среднем прыгают в длину с места на 98 см, семи лет — на 113, а восьми — на 136 см. Аналогичны двигательные возможности в

1 Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. для институтов и факультетов физической культуры. — СПб., 2000.


беге за 10 с (быстрота), подтягивании на перекладине, челноч­ном беге 3 х 10 и других видах контрольных испытаний.

Активизация познавательной деятельности школьников по предмету «Физическая культура» требует, чтобы учитель хорошо знал коллектив учащихся и дифференцировал свое воздействие с учетом особенностей каждого из них.

Таким образом, педагог и учащиеся — это основные субъекты, которые создают процессуальную сущность в функционировании педагогической системы учебного предмета. Учитель должен знать особенности половозрастного развития учащихся, изучить инди­видуальные особенности личности школьников в тех классах, где он преподает, и использовать свои знания в преподавании пред­мета «Физическая культура».

Этапы дидактических процессов

Дидактические процессы — предмет повышенного интереса специалистов по теории и методике физического воспитания. Еще в 1950-х гг. были выделены «части обучения»:

- осмысливание учебного задания;

- разучивание двигательного действия;

- закрепление и совершенствование;

- анализ результатов обучения;

- возможность с некоторой условностью «различать стороны, части:

а) ознакомление с изучаемым двигательным действием;

б) разучивание двигательного действия;

в) закрепление и совершенствование приобретенных навыков;

г) анализ и оценка усвоения».

Отмечалось, что первые три части обучения имеют последова­тельный характер и составляют этапы обучения. Объектом особо­го внимания стала данная проблема в 1960— 1970-х гг.

В учебных пособиях по теории физического воспитания не уде­лялось внимание вопросам структуры процесса, выделялись «сту­пени овладения новым действием» и «этап овладения». В качестве последних назывались «первичные умения», навык, «вторичные умения».

Позднее в процессе обучения двигательным действиям были определены пять стадий формирования двигатель­ных навыков:

- создание первоначального представления о двигательном дей­ствии и установки на овладение им;

- образование первоначального умения;

- формирование совершенного умения;

- становление навыка;

- достижение вариативности навыка и умение его применять.


Одновременно обозначились и соответствующие им пять эта­пов процесса обучения:

- первоначальное ознакомление с действием;

- первоначальное овладение действием;

- уточнение двигательного действия;

- закрепление двигательного действия;

- достижение мастерства.

В последние десятилетия XX в. в учебных пособиях по теории и методике физического воспитания упрочилась трехэтапная струк­тура дидактических процессов: ознакомление с двигательным дей­ствием; разучивание и совершенствование. В учебниках 1990-х гг. выделено четыре этапа: ознакомление с двигательным действием; начальное разучивание двигательного действия; закрепление при­обретенного элементарного умения; обучение применению навы­ков в различных условиях.

Даже опытные учителя физической культуры в качестве конк­ретной задачи своего урока указывают совершенствование изуча­емых двигательных действий (прыжка в высоту, длину, метаний, стартового разбега, сложных упражнений гимнастики, спортив­ных игр и т.д.). В подобных случаях процесс «совершенствования» может сводиться к многократному выполнению данного двига­тельного действия, закреплению тех ошибок техники, с которы- . ми учащиеся и явились на данный урок. Исследования, проведен­ные в 1975— 1998 гг. по проблемам усвоения учащимися учебного материала по разделам спортивных игр (баскетбол), гимнастики и легкой атлетики на уроках физической культуры, показали, что большинство учащихся IV—IX классов (60 — 65%) общеобразо­вательных школ не достигают уровня двигательного навыка даже при средней продолжительности обучения конкретным двигатель­ным действиям на 10—12 уроках. Многие педагоги физического воспитания упрощенно понимают понятие совершенствование.

Анализ неудачных уроков физической культуры позволяет вы­делить в качестве одной из важных причин произвольную трак­товку учителями названия этапов процесса обучения и их содер­жания.

Различие в названиях этапов, нестабильность их количествен­ного состава, отсутствие толкования таких понятий, как ознаком­ление, первоначальное, начальное, углубленное, детализированное разучивание и др., затрудняет целеполагание как компонент педа­гогической деятельности учителя физической культуры. Это при­водит к просчетам в подборе оптимальных средств обучения, форм и методов его реализации, снижающим результативность учебно-воспитательного процесса по школьной физической культуре.

Поэтому, основываясь на трудах дидактиков, специалистов по теории и методике физического воспитания и материалах анализа опыта работы учителей физической культуры, предлагается по-


этапная структура, которая максимально учитывает специфику данной дисциплины и концепцию общего среднего физкультур­ного образования школьников.

Структура процесса обучения

Первый этап. Подготовка учащихся к усвоению изучаемого дви­гательного действия. Кначалу обучения конкретному двигатель­ному действию часть учащихся класса (30 — 35 %) не готовы усво­ить его. Это объясняется:

- различием уровней двигательной подготовленности и физи­ческого развития;

- характером сформированности и направленности физкуль­турных и спортивных интересов детей школьного возраста;

- отношением учащихся к предмету «Физическая культура» и кучителю;

- различием в уровнях профессионально-педагогической под­готовленности педагогов физического воспитания.

Поэтому опытные педагоги практикуют опережающее плани­рование изучения отдельных тем и разделов учебной программы. Цель этапа — целенаправленно на протяжении определенного пе­риода времени устранить пробелы в двигательной подготовке уча­щихся. Возможно введение подготовительного этапа в структуру процесса обучения1.

Необходимость выделения первого, подготовительного этапа обучения объясняется своеобразием учебно-воспитательного про­цесса по предмету «Физическая культура», опытом учителей, осу­ществляющих опережающее планирование части учебного мате­риала с целью предварительной подготовки учащихся к усвоению тех или иных разделов программы.

Цель подготовительного этапа — обеспечение у всех учащихся класса нужного уровня физической и психологической готовно­сти к началу обучения новому учебному материалу. Во время под­готовительного этапа создается фонд двигательных координации, необходимых для усвоения движений, входящих в состав изучае­мого двигательного действия.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические. Проявляются в процессе формирования дви­гательных координации, необходимых для усвоения основного дви­гательного действия, учащиеся выполняют отдельные движения, представляющие своеобразные его субструктуры. Так формируют­ся функциональные системы субструктур основного двигательно­го действия (мотивация, афферентный синтез, решение, возник­новение программ и акцептора действия обратной афферентации). При этом актуализируется прежний двигательный опыт, из аппа-

1 Мазниченко В.Д. Двигательные навыки в спорте. — М., 1981. — С. 140— 141.

I 91


ратов памяти возникают чувственные образы (сведения о движу­щихся частях тела, о временных, пространственных и динамиче­ских характеристиках и т.д.). Одновременно формируется система дополнительных двигательных условных рефлексов, которых не оказалось в двигательном опыте учащегося, но необходимых для успешного усвоения двигательного действия.

Таким образом, физиологические особенности подготовки на этом этапе заключаются в формировании базы частных двигательных координации или их отдельных элементов.

Психологические. У учащихся формируются частные двигатель­ные умения, своеобразные субсистемы, возможные компоненты программы деятельности по усвоению основного двигательного действия. Происходит направленное развитие интересов и потреб­ностей, нацеленных на формирование в последующем доминиру­ющей мотивации, сильного стимула для усвоения основного дви­жения. Одновременно развиваются волевые качества, необходи­мые для возникновения решения действовать.

Педагогические особенности связаны с психолого-физиологи­ческими характеристиками и обусловливают необходимость педа­гогической диагностики, обоснования цели, задач этапа, выбора оптимальных средств, форм, методов их решения. Наибольшая трудность для учителя — определить, когда следует начать подго- т товительную работу, как выявить учебные возможности и навыки учебного труда учащихся по предмету «Физическая культура».

В зависимости от этих и других факторов при разработке доку­ментов перспективного (годового) и оперативного (четвертного), поурочного (текущего) планирования педагог определяет продол­жительность подготовительного периода.

Следует иметь ввиду, что подготовительную работу педагог ведет параллельно с решением основных образовательных задач во время изучения основного учебного материала. Значит, между ними должна быть и определенная дидактическая взаимосвязь. При этом необходимо дифференцировать педагогические воздействия, поскольку велик диапазон колебаний показателей учебных воз­можностей школьников по предмету «Физическая культура». Учи­телю приходится чаще использовать индивидуально-групповые формы взаимодействия.

Цель этапа— обеспечить готовность учащихся класса усво­ить технику предстоящего изучения двигательного действия.

Задачи:

1) определить возможности школьников усвоить изучаемое дви­гательное действие;

2) выявить основные группы учащихся, чтобы дифференци­ровать процесс обучения;

3) отобрать рациональные средства, формы и методы диффе­ренцирования учебно-воспитательного процесса на данном этапе;


 

4) сформировать у учащихся базовые двигательные координа­ции, необходимые для создания двигательного умения выполнить изучаемое физическое упражнение в целом по общей схеме;

5) развивать двигательные качества, доминирующие в двига­тельном действии до требуемого уровня.

Количество и последовательность педагогических задач данно­го этапа могут варьировать в зависимости от координационной сложности двигательного действия, особенностей учащихся, ма­териально-технической базы школы и личного опыта учителя физической культуры.

Рекомендуемые методы обучения:

- словесное воздействие (краткие рассказы о прикладном зна­чении двигательного действия, беседы, ориентированные на фор­мирование нужной мотивации, обобщенные объяснения, словес­ные инструкции);

- упражнения (общеразвивающие, подготовительные и подво­дящие).

Показ физического упражнения будет полезным из группы методов обеспечения наглядности.

Второй этап. Формирование умения выполнять двигательное действие по общей схеме. На основе знаний и ранее сформиро­ванных базовых двигательных координации учащиеся должны уметь выполнить двигательное действие в целом, соблюдая основу ти­повой техники.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические: иррадиация коркового возбуждения, недоста­точность тормозных реакций, что вызывает неточность движения инеустойчивость ритма. Возможное проявление защитных реак­ций, в результате чего ограничивается амплитуда движений, и они становятся скованными. Ограниченность сенсорного анализа и коррекции движения, значительное напряжение нервной сис­темы вызывает сравнительно быструю утомляемость. Это приво­дит к неустойчивости движений и искажениям их структуры при повторных выполнениях.

Психологические: недостаточное осознание двигательных ощу­щений, динамических характеристик двигательного действия, слабое знание основ техники, ошибочное субъективное восприя­тие структуры выполняемого действия.

Педагогические. Управление движениями, составляющими це­лостное двигательное действие, происходит неавтоматизирован­но. Сознание участника загружено контролем каждого движения, работа выполняется нерационально и на фоне выраженного утом­ления. Способ решения двигательной задачи не определен, про­должается поиск оптимального решения. Поэтому при выполне­нии двигательного действия могут возникать искажения простран­ственных, временных и динамических характеристик изучаемой


техники. Появляется необходимость разучивать движение по зве­ньям (элементам, субсистемам), чтобы в дальнейшем овладеть об­щим ритмом двигательного действия. Важно предупредить возник­новение ошибок и их закрепление при повторном выполнении движения.

Цель этапа — обеспечить усвоение двигательного действия, умение выполнить его, соблюдая общий рисунок, схему.

Задачи:

1) создать представление об изучаемом двигательном действии;

2) сформировать у учащихся установку овладеть двигательны­ми действиями;

3) выполнить двигательное действие по частям;

4) овладеть общим ритмом действия;

5) определить типичные затруднения учащихся при выполне­нии двигательного действия;

6) устранить грубые ошибки.

Рекомендуемые методы обучения:

упражнения (подводящие и имитационные физические упраж­нения, разучивание двигательного действия по элементам с по­следующим объединением их в целостное физическое упражне­ние, предписывание алгоритма движений);

наглядности (показ двигательного действия в замедленном темпе и по элементам, демонстрация типичных ошибок, характерных-для данного упражнения обеспечения);

словесное воздействие (объяснение способа решения двигатель­ной задачи, знакомство с основными элементами техники, инст­руктаж о последовательности выполнения, постановка вопросов учащимися).

Основное внимание на этом этапе обращается на формирование правильного представления об изучаемом двигательном действии.

Третий этап. Формирование двигательного навыка. На этом эта­пе необходимо сформировать способность учащегося выполнить двигательное действие с акцентом внимания на условия и резуль­тат действия.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические: многократное повторное выполнение двигатель­ного действия при наличии внутренней и внешней корректирую­щей информации позволяет систематически уточнять афферент­ный синтез, программу и акцептор действия и обратной аффе-рентации. Процесс возбуждения концентрируется в соответствую­щих двигательных центрах; уточняются тормозные реакции. Спе­циализируются условные рефлексы; формируются двигательные дифференцировки. Движения с каждым разом все больше автома­тизируются, и устанавливается системность протекания нервных процессов. Ведущую роль в управлении движениями играет двига­тельный анализатор.


Психологические. В процессе уточнения структуры двигательно­го действия осознанными становятся его временные, простран­ственные и динамические характеристики. Расширяются возмож­ности осознанной коррекции в реализации программы действия; уточняются двигательные представления и ощущения; формиру­ется установка на усвоение изучаемого двигательного действия. Развиваются необходимые для решения двигательной задачи во­левые качества.

Педагогические. В процессе дидактического взаимодействия у учащихся формируется способность выполнить двигательное дей­ствие сравнительно легко, как бы автоматизированно, сосредо­точив внимание лишь на результате. Углубляется понимание его техники, осознаются и уточняются временные, пространствен­ные и динамические характеристики, устраняются искажения в технике исполнения. Деятельность взаимодействующих сторон приобретает характер взаимодействия.

Цель этапа — сформировать умение учащихся технически правильно и свободно выполнять двигательное действие в целом, с соблюдением соответствующих временных, динамических и про­странственных характеристик.

Задачи:

1) добиться детального усвоения отдельных элементов техни­ки в процессе целостного выполнения изучаемого двигательного действия;

2) устранить типичные ошибки, допускаемые учащимися при усвоении техники данного двигательного действия (указать, ка­кие именно);

3) обеспечить правильное выполнение двигательного действия с соблюдением его ритмических характеристик;

4) то же, но с соблюдением характерных динамических и про­странственных параметров.

Рекомендуемые методы обучения:

упражнения: 1) многократное повторное выполнение двигатель­ного действия в целом с акцентом внимания на детальное усвое­ние отдельных его элементов;

2) то же, но с изменением привычных при предыдущих по­вторных выполнениях внешних условий;

3) выполнение более сложного варианта движения;

4) эпизодическое выявление отдельных элементов, фаз дви­жений в целях их детализации;

5) выполнение упражнения с проговариванием про себя;

6) выполнение упражнения с проговариванием вслух (с ком­ментариями о последовательности операций или о качестве вы­полнения).

Наглядные методы: фотокиноматериалы (визуальные), черте­жи, схемы, макеты, их демонстрация с акцентом внимания на


отдельные элементы или изолированный показ в замедленном тем­пе (если это возможно) этих фаз или элементов.

Словесное воздействие (взаимоанализ учителя и учащихся, об­суждения учащимися). Срочная информация должна быть предель­но конкретной, немногословной, но понятной. Обычно она вы­ражается одним словом, к примеру: «да», «нет», «хорошо», «пло­хо», «выше», «ниже», «быстрее», «резче», «сильнее», «удар», «ры­вок», «спокойно». Такая информация имеет ярко выраженный индивидуальный оттенок и нацелена на устранение неточностей. Эту информацию можно назвать срочной на уроках физической культуры.

Словесные воздействия в перерывах между повторными упраж­нениями представляют собой отсроченную информацию. Она пе­редается группе учащихся или отдельным школьникам в процессе разбора, анализа качества выполнения, обсуждения с учащимися. Кроме того, здесь приемлемы самоотчеты, взаимоотчеты, взаи­мообсуждения, идеомоторная тренировка.

Возможны такие приемы, которые мы отнесли ранее к группе методов упражнения, как выполнение двигательного действия с проговариванием про себя или вслух.

Четвертый этап. Закрепление освоенного двигательного действия (после того как двигательный навык сформирован в соответствии с типовой техникой).

На этом этапе должно быть достигнуто стабильное выполне­ние двигательного действия, которое было предметом изучения в предшествующий период. Условия, которые сопутствовали фор­мированию навыка выполнения данного двигательного действия, не меняются. Учащихся нацеливают на приобретение «запаса проч­ности» в воспроизведении техники изучаемого движения: выпол­нять его свободно и за сравнительно меньшее время, сконцент­рировав внимание в основном на ритме действия, моментах при­ложения основных усилий и конечном результате. Несколько уве­личиваются объем и интенсивность физической нагрузки.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические. Они обусловлены закреплением выработан­ной функциональной системы на уровне динамического стерео­типа корковой деятельности. Афферентный синтез сокращается вплоть до «пусковой афферентации», сужается обратная аффе-рентация. Управление движениями осуществляется в основном по сигналам двигательного анализатора, повышается устойчи­вость нервной системы к утомлению. Достигаются прочность сле­дов выработанных двигательных координации и долговременность их сохранения.

Психологические. Они связаны с частичным освобождением со­знания от излишнего напряжения по управлению движениями. На этом этапе сознание контролирует лишь наиболее важные


звенья двигательного действия и его результат. Однако это не означает, что повторно выполняемые (закрепляемые) двигатель­ные действия становятся бессознательными, они иначе осозна­ются. На этом этапе формируются тонкие, специализированные ощущения, связанные с закрепляемым двигательным навыком. По­вышается устойчивость действия к сбивающим факторам внеш­ней и внутренней среды. Педагогические:

а) закрепление изученного двигательного действия в процессе
многократного его выполнения. Без повторения невозможно об­
разовать двигательные навыки, довести выполнение движения до
автоматизма, достичь стабильности техники, приобрести в ней
запас прочности.

По мере углубления и закрепления двигательного действия количество повторений увеличивается. В дальнейшем повторное исполнение сопряжено с сокращением интервала отдыха между упражнениями.

Существует мнение, что количество повторений необходимо оптимизировать. Теория обучения в физическом воспитании не располагает рекомендациями, хотя бы усредненными данными об оптимальном количестве повторений на разных этапах обуче­ния, по годам обучения (классам) и по конкретным разделам школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры и др.) по физической культуре. Как известно, результатив­ность обучения зависит от количества повторений изучаемого дви­жения. Однако оно не должно быть чрезмерным. Оптимальным следует считать такое число повторений, которое дает ожидаемый педагогический эффект (развитие качеств, воспроизведение тех­ники). Если же результаты выполнения движения ухудшаются, повторять упражнение не следует;

б) нацеленность деятельности учителя и учащихся на дальней­
шую детализацию техники закрепляемого двигательного действия,
поиски путей для ее вариативного исполнения, если такая воз­
можность намечается.

Цель этапа — достичь стабильности выполнения двигатель­ного действия при повторных упражнениях. Задачи:

1) добиться стабильности исполнения изучаемого двигатель­ного действия с акцентом на воспроизведение его характерного ритма, динамических или пространственных характеристик;

2) сохранить стабильность воспроизведения техники физиче­ского упражнения при многократных повторениях, на 1/3 превы­шающих привычный для учащихся объем физической нагрузки;

3) сохранить стабильность техники при повторном выполне­нии и сокращении обычного интервала отдыха между упражне­ниями и др.

4 Жолсзннк 97


Рекомендуемые методы обучения:

упражнения (многократное выполнение двигательного действия с дифференцированием объема и интенсивности физической на­грузки и изменением привычных условий);

словесное воздействие (идеомоторная тренировка, обсуждение результатов выполнения с учителем и между учащимися; выпол­нение движения с проговариванием про себя и вслух);

наглядность (демонстрация кино- и видеозаписей, вычленение отдельных элементов и их замедленный показ, показ схем, кино­грамм, рисунков, макетов и других полезных материалов).

На этом этапе, как и на всех предыдущих, комплексно приме­няются все группы методов. Методы обучения почти интегриру­ются с методами развития двигательных качеств. На данном этапе важное место отводят идеомоторной тренировке.

Пятый этап. Формирование умения использовать знания, двига­тельные и инструктивные навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом. Этот этап вводится в соответствии со спецификой цели, задач и содержания образова­ния по предмету «Физическая культура». В настоящее время акти­визировалась работа по обоснованию содержания, форм, методов организации самостоятельных занятий школьников физической культурой и спортом (Г. Б. Мейксон, В. Н. Шаулин и др.). Один из^ путей кардинального решения этой проблемы — ее отражение всодержании и структуре процесса обучения по физической куль­туре. В механизмах функционирования процесса обучения есть не только внешние воздействия учителя на учащихся, но исамовоз­действия личности: самообучение, самовоспитание, самосовер­шенствование.

Сущность этапа выражена в целенаправленном и системати­ческом включении изучаемых на уроках физической культуры двигательных действий в содержание самостоятельной физкуль­турной деятельности учащихся различных форм. Это могут быть внепредметные (внеурочные) занятия в общеобразовательной школе, внешкольные формы организации, включая неформаль­ные группы и объединения. На этом этапе необходимо освоить двигательный навык настолько, чтобы он приобрел оттенок ин­дивидуальной техники исполнения и мог быть использован ва­риативно.

Завершающий этап дидактических процессов по физической культуре, на котором приобретаются двигательные умения выс­шего порядка, выступает в качестве своеобразного «блока» для организации физкультурной деятельности учащихся, формирова­ния видов такой деятельности.

Характерные особенности подготовки.

Физиологические. Формирование функциональной системы от­дельных элементов «блоков» физкультурной деятельности учащихся.


Двигательный навык приобретает вариативный характер, инди­видуализируется и адаптируется к различным условиям внешней среды, включается как элемент в формирующуюся или модерни­зирующуюся функциональную систему.

Функциональная система, связанная с образованием навыка конкретного двигательного действия, в данном случае включа­ется в функциональную систему деятельности или его элемен­та, «блока», что, возможно, потребует частичной перестройки уже закрепленного или формирующегося динамического стерео­типа.

Психологические. Расширение представлений учащихся о своих двигательных способностях и деятельности, элементом которой становится конкретный двигательный навык. На этом этапе предъявляются довольно высокие требования к волевой сфере учащихся, что связано с необходимостью самостоятельно исполь­зовать изученное двигательное действие. Осуществляется интегра­ция специальных знаний, инструктивных навыков и умений с двигательным навыком и подчинение этого объединения деятель­ности или его элементу.

Педагогические:

а) слияние теоретической и двигательной подготовки с эле­
ментами физкультурной деятельности учащихся. Такая интегра­
ция может быть частично реализована на уроках (например, в
спортивных, элементарно-спортивных и подвижных играх, еди­
ноборствах и других индивидуальных видах деятельности), в физ­
культурно-оздоровительных мероприятиях в режиме учебного дня,
во время внеклассных, внешкольных занятий физической культу­
рой, включая самостоятельные в быту;

б) возможность устанавливать функциональные связи между
всеми формами организации физического воспитания, между ком­
понентами педагогических систем (цель, содержание, формы орга­
низации, методы реализации и др.). К примеру, комплексы обще-
развивающих физических упражнений, изучаемые на уроках, мо­
гут быть рекомендованы для гимнастики, проводимой до начала
занятий в школе, и утренней гимнастики в семье, интернатах,
местах труда и отдыха. Подводящие, подготовительные и основ­
ные физические упражнения могут выполняться как в школе, так
и вне школы.

Включение этого этапа повышает результативность комплекс­ных программ физического воспитания школьников.

Цель этапа— формировать умение использовать специаль­ные знания, двигательные и инструктивные умения в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом.

Задачи:

1) положительная мотивация, связанная с самостоятельными занятиями физической культурой и спортом;



2) формирование убеждения в прикладной ценности двига­тельных действий, рекомендуемых для обогащения содержания физкультурной деятельности;

3) знание инструктивно-методической направленности (место двигательного действия в структуре других элементов деятельно­сти, профилактика травматизма, объем и интенсивность физи­ческой нагрузки, сведения о самоконтроле, последовательность выполнения физических упражнений на занятиях индивидуаль­ных и групповых и т.д.);

4) формирование инструктивных навыков;

5) формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля; на­учить школьников самоанализу и самооценке результатов своей деятельности.


Рекомендуемые методы обучения: стимулирование и мотивация (беседы, рассказы, объяснения, дискуссии, просмотр видеофильмов, посещение кинотеатров, где


демонстрируются фильм

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...