Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа оператора в телевизионной студии и вне студии. Изобразительные и выразительные средства, используемые оператором.

Оператор – одна из ключевых фигур телепроизводства. Он работает под руководством репортёра, режиссёра или помрежа, в зависимости от того где происходит съёмка, и только с изображением, снимая или посылая в монтажную свой материал. Операторская профессия основана на знании и практическом освоении технических дисциплин (оптика, электроника, съёмочная аппаратура, светотехника, цветоведение, вспомогательная операторская техника) и таких понятий как композиция, световое и колористическое решение.

Основные функции видеооператора:

- подготовка техники к съёмке

- умение работать с техникой как в авто- так и в ручном режиме

- грамотное использование источников света

- творческое использование оптики и оптических средств

- умение выстроить выразительную композицию

- работа в тесном контакте с журналистом или режиссёром

- умение снимать монтажно, оперативно реагируя на изменение ситуации.

Выполнение этих функций будет сильно разниться в зависимости от того происходит съёмка внутри студии или вне её. В студии оператор работает с режиссёром и контролирует пространство съёмки, устанавливая свет и цветовые решения самостоятельно либо в паре с художником (в отношении света, цвета и композиции см. вопросы 18 и 19). В условиях внестудийной съёмки, например, репортажа, оператор должен быть более мобильным, уметь приспосабливаться к среде и условиям съёмки, правильно выстроить композицию кадра и использовать дневной свет, его цветовую температуру (в отношении света, цвета и композиции см. вопросы 18 и 19).

Современные системы видеокамер автоматически определяют экспозицию, ставя нужную диафрагму, меняют и удерживают фокусное расстояние (то есть сохраняют резкость изображения), а электронные системы постоянно совершенствуются в цветопередаче, повышении чувствительности восприятие при недостатке света. Способы фиксации изображения так же меняются. Ферромагнитная плёнка почти везде заменена на диски с цифровой записью, осветительные приборы, тележки рельсовые, на надувных колёсах, операторские краны и системы стабилизирующие изображения так же совершенствуются.

Тем не менее остаются ТРИ КИТА, на которых держится операторское искусство и которые не поддаются никакому техническому усовершенствованию, а полностью зависят от умения оператора видеть чувствовать и воплощать – его профессионализма – это творческое использование света, цвета и композиции кадра.

Световое и цветовое решение кадра, эпизода, передачи. Понятие цветовой температуры.

Свет.

Являясь необходимым условием для получения изображения – он представляет собой одно из действенных образных средств современной ж-ки. С помощью света можно выявить и обозначить самые тонкие нюансы настроений и чувств. Один и тот же кадр, по разному освещенный производит совершенно различное впечатление. Изв. оператор А. Головня считал что искусство оператора – особый вид изобр. исск-ва, - изображение посредством света движущихся трёхмерных предметов в двухмерном пространстве. Одна из осн. экранных функций света – пространственная, которая называется еще глубинностью и объёмностью.

Для создания эффекта трёхмерности оператор должен решить три задачи (освещение с трёх точек):

- выявить форму с пом. рисующего (основного) света

- с пом. заполняющего (рассеянного) света уменьшить глубину теней, образованных рисующим светом.

- используя контровой (контурный) свет, или контражур, отделить объект съёмки от фона.

Рисующий свет создаётся приборами направленного яркого освещения. Он чётко разделяет световую и теневую стороны объекта, хорошо выделяет объём, форму и фактуру. Наиболее естественно выглядит лицо когда этот свет на 30-40 градусов выше оси съёмки и на 35-45 градусов смещен в сторону от объекта (имитация солнечного освещения)

В качестве рассеянного света на улице оператор может воспользоваться отражением света от белой стены или переносным отражателем.

Подсветка или заполняющий свет решают проблему слишком резкой светотени от рисующего света, смягчая густые провалы теней и увеличивая общую освещенность (исп-ся приборы рассеянного света или приспособления затянутые спец-м белым материалом)

Контровой (контурный) свет или контражур освещает объект сзади, обрисовывая фигуру и отделяя её от фона. Выделяет первоплановые фигуры от второго плана (эффект трёхмерности).

Применение этих видов света – отправная точна в установке света. Оператор волен варьировать их сочетание в зависимости от места и условий съёмки.

Так же существуют:

- моделирующий свет (узконаправленный и точечный - тончайшая обработка деталей лица или световой акцент на предметах)

- фоновый свет (освещает стены помещения. Светлый фон – жизнерадостный настрой, тёмный - драматизм)

- ровное, заполняющее освещение (созд-ся зонтиками, создающими эффект равномерного рассеянного освещения, либо потоком света направленным на белый потолок или др. отраж-ю поверхность.)

В целом операторы придерживаются простого правила – светлое должно проецироваться на тёмном, тёмное – на светлом. Есть два вида свето-тонального решения кадра – в высокой тональности (светлой или очень светлой) и низкой тональности (тёмной, приглушенной).

Цвет.

это важнейшая составляющая окружающей действительности. Адекватная передача цветовой реальности на экране достигается правильным и достаточным освещением. Современная техника передаёт цвет очень точно, но во избежание ошибок оператор должен знать все возможности видеокамеры.

Колористическое решение передачи решает оператор совместно с художником(если такой есть). Следует избегать пестроты и цветности ради цветности. Колористическое решение достигается доминированием нескольких гармонирующих цветов, так же опр-ся цветовая гамма (холодная или тёплая, светлая или тёмная). Важное техническое требование – настройка камеры на опр. цветовую температуру (дневной свет и искусственный значительно отличаются по своему спектральному составу – в дневном синие и фиолетовые лучи, в искусственном – жёлтые и оранжевые, отсюда разные виды кино и фотоплёнок и разные настройки в видеокамерах). Настройка осуществляется регулировкой баланса белого. Надо настроить камеру на белый лист бумаги, нажать кнопку балансировки и не отпускать пока камера не настроится. Следует избегать смешанного освещения (с разной цветовой температурой).

С помощью цвета так же решаются пространственные задачи с помощью выступающих (тёплая гамма) и отступающих (холодная гамма) цветов. Выступающие, тепло окрашенные объекты следует помещать на переднем плане, иначе они нарушат баланс в кадре, отвлекая от главного объекта.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...