Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арест судов в торговом мореплавании

Под арестом имущества в гражданском праве понимают осуществляемое судом или другим правоприменительным органом задержание имущества, направленное на ограничение права собственника или законного владельца на распоряжение и пользование этим имуществом.

Арест в торговом мореплавании - это принудительное держание судна или груза на основании решения суда.

При этом если арест груза в большинстве случаев производится в обычном гражданско-правовом порядке, то арест такой категории имущества как морские суда в большинстве морских стран имеет ряд специфических особенностей.

Это обусловлено целым рядом факторов, таких как значительная стоимость судов, их способность самостоятельно передвигаться в пространстве и переходить из одной юрисдикции в другую и, наконец, тем, что задержание судна даже на незначительное время может нанести его собственнику и/или его законному владельцу значительные убытки.

 

Ответственность судовладельцев

 

Действующее российское законодательство предусматривает ограничение ответственности для определенного вида обязательств (ст. 400 ГК РФ). Способами такого ограничения могут быть, например, установление исключительной неустойки, сверх которой убытки взысканы быть не могут, ограничение размера ответственности стоимостью предмета договора, ограничение возмещаемых убытков только реальным ущербом и исключение взыскания упущенной выгоды, наконец, введением определенного суммового предела ответственности.

Согласно ст. 426 Кодекса торгового мореплавания РФ (ФЗ от 30.04.1999 N 81-ФЗ), пределы ответственности судовладельца определяются законом государства флага судна. Это означает, что при рассмотрении спора российским судом, российский судовладелец сможет ограничить свою ответственность, руководствуясь положениями КТМ РФ, т.е. на него будут фактически распространяться высокие пределы ответственности, зафиксированные в Протоколе 1996 г. об изменении Конвенции об ограничении ответственности по морским требованиям 1976 г. В то же время при рассмотрении ограничения ответственности иностранного судовладельца российский суд будет применять пределы ответственности, предусмотренные законодательством того государства, под флагом которого плавает судно этого иностранного судовладельца.

Что же касается ответственности перевозчика, то согласно КТМ РФ, Перевозчик не несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

ü непреодолимой силы;

ü опасностей или случайностей на море и в других судоходных водах;

ü любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

ü пожара, возникшего не по вине перевозчика;

ü действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и других);

ü военных действий и народных волнений;

ü действия или бездействия отправителя или получателя;

ü скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

ü незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

ü недостаточности или неясности марок;

ü забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично;

ü иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

Перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором морской перевозки груза, в срок, который определен соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения - в разумный срок, который требуется от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств.

Лицо, имеющее право заявить требование к перевозчику в связи с утратой груза, может считать груз утраченным, если груз не выдан в порту выгрузки лицу, управомоченному на получение груза, в течение тридцати календарных дней по истечении установленного пунктом 2 настоящей статьи срока выдачи груза.

Также Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку его доставки с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.

Претензии и иски

 

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевоз­ки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъяв­ляется претензия — клиентурой перевозчика или смежными орга­нами транспорта, выступающими в роли отправителя или полу­чателя груза, независимо от вида перевозок и т.д. Транспортные уставы и кодексы детально регламентируют порядок предъявле­ния претензий и исков. В Ко­дексе торгового мореплавания — гл. XXV, в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XVIII.

Претензионный порядок предъявления претензии считается соблюденным, если:

1) претензия заявлена в установленный срок;

2) претензия заявлена надлежащим заявителем;

3) претензия заявлена к надлежащему перевозчику;

4) к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента.

Транспортные уставы и кодексы устанавливают одинаковые для всех видов транспорта сроки для предъявления претензий. Претензии могут предъявляться в течение шести месяцев, а претензии об уплате штрафов — в течение сорока пяти дней. Указанные сроки исчисляются:

а) по претензиям, относящимся к полной утрате груза, — по исте­чении 30 дней со дня окончания срока его доставки, а при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке;

б) по претензиям, связанным с повреждением или частичной утра­той груза, а также с просрочкой его доставки, — со дня выдачи груза;

в) по претензиям, связанным с невыполнением принятой заявки на перевозку груза, — по истечении срока, установленного для упла­ты штрафа (на морском транспорте). На речном транспорте такие сроки не установлены;

г) во всех остальных случаях — со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии. Право на предъявление претензии имеют:

а) в случае утраты груза — грузополучатель (грузоотправитель) при условии представления коносамента (при морских пе­ревозках), морской накладной с отметкой порта назначения о неприбытии груза (при речных перевозках) либо при условии представления подтвержденного банком или иной кредит­ной организацией документа об оплате стоимости груза.

 


Содержание тем курса:

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...