Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Всё, что прекрасно – нравственно.Нравственные ценности. Я В МИРЕ…МИР ВО МНЕ… Всё, что прекрасно – нравственно. Г.Флобер. Что такое нравственность Беседа 1.Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольдбах) Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций) Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность". Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое. Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе? В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах. Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого. Как называется наука о нравственности? Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относится к людям. Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского: Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое Хорошо и что такое плохо? Как бы вы объяснили это мальчику? Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит Ø Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей; Ø Лениться и бездельничать; Ø Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным; Ø Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом; Ø Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь; Ø Заискивать перед тем, кто сильнее тебя; Ø Давать пустые обещания, нарушать слово; Ø Наушничать, доносить на товарища; Ø Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок; Ø Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горе; Ø Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло; Ø Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие; Ø Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать; Ø Пустословить; Ø Смеяться над увечными; Ø Обижать и не любить животных; Ø Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них. Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – "хорошо", это нравственная доблесть. Быть в какой то мере сопричастным к ним – "плохо", это подлость, измена, предательство, грех. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности. Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему? Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Апостол Павел) В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: "Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения" Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять? Ø в озлоблении людей; Ø в эгоизме (каждый сам по себе); Ø в росте преступности; Ø в исчезновении элементарной культуры поведения; Ø в утрате идеологической и ценностной ориентации; Ø в том, что порвалась связь поколений. Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе. (Э. Фромм) Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека? Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть. (Цицерон) 7.Как отличить нравственный поступок от безнравственного? Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто :если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит , этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный. Задания: 1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков. 2. Напишите сочинение "Что такое хорошо и что такое плохо". 3. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающий решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (А.П.Чехов) Беседа: У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. - Что ты плачешь? – спросил его отец.- Ведь гвоздей больше нет? - Гвоздей- то нет, а дырки остались, - ответил сын. Вопросы:
Задания 1.Нарисуйте" ромашку счастья", на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворённости жизнью В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность. 2.Напишите сочинение "Что я ценю в жизни". ВЕРА Добро тому, кто верит. (Русская пословица)
Беседа:
Задания
Ситуация 1 По перрону к поезду идет женщина с тяжелым чемоданом. Молодой человек предлагает ей помощь. Это наблюдают стоящие невдалеке пассажиры. - Ох, и прыткий какой! Чемодан ему подавай! Украсть решил, да не вышло! – говорит один. А другой отвечает: - Зачем вы так! Парень просто решил помочь! Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что была попытка украсть, а второй расценил поступок юноши как предложение помощи. Почему? Ситуация 2 - Вон человек, что скажешь ты о нем? Ответил друг, плечами пожимая: - Я с этим человеком не знаком, Что про него хорошего я знаю! - Вон человек, что скажешь ты о нем? – Спросил я у товарища другого. - Я с этим человеком не знаком, Что я могу сказать о нем плохого! (Р. Гамзатов) Чувствуете разницу в общем отношении к людям? Чего мы ждем от них – хорошего или плохого? Верим ли в людей, доверяем ли им? Доверие - это вера в чистые помыслы. Восприятие человека человеком всегда субъективно. Мы видим в окружающих прежде всего те качества, которые развиты в нас самих. Доброжелательный человек отметит доброжелательность, коварный сам вечно ищет подвоха от других.
ДОБРО Юноша и морские звезды. Как- то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. - Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес: - Толк есть для морской звезды.
Вопросы:
ЖИЗНЬ Капля. Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала. Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то… Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. Эй, кто тут последний? Чья очередь?»,Эй, ты там не задерживайся! Капай!» - кричат. Капля задумалась: «Кап или не кап – вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы , конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон – черная дыра! Канализация…. А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке…. Я могла бы быть брызгом Ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы… Господи! Если уж падать, то хоть дождём на поле, чтобы подпитать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда…. Нет! Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а-а…» Нет, не упала наша Капля, не упала, а …. Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже. 3. Что такое цель жизни? В чем она заключается? Есть ли у вас жизненные цели? Какие? Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей человека и применяемых средств. Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём. (О. Уайльд) «В чем самая большая цель в жизни? В увеличении добра в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы…. Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть только замкнута на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной». (Д.С. Лихачев) 4. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы. След на земле. Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал. Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой. Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его. - Что ты оставил по себе? – спрашивают люди. – Есть ли у тебя сын или дочь? - Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает. - Может быть, ты посадил дуб? - Нет, не посадил я дуба. - Может быть, взлелеял поле? - Нет, не взлелеял я поля. - Ну так значит, ты песню сложил? - Нет, и песни я не сложил. - Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? – изумились люди. Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и всё, что останется после меня на земле! – с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало…. Не так надо было жить!» Вопросы: 1. Чем измеряется жизнь? Прожитыми годами – скажете вы. Ну а если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего после себя не оставил? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле. Чем измеряется жизнь? Мы все умрем: людей бессмертных нет, И это всем известно и не ново, Но мы живем, чтобы оставить след – Дом иль тропинку, дерево иль слово. (Р. Гамзатов) 1. В чем, по- вашему, ценность жизни? 2. Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? 3. Стараетесь ли вы делать что-то полезное и памятное для людей? Что? Расскажите об этом. Задания: 1. Чья память незабвенная живет, Дневные раны сном лечи, А завтра быть чему – то будет. Живя, умей всё пережить: Печаль и радость, и тревогу- Чего жалеть? О чем тужить? День пережит – и слава Богу! (Ф. Тютчев) ПАМЯТЬ «Зарыты в нашу память навсегда И даты, и события, и лица». (В. Высоцкий) Беседа: У вас, конечно же, есть какая-то заветная коробочка, шкатулка, альбом, где вы храните самые дорогие, самые заветные свои вещи. Непрерывно убегающие от вас И вечно чуждые вам. (А. Добролюбов) Память - воспоминание о чем-то или о ком-то; способность сохранить в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их. Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим. Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. 3.Послушай рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы. Безродный дятел После самых суровых невзгод Забывается быстро плохое, А хорошее долго живет. (К. Ваншенкин) ПРАВДА Правда – свет разума. (Русская пословица) Беседа: Есть правда, мудрая, седая Через насилие она Проходит, облик не меняя, Самой себе всегда верна. Она доказывает: «Честно, Я, истина, не признаю». Незрима пусть твоя награда, Но право получают с ней Спокойным и открытым взглядом Всегда смотреть в глаза людей. Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонечек, дайся нам!» Символ чистоты душевной – огонь не терпит ничего нечистого. По мнению древних славян, правда на земле (правое дело) имеет естество огня. Огненным, искренним должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» («искрой») называют правдивое проявление душевного движения, порыва, а «искренним» - человека, чьи речи и поступки дают образ подлинной сущности и подлинной жизни его души. «Правда в воде не тонет и в огне не горит», говорит русская пословица. Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни.. Так шла наша улица. Прямо, но не совсем. Не всегда прямо. Хотя прямота – это очень хорошее качество. Но она не должна сметать все на своем пути. Кое-что она должна сохранять на своем пути. Вот почему наша улица не совсем прямая. Вопросы: Ø В народе говорят: прямой путь самый короткий. Почему же улица изменяла свое направление? Ø Что имеет автор в виду, рассказывая о ходе улицы? Какую мысль он старается донести? Ситуации: Ø Безнадежному больному врач не говорит о последствии болезни. Ø Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды – не гуманно. Ø Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции, бесперспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности. Задания: Зонты Равно на честных и бесчестных Бесчестные крадут у них зонты. СВОБОДА Беседа: Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие. Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям привет. Потом скажи: «Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит, не думаете». Пусть они тебе на это что-нибудь ответят. - Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал. В Бенгалии, сделав свои торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи замертво свалились с дерева. Задание1. Себя не чувствует орлом. Глядит устало, равнодушно В квадратный сетчатый проем. Его глаза горчично-желты,- В них отрешенность, а не крик. Стуча о клетку клювом стертым, Бормочет что-то, как старик. Задание2. И в тяжкий час ищи себе отрады Задание3. Птичка Вчера я растворил темницу Воздушной пленницы моей: Я рощам возвратил певицу. Я возвратил свободу ей. Она исчезла утопая В сиянье голубого дня, И так запела, улетая, Как бы моляся за меня. (Ф. Туманский) СОВЕСТЬ В ком стыд, в том и совесть. (Русская пословица) Беседа: Ситуация Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы просмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может! Пятерка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре».
Помидор В огороде помидор Ай-ай-ай, Помидор! Взгромоздился на забор: Стыд тебе и позор! Притворяется, негодник, Огорчился старый Лук: Будто сам он – Огородник. - Не терплю подобных штук! Возмутилась тетя Репа: Ай-ай-ай, Помидор! - Это глупо и нелепо! Стыд тебе и позор! Ай-ай-ай, Помидор, Покраснел сорванец, Стыд тебе и позор! Устыдился, наконец - Крикнул дядя Огурец: И скатился чин по чину - Безобразник! Сорванец! Огороднику в корзину. Задание: Вспомните пословицы и поговорки о совести. Напишите по одной из них сочинение.
СЧАСТЬЕ Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села. (Русская пословица) Беседа: Что самое главное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось – десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого не возможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается? Вот этот сад осенний за сараем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. (М. Скребцова) Притча о Шартрском соборе Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках материал, задали один и тот же вопрос: «Что вы делаете?» Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы: - Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем. Вон какие мозоли набил на руках! Второй сказал добродушно: - Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам. А третий распрямился, отер с лицакапли пота, широко улыбнулся и сказал: - Я строю Шартрский собор! Семантика слова «счастье» отражает представления разных народов о нем: для одних это шанс, удача в жизни, для других – часть его жизни и участие в счастье другого человека. Каждая эпоха представляла свой манифест счастья, в котором были размещены ценностные приоритеты, предпочтения и интересы человека. Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как меняется само ощущение счастья. Пять ступеней счастья 1. Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив). ЧЕСТЬ Всякому своя честь дорога. (Русская пословица) Беседа: Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством. 1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются? Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь. (А. Шопенгауэр) Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей. (Б. Мандевиль) Достоинство – это уважение человека к законам человечности в своем собственном лице. (И. Кант) Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделать лучше, чем вчера. В «Словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и достоинству: Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. ВОСПИТАНИЕ Пословицы
§ Хорошие родители должны оберегать своих детей даже от маленьких трудностей. § Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. § Родители должны жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. § У ребенка не должно быть тайн от родителей. § Так как ребенок часть матери, он имеет право знать все о ее жизни. § У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. § Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. § В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. § Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. 4. Послушайте диалог и ответьте на вопросы. Спросил Молоток у Моря: - - Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я, сколько ни бью,- Все колючие и шершавые? - А я их ласкаю, - прошептало Море. ТЕСТ Разговор с сыном Ты, мой сын, должен помнить: Во-первых, зависть. Железа, И научись по праву Беги от чувства злого, Нравственные ценности. Я В МИРЕ…МИР ВО МНЕ… Всё, что прекрасно – нравственно. Г.Флобер. Что такое нравственность Беседа 1.Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать? Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений. (П. Гольдбах) Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей. (Гельвеций) Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность". Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |