Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Всё, что прекрасно – нравственно.

Нравственные ценности.

Я В МИРЕ…МИР ВО МНЕ…

Всё, что прекрасно – нравственно.

Г.Флобер.

Что такое нравственность

Беседа

1.Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П. Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность". Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Существует ли моральный кодекс? Кто следит за его соблюдением? Каким образом нормы морали распространяются в обществе?

В отличие от норм права, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему. Их можно встретить в народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах.

Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

Как называется наука о нравственности?

Наука о нравственности называется этикой. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относится к людям.

Все вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского: Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

Что такое

Хорошо

и что такое

плохо?

Как бы вы объяснили это мальчику?

Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи мерзкие, гнусные и испытывать к ним отвращение, негодование. Поступать плохо – это значит

Ø Наедине с самим собой поступать не так, как поступал бы на глазах у людей;

Ø Лениться и бездельничать;

Ø Быть жадным, корыстолюбивым, негостеприимным;

Ø Требовать у отца и матери того, что не заслужил трудом;

Ø Лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь;

Ø Заискивать перед тем, кто сильнее тебя;

Ø Давать пустые обещания, нарушать слово;

Ø Наушничать, доносить на товарища;

Ø Малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок;

Ø Проходить равнодушно мимо человеческой беды, горе;

Ø Употреблять свою силу, физическое превосходство во зло;

Ø Отступать перед опасностью из стремления сохранить покой, благополучие;

Ø Молчать, когда надо говорить, и говорить, когда надо молчать;

Ø Пустословить;

Ø Смеяться над увечными;

Ø Обижать и не любить животных;

Ø Не считаться с мнением родителей, не заботиться о них.

Испытывать негодование к этим мерзким вещам, не поступать подобным образом – "хорошо", это нравственная доблесть. Быть в какой то мере сопричастным к ним – "плохо", это подлость, измена, предательство, грех. Хорошее считать обязательным – вот одно из самых мудрых правил воспитания нравственности.

Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

(Апостол Павел)

В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: "Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше. Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл и вытекающее из него счастье, разрешает все затруднения"

Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, по-вашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?

Ø в озлоблении людей;

Ø в эгоизме (каждый сам по себе);

Ø в росте преступности;

Ø в исчезновении элементарной культуры поведения;

Ø в утрате идеологической и ценностной ориентации;

Ø в том, что порвалась связь поколений.

Наша моральная проблема – это безразличие человека к самому себе.

(Э. Фромм)

Припомните человека, который вызвал у вас сильное нравственное отвращение. За какие поступки и общие свойства личности вы его осуждали? Страдают ли окружающие от безнравственности такого человека?

Каждый человек – отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, таков он и есть.

(Цицерон)

7.Как отличить нравственный поступок от безнравственного?

Отличить поступок нравственный от безнравственного очень просто :если вы хотите, чтобы все люди всегда поступали так же, значит , этот поступок – нравственный. А если не хотите, значит, безнравственный.

Задания:

1. Разделите лист на две колонки. Заполните их примерами нравственных и безнравственных поступков.

2. Напишите сочинение "Что такое хорошо и что такое плохо".

3. Разработайте нравственный кодекс взаимоотношений, помогающий решению конкретных проблем, сотрудничеству, преодолению конфликтов и ссор.

Надо быть ясным умственно,

чистым нравственно и опрятным физически.

(А.П.Чехов)

Беседа:

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец.- Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей- то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Вопросы:

  1. Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
  2. Почему заплакал мальчик?
  3. Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: "Нравственные ценности для человека в цельности его души, его чистоте и незапятнанности, в праве жить не опуская глаз". А как думаете вы?

Задания

1.Нарисуйте" ромашку счастья", на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворённости жизнью В сердцевине ромашки поместите свою главную ценность.

2.Напишите сочинение "Что я ценю в жизни".

ВЕРА

Добро тому, кто верит.

(Русская пословица)

 

Беседа:

  1. Что значит – верить? Попробуйте дать определение этому понятию самостоятельно, а затем выпишите определение из толкового словаря.

Задания

  1. Вера и доверие – родственные слова. Верите ли вы в людей? Доверяете ли вы людям? Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы:

Ситуация 1

По перрону к поезду идет женщина с тяжелым чемоданом. Молодой человек предлагает ей помощь. Это наблюдают стоящие невдалеке пассажиры.

- Ох, и прыткий какой! Чемодан ему подавай! Украсть решил, да не вышло! – говорит один. А другой отвечает:

- Зачем вы так! Парень просто решил помочь!

Два человека видели и слышали одно и то же. Но первый решил, что была попытка украсть, а второй расценил поступок юноши как предложение помощи. Почему?

Ситуация 2

- Вон человек, что скажешь ты о нем?

Ответил друг, плечами пожимая:

- Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю!

- Вон человек, что скажешь ты о нем? –

Спросил я у товарища другого.

- Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого!

(Р. Гамзатов)

Чувствуете разницу в общем отношении к людям? Чего мы ждем от них – хорошего или плохого? Верим ли в людей, доверяем ли им?

Доверие - это вера в чистые помыслы.

Восприятие человека человеком всегда субъективно. Мы видим в окружающих прежде всего те качества, которые развиты в нас самих. Доброжелательный человек отметит доброжелательность, коварный сам вечно ищет подвоха от других.

 

  1. Хотите проверить, как вы относитесь к людям, верите ли вы в людей? Выпишите в столбик фамилии сверстников, с которыми учитесь в классе, затем оцените свое отношение с каждым конкретным человеком, выбрав из предложенного списка уровень своей близости с ним.

ДОБРО

Юноша и морские звезды.

Как- то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для морской звезды.

 

Вопросы:

  1. Почему юноша бросал в воду морских звёзд? Что лежало в основе его поступка?
  2. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы сделали счастливее своими поступками? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добро?
  3. Какие положительные нравственные ценности вы могли бы назвать? Представьте, что добро – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на лучиках этого солнышка те ценности, которые включает в себя понятие добра (сострадание, доброта)
  4. Напишите сочинение "Что значит быть добрым" или "Спешите делать добрые дела"

ЖИЗНЬ

Капля.

Жила-была Капля. Жила в ржавом кране, таилась себе потихоньку за переключателем и, пока кран не открылся, безмятежно спала.

Но вот однажды непонятная сила устремила Каплю куда-то, куда-то, куда-то…

Стоп! Закрылась задвижка, и Капля повисла между краном и неизвестно чем. Висит и висит. Между тем сзади уже давно в нетерпении колыхались другие капли. Эй, кто тут последний? Чья очередь?»,Эй, ты там не задерживайся! Капай!» - кричат.

Капля задумалась: «Кап или не кап – вот в чем вопрос. Упасть вниз было бы , конечно, по всем правилам, но что дальше? А дальше вон – черная дыра! Канализация…. А ведь могла бы быть Росинкой, сиять, отражая солнце на каком-нибудь чудесном цветке…. Я могла бы быть брызгом Ниагарского водопада – летела бы, целуясь с воздухом и искрясь, бесконечно летела бы… Господи! Если уж падать, то хоть дождём на поле, чтобы подпитать хоть какую-нибудь травинку! Или хоть в лужу, чтобы произвести пузырь – кратковременный, но потрясающий! А туда…. Нет! Нет! Не хочу! Не могу! А-а-а-а…»

Нет, не упала наша Капля, не упала, а …. Испарилась. Ну, а что уж там приключилось с ней дальше, не ведаем. Только одно скажу тебе по секрету: Мир задуман для Красоты. Капля тоже.

3. Что такое цель жизни? В чем она заключается? Есть ли у вас жизненные цели? Какие?

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности.

Цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей человека и применяемых средств.

Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём.

(О. Уайльд)

«В чем самая большая цель в жизни? В увеличении добра в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы…. Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть только замкнута на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной».

(Д.С. Лихачев)

4. Послушайте рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.

След на земле.

Старый мастер возвел каменный дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался – ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнив свое село, приехал он на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию – никто не помнит его.

- Что ты оставил по себе? – спрашивают люди. – Есть ли у тебя сын или дочь?

- Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

- Может быть, ты посадил дуб?

- Нет, не посадил я дуба.

- Может быть, взлелеял поле?

- Нет, не взлелеял я поля.

- Ну так значит, ты песню сложил?

- Нет, и песни я не сложил.

- Так кто же ты такой? Что ты делал всю жизнь свою? – изумились люди.

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и всё, что останется после меня на земле! – с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало…. Не так надо было жить!»

Вопросы:

1. Чем измеряется жизнь?

Прожитыми годами – скажете вы. Ну а если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего после себя не оставил? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Чем измеряется жизнь?

Мы все умрем: людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Р. Гамзатов)

1. В чем, по- вашему, ценность жизни?

2. Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди?

3. Стараетесь ли вы делать что-то полезное и памятное для людей? Что? Расскажите об этом.

Задания:

1.

Чья память незабвенная живет,

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему – то будет.

Живя, умей всё пережить:

Печаль и радость, и тревогу-

Чего жалеть? О чем тужить?

День пережит – и слава Богу!

(Ф. Тютчев)

ПАМЯТЬ

«Зарыты в нашу память навсегда

И даты, и события, и лица».

(В. Высоцкий)

Беседа:

У вас, конечно же, есть какая-то заветная коробочка, шкатулка, альбом, где вы храните самые дорогие, самые заветные свои вещи.

Непрерывно убегающие от вас

И вечно чуждые вам.

(А. Добролюбов)

Память - воспоминание о чем-то или о ком-то; способность сохранить в сознании впечатления, опыт и воспроизводить их.

Принято делить время на прошлое, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим.

Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.

3.Послушай рассказ В.А. Сухомлинского и ответьте на вопросы.

Безродный дятел

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,

А хорошее долго живет.

(К. Ваншенкин)

ПРАВДА

Правда – свет разума.

(Русская пословица)

Беседа:

Есть правда, мудрая, седая

Через насилие она

Проходит, облик не меняя,

Самой себе всегда верна.

Она доказывает: «Честно,

Я, истина, не признаю».

Незрима пусть твоя награда,

Но право получают с ней

Спокойным и открытым взглядом

Всегда смотреть в глаза людей.

Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонечек, дайся нам!»

Символ чистоты душевной – огонь не терпит ничего нечистого. По мнению древних славян, правда на земле (правое дело) имеет естество огня. Огненным, искренним должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» («искрой») называют правдивое проявление душевного движения, порыва, а «искренним» - человека, чьи речи и поступки дают образ подлинной сущности и подлинной жизни его души.

«Правда в воде не тонет и в огне не горит», говорит русская пословица. Правда сама есть огонь палящий и неиссякаемый родник подлинной жизни..

Так шла наша улица. Прямо, но не совсем. Не всегда прямо. Хотя прямота – это очень хорошее качество. Но она не должна сметать все на своем пути. Кое-что она должна сохранять на своем пути. Вот почему наша улица не совсем прямая.

Вопросы:

Ø В народе говорят: прямой путь самый короткий. Почему же улица изменяла свое направление?

Ø Что имеет автор в виду, рассказывая о ходе улицы? Какую мысль он старается донести?

Ситуации:

Ø Безнадежному больному врач не говорит о последствии болезни.

Ø Ученые выявили, что продолжительность жизни безнадежных больных не зависит от того, знают ли они об исходе своего заболевания. Все дело в том, как прожить эти последние минуты своей жизни. В страхе или с надеждой. Лишать больного человека надежды – не гуманно.

Ø Тренер определяет, что ребенок, занимающийся в секции, бесперспективен, наоборот, он похваливает его, вселяет уверенность в свои силы и возможности.

Задания:

Зонты

Равно на честных и бесчестных

Бесчестные крадут у них зонты.

СВОБОДА

Беседа:

Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.

Прошу тебя, доберись до этого дерева и передай попугаям привет. Потом скажи: «Мой попугай, что сидит в клетке, просит вам сказать, что вы, мол, свободно летаете по лесам и садам, а о тех, кто скорбит, не думаете». Пусть они тебе на это что-нибудь ответят.

- Ладно, исполню твою просьбу! – сказал купец и уехал.

В Бенгалии, сделав свои торговые дела, он отправился на поле и передал привет своего попугая. Но не успел он вымолвить последнее слово, как попугаи замертво свалились с дерева.

Задание1.

Себя не чувствует орлом.

Глядит устало, равнодушно

В квадратный сетчатый проем.

Его глаза горчично-желты,-

В них отрешенность, а не крик.

Стуча о клетку клювом стертым,

Бормочет что-то, как старик.

Задание2.

И в тяжкий час ищи себе отрады

Задание3.

Птичка

Вчера я растворил темницу

Воздушной пленницы моей:

Я рощам возвратил певицу.

Я возвратил свободу ей.

Она исчезла утопая

В сиянье голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы моляся за меня.

(Ф. Туманский)

СОВЕСТЬ

В ком стыд, в том и совесть.

(Русская пословица)

Беседа:

Ситуация

Вчера у вас в классе была контрольная работа по математике. Сегодня учитель объявил результаты, тебе – «пять»! Однако когда раздали тетради и вы просмотрели свою работу, то увидели, что учитель не заметил в ней очень грубую ошибку. Никакой пятерки тут и быть не может! Пятерка получена совершенно незаслуженно. Ваша работа в лучшем случае на «четыре».

 

 

Помидор

В огороде помидор Ай-ай-ай, Помидор!

Взгромоздился на забор: Стыд тебе и позор!

Притворяется, негодник, Огорчился старый Лук:

Будто сам он – Огородник. - Не терплю подобных штук!

Возмутилась тетя Репа: Ай-ай-ай, Помидор!

- Это глупо и нелепо! Стыд тебе и позор!

Ай-ай-ай, Помидор, Покраснел сорванец,

Стыд тебе и позор! Устыдился, наконец -

Крикнул дядя Огурец: И скатился чин по чину

- Безобразник! Сорванец! Огороднику в корзину.

Задание:

Вспомните пословицы и поговорки о совести. Напишите по одной из них сочинение.

  1. В ком стыд, в том и совесть. 2. Как ни мудри, а совести не перемудришь. 3. Совесть без зубов загрызет. 4. Когда совесть раздавали, его дома не было. 5. Без стыда лица не износишь. 6. Чего стыдимся, о том таимся. 7. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

СЧАСТЬЕ

Счастье – вольная пташка: где захотела, там и села.

(Русская пословица)

Беседа:

Что самое главное для человека? Крепкое здоровье и счастье. Именно этими пожеланиями пестрят наши поздравительные открытки. Этими пожеланиями напутствуют юбиляров, независимо от того, сколько лет им исполнилось – десять или пятьдесят. И это верно, ведь одно без другого не возможно. А в чем состоит человеческое счастье, из чего оно складывается?

Вот этот сад осенний за сараем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

(М. Скребцова)

Притча о Шартрском соборе

Давным-давно во французском городе Шартре строили большой собор. Троим рабочим, подвозившим на тачках материал, задали один и тот же вопрос: «Что вы делаете?»

Первый ответил сквозь плотно стиснутые зубы:

- Таскаю тяжелые тачки с этим проклятым камнем. Вон какие мозоли набил на руках!

Второй сказал добродушно:

- Что делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей жене и двум дочуркам.

А третий распрямился, отер с лицакапли пота, широко улыбнулся и сказал:

- Я строю Шартрский собор!

Семантика слова «счастье» отражает представления разных народов о нем: для одних это шанс, удача в жизни, для других – часть его жизни и участие в счастье другого человека. Каждая эпоха представляла свой манифест счастья, в котором были размещены ценностные приоритеты, предпочтения и интересы человека. Каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как меняется само ощущение счастья.

Пять ступеней счастья

1. Состояние удовлетворенности самим фактом существования (я жив).

ЧЕСТЬ

Всякому своя честь дорога.

(Русская пословица)

Беседа:

Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия – честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека – надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?

Честь – это внешняя совесть, а совесть – это внутренняя честь.

(А. Шопенгауэр)

Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.

(Б. Мандевиль)

Достоинство – это уважение человека к законам человечности в своем собственном лице.

(И. Кант)

Чувство человеческого достоинства – это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделать лучше, чем вчера. В «Словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и достоинству:

Честь – внутреннее достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

ВОСПИТАНИЕ

Пословицы

    • Самое лучшее наследство – воспитанность.
    • Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
    • Дети хороши – отцу, матери венец; худы – отцу, матери конец.
    • Учись доброму – худое на ум не пойдет.
    • Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.
    • Как родители жили, так и нас благословили.
    • Родить трудно, научить добру еще трудней.
  1. Согласны ли вы с приведенными утверждениями? Обоснуйте собственную точку зрения.

§ Хорошие родители должны оберегать своих детей даже от маленьких трудностей.

§ Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание.

§ Родители должны жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

§ У ребенка не должно быть тайн от родителей.

§ Так как ребенок часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.

§ У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать.

§ Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

§ В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения.

§ Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

4. Послушайте диалог и ответьте на вопросы.

Спросил Молоток у Моря:

- - Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я, сколько ни бью,-

Все колючие и шершавые?

- А я их ласкаю, - прошептало Море.

ТЕСТ

Разговор с сыном

Ты, мой сын, должен помнить: Во-первых, зависть.

Железа, И научись по праву

Беги от чувства злого,

Нравственные ценности.

Я В МИРЕ…МИР ВО МНЕ…

Всё, что прекрасно – нравственно.

Г.Флобер.

Что такое нравственность

Беседа

1.Знаете ли вы, что такое нравственность? Какие нормы и правила, определяющие обязанности человека по отношению к обществу, вы могли бы назвать?

Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений.

(П. Гольдбах)

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтоб совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей.

(Гельвеций)

Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность". Мораль – система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...