Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция фармацевтической помощи

Истоки формирования концепции фармацевтической помощи лежат в глубокой древности и берут свое начало от египетского слова фармаки, в переводе означающего дарующий исцеление или безопасность, и греческого фармакон (в пер. - лекарство). Именно эту смысловую нагрузку отражают термины с корневой основой фарма- или фармако, определяющие деятельность, так или иначе связанную с охраной здоровья населения на основе применения лекарств.

Впервые понятие "фармацевтическая помощь" (англ. - pharmaceutical care) стали использовать за рубежом в начале 70-х годов ХХ в. для характеристики содержания деятельности фармацевтов в больницах и клиниках. В то время под фармацевтической помощью понималась система обеспечения фармакотерапии, позволяющая достичь результатов, улучшающих качество жизни пациента, в которой клинический или больничный фармацевт наравне с врачом берет на себя долю ответственности за здоровье пациента определяемую его действиями и решениями. При этом фармацевтическая помощь включала в себя не только фармакотерапию, но и решение всех проблем, связанных с индивидуализированным назначением курсов того или иного лекарственного препарата.

В течение первого десятилетия концепция фармацевтической помощи получила развитие не только в больничном (госпитальном) секторе, она распространилась на аптечные организации и стала рассматриваться как альтернатива традиционному лекарственному обеспечению. Отличительными чертами системы фармацевтической помощи явились:

новый тип взаимоотношений - "терапевтические взаимоотношения" в цепочке врач - фармацевтический работник - пациент;

участие специалиста с высшим фармацевтическим образованием в управлении лечебным процессом, а именно, обоснование выбора необходимых лекарственных препаратов, консультирование и обучение пациентов, мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии.

достижение клинических результатов при оптимальных экономических затратах;

совершенствование системы распределения лекарственных препаратов (полное управление качеством, социальная фармация и др.);

оптимизация информации о лекарственных препаратах для населения (совершенствование ее формы и содержания на этикетках, информации для потребителей).

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под фармацевтической помощью понимается философия практики общения с пациентом и общественностью в аптеке как первом звене многоуровневой системы здравоохранения. Данная философия положена в основу концепции надлежащей аптечной практики, утвержденной Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1996 г.

К концу 90-х годов ХХ-го столетия страны, использующие на практике концепцию фармацевтической помощи, получили как социальные, так и экономические эффекты от ее внедрения, выразившиеся в снижении частоты побочных эффектов при приеме лекарственных препаратов, в сокращении повторных обращений к врачу, сроков госпитализации, уменьшении количества ошибок при выписывании рецептов и др.

Советом Международной фармацевтической федерации (FIP - International Pharmaceutical Federation) в 1998 г. разработана декларация, в которой фармацевтическая помощь рассматривается как ответственное предоставление фармакотерапии с целью достижения определенных результатов по улучшению или сохранению качества жизни пациента, а также как процесс сотрудничества, направленный на предотвращение или же на выявление и решение проблем, касающихся здоровья и использования лекарств. При этом врачи и фармацевтические работники выполняют взаимодополняющие и взаимоподдерживающие функции в достижении поставленных целей.

В каждой стране, внедрившей или внедряющей концепцию фармацевтической помощи в практику здравоохранения, используется модель, учитывающая национальную специфику. Так в США наиболее распространена модель фармацевтической помощи для больничной и клинической фармации, а для европейских стран характерна модель, ориентированная на аптеки для населения. Однако, общим для этих моделей является то, что они направлены на улучшение показателей качества жизни пациента при оказании фармацевтической помощи.

Впервые в отечественной практике концепция фармацевтической помощи была представлена в начале 90-х годов проф. Лопатиным П.В. В основу разработки концепции им положен системный подход.

Фармацевтическая помощь - это деятельность, имеющая целью, во-первых, обеспечение населения и конкретно каждого человека всеми товарами аптечного ассортимента и, во-вторых, оказание научно-консультационных услуг медицинскому персоналу и отдельным гражданам по вопросам выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств и других предметов аптечного ассортимента, способов их хранения, использования, порядка приобретения и т.п.

Главной отличительной чертой данной модели фармацевтической помощи является ее альтернативность не только лекарственному обеспечению, а сфере обращения лекарственных средств в целом. Кроме того, концепция затрагивает проблему качественного обеспечения различных типов потребителей не только лекарственными препаратами, но и другими товарами, реализуемыми фармацевтическими организациями, а также услугами, являющимися логическим продолжением фармацевтического обслуживания.

Используя прием декомпозиции систем, автор выделил основные подсистемы фармацевтической помощи:

контроль и надзор за фармацевтической деятельностью;

государственная стандартизация, регистрация и сертификация;

создание и воспроизводство товаров аптечного ассортимента;

промышленное производство и аптечное изготовление;

доведение товаров от производителя до потребителя;

информация и консультирование;

непрерывное фармацевтическое образование;

защита прав потребителей.

Фармацевтическая помощь, как часть здравоохранения, находится в тесной взаимосвязи с системами медицинской и санитарно-эпидемиологической помощи.

Содержание фармацевтической помощи во многом определяется правовыми, экономическими, социальными, технологическими и др. условиями внешней среды. Основными критериями, используемыми для оценки качества фармацевтической помощи, являются: эффект от применения товаров аптечного ассортимента (эффективность, безопасность, улучшение характеристик качества жизни и др.); уровень квалификации специалистов фармацевтической отрасли; своевременность; доступность товаров по цене и по наличию в ассортименте.

Предложенная концепция фармацевтической помощи находит свое отражение в программах подготовки фармацевтических кадров и в практической деятельности специалистов и фармацевтических организаций.

Однако, в законодательно-правовых и нормативных регламентах до настоящего времени для определения содержания деятельности на фармацевтическом рынке используются понятия "обращение лекарственных средств" и "фармацевтическая деятельность".

Обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств.

Фармацевтическая деятельность - деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств.

 

 

Активный интерес мирового сообщества к роли фармацевта системе здравоохранения проявился во второй половине 1980-я годов. Именно в этот период во многих странах стало особен­но заметным сужение традиционной сферы деятельности фарма­цевтов — изготовление лекарств по экстемпоральной рецептуре. Фактически к тому времени выпуск ЛС практически полностью стал осуществляться в условиях промышленного производства. Сфера реализации ЛС претерпела существенные изменения: в некоторых странах (Япония, США) прочно утвердилась практика их отпуска врачами; расширилась продажа в общей торговой сети (например, в супермаркетах); более популярной стала продажа ЛС по почте, в пос­ледние годы — через Интернет. Оптовой реализацией ЛС все больше занимаются бизнесмены, не имеющие фармацевтического образова­ния. Используя несовершенство законодательства, во многих стра­нах появились многочисленные, не имеющие фармацевтического образования посредники между производителями и розничными аптечными учреждениями.

Одновременно усложнялись другие сферы деятельности в фар­мацевтическом секторе, такие как разработка и производство пре­паратов, контроль их качества, снабжение, распределение, выбор и рациональное использование ЛС, государственное регулирование фармацевтического рынка и т.д. Возникла проблема фальсифициро­ванных препаратов, что потребовало определенной переориентации системы контроля качества. В тех сферах деятельности, где традици­онно доминировали специалисты с медицинским, химическим, эко­номическим образованием, ощущалась потребность в работниках, имеющих фармацевтическое образование. Таким образом, возникла ситуация, когда, с одной стороны, знания фармацевтов оставались невостребованными, а с другой — фармацевты в недостаточной сте­пени привлекались в новые сферы деятельности. Недооценка значе­ния работы фармацевтов неизбежно ведет к недостаточному использованию их потенциальных возможностей и профессиональных знаний, а также вынуждает этих специалистов преследовать лишь экономические интересы (больше продавать, продавать наиболее дорогие лекарственные средства и т.д.).

Следует отметить, что к середине 1980-х годов необходимость пересмотра кадровой структуры назрела во всех сферах здравоохра­нения. В 1985 г. Комитет экспертов ВОЗ для реализации стратегии «Здоровье для всех к 2000 году» призвал заново определить роль и функции всех категорий работников здравоохранения.

С конца 1980-х годов при поддержке ВОЗ прошел ряд совещаний, в результате которых была определена новая роль фармацевтическо­го работника в системе здравоохранения.

В 1988 г. в Мадриде (Испания) состоялось Европейское регио­нальное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», участники которого пришли к следующим выводам:

• врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт — это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относи­тельно их рационального использования;

• фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информа­ции и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

• фармацевты должны способствовать пропаганде здорового обра­за жизни.

Так же в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в роз­ничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

• подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения;

• фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС;

• руководство закупками, хранением и распределением ЛС долж­ны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять националь­ные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привле­кать к работам по регистрации и пострегистрационному контро­лю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т.п.

• фармацевты должны быть членами «бригады работников здраво­охранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распро­странении информации, работе международных организаций. На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформу­лирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациен­та. Участники совещания предложили осуществлять фармацевтиче­скую помощь как в отношении каждого пациента, так и всего населе­ния. Это предполагает:

• предоставление пациентам достоверной и объективной инфор­мации о препаратах;

• участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламенти­рующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

• разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

• разработку систем распределения ЛС.

На 47-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (ВАЗ) в мае 1994 г. была принята резолюция «Роль фармацевта в поддержке Пересмотренной стратегии ВОЗ в области ЛС» (ВАЗ 47.12), которая содержит важный вывод о том, что «фармацевт может играть ключе­вую роль в системе общественного здравоохранения». В Резолюции ВАЗ обоснована необходимость участия фармацевтов в разработке соответствующих постановлений и правил, регулирующих работу в фармацевтической сфере. Странам — членам ВОЗ было предложено определить роль фармацевтов в реализации Национальной лекарс­твенной политики в рамках стратегии «Здоровье для всех»; в полной мере использовать знания фармацевтов на всех уровнях системы здравоохранения, в особенности в разработке Национальной поли­тики в области ЛС.

В ходе 3-го Ежегодного Совещания Европейского Форума фар­мацевтических ассоциаций и ВОЗ, состоявшегося в мае 1994 г. в Копенгагене (Дания) с целью повышения эффективности систем здравоохранении, были приняты следующие принципы:

• ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

• снабжение населения лекарствами должно осуществляться толь­ко через аптечные учреждения;

• на всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

• обязанность фармацевта - руководствоваться строгими эти­ческими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

• фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

• специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

— лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

— возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

— управлять аптекой.

Данные принципы и современные взгляды на особую ответс­твенность фармацевтов за обеспечение качества фармацевтиче­ской продукции нашли отражение в Добротной аптечной практике ВОЗ(ОРР).

Важным итогом третьего консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевтов в системе здравоохранения. Подготовка будущих фар­мацевтов: разработка учебных программ» (Ванкувер, 1997 г.) являет­ся составление современных требований к фармацевту, получивших название «фармацевт 7 звездочек»:

1) работник системы здравоохранения, член команды;

2) способен принимать ответственные решения;

3) специалист по коммуникации — посредник между врачом и пациентом;

4) готов к лидерству в интересах общества;

5) руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;

6) готов учиться всю жизнь;

7) наставник, участвующий в подготовке молодых фармацевтов.

Данные требования направлены на усовершенствование личнос­тных качеств, которые наряду с приобретаемыми профессиональны- ми навыками позволят специалисту занять достойное место среди работников системы общественного здравоохранения.

Ключевой вопрос четвертого консультативного совещания ВОЗ «Роль фармацевта в самолечении больного» (Гаага, 1998 г.) — оказа­ние фармацевтами содействия людям, изъявившим желание лечиться самостоятельно. Было отмечено, что во многих странах наметилась тенденция к увеличению числа больных, предпочитающих самоле­чение. Обязанность фармацевта, согласно рекомендациям данного совещания, установить доверительные отношения с пациентом и рекомендовать ему высококачественные ЛС, а также взаимодейство­вать с другими работниками здравоохранения, государственными и общественными организациями, представителями фармацевтиче­ской промышленности и т.п.

Участники совещания рассматривали вопрос о самолечении как часть Добротной аптечной практики (ДАП, ОРР).

Первое руководство по ДАП разработано в 1992 г. Международной фармацевтической федерацией под названием «Добротная аптеч­ная практика в общественных и больничных аптеках». На конгрес­се МФФ в Токио (1993 г.) был одобрен текст ДАП/МФФ в рамках Токийской декларации по стандартам качества аптечных услуг, кото­рая гласит: «Стандарты являются важным компонентом при оценке качества обслуживания потребителя. Принимая на заседании Совета Федерации в Токио 5 сентября 1993 г. Руководство по добротной аптечной практике, Международная фармацевтическая федерация выражает уверенность, что стандарты, основанные на данном руко­водстве, будут использованы национальными фармацевтическими организациями, правительствами и международными фармацевти­ческими организациями при установлении национальных стандартов Добротной аптечной практики. Руководство по надлежащей аптеч­ной практике охватывает и основывается на услугах, оказываемых фармацевтами. Руководство рекомендует установить национальные стандарты для: пропаганды здорового образа жизни, для снабжения лекарственными препаратами и медицинскими устройствами, для самопомощи больных, а также улучшения практики назначения и использования лекарственных средств посредством деятельности фармацевтов. МФФ призывает фармацевтические организации и пра­вительства к совместной деятельности по введению соответствующих стандартов или их пересмотру в странах, где уже действуют нацио­нальные стандарты, в свете рекомендаций документа по Добротной аптечной практике. Документ по ДАП МФФ был представлен в Комитет экспертов ВОЗ и стал базой для осуществления некоторых принципов, воплощенных в резолюции ВАЗ 47.12. После пересмотра документ был представлен ВОЗ в 1996 г. - «Добротная аптечная прак­тика в коммунальных и больничных аптеках».

Фармацевтическая группа Европейского Союза в 1998 г. разрабо­тала документ по ДАП для Европы, в котором особое внимание уде­лялось странам ЕС - «Надлежащая аптечная практика в Европе».

В 2001 г. ВОЗ разработала руководство «Добротная аптечная прак­тика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов». Рекомендации, изложенные в руководс­тве, призваны помочь регуляторным органам и руководителям аптек в их работе по внедрению стандартов ДАП как на государственном уровне, так и на уровне аптечных учреждений.

Руководство ВОЗ/ДАП «Добротная аптечная практика в ком­мунальных и больничных аптеках» можно рассматривать как свод профессиональных задач, стоящих перед национальными фарма­цевтическими ассоциациями и правительствами.

Согласно Руководству главная задача аптечной практики заклю­чается в обеспечении лекарствами, другими изделиями медицин­ского назначения и услугами здравоохранения, а также в оказании помощи людям и обществу в их наилучшем применении. Добротная аптечная практика (ОРР) ВОЗ требует, чтобы:

• первой задачей, стоящей перед фармацевтом, было благосостоя­ние больного независимо от его местонахождения;

• основной деятельностью аптеки являлось обеспечение больных лекарствами и другими изделиями медицинского назначения, соответствующей информацией, советами, а также для фиксиро­вания побочных эффектов от применения лекарств;

• составной частью деятельности фармацевта являлось содейс­твие рациональному и экономному назначению и правильному использованию ЛС;

• каждый элемент аптечной услуги был ориентирован на отде­льную личность, был четко определен и эффективно доведен до

каждого участника.

Руководство по ДАП охватывает участие в деятельности по укреплению здоровья и предотвращению ухудшения состояния здоровья населения. Если же лечение необходимо, то должен быть обеспечен процесс правильного применения ЛС человеком, чтобы добиться максимального терапевтического эффекта и избежать неблагоприятных воздействий лекарства. Это предполагает, что фармацевты совместно с другими работниками здравоохранения, а также с больными принимают на себя коллективную ответствен­ность за результат лечения.

В рамках концепции ДАП пропагандируется более интенсивное сотрудничество врача, больного и фармацевта, что позволит опти­мизировать использование ЛС и поможет в оценке результатов лече­ния. Фармацевт должен способствовать повышению качества про­цесса применения ЛС. Подчеркивается, что аптека — это важный источник информации о потреблении и применении медикаментов.

Для удовлетворения требований ДАП необходимо, чтобы:

• основой идеологии практики являлись профессиональные фак­торы, хотя признается также значение и экономических фак­торов;

• фармацевт вносил вклад в решения по применению ЛС;

• фармацевт владел необходимой медицинской и фармацевтиче­ской информацией о каждом больном; получение такой инфор­мации упрощается, если больной предпочитает постоянно поль­зоваться услугами одной аптеки или доступна карта назначений для больного;

• фармацевт имел независимую, исчерпывающую, объективную текущую информацию о используемой терапии и ЛС;

• фармацевты, занятые во всех областях фармацевтической прак­тики, приняли личную ответственность за поддержание и оцен­ку своей компетентности в течение всего времени их профессио­нальной деятельности;

• были установлены национальные стандарты ДАП, которым должны будут следовать практикующие фармацевты.

Концепция ДАП — это средство, которое позволяет осознать и осуществить обязательства, возложенные на всех практикующих фармацевтов.

В процессе разработки руководств по ДАП было реализовано стремление к тому, чтобы посредством их внедрения изменить место и роль фармацевта в системе здравоохранения, в особенности в части:

• укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний;

• безопасного, эффективного и экономичного самолечения;

• выявления и решения проблем, касающихся использования ЛС.

Для внедрения ДАП в стране должны быть установлены и внед­рены в профессиональную деятельность национальные стандарты по следующим видам деятельности:

• деятельность, связанная с укреплением здоровья, избежанием ухудшения здоровья и достижением здорового образа жизни;

• деятельность, связанная с отпуском и использованием ЛС;

• деятельность, связанная с самолечением, включая советы по лекарствам и в случаях, когда это целесообразно, с предоставле­нием лекарств и других видов для лечения симптомов недомога­ния, которые успешно устраняются с помощью самолечения;

• деятельность, связанная с влиянием на назначение и примене­ние ЛС.

В каждом из основных элементов ДАП различают виды деятель­ности; методы и требования, необходимые для осуществления данных видов деятельности; оборудование и помещения для осуществления данной деятельности; квалификацию работников; методы оценки этой деятельности, для которых могут быть разработаны стандарты; просвещение и предотвращение ухудшения здоровья; просветитель­ская деятельность, связанная с предотвращением ухудшения здоро­вья, профилактикой заболеваний и укреплением здоровья.

Необходимы стандарты по следующим аспектам:

• возможность проведения конфиденциальной беседы, которую не могут услышать другие;

• предоставление пациенту советов по общим вопросам, связан­ным со здоровьем;

• привлечение персонала к участию в специальных программах по обеспечению адекватности и полноты советов;

• обеспечение качества используемого оборудования и диагности­ческих тестов;

• обеспечение правильного применения рецептурных препаратов и изделий медицинского назначения.

Деятельность, связанная с лекарственным обеспечением и исполь­зованием лекарств и изделий, предназначенных для применения ЛС, или иным образом связанных с лечением. Эта деятельность может осу­ществляться в аптеке, в лечебном учреждении и у больного на дому.

Необходимы стандарты для:

• приема рецептов и обеспечения взаимопонимания;

• оценки рецепта фармацевтом;

• процедур, необходимых для подготовки выписанных лекарств;

• рекомендаций, обеспечивающих получение и понимание боль­ным или лицом, ухаживающим за ним, достаточной письменной и устной информации, позволяющей добиться максимальной пользы от лечения;

• отслеживания результатов назначенного лечения;

• документирования профессиональной деятельности.

Самолечение.

Деятельность, связанная с консультированием по самолечению. В случае необходимости предоставление лекарственной или другой помощи с учетом симптомов и состояний, при которых самостоя­тельное лечение возможно.

Необходимы стандарты по следующим аспектам:

• квалификация задействованного персонала;

• как соответствующим образом оценить потребности пациента;

• эффективность и безопасность рекомендуемых пациенту ЛС;

• в каких случаях следует направлять больного к врачу и как осу­ществлять дальнейшее наблюдение. Влияние на приписывание и использование ЛС. Деятельность, связанная с оказанием влияния на приписывание и использование ЛС.

Необходимы стандарты по следующим аспектам:

• качество рецептурных данных, получаемых фармацевтом;

• изготовление в аптеке формуляров на ЛС;

• сотрудничество с врачами в процессе обслуживания индивиду­альных рецептов;

• оценка данных по использованию ЛС в медицинской и фарма­цевтической практике;

• оценка рекламной информации о ЛС;

• распространение аналитической информации по формальной сети;

• образовательные программы для работников здравоохранения;

• справочная литература, доступная для фармацевта;

• конфиденциальность информации, касающейся отдельных пациентов.

В РФ деятельность, связанная с отпуском и использованием ЛС, нашла отражение в Отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0007-2003 «Правила отпуска (реализации) ЛС в аптечных организациях. Основные положения».

В дополнение к этим четырем главным элементам ДАН также включает в себя:

• установление связей с другими сообществами работников здра­воохранения в работе по укреплению здоровья в масштабах всего населения, включая минимизацию злоупотребления и неправильного использования ЛС;

• профессиональную оценку рекламных материалов по ЛС и другой продукции, связанной со здоровьем;

• распространение проверенной информации по ЛС и другим аспектам охраны здоровья; вовлеченность во все стадии клини­ческих испытаний ЛС.

В 2006 г. ВОЗ и МФФ выпустили первое издание руководства «Разработка фармацевтической практики, направленной на заботу о пациенте» (К. \У[ес1ептауег , Я.8. Зиттегз, С.А. Маск1е и соавт.). Руководство опирается на принятую концепцию ВОЗ о роли фар­мацевта в системе оказания медицинской помощи и основано на принципах «семизвездочной» концепции фармацевта. В главе 1 представлена информация об основных дефинициях надлежащей фармацевтической практики в контексте «фармацевт как член меди­цинской команды». В главе 2 представлены подходы к организации фармацевтического обслуживания больных. В 3 главе рассмотрены перспективы дальнейшего развития фармацевтической практики и доказательная база исследований в этой области.

«Фармацевтическое обслуживание, предоставляемое фарма­цевтами, направлено на оптимизацию результатов для пациентов и является основой эффективного, рационального и безопасного использования лекарств. Это руководство является своевременным и доступным ресурсом для фармацевтов, преподавателей и студентов во всем мире, предназначенным для развития служб, нацеленных на пациентов, и навыков в области удовлетворения потребностей местных пациентов», — заявил Тон Хоек, Генеральный секретарь и Главный исполнительный директор Международной фармацевти­ческой федерации.

Очень серьезную опасность представляет сегодня угроза неконтролируемого самолечения. Основные ее тенденции приводят­ся в таблице.

Таблица.Угроза неконтролируемого самолечения

Беспрецедентно агрессивная и неэтичная реклама ЛС, возрастающее давление на клиницистов со стороны производителей фармацевтической продукции приводят к дезорганизации лечебного процесса и увеличению стоимости лечения (проф. И. Чиж).

Официальный перечень ЛС, отпускаемых без рецепта, расширяется, но необходимой подготовки пациентов по их эффективному и безопасному применению не проводится.

Фактически до 80% всех ЛС в аптеках можно купить без рецепта. Неконтролируемое самолечение может привести к ситуации, наблюдав­шейся в США:

• в 1970-х - начале 1980-х годов каждая смерть американца была связана с побочными эффектами лекарств;

• ныне при обороте безрецептурных ЛС в 1,3 млрд долл. на лечение неже­лательных эффектов затрачивается от 54 до 90 млрд долл.

 

Доктрина фармацевтической помощи имеет двуединую цель обеспечения пациентов квалифицированной, своевременной и доступной фармацевтической помощью и получения разумной прибыли, реинвестируемой в развитие системы фармацевтической помощи как одной из важнейших подсистем общественного здра­воохранения.

Несмотря на очевидную прогрессивность доктрины фармацев­тической помощи, она еще не получила должного признания и распространения. Это объясняется прежде всего тем, что среди властных структур и общественного мнения не созрело понимание своевременности широкого внедрения ее в практику здравоохране­ния, общественные лидеры не оценили значение морально-нравс­твенных норм и правил в системе обращения аптечных товаров.

Сложившаяся ситуация требует значительного усиления актив­ности прогрессивных ученых и практиков по выработке, закрепле­нию в общественном сознании и профессиональной фармацевти­ческой деятельности морально-нравственных норм, принципов и иных механизмов, обеспечивающих нужды сограждан, общества и государства, внедрение доктрины фармацевтической помощи как основы философии фармацевтической деятельности XXI в.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...