Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РОЛЬ ФАРМАЦЕВТА В ИНФОРМИРОВАНИИ ПАЦИЕНТА О САМОЛЕЧЕНИИС открытием рынка фармацевтической продукции население получило свободный доступ к широкому набору самых современных медицинских препаратов отечественного и зарубежного производства. Посетителю аптеки сегодня предлагается большой выбор лекарств рецептурного и безрецептурного отпуска. В то же время возникли проблемы, с которыми раньше не сталкивались аптекари и потребители. Одна из них - информированность о новых лекарствах. Особенно это касается лекарств безрецептурного отпуска, когда ответственность за принятие решения о лечении «легких» заболеваний или недомогании перекладывается с врача непосредственно на пациента. Неподготовленному потребителю, безусловно, сложно разобраться в этом потоке информации, в свойствах и эффективности тех или иных препаратов. В этой ситуации возрастает значение работников аптек в общей системе обеспечения здоровья населения. Конечно, только квалифицированный специалист может правильно поставить диагноз и назначить лечение, даже если речь идет о лечении безрецептурными препаратами. Недостаточное знание патофизиологических последствий избыточного лечения и коммерческие интересы делают свое дело. Нередко фармацевты и провизоры, подменяя врача, предлагают посетителю аптеки лекарственные средства по своему усмотрению, не зная индивидуальных особенностей организма больного, наличия сопутствующих заболеваний, нанося тем самым вред его здоровью. Однако современные тенденции в мире свидетельствуют о том, что роль ответственного самолечения в общественной системе здравоохранения неуклонно возрастает [1]. Согласно результатам исследования, проведенного Т.Нельсоном в 1986 г. в четырех европейских странах, более половины потребителей считают, что при легких формах заболеваний фармацевт может дать столь же квалифицированный совет, как и врач. Повторное исследование, проведенное в 1989 г. в Великобритании, показало, что число людей, придерживающихся такого мнения, возросло с 66% до 77%. По данным Центра Хенли по прогнозированию, в 1994 г. советам фармацевтов доверяло уже 83% населения [2]. Во Франции, по данным конференции AESGP (январь 1996 г.), этот показатель достигает 85%. Потребители не только считают, что фармацевты дают хорошие советы, но более 90% из согласных с подобной точкой зрения следуют этим советам [3]. Меры, предпринимаемые правительствами европейских стран, по сокращению расходов на здравоохранение приведут к тому, что часть обязанностей врача постепенно переходит к фармацевту. И это не случайно. В процессе обучения фармацевт приобретает профессиональные знания о лекарственных средствах и квалификацию, позволяющие ему, исходя из наличия соответствующих симптомов, давать потребителю адекватные советы по применению лекарственных препаратов. Он может объяснить, при каких симптомах можно принимать лекарственные препараты, предназначенные для самостоятельного применения, а при каких - необходимо обратиться за помощью к врачу. В большинстве стран мира (например, Франции, Испании, Англии) медицинские работники убеждены, что пациентов (потребителей) необходимо информировать о возможностях самостоятельного лечения, поэтому им нужна высококачественная информация о безрецептурных лекарственных средствах. Она является обязательным условием безопасного и правильного применения таких препаратов, что будет способствовать их более активному использованию. Реклама, советы фармацевта, а также аннотация-вкладыш, дополняя друг друга, дают потребителю полное представление о показаниях и всех аспектах самостоятельного применения лекарственного препарата. Активное участие провизоров в обеспечении здоровья населения является задачей сегодняшнего дня. Именно от их рекомендаций уже сегодня во многом зависит, что будут применять пациенты для самостоятельного лечения, получат ли потребители своевременный доступ к наиболее эффективным и безопасным лекарствам. Работники современных аптек должны не только откликаться на срочную просьбу больного посоветовать что-нибудь от боли или кашля, но и создавать заболевшему человеку комфорт, благоприятные условия для спокойного и ответственного обсуждения с провизором вариантов выбора безрецептурного лекарственного средства. От их образованности, профессионализма, чуткости и такта зависит здоровье, настроение и трудовые успехи большого количества людей [4]. С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его ответственное отношение к самолечению. Пациент должен иметь достаточно полную информацию как о недомоганиях, которые можно лечить, не обращаясь к врачу, так и об ассортименте лекарственных препаратов, разрешенных национальными органами здравоохранения для лечения данных недомоганий. По мере повышения уровня знаний потребителей в вопросах, касающихся здоровья, и в результате активного участия врачей в обучении пациентов методам самоконтроля за состоянием здоровья, перечень состояний, при которых показан приём безрецептурных лекарственных препаратов, расширяется. Например, с 1992 г. в Великобритании противогрибковые препараты, предназначенные для лечения кандиозного вульвовагинита, отпускались из аптек без рецепта. В 1989 г. в Дании к свободной продаже была разрешена также группа препаратов. При этом в ряде случаев сохранены и рецептурные формы подобных лекарственных средств. Важно отметить, что эти меры не привели ни к увеличению потребления данных лекарственных препаратов, ни к их неправильному применению [5]. Фармацевты осуществляют сбор информации о лекарственном средстве или связанных со здоровьем проблемах и принимают решение относительно того, какие данные необходимы для проведения критической оценки возникшей у пациента проблемы. Фармацевт, в сотрудничестве с пациентом и другими специалистами, предоставляющими услуги в области здравоохранения, выявляет и оценивает наиболее целесообразные действия для обеспечения безопасности и эффективности (включая экономическую эффективность) проводимой или планируемой фармакотерапии, а также сведения к минимуму существующих или возможных в будущем проблем, связанных с состоянием здоровья. К другим видам аптечных услуг относятся: регистрация пациентов для последующего анализа лечения (Нидерланды), посещения на дому (Великобритания), предоставление санитарно-просветительных брошюр в лечебно-профилактических учреждениях и т.д. Таким образом, фармацевты расширяют сферу своей деятельности не только по отношению к потребителю, но и играют все более важную роль в системе здравоохранения. Таким образом, при наличии у потребителя симптомов ряда заболеваний фармацевт, в ближайшем будущем, часто должен будет предложить для лечения такой же эффективный лекарственный препарат, что и врач общей практики. (Литература: 1. Хабриев Р., Вольская Е., Камаев Н. Опыт международных организаций по формированию этических критериев продвижения лекарственных препаратов // Remedium. 1997. - №9. – с. 44-45. 2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – 2001. – 192 с. 3. Материалы второй международной конференции "Фармацевтическая биоэтика" 23 октября 2003 г. – М., 2003 г. - 108 с. 4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 360 с. Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов. – М.: АНМИ, 2001 .- 241 с. 5. Лопатин. П.В., Карташова О.В. Фармацевтические аспекты биоэтики. // Фармация. – 1997. - № 2. – с. 39-40.)
6 вопрос. Этика формирования и защиты прав потребителей фармацевтической помощи. Этика справедливости и определение политики в области лекарственного обеспечения. Лекарственная безопасность. В последние десятилетия на мировом фармацевтическом рынке проявились негативные тенденции, вызывающие большую озабоченность специалистов и всего гражданского общества. Наиболее тревожной является недостаточная и недостоверная характеристика эффективности, безопасности и экономической целесообразности продвигаемых на фармацевтические рынки аптечных товаров и в первую очередь ЛС. Было выявлено, что из многих тысяч циркулирующих на мировом фармацевтическом рынке ЛС не соответствует современным требованиям. Это подтверждается данными, аккумулированными в Кокрановской библиотеке; исследованиями, проведенными под эгидой Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ; материалами исследований, выполненных под руководством президента Российского национального конгресса «Человек и лекарство» А.Г Чучалина, опубликованными в IV, V и VI выпусках Федерального руководства по использованию ЛС (формулярная система). В ряде случаев инструкции по препаратам не полностью описывают побочные эффекты препарата, не указаны все противопоказания, предосторожности и т.д. Это может привести к очень серьезным последствиям. Так, еще в 1960—1970 гг. в США были госпитализированы по поводу лекарственных осложнений более 15 млн человек; одна из четырех смертей была обусловлена приемом медикаментов, ежегодные экономические потери от развития лекарственной патологии составили почти 3 биллиона долл.! Под нажимом страховых компаний, которым приходилось выплачивать страховые вознаграждения, были приняты жесткие меры, однако и ныне при обороте безрецептурных ЛС в 1,3 млрд долл. на лечение побочных эффектов лекарств в США затрачивается, по подсчетам разных экспертов, от 54 и даже до ПО млрд долл. Серьезную озабоченность вызывает давление и их подкуп, осуществляемые на врачей фармацевтическими фирмами. Специалисты отмечают: «Врачи, пусть неосознанно, делают свои назначения скорее под действием маркетинговой политики различных фармацевтических фирм, нежели исходя из медицинской целесообразности». Представитель Европейского бюро ВОЗ Кейс де Йонкери пишет: «Большинство болезней врачи Европейского Союза лечат новыми лекарственными средствами, которые не всегда эффективнее и лучше, но практически всегда дороже прежних препаратов». За последнее время имели место крупные скандалы, связанные с подкупом врачей; например, итальянская полиция выдвинула обвинение против более чем 4 тыс. врачей и 273 сотрудников С1ахо5пп1пК1те и др. Большую опасность представляет деятельность опион-лидеров из числа врачей, тенденциозно продвигающих по заданию фирм лекарственные средства и другие аптечные товары при отсутствии медицинских обществ, способных влиять на опион-лидеров и четких положений в соответствующих этических кодексах, в том числе и в области наказания за неэтичное поведение. Академик РАН В.В. Власов в «Фармацевтическом вестнике» пишет: «Производители ЛС не всегда заинтересованы в полном, радикальном излечении пациента от заболевания. Препараты, которые не излечивают, а просто позволяют легче переносить болезнь, временно снимают недомогания значительно более выгодны для индустрии». Что является причиной создавшейся ситуации и лежит в ее основе? Исследование, проведенное нами в этой области, показало, что в основе негативных тенденций, развивающихся в последние годы, лежит некритическое использование в области здравоохранения концепции классического маркетинга, приоритетом которого является погоня за прибылью, достигаемой любой ценой с использованием разнообразных приемов манипулирования восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением потребителей, что неприемлемо в сфере здравоохранения, в том числе лекарственного обеспечения. Стремясь получить максимальную прибыль, бизнесмены используют детально разработанную систему искусственного формирования запросов потребителей (система формирования спроса и стимулирования сбыта), не считаясь с реальными научно обоснованными целями и потребностями здравоохранения. Это свидетельствует о глобальном морально-нравствен ном кризисе общества, включая и определенные круги медиков и фармацевтов. Анализ ситуации позволил нам предложить пути и инструменты решения возникших проблем. Пожалуй, на первое место в нынешней ситуации следует поставить проблему морально-нравственных норм и правил в области фармацевтической деятельности. Безусловными приоритетами в фармацевтической деятельности должны быть человек и его запросы, не искусственно сформированные за счет манипулирования восприятием, психикой и потребительским поведением, а научно обоснованные потребности в эффективных, безопасных и экономически целесообразных фармацевтических товарах. Поэтому важно представить, как следует формировать основные морально-нравственные принципы и нормы и внедрять их в общественное сознание, общественное бытие и общественные отношения. Общественное сознание (мораль, религия, право, политическое сознание), общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе) формируются под влиянием общественного мнения, т.е. состояния массового сознания, определяющего отношения к событиям, отдельным лицам, группам т.п. Общественное мнение регулирует поведение отдельных лиц и групп, насаждает нормы общественных отношений. Общественное мнение формируется средствами массовой и профессиональной информации, телевидением, театром, кино и т.д. В этой связи задачами СМИ являются формирование у населения понимания значения фармацевтической помощи, воспитание глубокого уважения к труду фармацевта, из рук которого страждущие получают лекарства; проблемно-ориентированное обучение конкретных возрастно-половых групп населения эффективному и безопасному использованию фармацевтических товаров, особенно безрецептурных; управление этичной рекламой безрецептурных лекарств с учетом лекарственной политики Минздравсоцразвития России; внедрение норм саногенного поведения; разъяснение прав потребителей лекарств, способов их защиты и возможности СМИ для этого. Вторым путем решения проблем развития российской фармации является внедрение в общественное сознание философии фармацевтической помощи, основанной на концепции фармацевтической биоэтики, доказательной фармакотерапии, фармацевтической бдительности и других современных научных медико-фармацевтических подходах, а также развития системы защиты фармацевтической помощи. Философия фармацевтической помощи XXI в. должна обеспечивать квалифицированную, доступную и своевременную фармацевтическую помощь, учитывающую принципы справедливости, социальной ориентированности. Третьим направлением решения актуальных проблем развития отечественной фармации являются консолидация общественного мнения, деятельности общественных, научных и профессиональных организаций в области фармацевтической помощи; демократизация управления фармацевтическим сектором экономики, разработка и внедрение механизмов стимулирования отечественных производителей, оценка и осуществление инновационных и инвестиционных проектов, обеспечивающих научно-технические решения, способствующие резкому росту уровня фармацевтической помощи населению за счет создания и внедрения новых лекарств, технологий и др. Основными инструментами реформирования российского фармацевтического рынка и защиты прав потребителей должны являться нормативно-правовые акты и другие формальные институты (формулярная система, стандарты лечения, объективная своевременная и доступная информация для врачей и провизоров, обучение населения использованию безрецептурных лекарств с целью ответственного самолечения; использование правовых рычагов в борьбе с недобросовестной рекламой), а также неформальные институты (этические кодексы, философия фармацевтической деятельности XXI в., ориентированные на человека и общество, и др.). Специально следует выделить такой инструмент защиты прав россиян на квалифицированную фармацевтическую помощь, как контроль лекарственного рынка по методикам, учитывающим достижения доказательной фармакотерапии, доказательной медицины, фармацевтической бдительности, фармакоэкономики, фармакоэпидемиологии и др. Такая методика нами разработана. В связи с монетизацией льгот по дополнительному лекарственному обеспечению проблемы фармацевтической помощи широко обсуждаются. К сожалению, многие независимые ведущие специалисты, особенно работающие в высших учебных заведениях страны, к решению возникших проблем привлекаются слабо, в то время как именно в высших учебных заведениях проводятся весьма интересные и значимые исследования, связанные с улучшением фармацевтической помощи россиянам. Но процесс интенсификации общественного мнения пошел. Это позволяет надеяться на значительное улучшение фармацевтической помощи в нашей стране. Следует отметить также, что в ответ на современную ситуацию, сложившуюся на фармацевтическом рынке, проводятся исследования, обусловившие появление новых медико-фармацевтических наук и направлений, в том числе доказательной фармакотерапии, которая рассмотрена выше, фармакобдительности и фармакоэкономики. Во второй половине XX в. обострилась проблемная ситуация в области безопасности ЛС. Постоянно увеличивается число сообщений о нежелательных побочных реакциях (НПР). В глобальной базе данных ВОЗ по этой проблеме содержатся миллионы сообщений. Как реакция на создавшуюся ситуацию сформировалось новое медико-фармацевтическое направление в науке «фармацевтическая бдительность» (фармаконадзор). Цель этого направления — обеспечение безопасности больных при применении ЛС. В том числе снижение заболеваемости и смертности вследствие их использования. Задачами фармаконадзора являются системные решения, обеспечивающие: • создание национальной (государственной) службы фармаконадзора; • обучение и подготовку специалистов здравоохранения в области оценки соотношения польза/риск и рационального использования ЛС; • изменение стереотипов в работе врачей с целью сокращения ненужного и нерационального назначения лекарственных препаратов (полипрогмазия); • изменения отношения больных к необоснованному применению лекарств, особенно при самолечении; • реализацию образовательных и информационных программ для медицинских и фармацевтических работников и населения; • выявление и изучение НПР. • Объектом изучения фармаконадзора являются: • недостаточная изученность ЛС; • недостаточная информированность медицинских и фармацевтических работников и потребителей фармацевтической помощи; • искажение и утаивание информации о НПР; • медицинские ошибки; • применение некачественных и фальсифицированных препаратов; • использование ЛС по неизученным и неразрешенным показаниям; • острые и хронические отравления ЛС; • смертность, вызванная ЛС; • злоупотребление ЛС; • неблагоприятные взаимодействия лекарств с химическим! веществами, другими лекарственными препаратами и пищевы ми продуктами. Гражданское общество, в соответствии с морально-нравственными нормами, все большее внимание уделяет защите прав пациента, его физического и психического здоровья, достоинства личности, что нашло отражение в концепции биоэтики, в т.ч. биомедицинской и биофармацевтической этики и биоэтики создания и клинических испытаний лекарств. Важными документами по этико-правовому регулированию биомедицинских исследований являются документы Совета Европы, Хельсинкская (Токийская) декларация Всемирной медицинской ассоциации в редакции 2000 г.; Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины (Овьедо, 1997 г.), Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, разрабатываемая Международным комитетом по биоэтике в консенсусе с Межучрежденческим комитетом ООН по биоэтике, Международным правительственным комитетом по биоэтике. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |