Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(См. схему 21 на стр. 587)

1. Государство как особое звено политической системы Российской Федерации

В Российской Федерации политическая система общества действует в полном соответствии с нормами международного права. Согласно ст. 13 и 30 Конституции РФ в Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, многопартийность и гарантируется свобода деятельности политических партий и иных об­щественных объединений. При этом никакая идеология не может ус­танавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый житель России имеет право не только вступать в общественные объе­динения, но и беспрепятственно организовывать их. В то же время Конституция запрещает кому бы то ни было принуждать граждан к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Реализуя конституционное право свободы совести, население Российской Федерации может участвовать в деятельности существу­ющих религиозных объединений, основывать новые, а также рас­пространять религиозные вероучения либо атеистические убежде­ния. Согласно Конституции РФ государство признается светским и ему запрещается устанавливать какую-либо религию в качестве государственной или обязательной. Все без какого-либо исключе­ния религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Конституция РФ гарантирует местное самоуправление, наделяет его органы полномочиями, позволяющими населению успешно ре­шать вопросы местного значения с учетом интересов жителей соот­ветствующего региона, исторических и иных местных традиций. Дей­ствующее федеральное законодательство признает самостоятельным субъектом политических отношений и трудовой коллектив предпри­ятий, организаций, учреждений, хотя возможности его участия в по­литической жизни страны являются весьма ограниченными.

Таким образом, Конституция РФ создает надлежащую правовую основу для организации и активного действия всех известных со­временному обществу компонентов политической системы: обще­ственных объединений и политических партий, религиозных орга­низаций, органов местного самоуправления и трудовых коллекти­вов. Государство закрепляет также действенные гарантии незыблемости прав, предоставленных общественным объединени­ям и ассоциациям, устанавливая за нарушение этих прав уголов­ную, гражданскую и административную ответственность виновных должностных лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.

Одновременно с легально действующими компонентами полити­ческой системы в Российской Федерации существуют и преступные сообщества, деятельность которых направлена на дестабилизацию экономического, политического порядка в обществе, на создание дополнительных препятствий на пути проведения государством мер по созданию и развитию рыночных отношений, реформированию экономики и общества.

Особым звеном политической системы Российской Федерации выступает само государство, его органы. Оно призвано быть не толь­ко самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения консти­туционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России. В этих целях оно наделяется весьма широкими правомочия­ми, и в частности:

1) устанавливать правовой режим организации и деятельности политической системы;

2) осуществлять регистрацию общественных объединений, поли­тических партий, религиозных организаций;

3) привлекать к участию в делах государства общественные объе­динения и политические партии, органы местного самоуправления
и трудовые коллективы;

4) осуществлять надзор за законностью в деятельности обществен­ных объединений и других компонентов политической системы;

5) применять меры государственного принуждения к обществен­ным объединениям и иным членам политической системы общества,
нарушающим режим законности и посягающим на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума подго­товила и приняла ряд федеральных законов, которыми закрепила правовой статус большей части компонентов политической органи­зации РФ. Среди них особое значение имеют следующие федераль­ные законы: «Об общественных объединениях», принятый Государ­ственной Думой 14 апреля 1995 г., «О профсоюзах, их правах и га­рантиях деятельности», принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., «Об общих принципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 12 августа 1995 г., «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый Государственной Думой 19 сентября 1997 г.

Названные федеральные законы и принятые в соответствии с ними подзаконные акты создают достаточно надежную правовую основу деятельности общественных объединений, религиозных организа­ций, органов местного самоуправления, устанавливают пределы и способы вмешательства в их деятельность органов государства, а так­же способы защиты права, нарушенного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц. Крас­ной нитью через все законы проходит запрет органам государствен­ной власти и должностным лицам вмешиваться в деятельность него­сударственных объединений и органов местного самоуправления помимо случаев, прямо предусмотренных федеральными законами. Каждый легально действующий член политической системы РФ получает реальную возможность действовать свободно, самостоятель­но осуществлять свои функции, уставные цели без какого-либо дав­ления со стороны государства и боязни быть привлеченным к ответ­ственности за неисполнение указаний, решений государственных органов и должностных лиц, не основанных на Конституции РФ и федеральном законодательстве.

В строгом соответствии с действующим законодательством осу­ществляется регистрация общественных объединений, политических партий и религиозных организаций компетентными органами госу­дарства. Регистрация не является обязательным условием деятель­ности названных компонентов политической системы. Они вполне могут осуществлять свои функции и реализовывать свои уставные цели и без этой процедуры, но не могут приобрести прав юридичес­кого лица. Кроме того, незарегистрированные общественные объе­динения, политические партии не могут участвовать в выборах депу­татов представительных органов, Президента РФ, глав исполнитель­ных органов субъектов РФ.

Действующее законодательство устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым государственный орган может от­казать в регистрации общественного объединения, политической партии или религиозной организации. Так, общественному объеди­нению и политической партии может быть отказано в регистрации в случаях, когда: 1) устав противоречит Конституции РФ, конституци­ям (уставам) субъектов РФ, федеральному законодательству; 2) не представлен перечень учредительных документов или они оформле­ны в ненадлежащем порядке; 3) название объединения или партии оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан и по некоторым другим основаниям.

Законодательство запрещает отказывать в регистрации обще­ственного объединения или политической партии по мотивам неце­лесообразности их создания. Объединение, партия, которым было отказано в регистрации, могут обжаловать это решение в суд.

Государство стремится привлечь на свою сторону определенную часть общественных объединений и политических партий. Наибо­лее же тесное взаимодействие наблюдается между органами испол­нительной власти и органами местного самоуправления, которые непосредственно реализуют значительную часть политико-правовых решений государства в сфере экономики, образования, культуры, здравоохранения, охраны общественного порядка. Будучи светским, государство не привлекает к своей деятельности религиозные орга­низации и ведет активную борьбу с преступными сообществами. В то же время государство весьма часто прибегает к помощи обществен­ных объединений и политических партий. Можно выделить три на­правления их наиболее активного сотрудничества.

Первое направление составляет деятельность государственных органов по обеспечению гласности, доведению до сведения обще­ственных объединений, иных членов политической системы обще­ства и общества в целом информации о состоянии дел в соответ­ствующем органе государства, принимаемых им решениях, перс­пективных планах работы, путях и способах преодоления негативных социальных явлений и процессов. Подобная постоян­ная связь государственных органов с гражданским обществом и его объединениями осуществляется путем организации пресс-центров, отделов информации, введения должностей пресс-секретарей, а также проведения периодических встреч ответственных должност­ных лиц с руководителями общественных объединений и журнали­стами.

Второе и главное направление взаимодействия государства с общественными объединениями и политическими партиями со­ставляет их совместная деятельность, направленная на решение каких-либо политических, экономических и иных социально зна­чимых проблем. Общественные объединения и политические партии активно взаимодействуют с государственными органами в ходе выборов органов представительной и исполнительной влас­ти, при осуществлении мер, связанных с охраной труда, окружа­ющей природной среды, памятников истории и культуры, оказа­нием материальной помощи малоимущим и нуждающимся слоям общества, проведением мероприятий, связанных с праздновани­ем каких-либо исторических событий или дат в жизни российс­кого общества и государства. В целях активного и действенного сотрудничества с общественными объединениями и политически­ми партиями в органах исполнительной власти создаются и дей­ствуют специальные подразделения (департаменты, отделы, ко­митеты) либо общественно-государственные органы (советы, кол­легии, комиссии).

Так, при мэре и департаментах Правительства г. Москвы действу­ет более 20 общественно-государственных советов, коллегий, обес­печивающих взаимодействие органов исполнительной власти с раз­личными общественными организациями г. Москвы. Наиболее тес­ное и плодотворное их сотрудничество имело место при реализации трехстороннего соглашения между профсоюзами, промышленника­ми и предпринимателями и Правительством Москвы. Большую ра­боту по укреплению межнациональных отношений ведет Московс­кое межнациональное совещание при департаменте общественных и межрегиональных связей. Правительство Москвы оказывает не­обходимую финансовую поддержку общественным организациям, предоставляет им льготы по аренде помещений и оплате коммуналь­ных услуг.

Действующее законодательство обязывает государство, его орга­ны оказывать поддержку деятельности общественных объединени­ям в виде целевого финансирования отдельных общественно полез­ных программ общественных объединений по их заявкам, заключе­ния договоров, предоставления на конкурсной основе социального заказа на выполнение различных государственных программ.

Третье направление взаимодействия государственных органов, общественных объединений и политических партий составляют про­блемы законотворчества и правотворчества. Общественные объединения и политические партии, привлекаются органами представи­тельной и исполнительной власти для подготовки проектов федераль­ных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, изучения общественного мнения о действующих нормах права, социальных интересов населения, экспертизы проектов нормативно-правовых актов и законов.

Большое место в деятельности государства, его органов занима­ет надзор и контроль за деятельностью остальных членов полити­ческой организации РФ. Последовательно проводимый Конституией РФ и федеральными законами принцип независимости орга­нов местного самоуправления и иных компонентов политической системы РФ от государственных органов не означает, однако, все­дозволенности. Негосударственные органы и объединения полно­стью автономны лишь в решении своих внутриуставных задач, но обязаны неукоснительно соблюдать все действующие нормы, ко­торые касаются их как участников конкретных правоотношений.

Надзор за законностью в деятельности общественных объедине­ний и иных компонентов политической системы осуществляет про­куратура РФ. Орган, регистрирующий общественные объединения, политические партии, религиозные организации, осуществляет кон­троль за соответствием их деятельности уставным целям. Финансо­вые органы осуществляют контроль за источниками доходов назван­ных объединений, партий и организаций, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах. Экологические, пожарные, эпидемиологические и иные государственные органы осуществляют надзор и контроль за выпол­нением негосударственными органами и объединениями существу­ющих технических правил и стандартов.

Общественные объединения и другие негосударственные компо­ненты политической системы РФ за допущенные ими правонаруше­ния привлекаются к ответственности. К ним могут применяться все меры, предусмотренные санкцией нарушенной нормы. Так, в случае нарушения налогового законодательства может быть взыскана вся сумма сокрытого или заниженного дохода и штраф в размере той же суммы. В числе специальных мер, принимаемых только к обществен­ным объединениям и политическим партиям за совершение дей­ствий, противоречащих их уставным целям, иные нарушения дей­ствующего законодательства, предусматривается вынесение письмен­ного предупреждения, приостановка деятельности на срок до шести месяцев, а за наиболее грубые правонарушения — ликвидация по

решению суда. Ликвидация означает запрет деятельности соответ­ствующего общественного объединения или политической партии. Ликвидационная комиссия может назначаться как учредителями, так и судом, вынесшим решение о ликвидации.

В случае совершения общественными объединениями и полити­ческими партиями деяний, наказуемых в уголовном порядке, долж­ностные лица объединений и партий при доказанности их вины за организацию преступных деяний могут привлекаться к ответствен­ности как руководители преступных сообществ. Другие члены и уча­стники объединений и партий несут ответственность лишь за те пре­ступления, в подготовке или совершении которых они непосред­ственно участвовали.

2. Общественные объединения

Общественные объединения представляют собой наиболее рас­пространенную организационную форму, при которой население Российской Федерации реализует свое конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Общественные объединения характеризуются необычайным разнообразием и массовостью. В на­стоящее время в Российской Федерации действует более 40 000 об­щероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населения страны.

Под общественным объединением понимается добровольное, само­управляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализа­ции общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Таким образом, общественное объединение характеризуется сле­дующими специфическими признаками, позволяющими выделять его из совокупности остальных общественных и хозяйственных фор­мирований:

1) добровольностью создания общественных объединений и пра­вом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить из них; самоуправлением, т.е. правом членов объединения управлять его делами самостоятельно, без вмешательства государственных ор­ганов и иных лиц, в том числе разрабатывать и принимать устав, формировать руководящие органы и выбирать руководителей объе­ динения. В общественных объединениях самоуправление осуществляется их съездами, конференциями, собраниями, а также выбор­ными руководящими и контрольно-ревизионными органами;

3) некоммерческим характером деятельности. Извлечение прибы­ли не может формулироваться в качестве основной или единствен­ной цели общественного объединения. Объединения, имеющие та­кие цели, признаются хозяйственными, коммерческими организа­циями, а поэтому образуются и действуют в ином порядке. Законодательство разрешает общественным объединениям осуще­ствлять коммерческую деятельность при соблюдении двух условий. Во-первых, такая деятельность должна носить вспомогательный ха­рактер и осуществляться в той мере, в какой это необходимо для ре­ализации главных целей общественного объединения. Во-вторых, полученная прибыль полностью должна идти только на нужды объе­динения и не может распределяться между его членами.

В Российской Федерации общественные объединения в зависи­мости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, обществен­ные фонды, общественные учреждения и органы общественной са­модеятельности.

Общественной организациейпризнается общественное объеди­нение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общественные объединения при условии, что они прошли государственную реги­страцию в Министерстве юстиции РФ или его территориальных органах и обладают статусом юридического лица. Индивидуальное членство может быть оформлено различным образом. В одних орга­низациях может иметься лишь список ее членов, тогда как в других могут выдаваться членские билеты. Прием в члены организации осу­ществляется на основании письменного или устного заявления физического или юридического лица и оформляется специальным решением компетентного органа общественной организации. На члена общественной организации могут возлагаться обязанно­сти принимать активное участие в ее деятельности, уплачивать член­ские взносы и подчиняться решениям ее руководящих органов. В форме общественных организаций в Российской Федерации дей­ствуют профсоюзы, разного рода творческие, спортивные и иные общественные объединения.

Общественным движениемпризнается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Ее уча­стником признаются граждане или общественные объединения,

которые принимают активное участие в деятельности общественно­го движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Та­ким образом, состав общественного движения является непостоян­ным и самим движением не контролируется. В его деятельности уча­ствуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении означает одновремен­но и выход из него. Общественные движения создаются для реше­ния какой-либо общественно значимой политической, экологичес­кой, социальной и иной проблемы.

В Российской Федерации в качестве движений зарегистрирова­ны такие общественные формирования, как движение «Солдатские матери», Межрегиональное движение рабочих предприятий Всерос­сийского общества слепых, движение «Демократическая Россия», Всецерковное православное молодежное движение (братство).

Общественный фондпонимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе доброволь­ных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и исполь­зования этого имущества на общественно полезные, в том числе и благотворительные, цели.

Основное отличие общественного фонда от общественных орга­низаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. У него нет потребности и в большом числе участников,— как это характерно для общественного движения. Общественный фонд решает специфические задачи — накопление имущества для реализации социально полезных целей и не нуждается в массовом членстве. Для общественного фонда важно получить на основе доб­ровольных взносов, пожертвований, иных не запрещенных зако­ном поступлений достаточные средства и передать их нуждающим­ся людям либо соответствующим организациям на реализацию раз­личных социально полезных проектов. При этом действующее законодательство запрещает учредителям и управляющим имуще­ством общественного фонда использовать имущество фонда в соб­ственных интересах.

Министерством юстиции РФ были зарегистрированы в качестве общественных объединений Международный фонд социально-эко­номических и политологических исследований (Горбачев-фонд), Российский благотворительный фонд им. Великой княгини Елиза­веты Федоровны, Международный фонд Александра Сергеевича Пушкина, Фонд международных обменов «Кокусай корю кикин», Экологический фонд России.

Общественным учреждениемпризнается объединение, создавае­мое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области обра­зования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Осо­бенность данного вида общественных объединений состоит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, что означает непра­вомочность учреждения распоряжаться вверенным ему имуществом без согласия учредителей; 2) общественное учреждение не может за­ниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного управления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые не являются его учредителями или потребителями услуг.

Коллегиальный орган может определять содержание деятельнос­ти общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе.

Под органом общественной самодеятельностипонимается обще­ственное объединение, создаваемое с целью решения социально зна­чимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, рабо­ты или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уста­вом, принятым на собрании учредителей.

Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган обще­ственного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышесто­ящих органов и организаций, а также постоянного членства. В слу­чае государственной регистрации орган общественной самодеятель­ности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.

Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образова­тельных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту их жительства, стачечные комитеты и иные орга­ны самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предпри­ятий, организаций, учреждений.

Деятельность общественных объединений РФ благотворно ска­зывается во всех сферах жизни и деятельности общества и государ­ства. Благодаря названным общественным формированиям обес­печивается объединение, организация населения страны сообразно

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...