Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея гражданского общества на исторической почве России

Известный русский мыслитель И.А. Ильин отмечал, что всякая цивилизация является своеобразным организмом, в котором сплавляются в неразрывное единство природные и культурные составляющие: «Россия есть единый живой организм… организм природы и духа».[28] И без постижения его сути нельзя рассуждать о путях его развития.

Основатели российского государства – первые викинги постепенно основали на севере Великого речного торгового пути «из варяг в греки» крупные города (Новгород, Киев). И земли, где проживали славяне, стали называться соответственно: новгородские, киевские. Происходило не племенное, а территориальное объединение жителей самых разных этнических образований. По определению Е.Н. Князева, «на Руси зов родной земли звучал сильнее, чем голос родной крови».[29] И уже в глубокой древности было отвергнуто понимание русского народа как единокровной расы.

Развитие российского государства – это по сути дела - освоение бескрайних пространств. Однако с самого начала государство надо было скреплять не только общностью территории, но и общностью идей, ценностей, то есть формировать общую духовность. Православие стало основой этой духовности.

Русь приняла крещение, после чего ее глава - князь Владимир объявил свою власть ограниченной Божественным законом, то есть Законом, созданным не людьми и ими не отменяемым. Установился принцип единодержавия, то есть единства княжеской и церковной власти. И все управление на общей земле велось во имя общей веры.

На Руси в отличие от Запада понятие «частная собственность» изначально не укоренилось.Бескрайние российские просторы и лесные массивы изначально создавали у русичей представление о том, что земля ничья, а все природное богатство – Богом данное в общее владение, но вот заготовленная древесина принадлежит тому, кто рубил. Викинги были военно-торговой кастой. Обработкой земли не занимались и в собственность ее себе не брали, в отличие, например, от английских норманнов, которые присваивали себе право на земли. В «Русской правде» - самом раннем своде законов, составленном в XI веке, нет ни одного слова о недвижимом имуществе.[30] Нет сведений о сделках с землей на северо-востоке России до первой половины XIV века, и очень немного таких сведений во второй половине этого века.[31]

Русские правители вообще не сформировали представления о различии их личных дел и публичных и правили государством как своей полной собственностью. «Государь был обладателем всей России и частная собственность вытекала из государственной,» - писал историк далекого прошлого Александр Лакиер.[32]

Поскольку власть на Руси воспринималась как наместник Бога на земле, подчинение ей, служба ей были настолько естественными, что не вызывали сомнений. Обязательная рента и служба князьям и царям избавляла последних от необходимости устанавливать налоги, а, значит, и собирать парламенты. От власти требовались не столько законы, сколько реальная защита подданных, отеческая забота об их судьбе.

Очевидно, что при такой организации жизнина Руси не укоренилось и понятие «демократия».И только история развития Новгорода, уцелевшего от нашествия монголов, развивалась по-иному. Там сохранилось общегородское вече и веча в каждом из пяти поселений города. Все свободные жители Новгорода и пригородов принимали участие в этих собраниях, где решения принимались с голоса, криками. Также было и в Пскове. Северные города оказались мало пригодны для успешного земледелия и потому занимались торговлей с немцами. Бояре превратились в независимых землевладельцев и купцов – частных собственников. К середине XII века выборными в Новгороде были все политические и церковные должности, избирался также, кроме князя, глава исполнительной власти - посадник. Избранный князь публично клялся в верности городскому Уставу, который четко очерчивал пределы его власти. Князь заключал договор (грамоту) на правление, согласно которому ему полагалось уважать обычаи страны, не принимать какие бы то ни было решения без посадника, не отнимать землю у кого бы то ни было без вины. Князьям запрещалось покупать или приобретать иначе землю, напрямую вести дела с немецкими торговцами (только через новгородских посредников).

Все это не давало возможности князю сосредоточить в своих руках богатства, и это было гарантией того, что он будет в своих политических действиях целиком зависеть от вече. Землю, чтобы князья могли жить и получать ренту, им давали на время правления, еще они имели право получать средства от осуществления ими правосудия.

Жители Новгорода имели к своим услугам независимый суд, который выносил решения без оглядки на социальный статус обвиняемых. Новгородская судная грамота наставляла архиепископский суд «судить… всех равно как боярина, так и житьего, так и молодшего человека».[33]

Практически князья несли службу по усмотрению вече, которое могло легко снять их с должности: между 1095 и 1304 годами в Новгороде было 58 князей со средним сроком правления 3,6 года. Некоторые историки считают, что после 1300 года в Новгороде вообще не было никаких князей, и он превратился в единственную демократическую республику в русской истории вплоть до 1990-х годов.

Можно сказать, что новгородская республика была единственной в истории России моделью гражданского общества почти со всеми его сущностными признаками, которые мы наблюдали в западных странах, и она также демонстрировала пример процветания и устойчивого развития.

В целом же русское государство до XV века представляло собой несколько раздробленных княжеств, которые, будучи завоеванными татаро-монголами, исправно платили дань монгольскому хану. Однако православная вера, единые правовые нормы («Русская правда»), единый язык сохраняли общность национального русского самосознания. Это создало основания для появления интереснейшего исторического явления. Как отмечает Е.А. Князев, «В XIV веке в нашей стране появился важнейший социокультурный феномен двоевластия: наряду с политической властью, которая располагалась в стольном граде, возникл иной, не мирской центр, способствовавший консолидации русских людей. Таким центром стала монашеская обитель преподобного Сергия, Заступника Земли Русской».[34] Именно он своим непререкаемым авторитетом способствовал объединению русских земель. Наличие двух центров власти: официальной, политической и неформальной, духовной остается особенностью российского мироустройства и по сей день.

Объединение русских земель при созданой патриотической духовной атмосфере фактически было осуществлено Иваном III только к середине XV века. И новгородские вольности фактически оказались принесенными в жертву общенациональному объединению. Н.М. Карамзин писал: «Если Рим спасался диктатором в случае великих опасностей, то Россия, обширный труп после нашествия Батыева, могла ли иным способом оживиться и воскреснуть в величии? Требовалось единой и тайной мысли для намерения, единой руки для исполнения: ни шумные сонмы народные, ни медленные думы аристократии не произвели бы сего действия»[35].

Иван III изъял все вотчинные владения, отнял земли у церкви, закрыл торговый двор и тем самым лишил всех экономической независимости, чтобы иметь возможность осуществлять свое политическое руководство. Землю он отдал не в вотчинную собственность, а в поместную, что означало лишь право ее держания, но не собственности. Такими поместьями награждали за службу князю и изымали их, если служба прекращалась. Служащих стали называть дворянами.

Еще решительнее действовал Иван IV, который завершил уничтожение независимой знати (бояр) в средних районах страны. Таких широкомасштабных конфискаций не знала Западная Европа ни в какие времена. Так обращались разве что только с евреями, на которых смотрели как на чужестранцев. Все это напоминало древние монархии Ближнего Востока, вроде Ассирии.

Аристократы практически не имели никаких прав, отличающих их от простолюдинов. Они были обязаны служить царю за то, что имели землю. Их богатство, любой его предмет и сама их жизнь настолько принадлежали государю, что могли быть истребованы им в любой момент. И это происходило тем чаще, чем богаче они становились. Неслучайно русские аристократы называли себя «рабами», обращаясь к царю.

Города и горожане в России ничем не отличались в своих правах от сельской местности. Городское население к середине XYIII века составляло всего 3,2 % российского населения. В то время как в Англии к этому времени половина граждан жили в городах.

В деревне существовало общинное хозяйство, которое сообща платило подати царю и служило ему. Земли в общине постоянно переделяли в зависимости от числа работников, поэтому до середины XIX века у крестьян в России частной собственности не было. Не было по сути дела и каких бы то ни было прав.

У крестьян в России частной собственности также не было, не было, по сути дела, и каких бы то ни было прав. Крепостное право, узаконенное Уложением 1649 года, делало крестьян едва ли не полной собственностью дворян, в свою очередь находившихся в собственности царя.

Исчезла частная собственность, а вместе с ней и последние остатки демократии. Правление Петра I лишь усугубило все процессы, связанные с формированием института собственности и каких-либо прав. Он проводил модернизацию России, технико-организационные аспекты которой вступали в еще более резкое противоречие с аспектами социально-политическими. Кризисные состояния периодически нарастали и снимались с помощью разного рода «послаблений» и реформ.

Однако нельзя не отметить, что сам Император всея Руси Петр I, в отличие от самодержца и деспота Ивана IV, являл собой истинно гражданское служение Отечеству. Перед Полтавским сражением он издал приказ, в котором, обращаясь к русскому воинству, писал, что ему «житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние».[36] И Россия в то время действительно расцветала, а слава ее росла. Но все основы гражданского общества сосредоточились в нем одном – царе и плотнике: он – собственник, он – демократ (слуга народа), он – законодатель и производитель новых традиций и вместе с ними этических ценностей, он – гражданин – активная универсальная личность. И даже родоначальник информационных потоков – тоже он.

В это время в России впервые появляется первое печатное издание - газета «Ведомости», издаваемая лично Петром I. Она становится организатором общественного мнения в пользу государственных реформ, национальной самостоятельности и независимости. Этот первый опыт дает начало развитию российской прессы. Последующие издания Академии наук начинают информационное просвещение российского общества. Следует отметить, что с самого зарождения российская печать демонстрировала патриотические цели, направленные на укрепление и процветание Отечества.

Отсутствие в России достаточно влиятельной общественной силы и практики самостоятельного действия, которая могла бы возглавить движение к гражданским реформам на столь огромной территории, какой являлась Россия, привело к своеобразному историческому парадоксу: эту роль взяло на себя государство. Именно его действиями порождались институты гражданского общества, формировались граждане и гражданские отношения.

Естественно, что этот процесс всегда оставался подконтрольным государству и его идеологам, пусть даже и либерального толка. Народ при этом демонстрировал огромную энергию. Но самостоятельности и инициативы у него было куда меньше, чем готовности исполнять волю верхов. Он всегда был ориентирован на союз с царем и реализацию его воли.

На такое народное смирение накладывались и национальные психологические особенности, выразительно описанные П.А.Флоренским: самоедство, ответственность перед призраком будущих поколений, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое беспокойство о вечном, мечты о покое и счастье, причем непременно всеобщем, приводящие к самовлюбленности, безответственности перед культурой, кичливому самоуничижению учителей и разнузданно добродушной уверенности в превосходной широте, размахе, полноте «души» и «сердца» русского человека; в приятной невоспитанности воображающего, что дисциплина ума и поведения есть «узость», «сухость» и «односторонность».[37]

В России, таким образом, оказалась чрезвычайно сильна роль «мыслящего меньшинства» (1 % от населения страны), приобщенного к просвещению. Русская интеллигенция (а в других странах нет такого понятия) была поразительно восприимчива к различным идейным убеждениям, поэтому некоторые философские идеи Запада были в России популярнее, чем у себя на родине. Так, например, утверждение Руссо о том, что «каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, в результате для нас всех вместе каждый член превращается в нераздельную часть целого», вполне ложилось на русскую ментальность.[38] И в отношении собственности не вызывало сомнений в правильности пожелание философа: «Я хочу, чтобы собственность Государства была настолько велика и сильна, а собственность граждан настолько мала и слаба, насколько это возможно».[39]

Вот именно так в России и происходило. Впервые права дворянской собственности на землю и некоторые гражданские права были дарованы в 1785 году Екатериной II в «Грамоте на права вольности и преимущества благородного российского дворянства». В Англии, например, это произошло на 600 лет раньше! Права собственности, дарованные довольно узкому кругу лиц, в целом формировали негативное отношение простых людей к институту собственности.

Она ввела также частную собственность на городскую недвижимость «Грамотой о правах и выгодах городов Российской империи», объединила всех горожан в единую корпорацию и подчинила ее административным и судебным властям. Должность градоправителя стала выборной.

Императрица даже выступала за гражданские свободы. Так в «Наказе», адресованном депутатам всех сословий и классов, созванных в Москву (1767) для выработки «Нового уложения» Екатерина II, подчеркивала, что ничего не следует запрещать законами, кроме того, что может нанести вред отдельной личности или обществу, и только закон (а не прихоть чиновника) должен определять поведение. Она также настаивала на веротерпимости.

Однако соображения политической благонадежности и управляемости всегда превосходили в России соображения экономической эффективности. Поэтому крестьянам не предоставляли права собственности и элементарных свобод еще дольше. И потому просветительство как тип мировоззрения в России породило не только идеал просвещенного монарха, производящего преобразования правовым путем, но оно же питало и революционную идеологию, начиная от Радищева.

Важную роль в развитии прогрессивных идей в XVIII веке сыграла журналистика. При всей ограниченности ее содержания и читательской аудитории она была единственным источником общественной информации. Она поведала о революционных событиях в Америке и во Франции, показала, что, несмотря на вмешательство в ее дела царского правительства, она все же может стоять и стоит на страже общественных интересов. Оппозиционная печать (Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин) по связям с общественным движением, передовой идеологии сравнялась с западноевропейской журналистикой, возникшей гораздо раньше. В передовой русской публицистике конца XVIII – начала XIX вв. большое внимание уделялось воспитанию гражданских доблестей, достоинства и патриотизма. Таким образом, мы вновь наблюдаем, что журналистика играет в российском обществе такую оппозиционную роль, которая в своем противостоянии абсолютизму все же не разрушительна, а направлена на поиски более устойчивого общественного развития своей страны. И оно не мыслилось уже без дальнейшего расширения политико-экономических и гражданских свобод.

Но Павел I, напротив, не только не поддержал духа правления Екатерины II, но и отменил многие ее указы о дарованных дворянских привилегиях и вольностях. Его деспотизм во внутреннем правлении и авантюризм во внешней политике вызвали всеобщие недовольства в обществе. И на этом фоне восшествие Александра I на русский престол особенно приветствовалось обществом. Воспитанный Екатериной, он продолжил ее реформы. Он мечтал освободить крестьян от крепостной зависимости и даже издал закон, по которому помещики при желании могли отпускать на волю своих крестьян отдельными семьями или целыми селениями, при этом крестьяне могли наделяться землей. К концу правления Александра I таких крестьян было более 40 000.[40] Началось в целом новое оживление общественной жизни.

Несколько смягчилось положение прессы и литературы. Декабристы-журналисты проявляли озабоченность воспитанием гражданских доблестей своих современников. Н.А Полевой, Н.И. Надеждин, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, Н.В. Гоголь – вот те писатели и журналисты, с чьими именами ассоциируются прогрессивные общественные идеи того времени, формирующие гражданские ценности у своих читателей.

Но путь к свободе сопровождался противоборством различных идей. Главной идеологией последующего николаевского режима стала знаменитая триада «православие – самодержавие – народность», получившая название «теории официальной народности», автором ее был министр просвещения С.С. Уваров. Православие считалось основой духовности народа, самодержавие - главным устоем русской жизни, обеспечивающем величие и мощь России, народность означала единство самого народа и единение его с царской властью. Причем, это единство возникало по добровольному согласию, в чем мыслилось коренное отличие России от Запада, где государственность устанавливалась в результате завоеваний. Кроме того, уваровские идеи содержали идею национальной исключительности, имперского превосходства над Западом, идею особого русского пути, которая прочно укоренилась в русском сознании. Отсюда берет начало противопоставление России и Европы. На принципиальной особенности российского пути развития настаивали и славянофилы (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и другие). Они предлагали конкретную формулу согласия народа и власти: «сила власти – царю, сила мнения – народу».

Но если появилась идеология, провозглашающая превосходство России над Западом, то нашлась и либеральная общественность, которая заговорила о российской отсталости. Споры западников и славянофилов характерны для 30-х годов.

Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, П.В. Анненков и другие) считали движущей силой прогресса борьбу за свободу личности, в чем Россия значительно уступала Западу и его приходилось догонять. Их идеалы должна была обеспечить реформа сверху. Либерализм в России XIX получил широкое распространение. Наиболее яркой и популярной фигурой в этой среде был Б.Н. Чичерин. Эта идеология оказала весьма существенное влияние на развитие гражданского общества в России.

Государство, по Чичерину, - высшее развитие идеи человеческого общества и воплощения нравственности. Такая идея уже была провозглашена Гегелем. Венцом истории развития государства должно стать государство общегражданское. В нем нет сословности, гражданского и юридического неравенства, произвола, анархии и господства силы. Чичерин требовал отмены крепостного права, невмешательства государства в экономическую сферу, свободы частного предпринимательства, формирования частной собственности в самом широком смысле слова, обеспечение минимальных гражданских и политических свобод, перехода от самодержавия к конституционной монархии.

И это все должно было произойти по доброй воле государства во имя своих граждан. Как видим, Чичерин вполне выразил в своих идеях всю совокупность признаков гражданского общества, и считал, что в России реализовать их возможно только «сверху». Народ, как пишет исследователь истории гражданского общества этого периода А. Черных[41], рассматривался лишь как стихия, предоставленная сама себе и способная только на анархический разгул. Поэтому либеральные партии в России не могут опираться в своей деятельности на массы.

Чичерин вместе с К.Д. Кавелиным и Н.А. Мельгуновым в 50-х годах, то есть накануне реформ, формулируют и публикуют четкую программу преобразований в России по пути к буржуазно-демократическому (а для них это синоним гражданского) государству. Исследователь истории гражданского общества этого периода А.Черных, оценивая влияние мировоззрения Чичерина на российские процессы преобразований, подчеркивает, что «его политическое чутье позволило ему предвидеть основные трудности (оказавшиеся неразрешимыми), с которыми столкнулись российские реформаторы «сверху». Его идеи лишний раз подтверждают необходимость четко и конкретно разработанных шагов по пути переустройства общества, постоянную необходимость реформаторов находиться на твердой почве исторической реальности».[42]

В это время в русской журналистике отражаются мировоззренческие концепции нескольких политических направлений: официальных народников, славянофилов и западников. Литературная критика и публицистика В.Г. Белинского являет собой революционно-демократические настроения. Его настойчивые требования, сформулированные в «Письме к Гоголю»: «уничтожение крепостного права, отмене телесного наказания, введение, по возможности, строгого исполнения хотя тех законов, которые уже есть»[43] будут услышаны несколько десятилетий спустя.

60-е годы ознаменованы комплексом реформ во всех сферах российской жизни. Именно с этого момента и принято говорить о зарождении в России каких-то реальных элементов гражданского общества. И здесь особенно следует подчеркнуть, что в отличие от западных стран, в России формирование основ гражданского общества началось с реформ, произведенных властью добровольно.

В книге очерков известных историков В. Ключевского, Н. Карамзина, Н. Костомарова «Трехсотлетие Дома Романовых» есть указание на то, что Александр II страстно желал осуществить освобождение крестьян от рабства. Сильное впечатление на царя произвела книга И.Тургенева «Записки охотника», в которой страдающий народ описан с особой любовью. Однажды царь сказал: «С тех пор как я прочитал их, меня ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освобождения крестьян».[44] И император безотлагательно начал готовить проведение в жизнь великой и долгожданной реформы. В результате крепостное право было отменено 19 февраля 1861 года «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». «Сегодня лучший день в моей жизни», - сказал он своей младшей дочери Марии Александровне, подписав долгожданный всеми документ.[45]

Земли, отведенные крестьянам в надел, не были их собственностью. Они находились в залоге у государства, откуда их можно было выкупить в течение 49 лет. (В 1906 году положение о выкупе было отменено и землю стали оформлять крестьянам в частную собственность).

Отныне управлял крестьянским миром выборный сельский сход, которому предоставили довольно много полномочий: выборы сельского старосты и других должностных лиц, увольнение из общества и принятие новых членов, удаление из общества вредных и порочных членов, что влекло для них ссылку в Сибирь на поселение, разрешение семейных разделов, распоряжение мирской полевой землей и мирскими угодьями, распределение податей и повинностей между членами общества и меры по взысканию недоимок, дела по отбыванию рекрутской повинности, назначение сборов на мирские расходы, выдача ссуд и пособий нуждающимся, назначение опекунов к малолетним, подача жалоб и прошений по делам общества и ходатайства об общественных нуждах.

Это было реальное крестьянское самоуправление, о котором П. Сорокин сказал, что «под железной крышей самодержавной монархии жило сто тысяч крестьянских республик».[46]

Далее заботу о бытовых и культурных нуждах населения взяли на себя земства, образованные «Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. У земств также был широкий круг обязанностей: заведование земскими имуществами и капиталами, устройство и содержание местных путей сообщения, меры по обеспечению народного продовольствия, благотворительность и «попечение о построении церквей», страхование имуществ, попечение о развитии местной промышленности и торговли, участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании и зравии, участие в предупреждении эпизоотий и охране растений от вредителей, исполнение местных потребностей воинского и гражданского управления, участие в доставке почты по деревням, раскладка, взымание и расходование земских денежных сборов, представление правительству сведений и ходатайств о местных пользах и нуждах, выборы исполнительных органов земств. Глава земства – уездный предводитель дворянства – также выбирался. Право голоса зависело от земельного ценза. Решения земств мог отменить губернатор, но его решение могло быть оспорено в Сенате, которому принадлежало последнее слово. Практически в лице земств Россия получила выборное местное самоуправление.

Результаты деятельности земств были впечатляющими. За полвека они открыли более 30 тысяч народных школ, где обучались 2 миллиона человек. За 40 лет было организовано несколько тысяч земских больниц с бесплатным лечением и обучение фельшеров. Для крестьян повсеместно были организованы агрономические консультационные службы.[47]

Нетрудно заметить, что земства притянули к себе огромное количество интеллигенции, что было важно и для духовно-ценностного развития общества.

Произошли изменения и в управлении городов. На основании «Городского положения» главным органом городского самоуправления являлась городская дума. Избирательное право было цензовым, но, несмотря на это наряду с купцами в думах заседали и интеллигенты, и этот союз был весьма плодотворен.

Но самой последовательной и демократичной из всех реформ того времени оказалась судебная реформа. Причина здесь проста – это была скандально запущенная сфера деятельности. Провозглашались новые принципы судопроизводства: независимость суда от административной власти, открытое и гласное судопроизводство, ликвидация канцелярской тайны, состязательный процесс с участием сторон, введение суда присяжных, упразднение отдельных «сословных» судов. Таким образом, можно сказать, что в России началось действительно разделение властей на самостоятельные ветви.

И еще одним демократическим преобразованием стал новый Университетский устав 1863 года. В нем была расширена автономия университетов в административной и хозяйственной сферах. Вновь разрешено преподавание философии, запрещенное в 1849 году. Профессора объявили о своей цели формировать не просто говорящие машины, а граждан. Как они выражались, гражданин – это знание и общественные чувства.

Аналогично были сформулированы в военной реформе (1874 г.) и новые армейские принципы: гуманность и знания, отменялась рекрутчина и резко сокращался срок службы.

В сфере печати также произошли важные изменения. В 1865 году в стране принимается первый закон о печати, который назывался «Временные правила о печати». Тотальная предварительная цензура была заменена «цензурой вдогонку». Однако отменялась она только для столичных изданий, и не распространялось на сатирические издания и провинциальную печать. Печать передали из-под ведомства Министерства просвещения под наблюдение Министерства внутренних дел, которое имело право объявлять изданиям до трех предупреждений, после чего газету или журнал могли закрыть на 6 месяцев. Устанавливалась ответственность печати перед судом. Однако действовать административным путем правительству было удобнее, и поэтому судебные преследования печати не случались.

Это время отмечено ростом ежедневных газетных изданий. Всего же число газет и журналов с 20 в начале царствования Александра II выросло до 700.[48] Этот факт уже серьезно свидетельствует о расширении информационного обмена в обществе – одном из сущностных признаков гражданского общества.

После реформ повсюду в России впервые возникло множество общественных организаций. Почти во всех губерниях создаются сельскохозяйственные общества, к концу века их насчитывалось около 700. Кооперативы охватили четверть всего крестьянства.

Заметным оказался и рост числа предпринимательских организаций. Сеть общественных организаций предпринимателей охватывала около одной третьей части российской промышленности. В 1987 году возникло общество для содействия русской промышленности и торговле с отделением кустарной и ремесленной промышленности. Во многих городах создаются биржевые комитеты. С 1865 года собираются всероссийские торгово-промышленные съезды, с 1873 года - съезды представителей коммерческих банков, а с 1874 – съезды горнопромышленников юга России. Сеть общественных организаций охватывала около одной третьей части российской промышленности. Следует назвать возникшие общества взаимопомощи и кооперативы. Последние охватили четверть всего крестьянства. В начале века в России насчитывалось около 45 тысяч благотворительных обществ. Известны просветительские общественные организации: «Общество распространения технических знаний», «Общество для распространения коммерческих знаний», которое было влиятельным и даже открыло коммерческие курсы, а затем и Коммерческий институт. Формировались научные общества. В конце 1906 года в России было уже около 600 профсоюзов.[49]

Несмотря на то, что реформы были половинчаты, непоследовательны, они все же на несколько десятилетий резко изменили российскую действительность и сильно способствовали такому отделению общества от государства, которое благотворно для обеих сторон. Однако, очевидно, что любые реформы «сверху» должны быть подкреплены инициативой «снизу» и настойчивостью в их реализации и продолжении. (Именно этот вывод и интересен нам с точки зрения определения сущности возможного российского гражданского общества).

Это тем более верно, что всякая реформа «сверху» обязательно ограничена интересами верхов. Несмотря на довольно бурно развивающуюся общественную активность и самостоятельность, нельзя не заметить, как правительство мешало развитию этих инициатив. Особенно этому процессу способствовало то обстоятельство, что идеологи, оппозиционные монархии, развили активную террористическую деятельность. На жизнь Царя-Освободителя Александра II они покушались 5 раз, и, в конце концов, достигли цели.

Александр III был вынужден бороться с внутренней смутой. Неудивительно, что 1882 году выходят новые Временные правила о печати, введение которых существенно ослабило легальную демократическую прессу. В 1884 году после закрытия «Отечественных записок» и фактического прекращения выхода журнала «Дело», демократическим журналистам, оставшимся на свободе, пришлось вплоть до революции 1905 года печататься в различных несоответствующих их мировоззрению изданиях, чтобы вообще не потерять возможность влиять на читательскую аудиторию.

Появлялись политические партии, но своих легальных изданий они не имели. Журнал «Вестник Европы» в первом номере, посвященном наступлению нового века, писал, что большинство цивилизованных стран живет в условиях торжества капитализма и буржуазной демократии, а в России реформы не доведены до конца. Авторы от имени либеральной общественности в качестве задач, которые России нужно решить в ХХ веке, называют уничтожение сословного неравноправия, введение независимого от администрации суда, развитие самоуправления, юридическое облегчение положения печати, развитие частных обществ, обеспечение реальной свободы совести, введение всеобщего начального образования, упорядочение крестьянского, земского, судебного, промышленного и др. законодательств.[50]

Как видим, данный перечень задач полностью совпадает с сущностными признаками гражданского общества, которые мы выделили, анализируя историю западных стран. И это дает основание полагать, что при всем своеобразии пути развития России вектор ее движения в направлении устойчивого общественного развития аналогичен, и можно сказать, что он имеет объективное обоснование.

Александр III дал стране 13 лет мирной передышки, что благотворно сказалось на ее жизни. Но Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией. В 1894 году на престол вступил новый царь - Николай II. Однако реформы 60-х годов сильно изменили страну, и ход истории продолжал набирать скорость. Это был последний монарх российского трона.

В 1905 году под давлением всеобщей забастовки, организованной либералами, правительство, наконец, даровало стране Конституцию, парламент и гражданские права населению. Но это было лишь формальное отступление монархии. На деле она всячески саботировала конституционный строй, и парламент так и не стал сколько-нибудь влиятельной силой. Государственной Думе разрешены были лишь «законосовещательные» функции, реальная же власть (в том числе и законодательная) оставалась в руках царя и его правительства.

Власть всячески сдерживала регистрацию любых сколько-нибудь значимых общественных организаций, затягивая этот процесс на 3-4 года. Кроме того, эти организации тщательно и постоянно контролировались государством, подвергались полицейскому надзору и карались по всякому поводу и без оного. Так, например, масштабным и влиятельным было Вольное экономическое общество. Оно даже организовывало обсуждение реального продовольственного положения в стране, что весьма не понравилось правительству. Правительство стало настаивать на утверждении повестки дня каждого заседания общества. В конце концов, общество было закрыто в 1915 году.

Аналогично преследовались и другие общественные организации и их члены. Существовали даже некие списки неблагонадежных, которые порой включали в себя до половины состава организации.

Разрешив профсоюзное движение, правительство, тем не менее, поставило и его деятельность под жесткий контроль. Любой профсоюз утверждался и мог соответственно быть закрыт губернатором. Поэтому не удивительно, что за два года с момента их появления в стране, их число не только не увеличилось, но и сократилось вдвое, а к 1910 году осталось лишь несколько десятков профсоюзных движений.

Таким образом, можно сделать вывод, что действия власти с одной стороны, своими реформами порождали гражданское общество в России, с другой стороны, не давали ему развиться в сколько-нибудь влиятельном масштабе. Однако даже такое непоследовательное поведение уже изменило среду, и появившиеся в ней ростки сознательности и самостоятельности требовали иной, чем ранее внешней и внутренней политики.

Россия вступала в индустриальный период значительно быстрее, чем эти процессы происходили на Западе, но по уровню модернизации ее хозяйство в десятки и даже сотни раз уступало Европе и Америке. Такое положение угрожало ее целостности и независимости. Требовалось развивать промышленность в столь сжатые исторические сроки, за которые естественным образом не успевают формироваться необходимые для этого условия и структуры. Поэтому этот процесс опять взяло в свои руки государство. В России начал формироваться государственный капитализм.

Подобно тому, как государство было в России главным помещиком, теперь оно становится главным капиталистом. Те, кто получают субсидии и концессии на развитие крупного производства, – либо иностранцы, либо свои, но настолько обязанные трону, что говорить об их самостоятельности, а тем более оппозиционности не приходится. Таким образом, российский предприниматель не формировался как элемент гражданского общества.

Крестьянство тоже не имело возможности развивать свою самостоятельность, поскольку находилось под сильнейшим прессом долгов, которые оно выплачивало государству за землю, данную ему в пользование. Кроме того, правительство «выкачивало» из мужика с<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...