Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная политика в аспекте анализа состояния гражданского общества в современной России

В «Окинавской хартии глобального информационного общества» говорится, что «информационно-коммуникационные технологии (ИТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества… Перед всеми нами открываются огромные возможности»[111]. Но возможность может быть реализована или не реализована. М.Кастельс подчеркивает: «Способность или неспособность общества управлять технологией, особенно стратегическими технологиями, в большой степени формирует судьбу общества»[112].

Учитывая тему исследования, выделим из сферы, связанной с новыми технологиями, в качестве объекта анализа информационные процессы. А поскольку речь идет об управлении, о реализации возможности, открывающейся развитием информационно-коммуникационных технологий, правомерно говорить о целенаправленной деятельности – информационной политике.

Подходя к информационной политике как деятельности людей, связанных с властными отношениями в информационной сфере, прежде всего с информационно-коммуникативными отношениями, ее следует рассматривать, считает В.Д. Попов, как деятельность по регулированию этих отношений, информационных процессов, системы СМИ и СМК в целом[113].

И содержание, и реализация информационной политики в современной России находится под воздействием двух процессов: с одной стороны, - общечеловеческого, связанного со становлением глобального информационного общества, с другой, - обусловленных трансформацией российского общества.

В структуре информационной политики можно выделить две составляющие: технико-технологическую и гуманитарную. Первая включает задачи информатизации общества, вторая – связана с содержанием и качеством информации[114]. Обе они направлены на построение в России информационного общества. В 1999 году была разработана и принята «Концепция формирования информационного общества в России», где речь шла об основных условиях, положениях и приоритетах информационной политики по реализации поставленной задачи. В концепции отмечалось, что переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития. В ней информационная сфера рассматривалась как системообразующий фактор жизни общества, способствующий стабильности и безопасности во всех сферах жизни: политической, экономической и духовной.

Основные задачи информационной политики, направленной на обеспечение устойчивого и безопасного общественного развития сформированы в «Доктрине информационной безопасности Российской Федерации»[115]. К числу основных объектов информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни общества в Доктрине отнесены и средства массовой информации. Указывается, что наибольшую опасность представляет угроза деформации системы массового информирования как за счет монополизации СМИ, так и за счет неконтролируемого расширения сектора зарубежных средств массовой информации в отечественном информационном пространстве. С другой стороны, в Доктрине указывается как на серьезную угрозу устойчивому общественному развитию на неспособность современного гражданского общества обеспечить у подрастающего поколения и поддержать в обществе общественно необходимые нравственные ценности, патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны.

Очевидно, что информационная политика государства, основы которой обозначены в данном документе, включает задачи формирования гражданского общества в России как стабилизирующего фактора жизни общества, а средства массовой информации, в свою очередь, рассматривает как эффективный фактор формирования гражданского общества. А когда векторы целей СМИ, гражданского общества, государства и социума в целом совпадают, и достигается стабильность в жизни общества, формируются условия для его устойчивого развития. Судя по данному документу, эти условия имеются. Дело за практикой реализации поставленных задач.

В связи со столь серьезными задачами, стоящими перед СМИ, особенно актуально говорить о смысловой направленности их деятельности. Необходимо подчеркнуть, что сегодня нередко наблюдается едва ли не полное отсутствие смысла массово-информационной деятельности СМИ. Даже в российском Кодексе журналистской этики, увы, не идет речи об основной смысловой значимости информирования населения. В то время как, например, в Декларации принципов американского общества редакторов газет четко сказано, что «главной целью сбора и распространения новостей и мнений является служение всеобщему благу путем информирования людей и предоставления им возможности сформулировать суждения по актуальным вопросам»[116].

Формирование гражданского общества как фактора устойчивого общественного развития можно считать актуальной целью для российских СМИ. Для достижения такой цели необходимо сформировать адекватную информационную политику средств массовой информации, направленную на становление и развитие сущностных признаков гражданского общества.

Для этого необходимо рассмотреть присутствующие в реальной российской действительности в той или иной степени и форме вышеназванные признаки гражданского общества как негосударственной сферы деятельности. И на основе этого анализа определить задачи по их дальнейшему формированию, в решении которых и могут принимать активное участие средства массовой информации, выработав соответствующую данным направлениям информационную политику.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...