Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факультатив «Искусство общения» для учеников 8-9 классов

Факультатив «Искусство общения» для учеников 8-9 классов

Цель:формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Задачи:

- охарактеризовать различные виды общения;

- выработать в ходе дискуссии общий список качеств, важных для общения;

- знакомство со средствами невербальной коммуникации;

- установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации;

- определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;

- рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания;

- проанализировать роль эмоций в общении;

- раскрыть значение общения с позиций Взрослого, Ребенка и Родителя;

- ознакомить учеников с понятием «эмпатия»;

- ознакомить учеников с основными стратегиями поведения людей в конфликтной ситуации;

- ознакомить учеников с основными видами вопросов;

- раскрыть сущность поддержки и принятия в общении;

- и др.

 

Критерии отбора в группу:ученики 8-9 классов, желающие приобрести навыки и умения общения.

Оптимальное количество участников: 10-16.

Организация занятий:20 встреч по 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

План занятий:

Занятие 1.Вводное…………………………………………………………………………………2

Занятие 2.Понятие.Виды общения………………………………………………………………3

Занятие 3.Список качеств, важных для общения……………………………………………….6

Занятие 4.Невербальное общение………………………………………………………………..7

Занятие 5.Пространство и его организация в межличностном общении……………………………..8

Занятие 6.Знаки внимания при общении……………………………………………………….10

Занятие 7.Эмоции в общении …………………………………………………………………...12

Занятие 8.Позиции в общении…………………………………………………………………..14

Занятие 9.Тренинговое занятие на тему «Эмпатия»…………………………………………...16

Занятие 10.Стратегии поведения в конфликтной ситуации (часть 1)……………………….17

Занятие 11.Стратегии поведения в конфликтной ситуации (часть 2)……………………….18

Занятие 12.Учимся устанавливать контакты…………………………………………………..19

Занятие 13. Искусство задавать вопросы……………………………………………………….20

Занятие 14. Важность поддержки в общении…………………………………………………..23

Занятие 15. Правила ведения дискуссии………………………………………………………..25

Занятие 16.Тренинговое занятие на развитие вербальных способов общения………………26

Занятие 17. ещё не готово

Занятие 18. ещё не готово

Занятие 19. Общение в экстремальной ситуации (игра «Воздушный шар»)…………………28

Занятие 20.Творческий отчет-игра „Экзамен"………………………………………………………...30

 

Занятие 1. Вводное

Цели:

- создание благоприятной эмоциональной обстановки для работы группы;

- введение учеников в тематику занятий.

 

Задачи:

- сообщение о правилах работы в группе;

- совместно с учениками выработать понятие общения;

- проведение упражнений на создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Ход занятия

 

Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы.

«Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

· быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;

· ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;

· говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.);

· не перебивать друг друга.

 

 

Далее путём выяснения того, как ученики понимают, что такое общение и при помощи ведущего выработать понятие общения, кратко сообщить ученикам, что их ждёт на следующих факультативных занятиях. Потом провести несколько несложных упражнений, например:

Упражнение «Аллитерация имени»

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Сле­дующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Пример: 1. Сергей строгий…

2. Сергей строгий, Петр прилежный…

3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Упражнение “Колпак”

Ведущий: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Далее все по кругу произносят по одному слову из фразы. Затем вместо слова “колпак” тот, кому это слово досталось, хлопает себя по голове. А само слово не произносит. Когда кто-то хлопает себя по голове невпопад, то это вызывает смех.

Далее ведущий предлагает заменить жестом следующее по порядку слово. Вместо слова “мой” предлагается показать на себя, вместо «треугольный» - выпячивать локоть, «не мой» - покачать головой влево-вправо и показать на себя.

 

Упражнение «Любое число»

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот, мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников в группе. Ведущий командует «три–четыре». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращает игру после двух-трех удачных попыток.

 

Занятие 2. Виды общения

 

Цель: рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования.

Задачи:

- охарактеризовать различные виды общения;

- рассмотреть ситуации их применения;

- разыграть общение различными способами.

 

 

Ход занятия

 

Можно выделить несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:

 

1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Когда в троллейбусе с вами заговорит словоохотливая старушка и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее. Или вы увидели симпатичную девочку и с интересом рассматриваете ее, но стоит ей, почуствовав ваш взгляд, взглянуть на вас, как вы сразу напустите на себя безразличный вид и будете смотреть в окно. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.

 

2) При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Как в мультике про Масяню, когда она стояла строила глазки проходящим молодым людям и сладким голосом говорила: «Молодой человек, не угостите девушку мороженым, а?», добившись своего, грубо обрывала: «А теперь проваливай!». Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же;.

 

3) В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует ваша жизнь — ее интересует, что вы хотите купить. Если же вас заинтересовало что-то в ее облике, вам захотелось узнать, почему она такая радостная или грустная сегодня, то вы выходите на другой, личностный, уровень контакта. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, грубый хулиган, модная девчонка и т. п..

 

4) При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты. О человеке, который учится или работает рядом с вами, вы можете знать достаточно много: в каком настроении он приходит в школу, какой предмет ему нравится, насколько хорошо он его знает, волнуется ли на контрольной. Но вы можете совершенно не подозревать, какие у него интересы вне школы, с какой компанией он общается, какую профессию хочет выбрать, о чем мечтает. Зачастую коллеги по работе и не подозревают, что их всегда строгий, «непробиваемый» шеф обожает на выходных возиться с цветами в саду, а ваша неприметная соседка по кабинету на днях победила на конкурсе дизайнеров веб-сайтов. Несомненно, деловые качества нашего партнера по делу важны в первую очередь, но не стоит считать, что человек только из них и состоит; иногда полезно узнать его в нерабочей обстановке и, возможно, у вас найдутся общие интересы.

 

5) Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Почти любая предлагаемая тема будет встречена с интересом и пониманием, ведь у вас общие интересы, вы интересуетесь жизнью другого человека.Такое общение очень приятно, так как вы знаете интересы, убеждения, характер собеседника, можете предвидеть его реакцию, не обидеть его.

 

6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. . Все эти приемы нечестные, так как имеют целью заставить вас что-то сделать. Манипулятивное общение намного глубже и изощреннее, чем примитивное; часто манипулятор очень хорошо знает особенности личности собеседника, хорошо его понимает, проявляя при этом чудеса проницательности и ума. Плохо лишь одно — он вас использует в своих целях, игнорируя ваши собственные желания и стремления. Важно научиться распознавать, когда вами манипулируют, и противостоять этому.

 

7) Суть светского общения — в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем. Точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения, никого не интересует, как вы относитесь к данному вопросу на самом деле, а если вы попытаетесь выяснить это у других, то вас не поймут и вежливо «удалят из общества», чтобы вы не портили приятное и беззаботное расположение духа другим. Подобное общение обычно на приемах, презентациях, на отдыхе, если вы решили просто приятно провести время, а не решать какие-то дела, при легких знакомствах. В светском общении существуют неписаные правила поведения, характерные для данной обстановки:

— вежливость, такт («соблюдай интересы другого», «не лезь в душу») ;

— одобрение, согласие («не порицай другого», «избегай возражений») ;

— симпатия («будь доброжелателен, приветлив, улыбайся») .

Принципиально отличаются правила делового общения, призванного как можно быстрее и лучше решить какие-то проблемы:

— делай все, что в твоих силах, для совместного решения проблемы;

— говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент;

— не лги;

— не отклоняйся от темы, ищи решение;

— выражай мысль ясно и убедительно, понятно для собеседника;

— умей слушать и понять нужную мысль — никто не будет повторять дважды;

— умей приспособиться к собеседнику ради интересов дела.

 

Задание.

Участники разбиваются на подгруппы, каждой подгруппе выдаётся карточка с написанным на ней видом общения. Задача каждой подгруппы – разыграть данный вид общения, задача остальных – отгадать, какой вид общения был продемонстрирован.

 

Вывод

Существуют различные формы и виды общения, призванные сделать его эффективным в различных ситуациях взаимодействия людей друг с другом.

 

 

Упражнение 1.

Группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя с боку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении — при удалении.

После того как участники выскажутся, можно обсудить чувства людей в переполненном автобусе при нарушении дистанции субъективно осознаваемой безопасности. Обратить внимание на закономерное в этом случае возрастание тревожности.

 

Упражнение 2.

Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему. Затем он приближается к остальным.

Обсуждение.

Какие испытываем ощущения? Какие заметил закономерности проявления чувств каждый из вас?

 

Упражнение 3.

Двум учащимся, между которыми существует дружеская симпатия, предлагается поговорить:

а) о погоде;

б) о каком-либо вопросе, не предназначенном для посторонних (шепотом).

Остальные наблюдают изменения пространственного расположения в процессе беседы. В обсуждении обговариваются причины изменения дистанции в общении.

Занятие 7. Эмоции в общении

 

Цель: показ способов снятия внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды, иных негативных эмоций.

Задача: провести упражнения, направленные на работу с эмоциональным состоянием учеников.

Ход занятия

Эмоции – особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Нередко накал негативных эмоций вызывается не поведением других, а раздражением на самого себя. Наверное, каждый порой корил себя за то, что какие-либо качества помешали ему в той или иной ситуации. Подобные внутриличностные конфликты отнимают время и энергию, нарушают эмоциональное равновесие. На преодоление этих конфликтов и направлены следующие упражнения.

Упражнения:

1. «Ругаемся овощами»

Предложить участникам поругаться овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»«. «Ты – морковка», «А ты – тыква» и. т.д.

 

2. «Что мне мешает»

Это упражнение каждый делает для себя, оно не будет демонстрироваться на группу. Ведущий просит нарисовать участников то, от чего они хотят избавиться, на рисунке может быть как что-то конкретное, так и абстрактный образ. На это дается время, после чего ведущий просит описать это словами (письменно). Затем участникам говорится, что они могут сделать со своим листочком всё что угодно, например, смять, разорвать, выбросить и. т. д. Обсуждение.

 

3. «Заземление»

Тренер просит участников вспомнить ситуацию, вызывающую обиду, иные отрицательные эмоции. Представить эти эмоции как пучок отрицательной энергии (исходящий от человека, конфликтной ситуации), которая входит в них, проходит через них, как через проводник, не причиняя никакого вреда, и вся спокойно уходит в землю. Обсуждение.

 

4. «Уменьшение в росте человека, вызвавшего гнев»

Тренер просит подумать о таком человеке и представить общение с ним. При этом тот человек делает именно то, что больше всего раздражает (не слушает, кричит и. т. д.). Затем представить, что этот человек начинает уменьшаться в росте. Голос его стал ослабевать. С каждым мгновением человек становится всё меньше, голос всё тише…. Тренер просит участников ощутить, как ослабевают страхи, негативные эмоции, которые он вызывал, сам человек становится менее значительным. Обсуждение.

 

5. «Мышь и мышеловка»

Все участники встают в круг, крепко взявшись за руки, близко друг у другу. Водящий – в кругу. Его задача – любым способом вылезть из мышеловки: отыскать дыру, раздвинуть играющих, уговорить кого-то, но выбраться из создавшейся ситуации.

 

6. «Передача эмоций»

Участники игры рассаживаются в круг. Первому предлагается вызвать в себемаксимум отрицательных эмоций, и, называя их, перебросить мяч другому частнику, постаравшись вложить максимум темперамента. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший мяч переходит в благодушное настроение и делится своим хорошим настроением с другим участником, перебрасывая ему мяч и подбирая самые нежные и теплые слова. До тех пор, пока цепь положительных эмоций не иссякнет. Обсуждение.

 

 

Занятие 8. Позиции в общении

Цель: ознакомить учащихся с позициями общения, научить распознавать их в повседневных ситуациях, моделировать ситуации общения с различных позиций и выбирать оптимальную для данной ситуации.

 

Задачи:

- дать понятие позиции общения,

- раскрыть значение общения с позиций Взрослого, Ребенка и Родителя,

- смоделировать ситуации общения, соответствующие каждой позиции,

- определить позиции общения в данных ситуациях,

- выбрать наиболее эффективную позицию.

 

Ход занятия

Беседа

Довольно часто в разговорах с людьми мы слышим фразы типа: «Ну что ты учишь меня как маленького?!», «Ты разговариваешь со мной как мои родители!», «Давайте обсудим это как взрослые люди!». Что имеют в виду люди, говоря так? Что они подразумевают? Психолог Эрик Берн, изучая различные типы взаимодействия людей друг с другом, выделил три наиболее часто встречающиеся позиции: Ребенок, Родитель и Взрослый. Критерием выделения этих позиций является принятие на себя ответственности за свое поведение в данной ситуации. Ребенок всегда перекладывает ответственность (или вину) за происходящее на кого-то другого. У Родителя во всем всегда виноват Ребенок. Взрослый сам несет ответственность за сложившуюся ситуацию. Такая позиция подразумевает отсутствие понятий «вина», «обида», «я — выше, ты — ниже», «ты мне должен» и т.п.

Какой-то тип может преобладать в поведении человека постоянно, становится характерным для него, «удобным». Иногда же человек меняет позицию в зависимости от ситуации, выбирая наиболее эффективную, дающую нужный результат.

Когда в человеке берет верх ребенок, то со стороны кажется, что он ведет себя как маленький. Он восхищается и удивляется, не сдерживая себя, бурно выражая свои эмоции. Беспричинная радость может смениться приступом гнева или обиды. Ребенку хочется, чтобы его приласкали, похвалили, подбодрили, а критику или неодобрение в свой адрес он переживает очень тяжело, расстраиваясь по самому ничтожному поводу (например, кто-то на него не так посмотрел или мама накричала). Маленькие дети ведут себя так почти всегда, но часто встречается такое поведение и у взрослых людей.

Если один человек в разговоре ведет себя как Ребенок, то другой, чаще всего, — как Родитель. А это значит, что он учит всех, как надо, как правильно, кто что должен и как все будет в дальнейшем. Конечно, приятно, если он делает это ласково и с пониманием — тогда так и хочется послушаться и сделать, как он говорит. Но зачастую Родитель чувствует себя авторитетом, которому одному известно, как надо жить, и поэтому он читает морали всем окружающим. Он же и запрещает что-то, ссылаясь на жизненный опыт, знания, возраст и давая множество советов. Такую позицию в общении вы могли наблюдать у тётеньки в троллейбусе, громогласно всех поучающей, у папиного начальника, у родителей, докторов, учителей, старших братьев и сестер, да и у самих себя, когда приходилось объяснять что-то маленькому ребенку.

В то же время вы сами чувствовали себя в позиции Ребенка, когда вас ругали, отчитывали, поучали, критиковали, вам приказывали, не разрешали чего-то. Тогда вам хотелось оправдаться или обидеться и заплакать. Один и тот же человек, независимо от возраста, иногда оказывается и в положении Ребенка, и в положении Родителя.

При общении с друзьями, знакомыми и людьми вашего возраста обычно ведешь себя на равных или — с позиции Взрослого, когда никто из вас не ниже, и не выше, не старше и не младше и никто никому ничего не должен. Такие разговоры носят спокойный, выдержанный характер, вы просто делитесь сведениями, впечатлениями, интересной информацией. Никто никого не поучает и никто не оправдывается. Именно эта позиция в общении наиболее приятна и эффективна, так как не унижает достоинство и учитывает интересы обеих сторон.

А вот общение Родителя и Ребенка или превращается в молчаливое подчинение, или приводит к обидам и ссорам, если Ребенок не желает следовать советам и указаниям. Такие отношения заходят в тупик и неприятны для всех участников.

А теперь можно потренироваться определять позиции общения в наших повседневных разговорах. Для этого используем простую схему.

Стрелка будет указывать, с какой позиции ведется разговор. Например, как будет выглядеть схема следующего разговора:

 

Папа: Почему ты не был сегодня в школе? Сколько раз тебе говорить, что если не получишь образования, будешь работать дворником за копейки! Мы с мамой из сил выбиваемся, тянем тебя, а ты — неблагодарный!

Сын (или подавленно молчит или оправдывается): Папа, у меня болела голова и была температура. А еще я поругался с математичкой, и она влепила мне двойку!

 

Понятно, что здесь разговаривают Родитель и Ребенок и схема будет выглядеть так:

 

Родитель → Ребенок

 

Вы можете общаться как Родитель с Ребенком не только в ситуации, когда ваши реальные родители общаются с вами как с детьми, но и, например, обучая кого-то чему-либо, допустим, помогая младшей сестре делать домашнее задание. Можно попасть в позицию упрекающего или негодующего Родителя, обвиняя или отчитывая своего сверстника, читая ему морали. Позиции общения не зависят от возраста, мы сами можем выбирать наиболее приятный или наиболее эффективный стиль общения в зависимости от того, с кем мы говорим.

Попробуйте сами придумать ситуации, иллюстрирующие различные позиции общения и нарисовать их схему.

Попробуйте разыграть одну и ту же ситуацию с разных позиций общения. Например, такую: вы попросили у приятеля книгу и потеряли ее; как сказать ему об этом? Как будет выглядеть эта ситуация с позиции:

 

а) Родитель → Ребенок

б) Взрослый → Взрослый

в) Ребенок → Ребенок

Вывод

Общение людей может быть результатом различных комбинаций трех основных позиций: Ребенок, Родитель и Взрослый. Наиболее эффективно общение с той позиции, которая лучше соответствует данной конкретной ситуации, не ведет к конфликтам и способствует достижению результата.

 

Задание 1. Реклама.

Оставшиеся участники образуют две группы. Каждая группа должна через десять минут представить (инсценировать) рекламу о себе. Необходимо отразить личностные особенности и коммуникативные возможности членов этой группы.

 

Задание 2. Сказка.

Инсценировать сказку „Колобок" (можно любую другую) и проанализировать по трем направлениям: «Что мешало и что помогало общению?»; «Какие типы коммуникаций Колобка с Медведем, Зайцем, Волком можно было выделить?»; «Как „личностные" особенности персонажей повлияли на стиль взаимоотношений (Заяц — робкий, Волк — агрессивный, Медведь — грозный)?»

Обсуждение.

Почему не захотелось с ними дружить, что помешало началу и развитию отношений?

 

Задание 3.

Сочинить сказку про человека, у которого были проблемы в общении, и про то, как он пытался их разрешить.

 

По окончании занятия жюри проводит рейтинг коммуникативной компетентности участников группы, основываясь на оценках групповой и индивидуальной работы.

 

В заключение проводится итоговая рефлексия данного занятия и всей серии факультативов в целом (что понравилось, что не очень, что более всего запомнилось и т.д.)

Когда каждый выскажется, нужно поблагодарить всех участников за работу и можно провести ещё упражнение «Пожелание» (пожелать соседу чего-нибудь хорошего) , чтобы все ушли с хорошим настроением.

 

Факультатив «Искусство общения» для учеников 8-9 классов

Цель:формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Задачи:

- охарактеризовать различные виды общения;

- выработать в ходе дискуссии общий список качеств, важных для общения;

- знакомство со средствами невербальной коммуникации;

- установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации;

- определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;

- рассмотреть поведенческие реакции человека в общении как проявление знаков внимания или невнимания;

- проанализировать роль эмоций в общении;

- раскрыть значение общения с позиций Взрослого, Ребенка и Родителя;

- ознакомить учеников с понятием «эмпатия»;

- ознакомить учеников с основными стратегиями поведения людей в конфликтной ситуации;

- ознакомить учеников с основными видами вопросов;

- раскрыть сущность поддержки и принятия в общении;

- и др.

 

Критерии отбора в группу:ученики 8-9 классов, желающие приобрести навыки и умения общения.

Оптимальное количество участников: 10-16.

Организация занятий:20 встреч по 45 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю.

План занятий:

Занятие 1.Вводное…………………………………………………………………………………2

Занятие 2.Понятие.Виды общения………………………………………………………………3

Занятие 3.Список качеств, важных для общения……………………………………………….6

Занятие 4.Невербальное общение………………………………………………………………..7

Занятие 5.Пространство и его организация в межличностном общении……………………………..8

Занятие 6.Знаки внимания при общении……………………………………………………….10

Занятие 7.Эмоции в общении …………………………………………………………………...12

Занятие 8.Позиции в общении…………………………………………………………………..14

Занятие 9.Тренинговое занятие на тему «Эмпатия»…………………………………………...16

Занятие 10.Стратегии поведения в конфликтной ситуации (часть 1)……………………….17

Занятие 11.Стратегии поведения в конфликтной ситуации (часть 2)……………………….18

Занятие 12.Учимся устанавливать контакты…………………………………………………..19

Занятие 13. Искусство задавать вопросы……………………………………………………….20

Занятие 14. Важность поддержки в общении…………………………………………………..23

Занятие 15. Правила ведения дискуссии………………………………………………………..25

Занятие 16.Тренинговое занятие на развитие вербальных способов общения………………26

Занятие 17. ещё не готово

Занятие 18. ещё не готово

Занятие 19. Общение в экстремальной ситуации (игра «Воздушный шар»)…………………28

Занятие 20.Творческий отчет-игра „Экзамен"………………………………………………………...30

 

Занятие 1. Вводное

Цели:

- создание благоприятной эмоциональной обстановки для работы группы;

- введение учеников в тематику занятий.

 

Задачи:

- сообщение о правилах работы в группе;

- совместно с учениками выработать понятие общения;

- проведение упражнений на создание благоприятной эмоциональной обстановки.

Ход занятия

 

Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы.

«Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, я введу несколько правил поведения и работы в нашей группе:

· быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;

· ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;

· говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.);

· не перебивать друг друга.

 

 

Далее путём выяснения того, как ученики понимают, что такое общение и при помощи ведущего выработать понятие общения, кратко сообщить ученикам, что их ждёт на следующих факультативных занятиях. Потом провести несколько несложных упражнений, например:

Упражнение «Аллитерация имени»

Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Сле­дующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку.

Пример: 1. Сергей строгий…

2. Сергей строгий, Петр прилежный…

3. Сергей строгий, Петр прилежный, Наташа независимая и т.д.

Упражнение “Колпак”

Ведущий: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Далее все по кругу произносят по одному слову из фразы. Затем вместо слова “колпак” тот, кому это слово досталось, хлопает себя по голове. А само слово не произносит. Когда кто-то хлопает себя по голове невпопад, то это вызывает смех.

Далее ведущий предлагает заменить жестом следующее по порядку слово. Вместо слова “мой” предлагается показать на себя, вместо «треугольный» - выпячивать локоть, «не мой» - покачать головой влево-вправо и показать на себя.

 

Упражнение «Любое число»

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот, мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников в группе. Ведущий командует «три–четыре». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращает игру после двух-трех удачных попыток.

 

Занятие 2. Виды общения

 

Цель: рассмотреть различные виды общения и ситуации их использования.

Задачи:

- охарактеризовать различные виды общения;

- рассмотреть ситуации их применения;

- разыграть общение различными способами.

 

 

Ход занятия

 

Можно выделить несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:

 

1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Когда в троллейбусе с вами заговорит словоохотливая старушка и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее. Или вы увидели симпатичную девочку и с интересом рассматриваете ее, но стоит ей, почуствовав ваш взгляд, взглянуть на вас, как вы сразу напустите на себя безразличный вид и будете смотреть в окно. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Если люди и в дальнейшем общаются под масками, не раскрываясь и что-то «строя из себя», то им становится неинтересно друг с другом, они не станут ближе. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно.

 

2) При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого. Как в мультике про Масяню, когда она стояла строила глазки проходящим молодым людям и сладким голосом говорила: «Молодой человек, не угостите девушку мороженым, а?», добившись своего, грубо обрывала: «А теперь проваливай!». Ценя свои отношения с людьми, вы крайне редко будете прибегать к таким уловкам, иначе с вами будут поступать так же;.

 

3) В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует ваша жизнь — ее интересует, что вы хотите купить. Если же вас заинтересовало что-то в ее облике, вам захотелось узнать, почему она такая радостная или грустная сегодня, то вы выходите на другой, личностный, уровень контакта. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, грубый хулиган, модная девчонка и т. п..

 

4) При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты. О человеке, который учится или работает рядом с вами, вы можете знать достаточно много: в каком настроении он приходит в школу, какой предмет ему нравится, насколько хорошо он его знает, волнуется ли на контрольной. Но вы можете совершенно не подозревать, какие у него интересы вне школы, с какой компанией он общается, какую профессию хочет выбрать, о чем мечтает. Зачастую коллеги по работе и не подозревают, что их всегда строгий, «непробиваемый» шеф обожает на выходных возиться с цветами в саду, а ваша неприметная соседка по кабинету на днях победила на конкурсе дизайнеров веб-сайтов. Несомненно, деловые качества нашего партнера по делу важны в первую очередь, но не стоит считать, что человек только из них и состоит; иногда полезно узнать его в нерабочей обстановке и, возможно, у вас найдутся общие интересы.

 

5) Духовное или межличностное общение возмо

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...