Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и ее роль в жизни человека и общества

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Философия и ее роль в жизни человека и общества

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

б) собрание теорий, концепций философов;

в) наука, исследующая язык;

г) учение о познаваемости мира;

д) учение об устройстве мира.

2. Термин «философия» означает:

а) рассуждение;

б) компетентное мнение;

в) профессиональную деятельность;

г) любовь к мудрости;

д) логику.

 

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) устройство мира;

б) красота мира;

в) счастье человека;

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

д) поиск идеального общества.

4. Философии присущи функции:

а) мировоззренческая и познавательная;

б) методологическая и прогностическая;

в) аксиологическая и ориентационная;

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

а) мифологических образов;

б) откровения;

в) интуитивного прозрения;

г) рациональной аргументации;

д) математики.

6. Философия — это:

а) мировоззрение;

б) мирочувствование;

в) мироощущение;

г) мировосприятие.

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях;

б) мифологических представлениях;

в) научных исследованиях;

г) доводах и умозаключениях разума;

д) божественном откровении.

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

б) каковы критерии истины?

в) как возник мир?

г) что есть добро и зло?

д) что есть Бог?

 

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

а) кто виноват (Герцен)?

б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)?

в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)?

г) как быть счастливым (Сократ)?

д) что делать (Чернышевский)?

 

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

а) каковы точные размеры вселенной?

б) в чем сущность человека?

в) из каких элементов состоит живая клетка?

г) в чем смысл жизни?

д) какова родословная славян?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) разумное миропонимание;

б) откровение;

в) истинное мироощущение;

г) специфическое мировосприятие.

 

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

а) конкретность;

б) наглядность;

в) системность;

г) абстрактность;

д) экспериментальность.

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

а) мировосприятие;

б) мирочувствование;

в) мировоззрение;

г) мироощущение;

д) мировидение.

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

а) философия; 3

б) мифология; 1

в) наука; 4

г) религия. 2

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию;

б) технологию;

в) религию;

г) магию;

д) искусство.

 

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъ­естественное;

б) специфическое образное синкретическое мировоззре­ние;

в) фантастический рассказ, предание;

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

д) сказка, выдумка, заведомый обман.

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

а) в научной;

б) в религиозной;

в) в мифологической;

г) в философской;

д) в обыденной.

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

а) философия является частью науки;

б) наука является частью философии;

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

г) философия и наука исключают друг друга;

д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.

 

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

а) онтология; 1

б) фразеология;

в) политология;

г) аксиология; 2

д) социология;

е) антропология; 3

ж) гносеология. 4

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

а) этика;

б) аксиология;

в) эсхатология;

г) онтология;

д) антропология.

21. Философское учение о всеобщих законах познания — это:

а) гносеология;

б) онтология;

в) эстетика;

г) этика;

д) антропология.

22. Центральной проблемой онтологии является:

а) смысл жизни человека;

б) познаваем ли окружающий нас мир;

в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

г) изучение законов мышления;

д) смерть и бессмертие человека.

23. Аксиология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о красоте;

в) о принципах познания;

г) о духовной культуре общества;

д) о сущности человеческой истории.

 

24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; 1

б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего;

в) материя – это объективная реальность;2

г) атрибутом материи является движение; 3

д) пространство и время формы живого восприятия.

 

 


Античная философия

 

1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».

а) Анаксимен;

б) Эмпедокл;

в) Фалес;

г) Платон;

д) Аристотель.

2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:

а) диалектический материализм;

б) механистический материализм;

в) антропологический материализм;

г) стихийный материализм.

 

3. Представителей милетской школы называют стихийными мате­риалистами, потому что они:

а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы;

б) открыто утверждали примат материи над духом;

в) отрицали наличие материального;

г) сформулировали атомистическую концепцию;

д) отрицали возможность познания мира.

4. Об учении этого философа позднейший автор писал:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Демокрит;

г) Парменид;

д) Гераклит.

5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть:

а) диалектических мыслей Гераклита;

б) метафизической концепции Парменида;

в) релятивизма софистов;

г) логики Аристотеля;

д) критической позиции скептиков.

6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел:

а) Парменид;

б) Фалес;

в) Демокрит;

г) Гераклит;

д) Анаксимен.

7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:

а) Пифагор;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Аристотель;

д) Демокрит.

 

8. Число в пифагорейской школе – это:

а) абстракция;

б) первоначало мира, тождественное вещи;

в) создание разума;

г) творение Бога;

д) психическая иллюзия.

9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:

а) небытие;

б) первоначало;

в) бытие;

г) божество;

д) материю.

10. Основоположником античного атомизма является:

а) Сократ;

б) Демокрит-Левкипп;

в) Платон;

г) Аристотель;

д) Гераклит.

 

11. Онтология Демокрита строится на принципе:

а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов;

б) первоэлементом мира является апейрон;

в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;

г) первоэлементом мира является число;

д) познание мира невозможно.

 

12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:

а) Протагор;

б) Сократ;

в) Ксенофан;

г) Эпикур;

д) Демокрит.

13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»

а) знать все и невозможно;

б) знания увеличивают скорбь;

в) знать что-то вовсе и не нужно;

г) попытаюсь узнать;

д) другие не знают и этого.

14. Майевтика— это:

а) ироничное подтрунивание;

б) форма назидания;

в) легкая беседа «ни о чем»;

г) эксперимент;

д) общение с собеседником с целью обретения им истины.

 

15. Идея, согласно Платону:

а) материальна и умопостигаема;

б) нематериальна, но умопостигаема;

в) материальна, но неумопостигаема;

г) нематериальна и неумопостигаема;

д) конструкция сознания.

16. Истинное познание по Платону есть:

а) логически четкое, рациональное познание;

б) мистический опыт;

в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;

г) знание, основанное на эксперименте;

д) истинное познание невозможно.

 

17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительно­го в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все осталь­ное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».

а) Аристотель;

б) Демокрит;

в) Платон;

г) Протагор;

д) Пифагор.

18. "Государство" Платона было:

а) демократическим государством равных возможностей;

б) религиозным государством;

в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;

г) абсолютной монархией;

д) деспотией восточного типа.

 

19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:

а) бедных, состоятельных, богатых;

б) крестьян, ремесленников, мещан;

в) дворян, священников, крестьян;

г) философов, воинов, ремесленников;

д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.

20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:

а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;

б) чувственный образ идеи;

в) единство материи и формы;

г) создано из воды;

д) конструкция сознания.

 

21. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчело­век, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Плотин;

г) Демокрит;

д) Сенека.

22. В своей этической концепции стоики выдвинули:

а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;

б) анархические принципы социальной жизни;

в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;

г) идеал героя, противостоящего всему миру;

д) идеал «страдающего бога».

 

23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первона­чала:

Первопричина бытия Философ

1. вода; 1 а) Демокрит; 5

2. апейрон; 2 б) Анаксимандр; 2

3. огонь; 3 в) Пифагор; 4

4. число; 4 г) Фалес; 1

5. атомы; 5 д) Гераклит. 3

 

24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:

ФилософОсновные категории

1. Платон; 1 а) логос; 2

2. Гераклит; 2 б) идея; 1

3. Аристотель; 3 г) форма; 3

4. Демокрит; 4 д) атом; 4

5. Эмпедокл; 5 е) любовь; 5

ж) ненависть. 5

25. Установите соответствие философа той или иной школе:

1. Парменид; 1 а) атомисты; 2

2. Демокрит; 2 б) Элейская школа; 1

3. Анаксимандр; 3 в) Милетская школа; 3

4. Плотин; 4 г) неоплатонизм; 4

5. Пиррон; 5 д) скептики. 5

26. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. материализм; а) Парменид; 2

2. идеализм; б) Демокрит; 1

в) Аристотель; 2

г) Эпикур; 1

д) Платон. 2

 

27. Установите соответствие учителя ученику:

УчительУченик:

1. Платон; 1 а) Анаксимандр; 4

2. Сократ; 2 б) Аристотель; 1

3. Аристотель; 3 в) Александр Македонский; 3

4. Фалес; 4 г) Платон. 2

 

28. Установите последовательность философских учений античности:

а) «мир идей»; 3

б) «все из воды»; 1

в) «в основании всего лежит число»; 2

г) «воздержание от суждения». 4

 

29. Установите последовательность философских школ античности:

а) пифагорейцы; 2

б) Милетская школа; 1

в) Ликей; 4

г) Академия; 3

д) неоплатоники. 5

 


Средневековая философия

1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):

а) сотворение мира из ничего;

б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц;

в) богов много, но верховным является Зевс;

г) концепция реинкарнации (переселения душ);

д) человек создан по образу и подобию божьему.

2. Основной догмат христианского вероучения отно­сительно Бога гласит:

а) нет Бога кроме Аллаха;

б) Бог есть Единое;

в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;

г) Бог есть Все и все есть Бог;

д) Бог есть безличная духовная реальность.

3. Основной догмат христианства:

а) дуализм;

б) триединство;

в) деизм;

г) пантеизм;

д) скептицизм.

4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:

а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Бо­гом;

б) человек — худшее из творений, созданных Богом;

в) человек — случайность, ничего не стоящая;

г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;

д) человек – «думающая машина».

5. В центре размышлений философов средних веков стоит:

а) природа;

б) личность;

в) Бог;

г) идеальный мир;

д) процесс познания.

6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:

а) философия;

б) теология;

в) наука;

г) логика;

д) математика.

 

7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:

а) творения;

б) предопределения;

в) откровения;

г) грехопадения;

д) спасения.

8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:

а) тенденция;

б) теократия;

в) теогония;

г) теодицея;

д) теизм.

9. Средневековая философская мысль:

а) отвергала полностью античную философию;

б) продолжала традиции античных философов;

в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соот­ветствии с собственными запросами;

г) использовала мотивы античной мифологии;

д) не знала античной философии.

10. Христианско-религиозное понимание истории означает:

а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;

б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;

в) история есть прогресс науки и техники;

г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;

д) история есть развертывание классовой борьбы.

11. Апологеты во II в. н. э.:

а) являлись сторонниками Юлиана Отступника;

б) защищали, оправдывали христианское вероучение;

в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;

г) рассматривали противоположность духа и материи;

д) являлись сторонниками атомизма.

12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:

а) дух;

б) душа;

в) разум;

г) тело;

д) воля.

13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:

а) человека;

б) Бога;

в) природу;

г) логику;

д) математику.

14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:

а) разум;

б) воля;

в) переживание;

г) вера;

д) страсть.

15. Высший критерий истины в концепции Августина:

а) опыт;

б) разум;

в) откровение;

г) эксперимент;

д) нет такого критерия.

16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформулировать теорию познания;

д) обосновать научный метод.

17. В схоластике провозглашалось различие между:

а) верой и разумом;

б) чувством и мыслью;

в) сознательным и бессознательным;

г) разумом и интуицией.

18. Предметом спора об универсалиях было:

а) триединство Бога;

б) методы спасения;

в) реальное существование общих понятий;

г) место Бога в мире;

д) первооснова бытия.

19. В споре об универсалиях реалисты:

а) приписывали существование общему;

б) не допускали реального существования универсалий;

в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя;

г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;

д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия.

20. Номинализм в своей атаке на строгую рационали­зацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование науки Нового времени;

д) дал толчок развитию мистики.

21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:

а) религия и философия несовместимы;

б) все догматы религии должны быть доказаны разумом;

в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;

г) философия должна быть упразднена;

д) религия должна быть упразднена.

 

22. Фома Аквинский придерживался концепции:

а) о несовместимости веры и знания;

б) о превосходстве знания над верой;

в) о гармонии веры и знания;

г) о превосходстве веры над знанием.

23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом;

д) протестантизмом.

24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:

а) безоговорочно защищал идею личного Бога;

б) признавал Бога полностью трансцендентным, непозна­ваемым;

в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе;

г) полагал, что Бог — это и есть природа;

д) считал, что Бог – это перводвигатель.

25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский ис­ходил из того, что:

а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;

б) душа является частью тела, выступая его формирую­щим принципом;

в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;

г) душа есть проявление надындивидуального духа, пото­му она неуничтожима.

26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:

а) Августин Блаженный;

б) Фома Аквинский;

в) Ансельм Кентерберийский;

г) Альберт Великий;

д) Тертуллиан.

27. Установите соответствие философа философскому направлению:

1. реализм; а) Уильям Оккам; 2

2. номинализм; б) Ансельм Кентерберийский; 1

в) Иоанн Росцелин; 2

г) Фома Аквинский. 1

 

28. Установите последовательность философов Средневековья:

а) Фома Аквинский; 4

б) Бл. Августин; 3

в) Филон Александрийский; 1

г) Тертуллиан. 2

 

29. Установите последовательность возникновения философских трудов:

а) «О граде Божьем» Бл. Августин; 2

б) «Сумма теологии» Фома Аквинский; 4

в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит; 3

г) «О началах» Ориген. 1

30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:

1. «О граде Божьем»; 1 а) Дионисий Ареопагит; 3

2. «Сумма теологии»; 2 б) Бл. Августин; 1

3. «О божественных именах»; 3 в) Ориген; 4

4. «О началах»; 4 г) Фома Аквинский. 2

 

 

 


Вопросы повышенной сложности (история философии)

1. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Августин Блаженный;1 1) Возрождение;2

б) Николай Кузанский;2 2) Античность;4

в) Кант;3 3) Новое время;3

г) Платон;4 4) Средневековье.1

 

2. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Аристотель;1 1) Новое время;2

б) Локк;2 2) Античность;1

в) Вольтер;3 3) Средневековье;4

г) Фома Аквинский;4 4) Просвещение.3

 

3. Установите соответствие философа и эпохи:

а) Гоббс;1 1) Античность;2

б) Цицерон;2 2) Возрождение;4

в) Руссо;3 3) Просвещение;3

г) Дж. Бруно;4 4) Новое время.1

 

4. Установите соответствие философа и философского направления:

а) Сартр;1 1) немецкая классическая философия;3

б) Фалес;2 2) милетская школа;2

в) Гегель;3 3) экзистенциализм;1

г) Августин Блаженный;4 4) патристика.4

 

5. Установите соответствие философа и философского направления:

а) Фома Аквинский;1 1) школа атомистов;2

б) Демокрит;2 2) схоластика;1

в) Маркс;3 3) натурфилософия;4

г) Николай Кузанский;4 4) диалектический материализм.3

 

6. Установите соответствие философа и философского направления:

а) Дидро; 1 1) софистика;2

б) Протагор; 2 2) энциклопедизм;1

в) Томас Мор; 3 3) утопизм; 3

г) Кант; 4 4) немецкая классическая философия.4

 

7. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:

а) немецкая классическая философия; 1 1) Античность;4

б) герменевтика; 2 2) Средневековье;3

в) патристика; 3 3) Современность;2

г) софистика; 4 4) Новое время.1

 

8. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:

а) энциклопедизм;1 1) Античность;2

б) атомизм; 2 2) Средневековье;4

в) фрейдизм; 3 3) Современность;3

г) схоластика; 4 4) Просвещение.1

9. Установите соответствие философских школ философской культуре:

а) философия Нового времени; 1 1) прагматизм;2

б) современная западная философия;2 2) трансцендентальный идеализм;4

в) философия Античности;3 3) картезианство;1

г) немецкая классическая философия;4 4) скептицизм.3

 

10. Установите соответствие философской категории и ее автора:

а) утопия; 1 1) Гераклит;2

б) логос; 2 2) Томас Мор;1

в) мораль; 3 3) Маркс;4

г) общественно-экономическая формация; 4 4) Цицерон.3

 

11.Соотнесите понятия и философов, которые их используют:

а) бытие; 1 1) Аристотель; 2

б) форма; 2 2) Демокрит; 4

в) идея; 3 3) Парменид; 1

г) атом; 4 4) Платон. 3

12. Соотнесите философов и ключевые категории их концепций:

а) Эпикур; 1 1) жизненный порыв; 3

б) Ницше; 2 2) воля к власти; 2

в) Бергсон; 3 3) позитивная философия; 4

г) Конт; 4 4) удовольствие. 1

 

13. Найдите соответствие между автором и его произведением:

а) Гомер; 1 1) «Левиафан»; 2

б) Гоббс; 2 2) «О природе»;4

в) Аристотель; 3 3) «Никомахова этика»; 3

г) Парменид; 4 4) «Илиада».1

 

14. Найдите соответствие между автором и его произведением:

а) Гомер; 1 1) «Труды и дни»; 2

б) Гесиод; 2 2) «Одиссея»; 1

в) Бэкон; 3 3) «О граде божьем»;4

г) Августин Блаженный; 4 4) «Новая Атлантида».3

 

15. Найдите соответствие между автором и его произведением:

а) Гесиод;1 1) «Этика»; 2

б) Спиноза;2 2) «Теогония»; 1

в) Кант; 3 3) «Так говорил Заратустра»;4

г) Ницше; 4 4) «Критика чистого разума».3

16. Соотнесите философские позиции и их авторов:

а) материализм;1 1) Гегель;4

б) кинизм; 2 2) Маркс; 1

в) гедонизм (философия наслаждения); 3 3) Диоген; 2

г) идеализм; 4 4) Эпикур. 3

 

17. Соотнесите философские позиции и их характеристики:

а) антропоцентризм; 1 1) отрицание Бога; 4

б) теоцентризм; 2 2) бог повсюду; 3

в) пантеизм;3 3) Бог в центре мира; 2

г) атеизм;4 4) человек в центре мира.1

 

18. Установите последовательность историко-философских эпох:

а) схоластика;2

б) просвещение;4

в) патристика; 1

г) возрождение.3

19. Установите последовательность возникновения философских школ:

а) пифагорейцы; 1

б) эпикурейцы; 3

в) софисты; 2

г) экзистенциалисты;5

д) неоплатоники.4

20. Установите последовательность возникновения философских направлений:

а) эпикуреизм; 2

б) атомизм; 1

в) энциклопедизм; 5

г) реализм;3

д) эмпиризм.4

 

21. Установите последовательность возникновения философских направлений:

а) патристика; 3

б) софистика; 1

в) психоанализ;5

г) стоицизм;2

д) реализм.4

 

22. Установите последовательность возникновения философских направлений:

а) марксизм;4

б) гуманизм;3

в) схоластика;2

г) неоплатонизм;1

д) неопозитивизм. 5

 

23. Установите последовательность возникновения философских направлений:

а) картезианство; 3

б) схоластика;2

в) патристика;1

г) позитивизм;4

д) феноменология.5

 

24. Соотнесите философские направления и их характеристики:

а) скептицизм; 1 1) философия существования; 4

б) эпикуреизм; 2 2) философия сомнения;1

в) патристика;3 3) философия наслаждения; 2

г) экзистенциализм; 4 4) философия спасения.3

 


Философские максимы

 

Проблема сознания в философии

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

а) объективный идеализм;

б) субъективный идеализм;

в) диалектический материализм;

г) экзистенциализм;

д) томизм.

2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в:

а) механике;

б) кибернетике;

в) платонизме;

г) фрейдизме;

д) экзистенциализме.

3. «Бессознательное» в современной философии это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

б) рефлекторные процессы в организме человека;

в) опыт, не поддающийся логическому анализу;

г) нечто, присущее только отдельному человеку;

д) общественное, социальное в личности.

4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть:

а) божественное озарение;

б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания;

в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия;

г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»).

5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях:

а) тождества;

б) постоянного конфликта;

в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга;

г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи;

д) «Я» постоянно контролирует «Оно».

6. Бессознательное в философии— это:

а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются;

б) понятие, тождественное психическому;

в) высший уровень психики человека;

г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества;

д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.

 

7. Философское понятие рефлексии относится к феномену:

а) эмпирического познания;

б) логического познания;

в) интуитивного познания;

г) самосознания;

д) подсознания.

 

8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе:

а) взросления человека;

б) взаимодействия человека с реальностью;

в) получения образования;

г) научного познания.

9. Выберите правильный ответ:

а) сознание возникает еще в утробе матери;

б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте;

в) сознание предсуществует человеку;

г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.

 

10. Важнейшим условием появления сознания у человека является:

а) выработка трудовых навыков;

б) общение с другими людьми;

в) обретение политической позиции;

г) взросление индивида.

 

11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие:

а) апейрон;

б) атом;

в) логос;

г) душа;

д) разум.

 

12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел:

а) Маркс;

б) Демокрит;

в) Декарт;

г) Бэкон;

д) Гоббс.

 

13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности?

а) Античность;

б) Средневековье;

в) Возрождение;

г) Просвещение.

 

14. Гегель полагал, что сознание:

а) порождается материей;

б) способ самопознания материи;

в) автономно от материи;

г) зависит от материи.

 

15. Первым объединил сознание и психику:

а) Бэкон;

б) Шеллинг;

в) Фрейд;

г) Гегель;

д) Кант.

 

16. Свойство отражения:

а) присуще только неживой материи;

б) присуще только живой материи;

в) присуще только человеку;

г) это - глобальное свойство материи.

 

17. С точки зрения вульгарного материализма:

а) сознание есть свойство всякой материи;

б) сознание есть свойство живой материи;

в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом;

г) сознание есть свойство человека.

 

18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных:

а) наличием абстрактного мышления и речи;

б) наличием способности работать с реальными предметами;

в) наличием опережающего отражения;

г) наличием раздражимости.

 

19. Выделите три наиболее характерные функции языка:

а) конструктивная (инструмент выражения мысли);

б) отражательная (инструмент познания);

в) политическая;

г) литературная;

д) коммуникативная.

20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык?

а) мышление;

б) язык;

в) одновременно;

г) они совершенно не связаны между собой, поэтому во­прос некорректен.

21. Человеческое сознание отличается от психики животных:

а) способнотью более четко отражать окружающий мир;

б) способностью воздействовать на окружающий мир;

в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;

г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.

22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:

а) речевой деятельности;

б) социальной действительности;

в) божественного творчества;

г) творчества абсолютного духа.

23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе:

а) безусловные рефлексы у животных;3

б) условные рефлексы у животных;4

в) раздражимость у амебы;2

г) сознание человека;5

д) раскрывание и закрывание цветков у растений. 1

 

24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания:

а) сознание – функция мозга по отражению действительности; 4

б) сознание – свойство человеческого организма; 3

в) сознание – божественный дар; 2

г) сознание – душа. 1

 

 


Сущность и природа человека

1. Индивид в философии понимается, как:

а) синоним понятия «человек»;

б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».

2. Личность в философии понимается, как:

а) синоним понятий «индивид», «человек»;

б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, при­сущие человеческому роду;

в) устойчивая система социально-значимых черт, характе­ристика человека как члена общества;

г) совокупность физических способностей от­дельного человека;

д) социальная «маска».

 

3. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как:

а) возрасные отличия;

б) физические отличия;

в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества;

г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).

 

4. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в про­тивоположность типовым чертам, — это:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) личность;

г) субъект;

д) особь.

5. Специфика философской антропологии заключается в то, что она;

а) исследует биологические параметры человека;

б) исследует происхождение и становление человека;

в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке;

г) исследует социальные детерминанты в поведении человека;

д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества.

6. Термин «антропогенез» означает:

а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

7. Термин «филогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс формирования государства;

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

8. Термин «онтогенез» означает:

а) процесс развития человека от первобытности до современности;

б) процесс исторического формирования социальной сущности человека;

в) процесс формирования «сверхчеловека»;

г) процесс формирования государства;

д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.

 

9. Средневековые философы утверждали, что человек:

а) есть результат биологической эволюции;

б) создан по образу и подобию Божьему;

в) есть продукт социальной действительности;

г) есть продукт речевой активности.

 

10. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени:

а) эмоциональность;

б) набожность;

в) разумность, рациональность;

г) креативность.

 

11. Биологизаторские концепции утверждают, что:

а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными;

б) жизнь человека определена его генотипом;

в) жизнь человека определена процессом воспитания;

г) жизнь человека определена роком (судьбой).

 

12. Категория «деятельность» означает:

а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...