Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Философия и ее роль в жизни человека и обществаТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ Философия и ее роль в жизни человека и общества 1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ): а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека; б) собрание теорий, концепций философов; в) наука, исследующая язык; г) учение о познаваемости мира; д) учение об устройстве мира. 2. Термин «философия» означает: а) рассуждение; б) компетентное мнение; в) профессиональную деятельность; г) любовь к мудрости; д) логику.
3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ): а) устройство мира; б) красота мира; в) счастье человека; г) всеобщее в системе «мир-человек»; д) поиск идеального общества. 4. Философии присущи функции: а) мировоззренческая и познавательная; б) методологическая и прогностическая; в) аксиологическая и ориентационная; г) все эти функции вместе взятые. 5. Философия объясняет мир с помощью: а) мифологических образов; б) откровения; в) интуитивного прозрения; г) рациональной аргументации; д) математики. 6. Философия — это: а) мировоззрение; б) мирочувствование; в) мироощущение; г) мировосприятие. 7. Ответы на философские вопросы ищут в: а) религиозных верованиях; б) мифологических представлениях; в) научных исследованиях; г) доводах и умозаключениях разума; д) божественном откровении. 8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ): а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному; б) каковы критерии истины? в) как возник мир? г) что есть добро и зло? д) что есть Бог?
9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты): а) кто виноват (Герцен)? б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)? д) что делать (Чернышевский)?
10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты): а) каковы точные размеры вселенной? б) в чем сущность человека? в) из каких элементов состоит живая клетка? г) в чем смысл жизни? д) какова родословная славян? 11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ): а) разумное миропонимание; б) откровение; в) истинное мироощущение; г) специфическое мировосприятие.
12. Необходимым признаком философского мировоззрения является: а) конкретность; б) наглядность; в) системность; г) абстрактность; д) экспериментальность. 13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это: а) мировосприятие; б) мирочувствование; в) мировоззрение; г) мироощущение; д) мировидение. 14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения: а) философия; 3 б) мифология; 1 в) наука; 4 г) религия. 2 15. В своих истоках философия и наука опирались на: а) мифологию; б) технологию; в) религию; г) магию; д) искусство.
16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ): а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное; б) специфическое образное синкретическое мировоззрение; в) фантастический рассказ, предание; г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике; д) сказка, выдумка, заведомый обман. 17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга: а) в научной; б) в религиозной; в) в мифологической; г) в философской; д) в обыденной. 18. Соотношение философии и науки заключается в том, что: а) философия является частью науки; б) наука является частью философии; в) философия и наука частично включаются друг в друга; г) философия и наука исключают друг друга; д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты): а) онтология; 1 б) фразеология; в) политология; г) аксиология; 2 д) социология; е) антропология; 3 ж) гносеология. 4 20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия: а) этика; б) аксиология; в) эсхатология; г) онтология; д) антропология. 21. Философское учение о всеобщих законах познания — это: а) гносеология; б) онтология; в) эстетика; г) этика; д) антропология. 22. Центральной проблемой онтологии является: а) смысл жизни человека; б) познаваем ли окружающий нас мир; в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального; г) изучение законов мышления; д) смерть и бессмертие человека. 23. Аксиология — это учение: а) о ценностях, об их происхождении и сущности; б) о красоте; в) о принципах познания; г) о духовной культуре общества; д) о сущности человеческой истории.
24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты): а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; 1 б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего; в) материя – это объективная реальность;2 г) атрибутом материи является движение; 3 д) пространство и время формы живого восприятия.
Античная философия
1. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается». а) Анаксимен; б) Эмпедокл; в) Фалес; г) Платон; д) Аристотель. 2. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского: а) диалектический материализм; б) механистический материализм; в) антропологический материализм; г) стихийный материализм.
3. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они: а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы; б) открыто утверждали примат материи над духом; в) отрицали наличие материального; г) сформулировали атомистическую концепцию; д) отрицали возможность познания мира. 4. Об учении этого философа позднейший автор писал: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». а) Платон; б) Аристотель; в) Демокрит; г) Парменид; д) Гераклит. 5. Фрагмент «Все течет, все изменяется» выражает суть: а) диалектических мыслей Гераклита; б) метафизической концепции Парменида; в) релятивизма софистов; г) логики Аристотеля; д) критической позиции скептиков. 6. Категорию «Логос» в античной философии впервые ввел: а) Парменид; б) Фалес; в) Демокрит; г) Гераклит; д) Анаксимен. 7. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»: а) Пифагор; б) Платон; в) Сократ; г) Аристотель; д) Демокрит.
8. Число в пифагорейской школе – это: а) абстракция; б) первоначало мира, тождественное вещи; в) создание разума; г) творение Бога; д) психическая иллюзия. 9. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим: а) небытие; б) первоначало; в) бытие; г) божество; д) материю. 10. Основоположником античного атомизма является: а) Сократ; б) Демокрит-Левкипп; в) Платон; г) Аристотель; д) Гераклит.
11. Онтология Демокрита строится на принципе: а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; б) первоэлементом мира является апейрон; в) любая вещь мира есть соединение материи и формы; г) первоэлементом мира является число; д) познание мира невозможно.
12. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»: а) Протагор; б) Сократ; в) Ксенофан; г) Эпикур; д) Демокрит. 13. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...» а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то вовсе и не нужно; г) попытаюсь узнать; д) другие не знают и этого. 14. Майевтика— это: а) ироничное подтрунивание; б) форма назидания; в) легкая беседа «ни о чем»; г) эксперимент; д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
15. Идея, согласно Платону: а) материальна и умопостигаема; б) нематериальна, но умопостигаема; в) материальна, но неумопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема; д) конструкция сознания. 16. Истинное познание по Платону есть: а) логически четкое, рациональное познание; б) мистический опыт; в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире; г) знание, основанное на эксперименте; д) истинное познание невозможно.
17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать». а) Аристотель; б) Демокрит; в) Платон; г) Протагор; д) Пифагор. 18. "Государство" Платона было: а) демократическим государством равных возможностей; б) религиозным государством; в) государством кастового типа, с четким сословным разделением; г) абсолютной монархией; д) деспотией восточного типа.
19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия: а) бедных, состоятельных, богатых; б) крестьян, ремесленников, мещан; в) дворян, священников, крестьян; г) философов, воинов, ремесленников; д) крестьян, рабочих, интеллигенцию. 20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть: а) сложное единство мельчайших частиц – атомов; б) чувственный образ идеи; в) единство материи и формы; г) создано из воды; д) конструкция сознания.
21. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...» а) Аристотель; б) Платон; в) Плотин; г) Демокрит; д) Сенека. 22. В своей этической концепции стоики выдвинули: а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы; б) анархические принципы социальной жизни; в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь; г) идеал героя, противостоящего всему миру; д) идеал «страдающего бога».
23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала: Первопричина бытия Философ 1. вода; 1 а) Демокрит; 5 2. апейрон; 2 б) Анаксимандр; 2 3. огонь; 3 в) Пифагор; 4 4. число; 4 г) Фалес; 1 5. атомы; 5 д) Гераклит. 3
24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории: ФилософОсновные категории 1. Платон; 1 а) логос; 2 2. Гераклит; 2 б) идея; 1 3. Аристотель; 3 г) форма; 3 4. Демокрит; 4 д) атом; 4 5. Эмпедокл; 5 е) любовь; 5 ж) ненависть. 5 25. Установите соответствие философа той или иной школе: 1. Парменид; 1 а) атомисты; 2 2. Демокрит; 2 б) Элейская школа; 1 3. Анаксимандр; 3 в) Милетская школа; 3 4. Плотин; 4 г) неоплатонизм; 4 5. Пиррон; 5 д) скептики. 5 26. Установите соответствие философа философскому направлению: 1. материализм; а) Парменид; 2 2. идеализм; б) Демокрит; 1 в) Аристотель; 2 г) Эпикур; 1 д) Платон. 2
27. Установите соответствие учителя ученику: УчительУченик: 1. Платон; 1 а) Анаксимандр; 4 2. Сократ; 2 б) Аристотель; 1 3. Аристотель; 3 в) Александр Македонский; 3 4. Фалес; 4 г) Платон. 2
28. Установите последовательность философских учений античности: а) «мир идей»; 3 б) «все из воды»; 1 в) «в основании всего лежит число»; 2 г) «воздержание от суждения». 4
29. Установите последовательность философских школ античности: а) пифагорейцы; 2 б) Милетская школа; 1 в) Ликей; 4 г) Академия; 3 д) неоплатоники. 5
Средневековая философия 1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты): а) сотворение мира из ничего; б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц; в) богов много, но верховным является Зевс; г) концепция реинкарнации (переселения душ); д) человек создан по образу и подобию божьему. 2. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит: а) нет Бога кроме Аллаха; б) Бог есть Единое; в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях; г) Бог есть Все и все есть Бог; д) Бог есть безличная духовная реальность. 3. Основной догмат христианства: а) дуализм; б) триединство; в) деизм; г) пантеизм; д) скептицизм. 4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что: а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Богом; б) человек — худшее из творений, созданных Богом; в) человек — случайность, ничего не стоящая; г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом; д) человек – «думающая машина». 5. В центре размышлений философов средних веков стоит: а) природа; б) личность; в) Бог; г) идеальный мир; д) процесс познания. 6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье: а) философия; б) теология; в) наука; г) логика; д) математика.
7. В основе средневековой гносеологии лежит идея: а) творения; б) предопределения; в) откровения; г) грехопадения; д) спасения. 8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название: а) тенденция; б) теократия; в) теогония; г) теодицея; д) теизм. 9. Средневековая философская мысль: а) отвергала полностью античную философию; б) продолжала традиции античных философов; в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами; г) использовала мотивы античной мифологии; д) не знала античной философии. 10. Христианско-религиозное понимание истории означает: а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня; б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу; в) история есть прогресс науки и техники; г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него; д) история есть развертывание классовой борьбы. 11. Апологеты во II в. н. э.: а) являлись сторонниками Юлиана Отступника; б) защищали, оправдывали христианское вероучение; в) впервые раскрыли стремление души к первоединству; г) рассматривали противоположность духа и материи; д) являлись сторонниками атомизма. 12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой: а) дух; б) душа; в) разум; г) тело; д) воля. 13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает: а) человека; б) Бога; в) природу; г) логику; д) математику. 14. Основой духовной жизни в концепции Августина является: а) разум; б) воля; в) переживание; г) вера; д) страсть. 15. Высший критерий истины в концепции Августина: а) опыт; б) разум; в) откровение; г) эксперимент; д) нет такого критерия. 16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы: а) исследовать социальную действительность; б) исследовать природу; в) найти рациональные доказательства веры; г) сформулировать теорию познания; д) обосновать научный метод. 17. В схоластике провозглашалось различие между: а) верой и разумом; б) чувством и мыслью; в) сознательным и бессознательным; г) разумом и интуицией. 18. Предметом спора об универсалиях было: а) триединство Бога; б) методы спасения; в) реальное существование общих понятий; г) место Бога в мире; д) первооснова бытия. 19. В споре об универсалиях реалисты: а) приписывали существование общему; б) не допускали реального существования универсалий; в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя; г) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания; д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия. 20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым: а) укрепил христианскую теологию; б) подготовил почву для отделения теологии от философии; в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви; г) затормозил формирование науки Нового времени; д) дал толчок развитию мистики. 21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что: а) религия и философия несовместимы; б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна; г) философия должна быть упразднена; д) религия должна быть упразднена.
22. Фома Аквинский придерживался концепции: а) о несовместимости веры и знания; б) о превосходстве знания над верой; в) о гармонии веры и знания; г) о превосходстве веры над знанием. 23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется: а) атомизмом; б) томизмом; в) августинизмом; г) папизмом; д) протестантизмом. 24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский: а) безоговорочно защищал идею личного Бога; б) признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым; в) считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе; г) полагал, что Бог — это и есть природа; д) считал, что Бог – это перводвигатель. 25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что: а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна; б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом; в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом; г) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима. 26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога: а) Августин Блаженный; б) Фома Аквинский; в) Ансельм Кентерберийский; г) Альберт Великий; д) Тертуллиан. 27. Установите соответствие философа философскому направлению: 1. реализм; а) Уильям Оккам; 2 2. номинализм; б) Ансельм Кентерберийский; 1 в) Иоанн Росцелин; 2 г) Фома Аквинский. 1
28. Установите последовательность философов Средневековья: а) Фома Аквинский; 4 б) Бл. Августин; 3 в) Филон Александрийский; 1 г) Тертуллиан. 2
29. Установите последовательность возникновения философских трудов: а) «О граде Божьем» Бл. Августин; 2 б) «Сумма теологии» Фома Аквинский; 4 в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит; 3 г) «О началах» Ориген. 1 30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу: 1. «О граде Божьем»; 1 а) Дионисий Ареопагит; 3 2. «Сумма теологии»; 2 б) Бл. Августин; 1 3. «О божественных именах»; 3 в) Ориген; 4 4. «О началах»; 4 г) Фома Аквинский. 2
Вопросы повышенной сложности (история философии) 1. Установите соответствие философа и эпохи: а) Августин Блаженный;1 1) Возрождение;2 б) Николай Кузанский;2 2) Античность;4 в) Кант;3 3) Новое время;3 г) Платон;4 4) Средневековье.1
2. Установите соответствие философа и эпохи: а) Аристотель;1 1) Новое время;2 б) Локк;2 2) Античность;1 в) Вольтер;3 3) Средневековье;4 г) Фома Аквинский;4 4) Просвещение.3
3. Установите соответствие философа и эпохи: а) Гоббс;1 1) Античность;2 б) Цицерон;2 2) Возрождение;4 в) Руссо;3 3) Просвещение;3 г) Дж. Бруно;4 4) Новое время.1
4. Установите соответствие философа и философского направления: а) Сартр;1 1) немецкая классическая философия;3 б) Фалес;2 2) милетская школа;2 в) Гегель;3 3) экзистенциализм;1 г) Августин Блаженный;4 4) патристика.4
5. Установите соответствие философа и философского направления: а) Фома Аквинский;1 1) школа атомистов;2 б) Демокрит;2 2) схоластика;1 в) Маркс;3 3) натурфилософия;4 г) Николай Кузанский;4 4) диалектический материализм.3
6. Установите соответствие философа и философского направления: а) Дидро; 1 1) софистика;2 б) Протагор; 2 2) энциклопедизм;1 в) Томас Мор; 3 3) утопизм; 3 г) Кант; 4 4) немецкая классическая философия.4
7. Установите соответствие философского направления исторической эпохе: а) немецкая классическая философия; 1 1) Античность;4 б) герменевтика; 2 2) Средневековье;3 в) патристика; 3 3) Современность;2 г) софистика; 4 4) Новое время.1
8. Установите соответствие философского направления исторической эпохе: а) энциклопедизм;1 1) Античность;2 б) атомизм; 2 2) Средневековье;4 в) фрейдизм; 3 3) Современность;3 г) схоластика; 4 4) Просвещение.1 9. Установите соответствие философских школ философской культуре: а) философия Нового времени; 1 1) прагматизм;2 б) современная западная философия;2 2) трансцендентальный идеализм;4 в) философия Античности;3 3) картезианство;1 г) немецкая классическая философия;4 4) скептицизм.3
10. Установите соответствие философской категории и ее автора: а) утопия; 1 1) Гераклит;2 б) логос; 2 2) Томас Мор;1 в) мораль; 3 3) Маркс;4 г) общественно-экономическая формация; 4 4) Цицерон.3
11.Соотнесите понятия и философов, которые их используют: а) бытие; 1 1) Аристотель; 2 б) форма; 2 2) Демокрит; 4 в) идея; 3 3) Парменид; 1 г) атом; 4 4) Платон. 3 12. Соотнесите философов и ключевые категории их концепций: а) Эпикур; 1 1) жизненный порыв; 3 б) Ницше; 2 2) воля к власти; 2 в) Бергсон; 3 3) позитивная философия; 4 г) Конт; 4 4) удовольствие. 1
13. Найдите соответствие между автором и его произведением: а) Гомер; 1 1) «Левиафан»; 2 б) Гоббс; 2 2) «О природе»;4 в) Аристотель; 3 3) «Никомахова этика»; 3 г) Парменид; 4 4) «Илиада».1
14. Найдите соответствие между автором и его произведением: а) Гомер; 1 1) «Труды и дни»; 2 б) Гесиод; 2 2) «Одиссея»; 1 в) Бэкон; 3 3) «О граде божьем»;4 г) Августин Блаженный; 4 4) «Новая Атлантида».3
15. Найдите соответствие между автором и его произведением: а) Гесиод;1 1) «Этика»; 2 б) Спиноза;2 2) «Теогония»; 1 в) Кант; 3 3) «Так говорил Заратустра»;4 г) Ницше; 4 4) «Критика чистого разума».3 16. Соотнесите философские позиции и их авторов: а) материализм;1 1) Гегель;4 б) кинизм; 2 2) Маркс; 1 в) гедонизм (философия наслаждения); 3 3) Диоген; 2 г) идеализм; 4 4) Эпикур. 3
17. Соотнесите философские позиции и их характеристики: а) антропоцентризм; 1 1) отрицание Бога; 4 б) теоцентризм; 2 2) бог повсюду; 3 в) пантеизм;3 3) Бог в центре мира; 2 г) атеизм;4 4) человек в центре мира.1
18. Установите последовательность историко-философских эпох: а) схоластика;2 б) просвещение;4 в) патристика; 1 г) возрождение.3 19. Установите последовательность возникновения философских школ: а) пифагорейцы; 1 б) эпикурейцы; 3 в) софисты; 2 г) экзистенциалисты;5 д) неоплатоники.4 20. Установите последовательность возникновения философских направлений: а) эпикуреизм; 2 б) атомизм; 1 в) энциклопедизм; 5 г) реализм;3 д) эмпиризм.4
21. Установите последовательность возникновения философских направлений: а) патристика; 3 б) софистика; 1 в) психоанализ;5 г) стоицизм;2 д) реализм.4
22. Установите последовательность возникновения философских направлений: а) марксизм;4 б) гуманизм;3 в) схоластика;2 г) неоплатонизм;1 д) неопозитивизм. 5
23. Установите последовательность возникновения философских направлений: а) картезианство; 3 б) схоластика;2 в) патристика;1 г) позитивизм;4 д) феноменология.5
24. Соотнесите философские направления и их характеристики: а) скептицизм; 1 1) философия существования; 4 б) эпикуреизм; 2 2) философия сомнения;1 в) патристика;3 3) философия наслаждения; 2 г) экзистенциализм; 4 4) философия спасения.3
Философские максимы
Проблема сознания в философии 1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: а) объективный идеализм; б) субъективный идеализм; в) диалектический материализм; г) экзистенциализм; д) томизм. 2. Сознание рассматривается как сложный программный продукт в: а) механике; б) кибернетике; в) платонизме; г) фрейдизме; д) экзистенциализме. 3. «Бессознательное» в современной философии это: а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение; б) рефлекторные процессы в организме человека; в) опыт, не поддающийся логическому анализу; г) нечто, присущее только отдельному человеку; д) общественное, социальное в личности. 4. Бессознательное, по З. Фрейду, есть: а) божественное озарение; б) стихийные импульсы, исходящие из сферы познания; в) «первичные влечения» с целью получения наибольшего удовольствия; г) стихийные процессы, происходящие в коллективах («коллективное бессознательное»). 5. По Фрейду, «Я» и «Оно» находятся в отношениях: а) тождества; б) постоянного конфликта; в) «Я» и «Оно» дополняют друг друга; г) между «Я» и «Оно» нет никакой связи; д) «Я» постоянно контролирует «Оно». 6. Бессознательное в философии— это: а) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются; б) понятие, тождественное психическому; в) высший уровень психики человека; г) намеренное поведение, не соответствующее моральным и правовым нормам общества; д) часть коллективной духовной памяти человечества, проявляющаяся в пограничных состояниях отдельных индивидов.
7. Философское понятие рефлексии относится к феномену: а) эмпирического познания; б) логического познания; в) интуитивного познания; г) самосознания; д) подсознания.
8. Сознание возникает, функционирует и развивается в процессе: а) взросления человека; б) взаимодействия человека с реальностью; в) получения образования; г) научного познания. 9. Выберите правильный ответ: а) сознание возникает еще в утробе матери; б) сознание (в форме самосознания) возникает в 2-4 летнем возрасте; в) сознание предсуществует человеку; г) сознание возникает сразу после рождения ребенка.
10. Важнейшим условием появления сознания у человека является: а) выработка трудовых навыков; б) общение с другими людьми; в) обретение политической позиции; г) взросление индивида.
11. В ранней античной философии категория «сознание» определялась через понятие: а) апейрон; б) атом; в) логос; г) душа; д) разум.
12. Впервые акт самосознания в качестве условия достоверности познания мира рассмотрел: а) Маркс; б) Демокрит; в) Декарт; г) Бэкон; д) Гоббс.
13. В какую эпоху сознание начинают рассматривать как функцию человеческого мозга по отражению действительности? а) Античность; б) Средневековье; в) Возрождение; г) Просвещение.
14. Гегель полагал, что сознание: а) порождается материей; б) способ самопознания материи; в) автономно от материи; г) зависит от материи.
15. Первым объединил сознание и психику: а) Бэкон; б) Шеллинг; в) Фрейд; г) Гегель; д) Кант.
16. Свойство отражения: а) присуще только неживой материи; б) присуще только живой материи; в) присуще только человеку; г) это - глобальное свойство материи.
17. С точки зрения вульгарного материализма: а) сознание есть свойство всякой материи; б) сознание есть свойство живой материи; в) сознание есть субстрат, выделяемый мозгом; г) сознание есть свойство человека.
18. Сознание человека отличается от психики позвоночных животных: а) наличием абстрактного мышления и речи; б) наличием способности работать с реальными предметами; в) наличием опережающего отражения; г) наличием раздражимости.
19. Выделите три наиболее характерные функции языка: а) конструктивная (инструмент выражения мысли); б) отражательная (инструмент познания); в) политическая; г) литературная; д) коммуникативная. 20. Что появилось у человека раньше — мышление или язык? а) мышление; б) язык; в) одновременно; г) они совершенно не связаны между собой, поэтому вопрос некорректен. 21. Человеческое сознание отличается от психики животных: а) способнотью более четко отражать окружающий мир; б) способностью воздействовать на окружающий мир; в) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию; г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды. 22. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом: а) речевой деятельности; б) социальной действительности; в) божественного творчества; г) творчества абсолютного духа. 23. Установи последовательность эволюции отражения в живой природе: а) безусловные рефлексы у животных;3 б) условные рефлексы у животных;4 в) раздражимость у амебы;2 г) сознание человека;5 д) раскрывание и закрывание цветков у растений. 1
24. Установите последовательность возникновения трактовок сознания: а) сознание – функция мозга по отражению действительности; 4 б) сознание – свойство человеческого организма; 3 в) сознание – божественный дар; 2 г) сознание – душа. 1
Сущность и природа человека 1. Индивид в философии понимается, как: а) синоним понятия «человек»; б) родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду; в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества; г) совокупность физических способностей отдельного человека; д) социальная «маска». 2. Личность в философии понимается, как: а) синоним понятий «индивид», «человек»; б) родовое понятие, т. е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду; в) устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества; г) совокупность физических способностей отдельного человека; д) социальная «маска».
3. При употреблении понятия «личность» подразумевают такие качества, как: а) возрасные отличия; б) физические отличия; в) приобретенные каждым человеком духовные, социальные качества; г) нейродинамические отличия (свойства нервной системы).
4. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, — это: а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) субъект; д) особь. 5. Специфика философской антропологии заключается в то, что она; а) исследует биологические параметры человека; б) исследует происхождение и становление человека; в) пытается определить сущность человека, человеческое в человеке; г) исследует социальные детерминанты в поведении человека; д) пытается определить направление дальнейшего развития человечества. 6. Термин «антропогенез» означает: а) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека; б) процесс исторического формирования социальной сущности человека; в) процесс формирования «сверхчеловека»; г) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
7. Термин «филогенез» означает: а) процесс развития человека от первобытности до современности; б) процесс исторического формирования социальной сущности человека; в) процесс формирования «сверхчеловека»; г) процесс формирования государства; д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
8. Термин «онтогенез» означает: а) процесс развития человека от первобытности до современности; б) процесс исторического формирования социальной сущности человека; в) процесс формирования «сверхчеловека»; г) процесс формирования государства; д) процесс развития человека от момента рождения до смерти.
9. Средневековые философы утверждали, что человек: а) есть результат биологической эволюции; б) создан по образу и подобию Божьему; в) есть продукт социальной действительности; г) есть продукт речевой активности.
10. Это качество в человеке считалось самым главным в философии Нового времени: а) эмоциональность; б) набожность; в) разумность, рациональность; г) креативность.
11. Биологизаторские концепции утверждают, что: а) все люди рождаются равными от природы, только социальная среда делает всех разными; б) жизнь человека определена его генотипом; в) жизнь человека определена процессом воспитания; г) жизнь человека определена роком (судьбой).
12. Категория «деятельность» означает: а) целенаправленное воздействие субъекта на субъект;
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |