Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и мировоззрение. Структура и функции мировоззрения.

Культура и мировоззрение. Структура и функции мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов (научных, ненаучных) на мир в целом, на место человека в этом мире, а также совокупность ценностей и убеждений, которые формируются под влиянием мировоззренческих знаний.

Структура:

1. знания – информация о свойствах, качествах различных предметов

2. ценности – значение, смысл этой информации, а также система идеалов

3. убеждения – это принципы или утверждения, которые принимаются на веру, то есть это уверенность в чём-либо

Ценности и убеждения формируются на основе знаний.

Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний как когнитивно-содержательного его компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации смыслообразующих связей и отношений реальности.

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

 

 

Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

переход к более сложным формам цивилизационных отношений обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Философия подвергает рационализации складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры. В этом процессе происходит формирование языка философии как совокупности предельно обобщённых категориальных форм или особых идеальных объектов. Благодаря этому философия в значительной мере преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность, образность и синкретичность художественно-мифологического мышления, а также символизм и метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщённая система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.

В своих моделях и концепциях философия также использует метафоры, символы, образы, она пытается приобщить человека к миру высших ценностей и нравственных идеалов.

 

Сознание и мозг. Проблема искусственного интеллекта.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. именно мозг есть орган сознания, а сознание - функция человеческого мозга т. к. от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

 

Структура и функции культуры

Мораль (лат-moralis - нравственный или обычай, поведение) - это система норм, правил, оценок, которые регулируют поведение и обще­ние людей и оценивают их с точки зрения добра и зла, а также обеспе­чивают корреляцию интересов индивида и общества. Философская нау­ка, изучающая природу морали и нравственности, называется этикой.

Наряду с понятием морали (а иногда вместо него) употребляется поня­тие нравственности. Между ними существует внутренняя связь: нормы морали определяют нравственное поведение человека. Но если мораль задает "совершенный" тип поведения человека, то нравственность пред­ставляет собой совокупность реальных практических норм поведения, которыми он руководствуется в жизненных ситуациях. Характерными чертами морали является ее всепроникающий и всеобъемлющий харак­тер, внеинституциональность, императивность. Кроме того, мораль явля­ется сферой свободного выбора человека, сферой его самоопределения.

В структуру морали входят моральные нормы ("не убий", "не пре­любодействуй" и т. п.), которые обеспечивают устойчивое поведение человека в стандартных жизненных ситуациях. В качестве элементов морали выступают,моральные ценности (добро и зло, любовь, честность и т. д.); моральные принципы (коллективизм, индивидуализм и др.); ме­ханизмы нравственного самоконтроля личности (долг, совесть и др.).

Структура морали и ее содержание исторически меняются. Суще­ствует несколько версий происхождения морали: естественноистори-ческая, религиозная, априорно-ценностная.

Мораль - саморегулирующаяся система культурных программ, на­правленных на сохранение фундамента культуры - единства личности и общества. К социальным функциям морали относятся: оценочная, императивная, познавательная, воспитательная, прогностическая, коммуникативная. Мораль дает человеку ориентиры человечности, позволяет ему быть целостным человеком; регулирует поведение не только индивидов, но также и всего общества в режиме саморегуля­ции; закрепляет в моральных ценностях социально значимые для че­ловека и его жизнедеятельности ориентиры; помогает постигать мо­ральный смысл явлений; передает и помогает усваивать основы пове­дения и отношений к людям, обществу, природе.

Научная база для концепции

Общеметодологической основой концепции «постиндустриального общества» является (так же, как и концепции «индустриального общества») эволюционный подход к историческому развитию и принцип технологического детерминизма. Правда, последний, другими принципами.

 

 

 

Культура и мировоззрение. Структура и функции мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов (научных, ненаучных) на мир в целом, на место человека в этом мире, а также совокупность ценностей и убеждений, которые формируются под влиянием мировоззренческих знаний.

Структура:

1. знания – информация о свойствах, качествах различных предметов

2. ценности – значение, смысл этой информации, а также система идеалов

3. убеждения – это принципы или утверждения, которые принимаются на веру, то есть это уверенность в чём-либо

Ценности и убеждения формируются на основе знаний.

Знания, как основной компонент в структуре мировоззрения, задают обобщённую модель мира и места в нём человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний как когнитивно-содержательного его компонента всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации смыслообразующих связей и отношений реальности.

Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают мировоззрению характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...