Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как рационально-теоретическое мировоззрение.

переход к более сложным формам цивилизационных отношений обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности философия сближается с религией, мифологией, искусством. Однако в отличие от искусства и мифологии она стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и иррациональную веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Философия подвергает рационализации складывающиеся в различных сферах духовной культуры образы мира и человека, выраженные в форме категорий или универсалий культуры. В этом процессе происходит формирование языка философии как совокупности предельно обобщённых категориальных форм или особых идеальных объектов. Благодаря этому философия в значительной мере преодолевает чувственно-эмоциональную конкретность, образность и синкретичность художественно-мифологического мышления, а также символизм и метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения.

Таким образом, исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная и предельно обобщённая система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними.

установление истины становилось возможным без непосредственного обращения к опыту, в форме логических рассуждений, т. е. чисто мыслительным путем, используя силу разума и логики. стало оформляться и развиваться теоретическое мышление.

В своих моделях и концепциях философия также использует метафоры, символы, образы, она пытается приобщить человека к миру высших ценностей и нравственных идеалов.

 

Мифология, религия, философия как исторические типы мировоззрения.

Мифология(от греч. mythos - предание, сказание и logos - слово, понятие,

учение) - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий

развития общества.

Миф. Мир-е – это совокупность представлений о мире, основынных на фанатзии и вере в сверхестественные силы, их сходство с проявлением человеческой активности и чел-ми отношениями. Такое уподобление природного мира человеческому получило название «антропоморфизм».

Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

С развитием человеческого общества мифология как мировоззрение утрачивает свои позиции в культуре, хотя и сегодня различные её модификации востребованы массовым сознанием и оказывают определённое влияние на социодинамику современной культуры. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения: религию и философию. Их многогранное и постоянное взаимодействие прослеживается на протяжении многих веков человеческой истории. Вместе с тем между религиозным и философским мировоззрением существуют важные и принципиальные различия

Религиозное мир-е – это совок-ть представлений о мире, его происхождении, месте в нём человека, основанных на вере в сверхъест-е силы и существование двух миров – высшего, совершенного, небесного и низшего, несовершенного, земного. В отличие от миф-го религ-е мир-е лишь частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и оСЗ-е единства челов-го рода.

Первобытные религии – это представление о сверхъестественных силах растений, предметов, души человека, представление о связи человека с загробным миром . Первая религия – анимизм (анима – дуновение ветра, синоним души, если человек не дышит – ушла душа). Фетишизм – вера в амулеты. Тотемизм – вера в то, что человек связан со своими предками.

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Научно-философское мировоззрение– это система представлений о мире, его структурной организации и развитии, месте и роли в нем человека, которая строится на основе научных данных, развивается вместе с наукой и оказывает не нее активное влияние.

Философия как мировоззрение выдвигает на первый план проблемы, которые носят очень общий, абстрактный характер, и этим она отличается от науки. наука всегда изучает конкретные вопросы. Если объектом философии является мир в целом, то науки – конкретная реальность (природа и тд). Для изучения философских вопросов, философия вырабатывает свой язык, свой категориальный аппарат, который также абстрактен. Бытие и небытие – 2 самых абстрактных понятия.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...