Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия Нового времени и становление классической науки. Общая характер.

Новое время охватывает 17-19 вв. Естественно-научной основой этапа стали открытия Миртона, давшее механическое объяснение строения мира. Опорой для философии было не богословие, а наука. В центре естество-философской проблематики был вопрос об отношении способов познания мира. Философы подразделяются на 2 части: по отношению к средствам и путям познания: эмпирики и рационалисты. Эмпирия с лат. – опыт. Эмпирики полагали, что человек познает мир лишь с помощью чувств данных в процессе жизни, опыта, эксперимента. Одни утверждали, что реальный мир дает материал для познания (Ф. Бэккон, Локк), а другие (Беркли, Юм, Мах) считали, что человеческие чувства формируют мир; комплексы ощущений человека рождают не только представление об окружающем мире, но сами вещи (их называют сенсуалистами). Эмпирики преувеличивали роль чувственного познания, недооценивали теорию рационального познания. Декард учил; что человек живет пока мыслит, пока познает мир, что человек рождается уже с готовыми представлениями о мире, и в ходе жизни лишь получает дополнительные знания о нем. Беккон, исходя из принципа пользы как основы существования человека, считал науку главным инструментом познания, обеспечивающим власть над природой и ставил перед наукой задачи: выявить причины заблуждения в ходе познания природы и преодоление заблуждений. Эти причины находил в предубеждениях, которые называл идолами сознания: 1. Идолы рода, вытекающие из ограниченности ума и чувств; 2. Идолы пещеры, заставляющие воспринимать мир индивидуально, без помощи других; 3. Идолы рынка, которые искажают восприятия объекта в следствии иных мнений; 4. Идолы театра, каждая философская система сравнима с пьесой, которая полна вымысла, люди склонны доверять вымыслу, впадая в заблуждение. Идолы рода и пещеры устраняются по средствам проверки. Идолы рынка и театра, которые преобразуются по средствам разума в следствии доверия к авторитету (церковь, политики), преодолеваются борьбой против авторитета, поэтому он призывал не доверять ни религии, ни церкви, ни мнениям общества, а полагаться только на науку. Само научное познание происходит при использовании метода индукции (наведения), путем рассуждения от частичного к общему с помощью чувств. Сбор фактов (фиксация признаков), сопоставление их и анализ. Напротив, дедуктивный метод как единичный метод познания развивал Декарт, который опирался на рациональный метод познания, считал, что опыта мало и познать нужно либо с помощью интуиции, сомневаясь во всем, либо через дедукцию, идя от общего к частному, следуя математическим расчетам и формулам. Именно Декарт, вслед за Да Винчи, привнес в науку и искусство формальные точные методы познания действительности, исключающие эмоциональность и чувствительность. Спиноза относился к рационалистам, но полагавшим, что познание сочетает в себе чувственное восприятие и рассудок; чувственные восприятия находятся на низкой ступени; а рассудок является абсолютным (высшим). Спиноза родился в Португалии, жил в Испании, воспитывался в сеногоге, подвергал критике идею Бога с детства, за это его преследовали и он бежал, но все равно продолжал развивать свою концепцию. Субстанция мира состоит из самого Бога, этот Бог не определен и абстрактен, и полностью сливается с природой, при этом Бог не является творцом, а только рождает из себя мир. Центральными признаками субстанции выступает атрибут и модус. Атрибут – главное свойство субстанции и из очень много, но важных только два: протяженность и мышление. Протяженность указывает на физические параметры вещей. Мышление позволяет человеку познать субстанцию, установить связь с ней. Взгляды развивались в рамках французского просвещения 18 в. В это время образование обретает более демократичный характер, перестает быть элементарным занятием; развитие производства, буржуазных отношений приводит к усилению роли науки, знания в обществе, ослабляется значение церкви, которая консервирует традиционную культуру. В социальных отношении философия Нового времени ориентировала людей на земной образ жизни, целью которого были личная польза, успех, счастье, комфорт, поэтому теории того времени исходили из конкретно-практичных установок, предписывающих ликвидацию феодализма, сословных барьеров и расширение прав. Идея равенства означала ликвидацию ряда сословных элементов общества и механизмов их регламентации. Эпоха породила новые колонии, создала империи. Концепция природной доброты чел-ка ставила целью опровергнуть христианское учение по всеобщей греховности. Однако непонимание нравственной природы че-ка, критика христианских ценностей, игнорирование экономики как основы земного существования общества обусловило недостатки и противоречия философов Нового времени. Они полагали, что общественный прогресс возможен лишь на путях образования общества без соответственного восприятия и без опоры на традиции.

13)Немецкая классическая философия – вершина рационализма классического периода развития философии. Основные черты немецкой классической философии. Немецкая классическая философия это эталонный тип в истории философии, представленный следующими именами: Кант, Гегель, Шеменг, Фихте. Главным явл. Кант, который предметом философии считал познание мира, а само познание происходит с помощью достоверного, объективного знания, основанного на точных науках. Философия не способна сама познать мир. Кант признает невозможность существования вещей, независимых от субъекта, различает два типа вещей: вещи в себе и вещи для нас. Они воздействуют на наши чувства, вызывая образы, но даже разум не способен проникнуть внутрь вещей, оставляя познания на уровне явлений. Таким образом вещи, скрывающие от нас свою суть Кант называет вещами в себе. Вещи, элементы которых человек смог познать и испытать на практике, наз. вещью для нас. Человек неспособен познать мир в целом и не нуждается в этом в силу своей слабости и несовершенства и даже желания обратить познанные вещи себе во вред. Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию актуальной и по сей день концепции правового государства («Метафизика права» И. Канта, «Философия свободы» И. Г. Фихте, «Философия права» Г. В. Ф. Гегеля). Достижение всеобщего правового состояния они рассматривали как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопорядка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рационально организованный общественный строй. Характерные черты и выводы из немецкой классической философии:Формирование диалектической логики: построение системы взаимосвязанных категорий. Понятия гибки, текучи, переходят друг в друга и определить их место можно только через их место в системе. Историзм как принцип мышления (мир – развивающееся противоречивое целое). Национализм. Радикально пересмотрены отношения субъекта и объекта: активность сознания, вторжение субъекта в объект и их непрерывное взаимодействие.  Сфера сознания предстает в более широком представлении: решающая роль принадлежит продуктивному воображению. Сознание поднимается к своим вершинам, охватывая самоосмысления познающего Я. Этизация и аксиологизация философии. Благо становится ее высшей заботой. Возникла идея долга и абсолютного побудительного, императивного момента в поведении. Формирование эстетики. Искусство впервые входит в сферу исторического рассмотрения и формируются устойчивые объективные законы красоты. Формирование устойчивого понятия и идеала свободы. «Атеизм». Религия впервые получила объективную оценку как необходимо возникающая, но столь же необходимо исчезающая форма общественного сознания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...