Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Парадный портрет. Его особенности.

· близость к монументально-декоративной живописи;

· особая приподнятость, пышность, подчеркивание величия, репрезентативность;

· особая роль аксессуаров, они почти равноправны с фигурой изображаемого, таким образом передается не столько характер, сколько статус модели;

· фигура изображается плоскостно, статуарно;

· фон – пейзаж;

· подчеркнуто парадная поза, модель изображается в полный рост.

Камерный портрет. Его особенности.

· пристальное внимание к лицу;

· интерес к внешности модели;

· отсутствие критики, модели изображаются позитивно.

 

ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ВИШНЯКОВ (1699-1761)

1. Родился в Москве, в семье «шатерных дел мастера».

2. 1714 г. – приезд в Петербург.

3. 1761 г. – служба в Живописной команде Канцелярии от строений: расписывал плафоны, создавал декоративные панно, оформлял маскарады, балы, проектировал триумфальные арки.

4. Педагогическая деятельность: при живописной команде Канцелярии от строений создал свою школу и систему обучения живописи.

5. Работа вместе с Растрелли над оформлением дворца Елизаветы Петровны.

6. Сотрудничество с А. Матвеевым и Л. Каравакком.

Характерные особенности искусства Вишнякова:

· переосмысление традиций парсуны;

· внимание к внутреннему миру модели;

· поэтичность в восприятии и изображении модели;

· жизненная выразительность образов;

· творчество на стыке двух эпох: русские традиции сталкиваются с достижениями западноевропейского искусства;

· стиль рококо, который завез в Россию Каравакк, этому стилю свойственны манерность, жеманство, эротичность;

· стиль русского рококо, присущий Вишнякову – отсутствие эротики, утверждение поэтичности, одухотворенности, хрупкости, грусти, трогательности, лиризма;

· недоговоренность, своеобразная робость творчества Вишнякова;

· осваивая западноевропейскую живопись, оставался верен национальному мироощущению;

Творчество Вишнякова можно сравнить с творчеством французского художника эпохи рококо Антуана Ватто (1684-1721).

Ватто:

светлая гамма

ассиметрия

подвижность

Вишняков:

звучные и яркие краски

влияние русской иконы

теплота, духовность

Новые слова и понятия, необходимые для изучения темы: рококо, парадный портрет, репрезентативность, статуарная пластика, кринолин, менуэт, чопорность, чин, камер-юнкер, статс-дама, гофмейстрина, обер-камергер, позумент.

 

Примерный план анализа «Портрета Сары Фермор» кисти Вишнякова:

· репрезентативность портрета;

· связь с парсуной;

· цветовая гамма;

· одежда и аксессуары;

· лицо модели;

· скованность, статуарность модели;

· роль фона в картине – деревце на заднем плане;

· сравнение с цветком.

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ:

Первый уровень.

1. Обратить внимание на тесную связь искусства Вишнякова с реальностью (в течение развития художественной жизни России эта тенденция будет меняться).

2. Прочитать о стиле рококо. Выписать в тетрадь те изобразительные средства, которые используются в этом стиле.

3. Дать свое определение мужской и женской красоты.

4. Познакомиться с творчеством Вишнякова в Русском музее. Посмотреть произведения Ватто в Эрмитаже.

Второй уровень.

1. Как вы понимаете сущность человеческой воспитанности.

2. Подобрать к любой картине Вишнякова музыкальное и поэтическое произведение, созвучное Вашим представлениям и эмоциям, которые возникают при общении с творением художника.

Третий уровень.

Назвать место в Петербурге, в которое вам бы хотелось привести героев портретов Вишнякова. Почему?

 

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АНТРОПОВ (1716-1795).

1. Родился в семье слесарного мастера при Петербургском оружейном дворе.

2. С 1732 г. – ученик А. Матвеева. Работа в живописной команде Канцелярии от строений у Вишнякова.

3. 40-50 годы – участие в декоративном оформлении различных дворцов. Работа над росписями Андреевского собора в Киеве.

4. 50-е годы – начало портретного творчества.

 

 

Характерные особенности творчества.

· открытие жанра камерного портрета;

· достижение точной передачи внешних черт человека;

· нет еще глубины передачи психологической характеристики модели;

· беспощадная правдивость в передачи облика модели;

· ощутима некая жесткость и застылость парсуны;

· красота колорита;

· блестящее мастерство передачи фактуры предмета;

· связь с древнерусским пониманием декоративности, узорочье;

 

ИВАН ПЕТРОВИЧ АРГУНОВ (1729-1802).

1. Из семьи крепостных живописцев графов Шереметевых.

2. Учеба в Петербурге.

3. Мастерство портретиста. «Исторический» парадный портрет. Камерный, интимный портрет.

4. Педагогическая деятельность. Учитель А. П. Лосенко и И. С. Саблукова.

5. Впервые в русском искусстве Аргунов изображает простых, не родовитых и даже крепостных людей.

6. Расцвет творчества приходится на 1750-60-е годы.

 

Характерные особенности творчества.

· отказ от условности и идеализации в изображении людей

· внимание к внутренним достоинствам модели, ее привлекательности.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

1. Каким памятником в нашем городе современники отметили заслуги полководца Румянцева?

2. Сравните камерные портреты Антропова и Аргунова с портретами И. Никитина и А. Матвеева.

3. Подберите музыкальные и/или литературные произведения, которые ассоциируются у Вас с любым портретом Антропова или Аргунова.

4. Познакомьтесь с творчеством Антропова и Аргунова в Русском музее и разделе Русского искусства в Эрмитаже.

ЛИТЕРАТУРА.

 

1. Виды Петербурга и его окрестностей середины 18 столетия. Гравюры по рисункам М.И. Махаева. – Л., 1968.

2. Гаврилова Е.И. Иван Аргунов и Антон Лосенко. – М., 1977.

3. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988.

4. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. – М., 1979.

5. Михневич В.О. Петербург весь на ладони.

6. Михневич В.О. Русская женщина 18 столетия.

7. Сахарова И.М. А.П. Антропов. – М., 1974.

8. Шандарак Н.П. Иван Аргунов. – Л., 1977.

 

ТЕМА 3. ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА.

1. Появление театра в России.

2. Первый профессиональный русский театр.

3. Деятельность Ф. Г. Волкова и А. П. Сумарокова.

4. Формирование национальной драматургии.

5. Театральная жизнь столицы.

6. Развлечения. Маскарады.

7. Музыка нового времени.

8. Придворная музыка. Опера-сериа.

9. Первая русская опера.

10. Камерная музыка.

11. Роговой оркестр.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Белкин А. А. Русские скоморохи. – М., 1975.

2. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII века. – М., 1957.

3. Дмитриева Е. В.Санкт-Петербург. Культура и быт. –СПб., 2001.

4. Кузьмина В. Д. Русский драматический театр XVIII века. – М., 1958.

5. Левашова О. Е. и др. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины XIX века. – М., 1973.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...