Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Парадный портрет. Его особенности.· близость к монументально-декоративной живописи; · особая приподнятость, пышность, подчеркивание величия, репрезентативность; · особая роль аксессуаров, они почти равноправны с фигурой изображаемого, таким образом передается не столько характер, сколько статус модели; · фигура изображается плоскостно, статуарно; · фон – пейзаж; · подчеркнуто парадная поза, модель изображается в полный рост. Камерный портрет. Его особенности. · пристальное внимание к лицу; · интерес к внешности модели; · отсутствие критики, модели изображаются позитивно.
ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ВИШНЯКОВ (1699-1761) 1. Родился в Москве, в семье «шатерных дел мастера». 2. 1714 г. – приезд в Петербург. 3. 1761 г. – служба в Живописной команде Канцелярии от строений: расписывал плафоны, создавал декоративные панно, оформлял маскарады, балы, проектировал триумфальные арки. 4. Педагогическая деятельность: при живописной команде Канцелярии от строений создал свою школу и систему обучения живописи. 5. Работа вместе с Растрелли над оформлением дворца Елизаветы Петровны. 6. Сотрудничество с А. Матвеевым и Л. Каравакком. Характерные особенности искусства Вишнякова: · переосмысление традиций парсуны; · внимание к внутреннему миру модели; · поэтичность в восприятии и изображении модели; · жизненная выразительность образов; · творчество на стыке двух эпох: русские традиции сталкиваются с достижениями западноевропейского искусства; · стиль рококо, который завез в Россию Каравакк, этому стилю свойственны манерность, жеманство, эротичность; · стиль русского рококо, присущий Вишнякову – отсутствие эротики, утверждение поэтичности, одухотворенности, хрупкости, грусти, трогательности, лиризма; · недоговоренность, своеобразная робость творчества Вишнякова; · осваивая западноевропейскую живопись, оставался верен национальному мироощущению; Творчество Вишнякова можно сравнить с творчеством французского художника эпохи рококо Антуана Ватто (1684-1721). Ватто: светлая гамма ассиметрия подвижность Вишняков: звучные и яркие краски влияние русской иконы теплота, духовность Новые слова и понятия, необходимые для изучения темы: рококо, парадный портрет, репрезентативность, статуарная пластика, кринолин, менуэт, чопорность, чин, камер-юнкер, статс-дама, гофмейстрина, обер-камергер, позумент.
Примерный план анализа «Портрета Сары Фермор» кисти Вишнякова: · репрезентативность портрета; · связь с парсуной; · цветовая гамма; · одежда и аксессуары; · лицо модели; · скованность, статуарность модели; · роль фона в картине – деревце на заднем плане; · сравнение с цветком.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: Первый уровень. 1. Обратить внимание на тесную связь искусства Вишнякова с реальностью (в течение развития художественной жизни России эта тенденция будет меняться). 2. Прочитать о стиле рококо. Выписать в тетрадь те изобразительные средства, которые используются в этом стиле. 3. Дать свое определение мужской и женской красоты. 4. Познакомиться с творчеством Вишнякова в Русском музее. Посмотреть произведения Ватто в Эрмитаже. Второй уровень. 1. Как вы понимаете сущность человеческой воспитанности. 2. Подобрать к любой картине Вишнякова музыкальное и поэтическое произведение, созвучное Вашим представлениям и эмоциям, которые возникают при общении с творением художника. Третий уровень. Назвать место в Петербурге, в которое вам бы хотелось привести героев портретов Вишнякова. Почему?
АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АНТРОПОВ (1716-1795). 1. Родился в семье слесарного мастера при Петербургском оружейном дворе. 2. С 1732 г. – ученик А. Матвеева. Работа в живописной команде Канцелярии от строений у Вишнякова. 3. 40-50 годы – участие в декоративном оформлении различных дворцов. Работа над росписями Андреевского собора в Киеве. 4. 50-е годы – начало портретного творчества.
Характерные особенности творчества. · открытие жанра камерного портрета; · достижение точной передачи внешних черт человека; · нет еще глубины передачи психологической характеристики модели; · беспощадная правдивость в передачи облика модели; · ощутима некая жесткость и застылость парсуны; · красота колорита; · блестящее мастерство передачи фактуры предмета; · связь с древнерусским пониманием декоративности, узорочье;
ИВАН ПЕТРОВИЧ АРГУНОВ (1729-1802). 1. Из семьи крепостных живописцев графов Шереметевых. 2. Учеба в Петербурге. 3. Мастерство портретиста. «Исторический» парадный портрет. Камерный, интимный портрет. 4. Педагогическая деятельность. Учитель А. П. Лосенко и И. С. Саблукова. 5. Впервые в русском искусстве Аргунов изображает простых, не родовитых и даже крепостных людей. 6. Расцвет творчества приходится на 1750-60-е годы.
Характерные особенности творчества. · отказ от условности и идеализации в изображении людей · внимание к внутренним достоинствам модели, ее привлекательности. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ. 1. Каким памятником в нашем городе современники отметили заслуги полководца Румянцева? 2. Сравните камерные портреты Антропова и Аргунова с портретами И. Никитина и А. Матвеева. 3. Подберите музыкальные и/или литературные произведения, которые ассоциируются у Вас с любым портретом Антропова или Аргунова. 4. Познакомьтесь с творчеством Антропова и Аргунова в Русском музее и разделе Русского искусства в Эрмитаже. ЛИТЕРАТУРА.
1. Виды Петербурга и его окрестностей середины 18 столетия. Гравюры по рисункам М.И. Махаева. – Л., 1968. 2. Гаврилова Е.И. Иван Аргунов и Антон Лосенко. – М., 1977. 3. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. – М., 1988. 4. Ильина Т.В. Иван Яковлевич Вишняков. Жизнь и творчество. – М., 1979. 5. Михневич В.О. Петербург весь на ладони. 6. Михневич В.О. Русская женщина 18 столетия. 7. Сахарова И.М. А.П. Антропов. – М., 1974. 8. Шандарак Н.П. Иван Аргунов. – Л., 1977.
ТЕМА 3. ТЕАТРАЛЬНАЯ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА. 1. Появление театра в России. 2. Первый профессиональный русский театр. 3. Деятельность Ф. Г. Волкова и А. П. Сумарокова. 4. Формирование национальной драматургии. 5. Театральная жизнь столицы. 6. Развлечения. Маскарады. 7. Музыка нового времени. 8. Придворная музыка. Опера-сериа. 9. Первая русская опера. 10. Камерная музыка. 11. Роговой оркестр. ЛИТЕРАТУРА. 1. Белкин А. А. Русские скоморохи. – М., 1975. 2. Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр. От истоков до середины XVIII века. – М., 1957. 3. Дмитриева Е. В.Санкт-Петербург. Культура и быт. –СПб., 2001. 4. Кузьмина В. Д. Русский драматический театр XVIII века. – М., 1958. 5. Левашова О. Е. и др. История русской музыки. Т. 1. От древнейших времен до середины XIX века. – М., 1973.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |