Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзорных жалобы, представления

(предварительное производство)

 

Одной из особенностей процессуальной формы пересмотра судебных решений в порядке надзора является введение в структуру рассматриваемой стадии буферного этапа, назначение которого состоит в том, чтобы не допустить пересмотра вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда в порядке надзора в тех случаях, когда к тому нет предусмотренных законом оснований. Другими словами, на данном этапе «отсеиваются» надзорные жалобы, представления, в которых не содержится сведений о фундаментальных нарушениях закона, допущенных в ходе производства по уголовному делу. В теории уголовного процесса этот этап получил название предварительного производства[59].

Подача надзорных жалобы, представления.Как уже говорилось выше, одной подачи надзорных жалобы, представления недостаточно для рассмотрения уголовного дела Президиумом Верховного суда РФ. Решение о передаче уголовного дела на рассмотрение суда надзорной инстанции принимает судья Верховного суда РФ либо Председатель Верховного суда РФ, его заместитель, если сочтут надзорные жалобу, представление обоснованными. Поэтому по своей сути надзорные жалоба, представление являются не более чем ходатайством (просьбой) о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений. В связи с этим надзорные жалобы, представления могут быть объединены под общим названием «надзорные ходатайства».

Ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в порядке надзора вправе осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, потерпевший, его представитель (в т. ч. законный), а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права
и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители также вправе обжаловать в надзорном порядке вступившее в законную силу судебное решение, но только в части, касающейся гражданского иска.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление о применении принудительных мер медицинского характера, также вправе обжаловать в порядке надзора вступившие в законную силу судебные решения, если этому не препятствует состояние психического здоровья данного лица.

Из числа сотрудников прокуратуры подать в Верховный суд РФ надзорное представление о пересмотре вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда могут Генеральный прокурор РФ и его заместитель.

В законе речь идет о праве прокурора обратиться с представлением о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда (ч. 2 ст. 401.2, ч. 1 ст. 412.1 УПК). Однако из этого вовсе не следует, что прокурор свободен в выборе решения относительно необходимости принесения надзорного преставления. Любое право трансформируется для прокурора в обязанность каждый раз, когда возникают предусмотренные законом основания для реализации этого права. Следовательно, при появлении оснований полагать, что вступившее в законную силу судебное решение вынесено с существенным нарушением требований уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, долг прокурора — обжаловать данное решение в надзорном порядке, предприняв все зависящие от него меры к устранению допущенного нарушения закона[60]. В сущности, можно говорить о трансформации управомочивающих норм в обязывающие предписания — при толковании их с позиций Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[61] и важной социальной функции органов прокуратуры в правовом государстве[62].

Кроме того, обратиться в суд с ходатайством о проверке вступившего в законную силу судебного решения, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора вправе Уполномоченный по правам человека в РФ (п. 3 и 4 ч. 1 ст. 29 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[63]).

Уголовно-процессуальный закон предъявляет строгие требования к форме надзорных жалоб и представлений, указывая, что они должны содержать: 1) наименование суда, в который они подаются; 2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения; 3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 4) указание на судебные решения, которые обжалуются; 5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; 6) просьбу лица, подавшего жалобу, представление, а также его подпись (ст. 412.3 УПК).

Если надзорная жалоба подается лицом, не принимавшим участия в деле, то в ней должно быть также указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим
в законную силу судебным решением.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу. Допустимо также прилагать копии иных документов, в т. ч. процессуальных, которые, по мнению заявителя, подтверждают доводы, изложенные в надзорных жалобе или представлении. Данные документы необходимы для того, чтобы судья Верховного суда РФ, рассматривающий поступившие надзорные жалобу, представление, имел возможность оценить их обоснованность и решить вопрос
о необходимости истребования уголовного дела.

Надзорные жалоба или представление подаются непосредственно в Верховный суд РФ.

Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает срок надзорного обжалования. Согласно ст. 412.2 УПК подача надзорных жалобы или представления о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда допускается в течение 1 года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска данного срока по уважительной причине заявителю необходимо предварительно обратиться в суд, постановивший приговор или вынесший иное обжалуемое решение, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном ст. 389.5 УПК.

Рассмотрение надзорных жалобы, представления судьей Верховного суда РФ.По поступившим в суд надзорным жалобе, представлению проводится проверка соблюдения предусмотренного законом порядка их подачи. При этом надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

— форма надзорных жалобы, представления не отвечают требованиям закона;

— надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

— пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;

— надзорные жалоба, представление поданы на судебное решение, не подлежащее надзорному обжалованию.

Кроме того, надзорные жалоба, представление подлежат возвращению без рассмотрения заявителю, если от него поступила просьба об их отзыве.

В законе не содержится указания, кто принимает решение о возвращении заявителю надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу. Сложившаяся ранее практика возвращения надзорных жалоб, представлений заявителям аппаратом суда надзорной инстанции представляется неправильной. Рассматриваемое решение преграждает заявителю доступ к правосудию, что свидетельствует о его важном процессуальном значении. Кроме того, в случае, если основания возвращения надзорных жалобы, представления будут выявлены в ходе судебного рассмотрения уголовного дела Президиумом Верховного суда РФ, то соответствующее решение выносится в форме постановления Президиума. В связи с этим, как представляется, решение о возвращении надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу
в ходе предварительного производства должно приниматься судьей Верховного суда РФ и оформляться постановлением.

Если надзорные ходатайства поданы в соответствии с требованиями закона, судья Верховного суда РФ изучает их на предмет обоснованности просьбы заявителя. В одних случаях для принятия решения судье достаточно рассмотреть сами надзорные жалобу, представление и приложенные к ним материалы, а в других — для этого требуется изучить материалы уголовного дела, которое с этой целью специально истребуется из суда первой инстанции.

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном суде РФ в течение 1 месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано. Если же уголовное дело истребовалось, решение по надзорным жалобе, представлению должно быть принято в течение 2 месяцев со дня их поступления (в этот срок не включается период со дня истребования дела до дня его поступ­ления в Верховный суд РФ).

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного суда РФ выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора;

2) передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ[64].

В юридической литературе решение, принимаемое судьей суда надзорной инстанции на данном этапе, принято именовать предварительным.

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 7 УПК предварительное решение, принимаемое судьей Верховного суда РФ по надзорным жалобе, представлению, должно быть законным, обоснованным и мотивированным. При вынесении постановления об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ судья обязан привести аргументированные ответы на все доводы, в которых оспариваются законность судебного решения, и изложить мотивы, по которым эти доводы признаются несущественными.

Если при изучении надзорных жалобы, представления, приложенных к ним материалов, а также истребованного уголовного дела будет установлено, что по делу допущены нарушения, на которые не указывается в жалобе, представлении, но их устранение повлечет улучшение положения осужденного, оправданного либо лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, судья Верховного суда РФ, как представляется, обязан вынести постановление о передаче надзорных жалобы, представления
с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ.

Постановление, выносимое судьей по результатам изучения надзорных жалобы, представления, состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.

Во вводной части указываются дата и место вынесения постановления, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление, данные о лице, подавшем жалобу, представление, а также судебные решения, которые обжалуются.

В описательно-мотивировочной части излагаются содержание приговора, постановления или определения суда, при необходимости — решений судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, доводы надзорных жалобы, представления и обоснование принимаемого судьей решения.

В постановлении о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ судья излагает содержание дела, по которому приняты судебные решения, приводит мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ. Кроме того, в этом постановлении должно быть указано, в чем именно заключается существенное (фундаментальное) нарушение уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, каким образом оно повлияло на исход дела. Если в надзорных жалобе, представлении ставится вопрос о пересмотре приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного или лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, то в предварительном решении должно быть обосновано, что срок, в течение которого допускается такой пересмотр, не истек.

Если по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления судья выносит постановление об отказе в их передаче для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ, то в этом постановлении обязательно должны содержаться мотивы, по которым принято такое решение.

Резолютивная часть постановления содержит принятое судьей решение. Причем в постановлении о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ судья должен формулировать свои предложения относительно того, какое решение надлежит вынести по результатам пересмотра уголовного дела
в порядке надзора.

Вынесение судьей Верховного суда РФ постановления об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ не во всех случаях влечет прекращение производства в суде надзорной инстанции.

Согласно ч. 3 ст. 412.5 УПК Председатель Верховного суда РФ или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного суда РФ об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ.

Данный процессуальный механизм выступает в качестве дополнительной гарантии защиты прав лиц, заинтересованных в надзорном пересмотре вступивших в законную силу судебных решений. Проверка обоснованности отказа в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РФ может осуществляться Председателем Верховного суда РФ и его заместителем как по жалобе заявителя, не удовлетворенного принятым по его надзорному ходатайству решением, так и по собственной инициативе.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...