Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






А также кандидата в Президенты Российской Федерации

 

Решение о возбуждении уголовного дела, а также о привлечении в качестве обвиняемого в отношении указанных лиц принимает Председатель Следственного комитета РФ.

Закон подробно регламентирует процедуру лишения неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (ч. 7 ст. 448 УПК). В случае возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета РФ в течение 3 суток направляет в Государственную думу представление о лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета РФ в течение 3 суток направляется в Совет Федерации Федерального собрания РФ. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель Следственного комитета РФ. Решение Государственной думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 27 УПК.

Судебное решение об избрании в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной думы.

После окончания предварительного расследования уголовное дело в отношении рассмотренных лиц (за исключением дел в отношении члена Совета Федераций РФ, депутата Государственной думы РФ, судьи федерального суда при заявлении ими соответствующего ходатайства) направляется в суд, которому оно подсудно в соответствии с правилами определения подсудности, установленными ст. 31—36 УПК. В случае заявления ходатайства членом Совета Федераций РФ, депутатом Государственной думы РФ, судьей федерального суда дело по первой инстанции будет рассматриваться судами среднего звена — верховномым судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа (п. 2 ч. 3 ст. 31 УПК).

 


Раздел IV

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СФЕРЕ УГЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Глава 39

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

 

 

Сущность, понятие и виды международного

Сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства.

Правовые основы взаимодействия судов, прокуроров,

Следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств

И международными организациями

 

В XXI в. существенно возросла активность международной преступности, опасность которой усугубляется общим процессом глобализации, расширением и взаимопроникновением экономических рынков. Это создает условия для возникновения новых, ранее неизвестных форм преступности, усиления ее профессионализации.

Одна из наиболее существенных тенденций последнего времени — это размывание границ между международными преступлениями и преступлениями, совершаемыми на национальном уровне. Это приводит к значительному увеличению числа преступлений, имеющих транснациональный характер. Такие преступления характеризуются высоким уровнем технической оснащенности и организации, наличием значительных финансовых средств.

Противодействие преступлениям международного характера приобретает особую актуальность на фоне повышенной активности международных организованных преступных групп и требует объединения усилий правоохранительных органов всего мирового сообщества, что и находит свое выражение в международном сотрудничестве по борьбе с преступностью.

Российская Федерация, являясь правопреемником СССР по его международным обязательствам, осталась стороной международных соглашений о правовой помощи, участником которых был СССР. Кроме того, на смену ст. 31 УПК РСФСР, определявшей порядок сношений российских судов, следователей и органов дознания
с соответствующими органами экс-союзных республик, пришли заключенные в период 1992—1993 гг. двусторонние договоры о правовой помощи с вновь образованными государствами ближнего зарубежья — Азербайджаном, Кыргызстаном, Латвией, Литвой, Молдовой, Эстонией, а также многосторонняя Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, представляющая собой комплексный международно-правовой акт, вписавшийся в рамки уже действующих двусторонних соглашений[74].

Изменения произошли также и на уровне национального законодательства. Важным шагом в этом направлении стало включение в дейстующий УПК принципиально нового раздела, посвященного международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, — Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

Ранее действовавшие УПК не определяли порядок взаимодействия с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в таких сферах, как: направление запросов о правовой помощи; выдача лиц для уголовного преследования или исполнения приговора; передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбытия наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Правовая помощь и сотрудничество по уголовным делам — различные понятия.

Правовая помощь представляет собой выполнение отдельных процессуальных действий, направленных на содействие в расследовании по отдельным уголовным делам, которые затрагивают интересы только того государства, которое обратилось за помощью.

Международное сотрудничество — это целенаправленная, постоянная, совместная и согласованная, широкомасштабная деятельность правоохранительных органов, затрагивающая общие интересы и направленная на достижение единых целей в борьбе с преступностью.

Основу международного сотрудничества по уголовным делам составляет определенная совокупность принципов, которые можно разделить на группы:

1) принципы международного права, регулирующие сотрудничество государств в целом;

2) принципы, изложенные в международных договорах Российской Федерации об оказании правовой помощи;

3) принципы внутреннего (национального) законодательства.

К принципам международного сотрудничества при оказании правовой помощи по уголовным делам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, относятся:

1) добровольность сотрудничества;

2) взаимность сотрудничества;

3) соблюдение суверенитета и безопасности договаривающихся государств;

4) возможность применения иностранного законодательства;

5) принцип законности;

6) обеспечение правовой защиты и равенства полномочий участников уголовного процесса на территории договаривающихся стран;

7) равенство полномочий судебно-следственных органов суверенных государств, осуществляющих взаимодействие;

8) реализация условий договора посредством применения национального законодательства;

9) соответствие просьбы запрашивающей стороны законодательству исполняющего государства;

10) обязанность выполнения условий договора.

Ученые-процессуалисты справедливо указывают, что «классификация видов международной правовой помощи зависит от содержания просьбы о правовой помощи, характера дела, по которому оказывается помощь, субъектов помощи, оснований ее оказания, степени "вторжения" в сферу суверенной власти государства»[75].

В юридической литературе предлагается следующая классификация видов международной правовой помощи:

1) выполнение поручений о проведении отдельных процессуальных действий (допросы, производство экспертизы, вручение документов и т. д.). Эти поручения выполняются до вынесения приговора. Субъектами этой формы правовой помощи являются суды или органы предварительного следствия. А правовой основой выполнения таких поручений — международные договоры и внутреннее (национальное) законодательство;

2) предоставление информации о праве (т. е. действующем законодательстве запрашиваемой страны). Субъектами такой правовой помощи являются обычно центральные органы юстиции;

3) передача компетенции (от учреждения одного государства — соответствующему учреждению другого государства). При этом передача компетенции возможна по уголовным делам, с учетом юрисдикции всех российских учреждений по рассмотрению уголовных дел. Это следует из двусторонних и многосторонних договоров и некоторых конвенций о правовой помощи. В них предусмотрено, что при наличии просьбы (поручения) учреждения запрашиваемого государства обязаны осуществлять, в соответствии со своим законодательством, уголовное преследование своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства;

4) выдача преступников (экстрадиция). Здесь международная правовая помощь имеет целью содействие запрашивающему государству осуществить свое право на осуждение и наказание лиц, нарушивших его законы;

5) правовая помощь в связи с признанием и исполнением приговоров иностранных государств[76].

Данная правовая помощь выражается в передаче лица, уже осужденного в одном государстве, в другое, где приговор будет исполняться полностью или частично.

Однако международное сотрудничество проявляется не только в совершении подобного рода действий. Например, говоря о направлениях сотрудничества, наряду с выдачей преступников и правовой помощью по уголовным делам, можно также выделить научно-информационное направление, оказание профессионально-технической помощи государствам, договорно-правовую координацию борьбы
с преступлениями, затрагивающими несколько государств, разработку международных норм и стандартов в области деятельности органов уголовной юстиции, регламентацию вопросов уголовной юрисдикции и защиту прав человека в сфере уголовного правосудия[77].

Объем сотрудничества предусматривает взаимное исполнение, но не принятие процессуальных решений по уголовным делам, так как полномочия принимать процессуальные решения зависят от юрисдикции договаривающихся стран и определяются их внутренним законодательством.

Следует отметить, что правовую основу деятельности полиции составляют помимо Конституции Российской Федерации и федерального законодательства также общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации[78]. В частности, к таким источникам относятся:

¾ Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 29 апреля 1959 г.[79];

¾ Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в г. Минске 22 января 1993 г. Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной[80].

¾ Конвенция ООН о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970);

¾ Конвенция ООН о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971), включая Дополнительный протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (1988);

¾ Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (2000);

¾ Международная конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в т. ч. дипломатических агентов (1973);

¾ Европейская конвенция о пресечении терроризма (1977);

¾ Международная концепция о борьбе с захватом заложников (1979);

В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 1995 г.[81] «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

С учетом того, каким органом государства заключены договоры, они подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Соглашения, заключенные между МВД России и правоохранительными органами зарубежных государств, а также двусторонние международные договоры Российской Федерации, затрагивающие компетенцию МВД России, классифицируются по следующим основаниям (с примерами):

1. Международные договоры по вопросам оказания правовой помощи по уголовным делам и выдаче:

— Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 декабря 1992 г.

2. Международные договоры по вопросам передачи осужденных для отбывания наказания:

— Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о передаче осужденных для отбывания наказания от 26 мая 1994 г.

3. Международные договоры по вопросам борьбы с преступностью:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области борьбы с преступностью от 6 октября 1997 г.

4. Международные договоры по вопросам борьбы с терроризмом:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль о специальных мерах по обеспечению безопасности гражданской авиации от 20 августа 1997 г.

5. Международные договоры по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Боливии о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 26 июля 1996 г.

6. Международные договоры по вопросам борьбы с легализацией (отмыванием) преступных доходов:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, от 12 октября 1998 г.

7. Межведомственные соглашения:

— Соглашение о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Азербайджанской Республики от 28 июня 2011 г.

Взаимодействие с компетентными органами и должностными лицами тех стран, с которыми у России нет договора об оказании правовой помощи по уголовным делам, возможно на условиях взаимности, в рамках так называемой международной вежливости. При направлении запроса о правовой помощи по дипломатическим каналам российская сторона дает гарантии о готовности оказать аналогичную правовую помощь запрашиваемой стороне.

При осуществлении уголовного преследования лиц, объявленных Россией в международный розыск, немаловажная роль отводится взаимодействию по линии Интерпола.

Интерпо́л(Interpol — сокращенное название (с 1956 г.) Международной организации уголовной полиции (фр. Organisation Internationale de Police Criminelle, OIPC; англ. International Criminal Police Orga­nization, ICPO) — международная организация, основной задачей которой является объединение усилий национальных правоохранительных органов стран-участниц в области борьбы с общеуголовной преступностью.

Представительным органом России в Международной организации уголовной полиции (Интерполе) является Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола Российской Федерации)[82].

Каналы Интерпола, членами которого являются более 190 государств, позволяют оперативно связываться с правоохранительными органами других государств и направлять запросы о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, о розыске лиц, предметов и документов, осуществлении наблюдения за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности.

Совместный приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. (в ред. от 22 сентября 2009 г.) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» определяет порядок взаимодействия правоохранительных органов России и других государств по линии Интерпола[83].

В целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств осуществляется взаимодействие органов внутренних дел с правоохранительными органами других стран — членов Интерпола, в процессе исполнения и направления запросов, поручений при проведении мероприятий оперативно-разыскного характера по раскрытию и расследованию преступлений.

Взаимодейстующие органы при этом решают следующие задачи:

— использование возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц;

— выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета;

— вырабатка мер по противодействию транснациональной преступности;

— исполнение поступающих по каналам Интерпола запросов правоохранительных органов иностранных государств и международных правоохранительных организаций.

В сферу сотрудничества по линии Интерпола входит и выдача (экстрадиция) преступников.

Интерпол действует в рамках Устава данной организации, при этом Интерпол не вмешивается и не занимается деятельностью политического, военного, религиозного и расового характера. Сотрудничество полицейских органов в рамках Интерпола основано на действиях, предпринимаемых этими органами на территории своих стран и в строгом соответствии сих национальным законодательством.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...