Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






На территории Российской Федерации

Действующее уголовно-процессуальное законодательство
(гл. 53 УПК) определяет порядок и основания направления запросов о правовой помощи компетентным органам и должностным лицам иностранных государств.

Суд, прокурор, следователь, руководитель следственного органа, дознаватель при необходимости производства на территории иностранного государства следственных действий или иных процессуальных действий вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства
в соответствии с международным договором Российской Федерации, международным соглашением или на основе принципа взаимности.

Принцип взаимности подтверждается письменным обязательством правоохранительных органов оказать от имени Российской Федерации правовую помощь иностранному государству в производстве отдельных процессуальных действий.

Запрос о производстве процессуальных действий направляется через:

1) Верховный суд Российской Федерации — по вопросам судебной деятельности Верховного суда Российской Федерации;

2) Министерство юстиции Российской Федерации — по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного суда Российской Федерации;

3) Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков — по уголовным делам, находящимся в их производстве;

4) Генеральную прокуратуру Российской Федерации — в остальных случаях.

Запрос и прилагаемые к нему документы переводятся на официальный язык того иностранного государства, в которое они направляются (ч. 4 ст. 453 УПК).

Содержание запроса должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 454 УПК.

Запрос о производстве процессуальных действий составляется в письменном виде, подписывается должностным лицом, его направляющим, удостоверяется гербовой печатью соответствующего органа и должен содержать:

1) наименование органа, от которого исходит запрос;

2) наименование и место нахождения органа, в который направляется запрос;

3) наименование уголовного дела и характер запроса;

4) данные о лицах, в отношении которых направляется запрос, включая данные о дате и месте их рождения, гражданстве, роде занятий, месте жительства или месте пребывания, а для юридических лиц — их наименование и место нахождения;

5) изложение подлежащих выяснению обстоятельств, а также перечень запрашиваемых документов, вещественных и других доказательств;

6) сведения о фактических обстоятельствах совершенного преступления, его квалификация, текст соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, а при необходимости также сведения о размере вреда, причиненного данным преступлением.

Запросы о производстве отдельных уголовно-процессуальных действий включают: обыск, экспертизу, выемку, допрос свидетелей, обвиняемых, подсудимого, осмотр места происшествия и др.; вручение и пересылку документов; приглашение экспертов, потерпевших или свидетелей, включая содержащихся под стражей; передачу вещей, которые могут иметь значение доказательств по делу или приобретены преступным путем.

Следует отметить, что доказательства, полученные на территории иностранного государства, заверенные и переданные в установленном порядке, имеют такую же юридическую силу, как если бы они были получены на территории Российской Федерации.

Запросы об оказании правовой помощи могут касаться вызова свидетелей, потерпевшего, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, находящихся за пределами территории Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 456 УПК вышеуказанные лица могут участвовать в производстве следственных действий на территории Российской Федерации только с их согласия. Для них на территории Российской Федерации дейстует иммунитет, и они не могут быть привлечены в качестве обвиняемых, взяты под стражу или подвергнуты другим ограничениям личной свободы за деяния или на основании приговоров, которые имели место до пересечения ими Государственной границы Российской Федерации.

Однако действие иммунитета прекращается, если явившееся по вызову лицо, имея возможность покинуть территорию Российской Федерации до истечения непрерывного срока в 15 суток с момента, когда его присутствие более не требуется должностному лицу, вызвавшему его, продолжает оставаться на этой территории или после отъезда возвращается в Российскую Федерацию.

Вызов лица, находящегося под стражей на территории иностранного государства, осуществляется в порядке, установленном ст. 456 УПК. Во время пребывания его на территории Российской Федерации данное лицо продолжает оставаться под стражей, причем основанием содержания его под стражей служит соответствующее решение компетентного органа иностранного государства.

После производства необходимых процессуальных действий это лицо должно быть возвращено на территорию соответствующего иностранного государства в сроки, указанные в ответе на запрос. Условия передачи или отказа в ней определяются международными договорами Российской Федерации или письменными обязательствами на основе принципа взаимности.

При исполнении запроса применяются нормы уголовно-процес­суального законодательства России, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства в соответствии с международными договорами Российской Федерации, международными соглашениями или на основе принципа взаимности, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.

Если запрос об оказании правовой помощи содержит процедуру, не предусмотренную законодательством запрашиваемого государства, то она расценивается как противоречащая ее национальному законодательству и отклоняется. На этом основано правило определения объема правовой помощи, который зависит от развитости соответствующих законов страны, исполняющей просьбу о правовой помощи. Вследствие этого разница в объеме правовой помощи может быть существенной.

В настоящее время в наибольшей степени объем правовой помощи, оказываемой Российской Федерацией, согласуется с объемом правовой помощи, оказываемой государствами — участниками Минской конвенции, а также Латвией, Литвой и Эстонией, с которыми Российская Федерация заключила двусторонние договоры. Это связано с близостью национальных законодательств каждого из этих государств в силу общности исторического развития.

Существенно отличается ситуация в этом вопросе с некоторыми европейскими странами, США и, в частности, со странами англо-саксонской системы права, в которых процесс часто не формализован и существует либо в прецедентах, либо каждый раз процедура принимается судом, что существенно отличает его от российского кодифицированного уголовного процесса. Тем не менее при выполнении поручений российских правоохранительных органов эти страны применяют свое уголовно-процессуальное законодательство.

Например, законами и процедурами в США не предусматривается «допрос» свидетеля, как это имеет место в рамках уголовного процесса в России. В соответствии с существующими в США правилами доказывания сведения, полученные в процессе опроса свидетелей, обычно не принимаются на заседании суда. Порядок опроса свидетелей в США значительно отличается от процедур, установленных российским законодательством. Например, если в направленном из России запросе не будет указана конкретная процедура получения показаний, то сотрудник ФБР может опросить свидетеля и представить краткий отчет о результатах опроса.
В отличие от того, как это делается в соответствии с принятыми
в России процедурами, ни сотрудник ФБР, ни свидетель никогда не подписывают отчет. Свидетелю обычно не показывают отчет
в письменной форме; и в отчете, по всей вероятности, могут быть не указаны ни дата, ни место проведения опроса. Если такие сведения должны быть включены в отчет об опросе, проведенном
по поручению российской стороны, то в запросе необходимо указать конкретные шаги, которые следует предпринять органам власти США[84].

В соответствии с договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1999) исполнение запроса о производстве обыска или выемки, а также о передаче какого-либо предмета запрашивающей стороне возможно при условии, если в запрос включена информация, обосновывающая эти действия в соответствии с законодательством запрашиваемой стороны[85].

Также при исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности.

В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, которая решает вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования.

В соответствии с ч. 1 ст. 459 УПК запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ.

Если преступление, по которому возбуждено дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, эти требования при наличии их ходатайства о возмещении ущерба рассматриваются в данном деле[86].

Так же как запрос, направляемый в адрес иностранного государства, присланный в Генеральную прокуратуру РФ запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации должен содержать:

а) наименование запрашивающего учреждения;

б) описание деяния, в связи с которым направлен запрос об осуществлении преследования;

в) возможно более точное указание времени и места совершения деяния;

г) текст положения закона иностранного государства, на основании которого деяние признается преступлением, а также текст других законодательных норм, имеющих существенное значение для производства по делу;

д) фамилию и имя подозреваемого лица, его гражданство, а также другие сведения о его личности;

е) заявления потерпевших по уголовным делам, возбуждаемым по заявлению потерпевшего, и заявления о возмещении вреда;

ж) указание размера ущерба, причиненного преступлением.

К запросу прилагаются имеющиеся в распоряжении компетентного органа иностранного государства материалы уголовного преследования, а также доказательства.

При направлении компетентным органом иностранного государства возбужденного уголовного дела расследование по этому делу продолжается в порядке, предусмотренном УПК. Каждый из находящихся в деле документов должен быть удостоверен гербовой печатью направившего запрос компетентного органа иностранного государства.

Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении российского гражданина и приложенные к нему документы должны иметь перевод на русский язык.

Следует иметь в виду, что в случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 Уголовного кодекса РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК (ч. 2 ст. 459 УПК).

Суд или орган предварительного расследования, разрешивший уголовное дело, обязан уведомить компетентный орган иностранного государства об окончательном решении. По просьбе компетентного органа иностранного государства ему направляется копия окончательного решения[87].

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...