Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уголовный процесс Соединенных Штатов Америки

Специфика американской правовой системы обусловлена федеральным устройством государства, наличием Конституции США и конституций штатов. Соответственно, американское уголовно-про-цессуальное право состоит из федерального уголовно-процес-суального права и права отдельных штатов. Федеральное уголовно-процессуальное право основывается на Конституции США, актах Конгресса, Федеральных правилах уголовного процесса для федеральных судов, иных правилах, издаваемых Верховным судом США. В определенной мере американская правовая система коренится в английской системе общего (прецедентного) права, т. е. права, создаваемого судами.

В Конституции США, прежде всего в принятых в 1891 г. поправках, получивших название «Билль о правах», содержатся положения, имеющие отношение к уголовному судопроизводству: о гарантиях законности и обоснованности обысков и арестов, праве на то, чтобы дело при определенных условиях рассматривалось с участием присяжных заседателей, порядке формирования списка присяжных, запрете дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление, недопустимости понуждения к свидетельствованию против самого себя, праве пользоваться помощью адвоката для защиты, знать содержание обвинения, требовать принудительного вызова свидетелей защиты, иметь очную ставку со свидетелями обвинения, а также о запрете требовать с обвиняемого непомерно большой залог (в качестве меры пресечения), лишать его жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства. Уголовно-процессуальное право в штатах во многом похоже на федеральное.

В американском уголовном процессе, как и в английском, предусмотрены два вида уголовного преследования: 1) производство по делам, по которым должен составляться обвинительный акт или представляться информация; 2) суммарное (упрощенное) производство.

Первый из них применяется по делам об опасных преступлениях (фелонии); второй — по менее опасным преступлениям (мисдиминоры).

Уголовное преследование. В США возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения на суде формально принадлежит потерпевшим от преступления лицам, но наряду с ними
и вместо них осуществляется полицией. Расследование по уголовным делам производят Федеральное бюро расследований (ФБР)
и множество других федеральных служб (например, Бюро наркотиков, подчиненное министерству юстиции, Таможенное бюро, Иммиграционная служба, Федеральное бюро тюрем и т. д.), а также независимые друг от друга многочисленные полицейские учреждения. Они вправе производить аресты, допрашивать подозреваемых, разыскивать и собирать доказательства преступлений. Аресты, обыски и некоторые другие следственные действия производятся полицией с предварительной либо, в исключительных случаях, последующей санкцией суда.

В США полиция при допросе иногда использует полиграф («детектор лжи»), гипноз и наркотики (с согласия допрашиваемого)[94]. Полученные таким способом данные допроса в значительной степени используют как доказательства, особенно в судах штатов. Полицейские могут выступать в качестве свидетелей на суде по поводу обнаруженных ими обстоятельств, а также представлять «добровольно» сделанные полиции письменные заявления допрошенных лиц. Большую роль в расследовании преступлений, как и во всем уголовном процессе США, играет прокуратура. Важным нововведением в судебную организацию и процесс, по сравнению с английским образцом, было учреждение и в федеральной системе, и в системе штатов должности публичных обвинителей (атторнеев), возбуждающих уголовное преследование от имени штата или Федерации.

Учреждение этой должности не устраняет права потерпевшего и каждого гражданина выступать в качестве обвинителя, но на практике роль должностного обвинения возрастает все больше. Следует различать две системы государственного обвинения: строго централизованную систему Федеральной прокуратуры, подчиненную генерал-атторнею США (обычно называемому министром юстиции) и децентрализованную систему прокуратур каждого отдельного штата во главе с генерал-атторнеем штата.

Процессуальные полномочия Федеральной прокуратуры очень широки. Все уголовные дела федеральной подсудности возбуждаются исключительно чинами прокуратуры. Они пользуются правом свободного усмотрения при решении вопроса о возбуждении уголовного преследования по каждому конкретному делу. До самого постановления вердикта присяжными генерал-атторней и действующие по его уполномочию чины прокуратуры имеют право прекратить начатое дело своим односторонним постановлением. Все федеральные агенты полицейского розыска находятся в непосредственном подчинении у Федеральной прокуратуры.

Федеральный генерал-атторней руководит предварительным собиранием доказательств, от него зависит в пределах предоставляемых ему Конституцией полномочий заключение обвиняемого под стражу или освобождение его под залог; он также имеет право допрашивать свидетелей и самого подозреваемого. Он формулирует обвинение и поддерживает его на суде[95]. Согласно ст. III Конституции судебная власть Соединенных Штатов предоставляется Верховному суду США и нижестоящим федеральным судам, учрежденным Конгрессом. В силу поправки Х к Конституции каждый штат имеет право создавать собственные судебные органы. Федеральным судам, действующим на всей территории страны, подсудны дела, отнесенные к их компетенции Конституцией США и Федеральным законодательством. Судам каждого штата подсудны дела, отнесенные к их компетенции Конституцией и законодательством соответствующего штата.

По окончании расследования предварительное производство в суде допускается лишь по тем делам, по которым необходимо составление обвинительного акта или информации. Дело передается в суд (магистрату, мировому судье). Судья сообщает обвиняемому, в чем его обвиняют, что он может воспользоваться услугами защитника и вправе отказаться от предварительного слушания дела. После этого обвинитель предъявляет доказательства и допрашиваются свидетели. Судья может принять решение о прекращении дела или о привлечении подозреваемого к уголовной ответственности. В случае привлечения лица к уголовной ответственности судья все материалы передает клерку суда, которому подсудно данное преступление. Решая вопрос о привлечении лица к уголовной ответственности, судья может до суда освободить его под залог или поручительство.

Предание суду осуществляется как по обвинительному акту прокурора, утверждаемому Большим жюри, так и по заявлению прокурора, именуемому информацией, которая направляется непосредственно в суд. Большое жюри — это коллегия присяжных, состоящая в федеральных судах из 16—23 человек, в судах штатов их количество в составе коллегии может быть меньше. Списки присяжных составляют судебные чиновники по своему усмотрению.

Обвиняемый и прокурор вправе заявлять отводы присяжным. На стадии предания суду представитель обвинения в подавляющем большинстве случаев вынуждает обвиняемого заключить так называемую сделку о признании вины. Она означает обычно, что последний дает согласие на разбирательство его дела без участия суда присяжных в обмен на обещание ограничиться обвинением в менее тяжком преступлении (например, в краже вместо ограбления) либо не требовать вынесения смертного приговора, лишения свободы и т. п.

При решении вопроса о предании суду Большого жюри важная роль принадлежит прокурору (атторнею). Он не только представляет доказательства, но и консультирует присяжных. В случае отказа Большого жюри утвердить обвинительный акт прокурор имеет право составить информацию об обвинении лица в менее тяжком преступлении и направить ее вместе с другими материалами в суд присяжных, которому дело подсудно, минуя Большое жюри.

Таким образом, актом, на основании которого происходит разбирательство дела в суде присяжных, является обвинительный акт, часто заменяемый прокурорским заявлением об обвинении (информацией).

Судебное разбирательство в американском суде присяжных происходит в форме состязательного процесса.

Разбирательство дела в судебном заседании начинается с предъявления обвинения. Судья оглашает обвинительный акт или информацию, затем производится судебный опрос обвиняемого о признании или непризнании им себя виновным. В случае признания обвиняемым своей виновности дальнейшее разбирательство не производится, присяжные к участию в деле не привлекаются, и судья выносит приговор. Таким образом, американский уголовный процесс придает признанию обвиняемого силу формального доказательства, устраняющего необходимость дальнейшего исследования оснований обвинения. На основании этого признания без исследования всех обстоятельств дела суды выносят свои приговоры. Обвиняемому, не признавшему себя виновным, предоставляется время на подготовку к судебному разбирательству (не менее 2 дней). По всем делам, за исключением дел о преступлениях, наказываемых смертной казнью, обвиняемый может отказаться от рассмотрения дела присяжными и просить передать дело для разбирательства Коллегии профессиональных судей. Если отказа заявлено не было, то суд приступает к формированию скамьи присяжных — Малого жюри, которое, по общему правилу, состоит из двенадцати человек.

На судебном заседании с участием присяжных сначала прокурор произносит речь, в которой формулирует обвинение, — «открывает обвинение», затем выступает защитник, излагающий доводы защиты, — «открывает защиту». В качестве свидетелей со стороны обвинения часто выступают полицейские агенты, производящие расследование дела.

После того как закончен допрос свидетелей обвинения, допрашиваются свидетели защиты. Исследование доказательств занимает важное место в судебном разбирательстве. Обвинитель и защитник
в заключительных речах подводят итоги исследования доказательств.

После окончания исследования доказательств председатель дает «напутствие» присяжным. Его напутственная речь касается как юридической, так и фактической стороны дела. Председатель может дать присяжным указание по вопросам достоверности рассмотренных доказательств, правдивости допрошенных свидетелей, напоминает им о презумпции невиновности обвиняемого (подсудимого).

Единогласие присяжных при вынесении вердикта требуется по делам о преступлениях, караемых смертной казнью. По другим делам для вынесения вердикта требуется определенное большинство в зависимости от тяжести преступления. Вынеся обвинительный вердикт, присяжные могут внести предложение о смягчении наказания.

Вынесенный присяжными вердикт может быть аннулирован председательствующим по тем мотивам, что вердикт вынесен присяжными с нарушением закона или не в соответствии с доказательствами. В этих случаях дело заново рассматривается в другом составе присяжных.

При вынесении обвинительного вердикта и отклонении судьей ходатайства о его аннулировании судья назначает день, когда будет вынесен приговор.

В уголовном процессе США значительное количество дел рассматривается в упрощенном порядке — в порядке суммарного производства, которое применяется по делам о менее опасных и малозначительных преступлениях. Такой процесс происходит в мировых судах или полицейских судах (магистратах). Дело рассматривается мировым или полицейским судьей единолично, причем обычно свидетели допрашиваются лишь тогда, когда обвиняемый отрицает свою виновность. В качестве свидетелей обвинения часто выступают полицейские, производившие задержание подозреваемого лица и его допрос в полиции; они же являются обвинителями. Если обвиняемый признает себя виновным, то судья назначает ему наказание. При отрицании вины обвиняемым производится судебное разбирательство, завершающееся вынесением приговора судьей. Разбирательство дела ведется крайне быстро, в течение нескольких минут, в результате чего судья приговаривает обвиняемого к аресту или штрафу.

Апелляция является основной формой обжалования приговора сторонами в вышестоящий суд, причем обжалованным может быть как вердикт присяжных, так и основанный на нем приговор суда. В некоторых штатах обжаловать приговор и вердикт имеет право только обвиняемый, а в других — также и обвинитель, который, однако, не вправе обжаловать оправдательный вердикт. Причем апелляционное обжалование допускается только при условии, что обвиняемый не признал себя виновным. Федеральные правила устанавливают 10-дневный срок подачи жалобы. По общему правилу основанием для подачи осужденным или его защитником апелляции за незаконное осуждение может служить существенная правовая ошибка при рассмотрении дела судом первой инстанции. Она может касаться правил составления и утверждения обвинительного акта, порядка рассмотрения заявленных сторонами ходатайств, представления доказательств, содержания напутственного слова судьи присяжным и т. д. Допущенная ошибка должна причинить ущерб правам и интересам обвиняемого.

Дело рассматривается профессиональными судьями апелляционной инстанции. В результате возможны такие варианты решений: жалоба отклоняется, а приговор оставляется в силе, жалоба удовлетворяется и дело прекращается либо направляется на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По делам, которые рассматривались в упрощенном порядке магистратами или другими подобными им судами, апелляционная инстанция (обычно это вышестоящий суд — низшее звено судов общей юрисдикции), отменяя приговор, вправе принять дело к своему производству и рассмотреть его заново, с исследованием всех доказательств, т. е. повторить судебное разбирательство по существу.

Возможны и два вида «чрезвычайной апелляции», связанной с особыми условиями проверки законности и обоснованности решений по уголовным делам. Они реализуются в высших судебных инстанциях — Верховном суде США и верховных судах штатов. В частности, один из видов апелляции реализуется в Верховном суде США, например когда возникает потребность в решении вопроса, имеющего принципиальное значение для судебной практики всей страны[96].

 

 

Уголовный процесс Франции

 

Французский уголовный процесс является классической формой буржуазного «смешанного» процесса. Он послужил образцом для уголовного процесса других европейских государств. К числу важнейших источников уголовного процесса Франции следует отнести: принятую во время Великой Французской Революции Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., наполеоновский Кодекс уголовного следствия 1808 г., Конституцию Французской Республики 1958 г., Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1958 г., а также последующие законы, направленные на реформацию уголовного процесса во Франции, в частности Закон от 15 июля 2000 г., именуемый «Закон, укрепляющий презумпцию невиновности и права потерпевшего».

В тексте Конституции Французской Республики 1958 г. выделен раздел 8 «О судебной власти», где закреплены принципы независимости и несменяемости судей, а также правило о том, что «никто не может быть произвольно лишен свободы».

В Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая считается составной частью действующей Конституции 1958 г., проводится принцип равенства всех граждан перед законом, «как в тех случаях, когда закон оказывает свое покровительство, так и в тех, когда он карает». Декларация провозгласила принцип законности — «Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом, и в предписанных им формах» (ст. 7) и принцип презумпции невиновности, «поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда нужным признается арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом» (ст. 9). («Каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное»).

Законом от 15 июля 2000 г. французский законодатель включил в УПК перечень принципов, регулирующих современное уголовно-процессуальное право: справедливость, состязательность, равенство прав сторон, равенство перед законом преследуемых лиц, судебный контроль за расследованием и соблюдением прав потерпевших, презумпция невиновности, право знать содержание обвинительных доказательств и право на защиту, пропорциональность мер процессуального принуждения и их судебный характер, разумный срок производства по делу, право на пересмотр обвинительного приговора.

Французский уголовный процесс остается все же «смешанным», для него характерно четкое деление на тайное, письменное и не состязательное досудебное производство и гласное, устное состязательное судебное разбирательство[97].

Уголовное преследование возбуждается на основе публичного иска прокуратуры, как по собственной инициативе, так и по гражданскому иску, жалобам потерпевших и других лиц. Однако подавляющее большинство дел прокуратура возбуждает по материалам полиции.

Расследование большинства преступлений осуществляется судебной полицией, офицеры которой имеют право на проведение самостоятельного предварительного дознания, а агенты и иные должностные лица — на проведение отдельных процессуальных действий. Особенно велики полномочия офицеров судебной полиции при проведении расследования в отношении так называемых явных преступлений непосредственно вслед за их совершением. Должностные лица и агенты судебной полиции, действующие под руковод­ством прокурора республики, производят все действия, направленные на обнаружение виновных и закрепление доказательств.

Предварительное следствие осуществляется обычно после полицейского дознания, проводится следственным судьей. Оно обязательно по делам о тяжких преступлениях, может быть проведено по делам об уголовных деликтах и лишь в исключительных случаях — по делам о проступках.

Положение следственного судьи двойственно. Находясь в организационном подчинении у судебных инстанций, при исполнении своих функций он зависит от прокуратуры, в пределах указаний которой и действует. Следственный судья получает от прокуратуры требование и может вести предварительное следствие только
в отношении фактов, указанных в прокурорском требовании.

Во французском уголовном процессе проводится процессуальный принцип четкого разграничения функций уголовного преследования (обвинения), осуществляемого прокурором, предварительного следствия и судебного разбирательства (разрешение дел по существу).

Предварительное следствие во Франции носит судебный характер (относится к компетенции судебного ведомства). Следователь и суд призваны установить истину по делу, а органы прокуратуры осуществляют уголовное преследование и поддерживают обвинение в суде на правах одной из сторон и не входят в судебную систему.

На любой стадии предварительного следствия прокурор вправе вмешаться и взять на себя исполнение следственных функций или предписать следственному судье производство таких действий, которые, по его мнению, целесообразны в интересах наилучшего отправления юстиции и в интересах публичного порядка.

В руках следственного судьи сосредоточены эффективные средства расследования и получения доказательств. Основываясь на закрепленных в ходе дознания письменных и вещественных доказательствах, он может восполнить их проведением обысков, выемок или наложением ареста на имущество. Следственный судья может выезжать на место совершения преступления, проводить допросы и очные ставки. Следственный судья вправе предписать проведение экспертизы, выдать ордера о явке, приводе, задержании и в этих целях требовать помощи от полиции.

Закончив следствие, следственный судья передает производство по делу прокурору республики. Если прокурор согласен с проведенным расследованием, он возвращает материалы дела следственному судье. После этого следственный судья выносит постановление о направлении дела в соответствующую судебную инстанцию либо о прекращении уголовного расследования, если судья находит предъявленное обвинение необоснованным или улики недостаточными. Он может также вынести постановление о частичной необоснованности иска[98].

По закону от 15 июня 2000 г. в уголовном процессе Франции учреждена должность судьи «по свободам и заключению», в чью компетенцию входит решение вопроса о заключении лица под стражу и продлении сроков его содержания под стражей в ходе предварительного следствия.

В том случае, если следственный судья найдет в совершенном деянии состав преступления, дело направляется на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительная камера имеется при каждом апелляционном суде и выступает в качестве следственного органа второй инстанции и органа предания суду. Одновременно она осуществляет надзор за деятельностью следственных судей, обладая правом наложения на них дисциплинарных взысканий. Обвинительная камера вправе вынести постановление о дополнительном расследовании (если проведенное следствие она признает неполным) или постановление об окончании следствия. После реформы 2000 г. (закон от 15 июля) она именуется следственной камерой, состоит из председателя и двух советников. Следственная камера компетентна прекратить уголовное преследование, закрыв дело, либо вынести постановление о предании обвиняемого суду (полицейскому трибуналу, исправительному трибуналу или суду присяжных).

Судебное разбирательство — это как бы продолжение следствия, но с участием сторон. Процесс в суде является устным, гласным и состязательным, что, однако, не исключает возможности слушания дела в отсутствие обвиняемого.

Система и подсудность уголовных судов строятся в соответствии с делением всех преступных деяний по уголовному законодательству на правонарушения, преступления и проступки. Правонарушение наказывается штрафом или арестом на несколько дней; за проступок может быть назначено тюремное заключение на срок до 5 лет; за преступление суд вправе назначить в соответствии
с законом более суровое наказание.

Трибуналы полиции рассматривают по первой инстанции дела
о правонарушениях. Перед рассмотрением дела судья предлагает нарушителю выплатить штраф. Уплата штрафа влечет прекращение уголовного иска.

Исправительный трибунал рассматривает дела об уголовных проступках; состоит из председателя и двух профессиональных судей.

Суд присяжных (суд ассизов) обладает исключительной прерогативой рассматривать по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, а также пересматривать такие дела в апелляционном порядке. Он состоит из суда (профессионалов) и жюри (непрофессионалов), а именно из председательствующего (председатель или член апелляционного суда), двух асессоров (члены или советники апелляционного суда, члены трибунала данной местности). Жюри присяжных состоит из 9 граждан, включенных в установленном порядке в список присяжных.

Судебное разбирательство проводится с участием сторон и начинается с проверки явки лиц, вызванных в суд. Затем оглашается постановление о предании суду. Председатель после этого допрашивает обвиняемого и выслушивает его заявления. Потом допрашиваются свидетели, эксперты, исследуются вещественные доказательства.

После окончания судебного разбирательства суд и жюри удаляются на совещание для вынесения приговора, где вместе путем тайного голосования решают вопрос вины и наказания. Причем закон не требует в приговоре мотивировки принятого решения.

Апелляционные суды являются вышестоящим судебным органом по отношению к трибуналам инстанции (полицейского суда) и трибуналам большой инстанции (исправительного суда). Апелляционные суды рассматривают уголовные дела по апелляционным жалобам на решения названных нижестоящих судов. Приговоры суда ассизов подлежат апелляционному обжалованию в другой суд ассизов.

При обжаловании приговора по существу дело пересматривается в апелляционном порядке с проведением судебного следствия и т. д.

Однако приговор пересматривается только в той части, в какой он обжалован в апелляционной жалобе.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Кассационный суд, который стоит во главе системы судов Франции. Он состоит из палат по гражданским и уголовным делам и рассматривает только кассационные жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. Причем Кассационный суд не пересматривает дела по существу, а проверяет лишь законность обжалованного решения или приговора по имеющимся в деле материалам. В случае отмены судебных актов Кассационный суд направляет дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. Решения по общим принципиальным правовым вопросам принимаются всеми членами кассационного суда.

Помимо перечисленных судов общей юрисдикции действуют специализированные суды по уголовным делам, по делам несовершеннолетних.

Кроме того, существуют политические, уголовные и военные суды. Политическими судами являются Высший суд правосудия, компетентный согласно ст. 67, 68 Конституции Франции рассматривать обвинения в отношении Президента страны, а также Суд правосудия Республики, которому подсудны члены правительства.

Организация и деятельность военных судов регулируется Кодексом военной юстиции 1982 г. Они функционируют лишь в военное время, а в мирное время такие суды создаются только в воинских частях, расположенных за пределами Франции.

Прокуратура во Франции представляет собой централизованную систему органов, находящуюся под руководством министра юстиции. При каждом апелляционном суде имеется генеральный прокурор со своими помощниками. Под надзором генерального прокурора находятся все должностные лица судебной полиции. Генеральный прокурор лично или через своих заместителей поддерживает обвинение в апелляционном суде присяжных. Имеется также генеральный прокурор при Кассационном суде.

Общим принципом французского доказательственного права является принцип свободы доказательств. Уголовно-процессуальный закон не содержит исчерпывающего перечня видов доказательств, подлежащих использованию в процессе доказывания. Любое доказательство допустимо независимо от того, названо оно в законе или нет. Свободная оценка доказательств по внутреннему убеждению — общее правило.

Обязанность доказывания лежит на обвинителе и следственном судье. Однако в некоторых случаях обязанность доказывания переходит на защиту (обвиняемого и его адвоката). Именно защита обязана доказать наличие обстоятельств, исключающих преступность деяния (к примеру, необходимой обороны).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...