Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ

Непосредственно во время аварии острому радиационному воздействию подверглось свыше 300 человек из персонала АЭС и пожарных. Из них 237 был поставлен первичный диагноз "острая лучевая болезнь" (ОЛБ). Наиболее тяжело пострадавших, а это 31 человек, спасти не удалось. После аварии к работам по ликвидации ее последствий были привлечены сотни тысяч граждан СССР, в том числе - 200 тысяч из России. Несмотря на принятые меры по ограничению облучения участников работ по ликвидации последствий аварии, значительная часть из них подверглась облучению в дозах порядка предельно допустимой (250 мЗв в 1986 г.).

Мероприятия по радиационной защите населения от переоблучения были начаты в России сразу после выявления радиоактивных загрязнений. Они заключались во введении различных ограничений, проведении дезактивационных работ, осуществлении переселения жителей. По мере уточнения радиационной обстановки расширялась зона проведения работ, наращивались объемы противоаварийных мероприятий. Основные мероприятия на начальном этапе проводились в так называемой зоне жесткого контроля, ограниченной изолинией 15 Ки/км2 (около 100 тысяч жителей России). Граница зоны была выбрана исходя из предела дозы за первый год -100 мЗв. В последующем были приняты следующие ограничения на годовые дозы облучения населения: в 30 мЗв - второй год, 25 мЗв -третий год. Проводимые защитные мероприятия позволили существенно снизить дозы облучения населения, однако, нарушили его привычный жизненный уклад.

Изменения в обществе и понимание негативного эффекта многочисленных ограничений жизнедеятельности инициировали в 1988-1990 годах попытку перехода к восстановительной фазе аварии на основе определения предела дополнительной дозы за жизнь в 350 мЗв. По поводу данной концепции в быстро меняющемся обществе, каким тогда был Советский Союз, развернулась острая дискуссия. В данной ситуации Правительство СССР обратилось и МАГАТЭ с просьбой об организации независимой экспертизы. Результаты Международного чернобыльского проекта, подтвердившие достаточность принимаемых защитных мер, не смогли преодолеть наметившуюся тенденцию обострения проблемы. Компетентные организации (НКРЗ СССР, ВОЗ, МАГАТЭ и др.), ориентировавшиеся на радиологические подходы, не смогли в полной мере оценить роли социально-психологических и политических факторов.

В начале 1991 года была принята концепция проживания на загрязненных территориях, которая устанавливала новый уровень вмешательства - дополнительное облучение в дозе свыше 1 мЗв/год. Она нашла отражение в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принятом в 1991 году. В этом законе, действующем с небольшими изменениями до настоящего времени, определены льготы и компенсации на основе принципа зонирования территории по степени её радиоактивного загрязнения. При сильном политическом давлении в основу принципа зонирования, наряду с дозовым критерием, был внесен еще один - плотность загрязнения почвы цезием-137. При этом за нижнюю границу зон радиоактивного загрязнения была взята изолиния в 1 Ки/км2.

Таким образом, в первые годы после аварии принимаемые меры носили преимущественно защитный характер и были ориентированы, главным образом, на предотвращение облучения населения выше установленных пределов доз. Вместе с тем, опыт этих лет показал, что эффективные меры по смягчению последствий катастрофы могут быть реализованы только при взаимоувязке на государственном уровне всего комплекса инвестиционных, экологических, экономических и других проблем загрязненных регионов. С 1992 по 1995 годы работы проводились в соответствии с "Единой государственной программой по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года". Государственная программа предусматривала снижение негативных медицинских, социальных и психологических последствий до возможно низкого уровня на основе общего повышения уровня жизни, опережающего развития сети здравоохранения, экологического оздоровления окружающей среды и компенсации экономического ущерба. В настоящее время реализуется Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года. Вопросы социальной защиты населения согласно Закону решаются дифференцированно по зонам радиоактивного загрязнения. За прошедшие годы состав зон радиоактивного загрязнения менялся. Современное состояние зонирования определяется Постановлением Правительства РФ № 5924 от 18 декабря 1997 г. об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которое вступило в силу 1 февраля 1998 года (таблица 2.6.).

С первых дней после аварии на Чернобыльской АЭС в целях снижения доз облучения населения осуществлялись следующие мероприятия: переселение, дезактивация и захоронение радиоактивных отходов, ограничение доступа на загрязненные территории и прекращение хозяйственной деятельности, специальные меры в сельском и лесном хозяйстве, ограничение потребления загрязненных продуктов питания и другие.

Масштабное переселение жителей Брянской области РФ стало осуществляться с 1989 года согласно прогнозу превышения пожизненной дозы, а в последующем эта мера проводилась по отношению к жителям зоны отселения. Для ее части было введено понятие зоны обязательного отселения. Кроме того, было предоставлено право добровольного выезда жителям зоны проживания с правом на отселение (загрязнение цезием-137 выше 5 Ки/км2). В результате реализации этих мер за годы после аварии из загрязненных территорий было переселено или выехало добровольно свыше 52 тысяч человек. В 1998 году из загрязненных районов Брянской области в порядке отселения выехало 812 человек, из них за пределы области 475 человек. Часть жителей отказалась от переселения. В населенных пунктах обязательного отселения с плотностью загрязнения свыше 30 Ки/км2 по данным на 1 января 1999 года проживает 8397 жителей.

Решения, касающиеся переселения; во многом оказались вынужденными. Они были приняты под мощным давлением общественного мнения и органов законодательной власти. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что в условиях, когда избежать переселения было невозможно по социальным и психологическим причинам, имело смысл, вероятно, ограничиться предоставлением возможности добровольного выезда. Не удается решить и проблему обустройства переселенцев. Из всех выехавших из загрязненных территорий Брянской области за период с 1986 года более 11 тысяч человек не обеспечены жилплощадью до настоящего времени.

Работы по дезактивации территорий, зданий и сооружений начались в конце мая 1986 года. Они проводились силами подразделений химических войск МО СССР и подразделений гражданской обороны. Работы по дезактивации проводились, в основном, в зоне жесткого контроля (загрязнение цезием- 137 выше 15 Ки/км2). Всего после аварии была выполнена дезактивация 472 населенных пунктов в западных районах Брянской области. В 50 населенных пунктах дезактивация проводилась дважды, а в 6 - трижды. Были захоронены десятки тысяч кубометров грунта и других отходов. Захоронения, как правило, производились в специальные траншеи с глиняными замками и глиняной подушкой вне естественных понижений рельефа и с низким уровнем грунтовых вод.

В 1986 - 1987 годах дезактивацией удавалось добиться улучшения радиационной обстановки за счет многократного снижения мощности доз излучения в отдельных часто посещаемых местах населенных пунктов. К 1989 году сплошная дезактивация практически исчерпала свои возможности. В период 1990 - 1995 годов характер работ изменился - проводилась дезактивация лишь локальных участков в населенных пунктах, очистка ферм, отдельных производственных объектов, работы по строительству новых и переоборудованию ранее созданных пунктов временного захоронения, ликвидации (захоронению) малоценных народнохозяйственных объектов, имеющих повышенные уровни радиоактивного загрязнения, пожароопасных или опасных в другом отношении.

 

Таблица 2.6.

Зонирование территории России, подвергшейся загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Законом РФ
(по состоянию на 01.01.99 г.)

 

Область Зона проживания с льготным социально- экономическим статусом Зона проживания с правом на отселение Зона отселения
Нас. пунктов Кол-во жителей, тыс. чел. Нас. пунктов Кол-во жителей, тыс. чел. Нас. пунктов Кол-во жителей, тыс. чел.
Брянская 78,6
Калужская 4,4 - -
Орловская 0,5 - -
Тульская 31,9 - -
Белгородская - - - -
Воронежская - - - -
Курская - - - -
Ленинградская 8,4 - - - -
Липецкая - - - -
Республика Мордовия - - - -
Пензенская - - - -
Рязанская - - - -
Тамбовская - - - -
Ульяновская 2,8 - - - -
Итого 1540,2 169,8 78,6

Практически все известные защитные меры в сельском и лесном хозяйстве использовались с 1986 года. На загрязненных территориях были приняты меры по частичной замене культур растений и типов животноводства. Были сокращены площади выращивания ряда культур, свернуто овцеводство, ограничено лесопользование.

Сельскохозяйственное производство в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областях ведется на 6690 тыс. га, из которых 2160 тыс. га загрязнены свыше 1 Ки/км2 цезием-137, причем на 1835 тыс. га плотность загрязнения от 1 до 5 Ки/км2, на 274 тыс. га - от 5 до 15 Ки/км2, на 43 тыс. га - от 15 до 40 Ки/км2, на 2,8 тыс. га - свыше 40 Ки/км2.

За прошедшие годы в этих областях на территориях площадью около 2 млн. га проводилось известкование кислых почв, внесение повышенных доз удобрений, коренное улучшение лугов и пастбищ. Наибольший объем работ был выполнен в Брянской области. Практически повсеместно организовано составление рационов кормления на основе фактической загрязненности кормов. В Брянской области широко внедряется применение ферроцинксодержащих препаратов, способствующих снижению загрязненности молока. Внедрен заключительный дооткорм скота на чистых кормах и прижизненный контроль содержания цезия в организме животных.

Принятые меры позволили избежать получения сверхнормативно загрязненной растениеводческой продукции везде, кроме наиболее загрязненных районов Брянской и Калужской области. Но и в этих районах превышение установленных нормативов по основным видам сельхозпродукции многократно снижено.

Сохраняющиеся высокие уровни радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных угодий обуславливают необходимость проведения комплекса реабилитационных мероприятий, направленных на снижение перехода радионуклидов на цепочке: почва - сельскохозяйственная продукция - продукты питания - человек. В числе этих мер агротехнические, агрохимические и агромелиоративные мероприятия на сельскохозяйственных угодьях, специальные мероприятия в животноводстве.

Для ограничения поступления радионуклидов в организм жителей вводились временно допустимые уровни (ВДУ) содержания радиоактивных веществ в продуктах питания.

Практическая реализация ограничений связана с системой обязательного контроля, осуществляемого производителями продукции и санитарными службами. Ежегодные объемы контроля только в Брянской области достигают десятков тысяч измерений. Любой житель может получить информацию о результатах анализа продуктов питания. В тех случаях, когда контролируемая продукция не соответствует ВДУ, она перерабатывается или утилизируется. Предупреждение потребления загрязненных продуктов питания преследуют и многочисленные запреты на сбор грибов, ягод, лекарственных трав, заготовку сена в лесах и т.д., которые сохраняются до настоящего времени.

Эффективность системы ограничений оказалась достаточно высокой. Средняя доза внутреннего облучения за 1986 год по зоне жесткого контроля (выше 15 Ки/км2) не превышала 15 мЗв, в 1989 году у 95% жителей этой зоны дозы внутреннего облучения были меньше 2,5 мЗв, а начиная с 1994 года - ниже 1 мЗв.

Меры по благоустройству населенных пунктов, которые в больших объемах реализовывались на загрязненных территориях, также способствовали снижению доз. Это газификация, строительство и обустройство дорог, строительство объектов жилищно-коммунального хозяйства, обустройство улиц и зон рекреации, строительство и ремонт водоснабжения и канализации.

Реализовывались и другие меры, которые прямо или косвенно приводили к снижению доз облучения или трактовались общественностью как защитные. С 1986 года начали осуществляться мероприятия по оздоровлению детей - их организованный вывоз в санатории и дома отдыха. Населению выплачиваются компенсации и предоставляются многочисленные социальные льготы. В загрязненных районах приняты меры по снижению доз облучения при медицинских процедурах.

Реализованный комплекс защитных мер обусловил значительное снижение доз облучения населения.

Все годы после аварии областным и районным медицинским учреждениям поставлялись или выделялись бюджетные средства на приобретение диагностической аппаратуры и лекарственных препаратов. Принимались меры по привлечению необходимых медицинских кадров.

Большое внимание уделялось охране здоровья участников ликвидации последствий аварии. В Санкт-Петербурге был создан Всероссийский центр экологической медицины, который стал головной организацией по оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Центр оснащен современным оборудованием и способен оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь более чем 1500 больным в год. Высококвалифицированная помощь оказывалась также и в ведущих федеральных клиниках и центрах. Создано 10 межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти лиц, подвергшихся радиационному воздействию.

Созданы и функционируют 4 центра социально-психологической реабилитации в Брянской, Орловской и Тульской областях, ориентированные на правовую, социальную и психологическую помощь всем возрастным группам пострадавшего населения.

Для обеспечения учета лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР) (рис. 6). Число зарегистрированных в РГМДР лиц, подвергшихся радиационному воздействию после чернобыльской катастрофы, составляет на начало 1999 года свыше 500 тысяч человек (в том числе около 170 тысяч ликвидаторов). Включение в регистр предполагает регулярную диспансеризацию. Регистр включает в себя три уровня ведения наблюдения: государственный, областной и районный.

С 1991 года особое внимание уделялось социальной защите лиц, подвергшихся радиационному воздействию, и экономической реабилитации территорий, затронутых аварией. Участникам работ по ликвидации последствий аварии и населению (дифференцированно по зонам) предоставлены многочисленные льготы и компенсации (бесплатное приобретение лекарств, бесплатное оказание медицинской помощи, уменьшение возраста выхода на пенсию, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, налоговые льготы и т.д.). Кроме этого, на загрязненных территориях выполнен большой объем работ по строительству жилья (свыше 2 млн. м2), объектов здравоохранения, социальной и производственной сферы.

Для предприятий этих зон предоставлены экономические льготы, включая налоговые. Ряду регионов предоставлена возможность получения льготных кредитов.

Начиная с 1986 года, к научно-исследовательским работам, призванным смягчить последствия аварии, были привлечены сотни научно-исследовательских организаций. Научные исследования координировали и проводили такие крупные научные центры, как НПО "Тайфун", Институт прикладной геофизики и Институт глобального климата и экологии - в части мониторинга окружающей среды; НИИ радиационной гигиены (г. Санкт-Петербург) и ГНЦ "Институт биофизики" - в части оценки радиационно-гигиенической ситуации и доз облучения населения; Медицинский радиологический научный центр РАМН - в части наблюдения за состоянием здоровья сотен тысяч лиц, включенных в регистр; ВНИИ сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии - в части разработки научных основ ведения агропромышленного производства на загрязненных территориях; Институт эволюционной экологии и морфологии животных - в части проблем радиоэкологии; РНЦ "Курчатовский институт" - в части физико-химических и технических последствий аварии и разработки новых средств мониторинга; Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН - по проблемам информационно-аналитической поддержки работ; Институт экономики РАН и ВНИИ ГОЧС - по проблемам экономической реабилитации. В результате выполненных научно-исследовательских работ разработаны многочисленные рекомендации, технологии, приборы и оборудование, которые использовались в работах по преодолению последствий аварии.

Первые годы ликвидация последствий катастрофы осуществлялась Советским Союзом самостоятельно, практически без участия других стран. Исключение составляли помощь в лечении больных ОЛБ и некоторые гуманитарные программы. После реализации под эгидой МАГАТЭ Международного чернобыльского проекта с участием около 200 независимых ученых из 23 стран и международных организаций (1990 г.) и специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по чернобыльской проблеме (45/190 от 21 декабря 1990 г.) международные контакты получили значительное развитие. Интересным и эффективным оказалось международное сотрудничество между КЕС и странами СНГ, в рамках которого реализовано 16 научно-исследовательских проектов. Научная кооперация подобного масштаба, когда в исследовательских проектах участвуют около 200 лабораторий и институтов, принципиально изменяет уровень исследований в таких областях, как поведение радиоактивных веществ в окружающей среде; анализ риска и управление им; дозы и эффекты облучения. Положительный резонанс среди населения получила практическая Российско-Германская измерительная программа. Много полезных результатов получено и работах по двусторонним соглашениям с США и Францией. Существенен вклад Всемирной организации здравоохранения (программа АЙФЕКА), ЮНЕСКО и других международных организаций и помощь ликвидации последствий аварии.

С 1997 года начаты работы по трем крупным проектам Франко-Германской инициативы по Чернобылю ("Укрытие", "Радиоэкология", "Здравоохранение"). В 1997 году в Москве под эгидой МЧС России и ДГВ ООН прошел крупный международный форум "Чернобыль и другие техногенные катастрофы", где обсуждались первоочередные задачи помощи пострадавшим регионам. В настоящее время начата реализация ряда проектов ТАС18 в области информирования населения.

В 1998 году была утверждена Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России на 1998-2000 годы. В настоящее время начата реализация данной программы.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Основным документом, регулирующим вопросы социальной защиты граждан, проживающих на загрязненных территориях, является Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Впервые Закон был принят Верховным Советом РСФСР 15 мая 1991 года. В последующем, 18 июня 1992 года и 29 ноября 1994 года, Верховным Советом и Государственной Думой были приняты новые редакции Закона. Внесенные в Закон изменения не затрагивали принципов зонирования территорий. В соответствии с Законом Российской Федерации допустимым и не требующим вмешательства является дополнительное (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучение населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на ЧАЭС, образующее в 1991 г. и в последующие годы среднегодовую эффективную дозу, не превышающую 1 мЗв (0,1 бэр).

Закон устанавливает следующие зоны радиоактивного загрязнения:

l зона отчуждения,

l зона отселения,

l зона проживания с правом на отселение,

l зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Причем, для последней, предполагалось заведомое отсутствие доз облучения, требующих каких-либо защитных мер. Государство и данной зоне брало на себя обязательства обеспечения некоторого льготного социально-экономического режима в виде компенсации ча ненормальное состояние окружающей среды (примерно на порядок большее содержание радиоактивного 137Сз в почве по сравнению с другими территориями). Согласно Закону перечни населенных пунктов, входящих в зоны радиоактивного загрязнения, утверждаются Правительством РФ и должны пересматриваться не реже, чем один раз в три года. При формировании перечней учитывались и социальные факторы, в результате чего в соответствующие зоны включались населенные пункты с меньшими плотностями загрязнения. К настоящему времени на территории России в зонах радиоактивного загрязнения проживает почти 2,7 миллиона человек (табл. 2.7.). Жителям зон радиоактивного загрязнения выплачиваются многочисленные льготы и компенсации.

 

Таблица 2.7.

Количество населенных пунктов и число жителей, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС

 

  Л ПО О Всего
Брянская
Калужская - -
Орловская - -
Тульская - -
Остальные - - - -
Всего:

 

Л - зона проживания с льготным социально-эконом. статусом;
ПО - зона проживания с правом на отселение;
Всего - всего на территории радиоактивного загрязнения:
1 - количество населенных пунктов;
2 - количество жителей, тысяч человек.

К зоне отчуждения относятся территории, население которых в 1986 году и в последующие годы было эвакуировано или переселено.

К зоне отселения относятся территории, на которых плотность загрязнения почвы 137Cs превышает 15 Ки/км2. В зоне отселения, где плотность загрязнения 137Cs превышает 40 Ки/км2, а также там, где среднегодовая ЭД может превысить 5 мЗв, население подлежит обязательному отселению (зона обязательного отселения).

К зоне проживания с правом на отселение относятся территории с плотностью загрязнения почв 137Cs от 5 до 15 Ки/км2, а также те, где среднегодовая ЭД облучения больше 1 мЗв.

К зоне проживания с льготным социально-экономическом статусом относятся территории с плотностью загрязнения почв 137Сз от 1 до 5 Ки/км2 и среднегодовая ЭД не должна превышать 1 мЗв.

В 1995 году Российской научной комиссией по радиационной защите была разработана Концепция радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, одобренная Правительством РФ. Концепция предполагает, что на территории населенных пунктов, где среднегодовая эффективная доза не превышает 1 мЗв, проводится обычный мониторинг радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, по результатам которого оценивается доза облучения населения. Если содержание радионуклидов в отдельных пищевых продуктах превышает действующие нормативы, осуществляется обязательная сертификация этих продуктов по радиационному фактору. Проживание и хозяйственная деятельность населения на этой территории по радиационному фактору не ограничиваются.

Концепцией, в отличие от действующего Закона, определены две зоны радиоактивного загрязнения в зависимости от годовых доз дополнительного облучения.

От 1 мЗв до 5 мЗв - зона радиационного контроля. В этой зоне, помимо мониторинга радиоактивности объектов окружающей среды и сельскохозяйственной продукции, проводится определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп населения. Осуществляются меры по снижению доз на основе принципа оптимизации и другие необходимые активные меры защиты населения.

От 5 мЗв до 20 мЗв - зона ограниченного проживания. В этой зоне осуществляются те же меры мониторинга и защиты населения, определение доз внешнего и внутреннего облучения критических групп, что и в зоне радиационного контроля. По результатам медицинского наблюдения и радиационного контроля формируются группы повышенного риска.

Кроме этого, Концепцией РНКРЗ для целей регистрации и последующего наблюдения вводится понятие "облученного". Ими являются те лица, накопленная эффективная доза хронического облучения которых превышает 70 мЗв.

На подавляющем большинстве загрязненных территорий годовые дозы дополнительного облучения не превышают 1 мЗв. Сводные данные по текущим дозам вследствие чернобыльской аварии приведены в табл. 2.8. В целом невелики и дозы, накопленные за весь послеаварийный период. За пределами четырех областей накопленные за 10 лет дозы не превышают нескольких мЗв и сравнимы с годовой дозой фонового облучения (3-4 мЗв). Только у 30-35 тысяч жителей Брянской области они превышают 50 мЗв (табл. 2.9.).

 

Таблица 2.8.

Распределение населенных пунктов и населения наиболее загрязненных областей РФ по дозам в 1996 году

 

Область Диапазон средней годовой эффективной дозы, мЗв
0,1 - 0,5 0,5 - 1,0 1,0 - 5,0 выше 5
Брянская, н.п. тыс. человек 461 196 73 26 245 103 6 1,8
Калужская н.п. тыс. человек 189 25 45 5 3 0,1 -
Тульская н.п. тыс. человек 714 443 15 1 - -
Орловская н.п. тыс. человек 315 37 - - -
Всего, н.п. тыс. человек: 1679 702 133 33 248 103 6 1,8

 

Таблица 2.9.

Распределение населенных пунктов и населения наиболее загрязненных областей РФ по дозам в 1996 году

 

Область Диапазон средней накопленной эффективной дозы, мЗв
10 - 20 20 - 50 50 - 70 70 - 100 выше 100
Брянская 33,6 191,2 29,6 2,6 1,4
Калужская 11,3 7,1 - - -
Тульская 42,9 1,9 - - -
Орловская 2,4 - - - -

В остальных областях накопленные дозы не превышают 10 мЗв.

В наиболее загрязненных районах Брянской области и нескольких населенных пунктах Калужской области радиационно-гигиеническая обстановка остается весьма неблагополучной. Здесь зачастую наблюдаются повышенные содержания 137Cs в организме жителей. Массовый контроль содержания радионуклидов цезия в организме, проводимый в этих районах, показывает, что среднее содержание 137Cs составляет 100-150 Бк/кг по наиболее загрязненным районам. У 90% жителей этих районов оно не превышает 200-400 Бк/кг. Однако у отдельных лиц содержание цезия в организме достигает 5000 - 7000 Бк/кг, что соответствует дозам внутреннего облучения в 20-25 мЗв/год. Столь высокие дозы обусловлены потреблением местных продуктов питания, в том числе молока, грибов, лесных ягод, мяса диких животных.

В чистых районах Брянской области содержание цезия в организме жителей не превышает 15-25 Бк/кг, что практически соответствует доаварийному уровню.

На загрязненных территориях действуют многочисленные ограничения, затрудняющие, а иногда и исключающие возможность хозяйственной деятельности. Они регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации № 1008 от 25 декабря 1992 г. "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В результате принятых мер повсеместно обеспечено производство нормативно чистых зерна, картофеля, овощей и фруктов. В юго-западных районах Брянской области производство сверхнормативно загрязненного молока в 1995 году составило около 0,6%, загрязненного мяса - 0,04% от заготовленного объема. Снижение объемов специальных агротехнических и агромелиоративных работ в последние годы привело к повышению содержания цезия в сельскохозяйственной продукции.

 

МЕДИЦИНСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Из собственно радиационного воздействия на население можно выделить применительно к последствиям чернобыльской аварии три основных составляющих:

l облучение щитовидной железы;

l радиационный риск возникновения рака;

l радиационный риск отдаленных генетических последствий.

На сегодняшний день одним из самых масштабных генетических последствий чернобыльского выброса является увеличение больных раком щитовидной железы, большая часть из которых - дети.

Облучение щитовидной железы может привести к кратковременному или длительно протекающему нарушению ее функций.

Именно в ранний период происходило преимущественное облучение щитовидной железы за счет накопления в ней радионуклидов йода, поступавших с продуктами питания и за счет ингаляции. Содержание 131I в молоке достигало в отдельных районах Брянской области сотен тысяч беккерелей на литр. В силу физиологических особенностей наибольшие дозы облучения щитовидной железы получали дети младших возрастов.

В 1986 году в ходе массовых обследований детского населения РСФСР, УССР и БССР исследователями было зафиксировано изменение содержания некоторых гормонов, связанных с функциями щитовидной железы в организме детей. К концу года ситуация стабилизировалась. Со временем у части облученных может развиться рак щитовидной железы. Большинство заболеваний щитовидной железы поддается лечению, в том числе и опухолевые. Массовые обследования, направленные на раннее выявление случаев рака щитовидной железы, были организованы уже в 1991-1992 годах. Однако только в последние годы зафиксировано резкое увеличение числа заболеваний раком щитовидной железы среди жителей Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей, облученных и детском возрасте.

Скачок заболеваемости объясняют "йодным ударом" - мощным выбросом короткоживущих изотопов радиоактивного йода (представленных в основном йодом-131, период полураспада которого восемь дней). Эти радионуклиды накапливаются в щитовидке (вырабатывающей йодсодержащие гормоны) и могут индуцировап. мутации, вызывающие злокачественное перерождение клеток.

Радиационный риск возникновения рака от совокупного облучения организма человека за прошедшие 10 лет к настоящему времени полностью еще не реализован, хотя такие последствия, как гемобластозы, уже могли бы себя проявить при более высоких дозах. Величина дополнительного радиационного риска для большинства населения Российской Федерации, живущего на загрязненных территориях, весьма мала, и большинство специалистов считают, что современными средствами эпидемиологического контроля выявить возникновение новообразований, обусловленных дополнительным облучением, не удастся. На сегодняшний день нельзя отрицать возможный генетический ущерб от дополнительного облучения.

Цезию-137, период полураспада которого около 30 лет, а также стронцию-90, изотопам плутония и другим долгоживущим радионуклидам еще предстоит сыграть свою роль. Поэтому есть основания предполагать, что число онкологических больных будет расти. Большинство отечественных и часть западных специалистов считают, что рост будет очень существенным. Согласно одной из западных оценок, общее число случаев рака, вызванных чернобыльским цезием-137 за все время его влияния, составит для всех пострадавших стран около 950 тыс.

Вместе с тем, пока отсутствуют достоверные сведения о каких-либо генетических дефектах, вызванных радиацией за пределами зоны отчуждения. Только долговременные специальные исследования смогут пролить свет на эту проблему. Кроме прямого радиационного воздействия на здоровье, можно выделить и косвенное, связанное с санитарными ограничениями и самоограничением в потреблении местных продуктов питания, пребывания на свежем воздухе и, что наиболее важно, постоянным психологическим стрессом. Большинство жителей загрязненных районов убеждены в неизбежном вредном действии радиации и субъективно оценивают стояние своего здоровья как намного худшее по сравнению с населением чистых территорий. Определенный вклад в подобные цепки вносит и интенсивное медицинское наблюдение, вследствие чего выявляется большее число заболеваний.

Работы последних лет значительно усилили позиции исследователей, придерживающихся более пессимистического взгляда на отдаленные генетические последствия Чернобыля. В этой связи можно сослаться на прогноз, подготовленный в Институте общей генетики РАН на материале эвакуированных жителей г. Припять (хотя сами авторы прогноза считают эти оценки сильно заниженными).

Согласно этому прогнозу, для первого поколения потомков добавка к естественному уровню наследственно обусловленной заболеваемости составит 46 случаев на 10000 потомков. Причем уровень "добавленной" Чернобылем заболеваемости наследственными болезнями будет расти из поколения в поколение. До тех пор, пока через 7-10 поколений (т.е. по истечении 150-250 лет) не вырастет в десять раз и не достигнет равновесного уровня, на котором и зафиксируется.

Следует иметь в виду, что в наиболее загрязненных территориях население существенно обновилось. За все годы переселено и выехало добровольно около 50 тысяч человек, а общее число жителей осталось прежним. С 1992 года в этих районах наблюдается положительное сальдо миграции.

Для персонального учета лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС, оценки состояния их здоровья к Медицинском радиологическом научном центре РАМН создан и функционирует Российский государственный медико-дозиметрический регистр (РГМДР). В РГМДР зарегистрировано более 450 тысяч человек, в том числе 290 тысяч жителей загрязненных регионов.

Медицинские исследования здоровья проживающего на загрязненных территориях населения проводились и в рамках международных программ, в том числе по программам Всемирной организации здравоохранения АЙФЕКА, а также Комиссии Европейского Сообщества. Результаты наблюдений в рамках РГМДР, исследований, проводящихся научными организациями и местными органами здравоохранения, показали, что во многих загрязненных районах существенно увеличилась заболеваемость детей, в особенности болезнями крови и кроветворных органов, эндокринной системы и нарушениями обмена веществ. В загрязненных районах по сравнению с чистыми районами выше уровень заболеваемости врожденными аномалиями. Возрастает количество женщин с патологическим течением беременност<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...