Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБ ОЦЕНКЕ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ

 

Среди задач, решаемых системой ЛПК на ЧАЭС, необходимо выделить одну из важных: анализ радиационной обстановки и выявление загрязненности флоры и фауны.

С контроля и прогноза уровней радиации начинались первые шаги персонала АЭС по локализации катастрофы, эвакуации населения и др.

Для Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды участие в ЛПК на ЧАЭС и отсчет решения конкретных и ответственных задач начался с 26 апреля 1986 г.

В функции Госкомгидромета СССР, в частности, в рамках контроля природной среды, входила непрерывная, ежедневная оценки радиационной обстановки на всей территории страны за пределами границ полигонов и санитарных зон предприятий Минсредмапш СССР и Минэнерго СССР.

Радиометрическая служба Госкомгидромета СССР развивалась как часть Государственной системы контроля природной среды и климата в тесном взаимодействии с системами получения и передачи метеорологической и гидрологической информации, а также информации об уровнях загрязнения природных средств. К 1986 г, в состав службы входило около 2200 метеостанций, размещенных по всей территории страны и оснащенных приборами для регулярного определения мощности дозы гамма-излучения на местности; наиболее крупные станции осуществляли регулярный отбор проб из воздуха для определения концентраций радиоактивности - продуктов взрывов.

В радиометрической службе функционировали научные центры; Институт прикладной геофизики (Москва), НПО "Тайфун" (г. Обнинск), Лаборатория мониторинга природной среды и климатй (Москва), осуществлявшие анализ и обобщение информации, методическое руководство и проведение высокоточных измерений, включая спектрометрические измерения, и Гидрометцентр СССР (Москва), который обеспечивал обобщение оперативной метеоинформации и прогнозирование траекторий перемещения загрязненных воздушных масс. Кроме того, в Госкомгидромете имелись дна самолета, оборудованные современной аппаратурой для радиометрических измерений и отбора проб воздуха, а также аппаратура, которая могла быть быстро установлена на дополнительные самолеты и вертолеты.

В систему Госкомгидромета СССР входило также несколько НИИ, принявших активное участие в работах по ЛПА на ЧАЭС, и именно: Центральная аэрологическая обсерватория (г. Долгопрудный, директор - Черников А.А), Украинский научно-исследова-(гльский гидрометеорологический институт (г. Киев, директор -Максимов М.Н.), Государственный гидрологический институт (г. Ленинград, директор - Шикломанов И.А.), Лаборатория мониторинга природной среды и климата ВНИИ сельскохозяйственной метеорологии (Москва).

Рассмотрим вклад отдельных учреждений в рамках ЛПК на ЧАЭС. Метеорологические станции Госкомгидромета, оборудованные рентгенометрической аппаратурой, 26 апреля 1986 г. зафиксировали резкое возрастание уровней радиации на Украине, в Белоруссии и в России.

Имеющиеся в распоряжении Госкомгидромета средства для ВРР | выли задействованы для проведения радиационной разведки.

Так [12], 26 апреля 1986 г. с 11 до 12 часов вертолет Укргидромета выполнил разведывательный полет по маршруту Киев-Чернобыль, а на следующий день самолет АН-30 РР оборудованный специальной радиометрической аппаратурой рр провел измерения в газо-аэрозольной струе, выбрасываемой из разрушенного реактора.

Обратите внимание, результаты замеров радиации немедленно I докладывались. В первом случае - в СМ УССР, во втором - в ЦК КПСС. И так было всегда. Полученные результаты радиационной постановки измерений представлялись в высшие государственные | органы управления, без утайки и искажений.

Подтверждением этому служат слова Н.И. Рыжкова [12]: "Недавно мне стало известно, что едва не "зарубили" на выборах в РАН Юрия Антониевича Израэля лишь потому, что он в то время был председателем Госкомгидромета и, дескать, скрывал от начальства истинное радиационное состояние. И в такие игры играют более чем взрослые дяди? Да если бы он даже захотел это сделать непонятно, зачем?), ничего не получилось бы. Перепроверка всех радиационных данных проводилась военными, геологами, атомщиками и т.д.

Характерным и достоверным событием, связанным с ведением карты в ГШ ВС по радиационной обстановке, делится в своих воспоминаниях генерал-лейтенант В.С. Тушнов (в 1986 г. - старший офицер ГОУ ГШ ВС) [8]: "Навсегда остался в памяти эпизод, связанный с картой радиационной обстановки. Ведение карты в ГШ по радиационной обстановке в Чернобыльской зоне, в соответствии с чернобыльскими обязанностями, было поручено мне. Изменения и обстановку вносились регулярно, по мере их поступления. На все заседания ОГ Политбюро карта представлялась, а происшедший изменения в радиационной обстановке докладывались. В конце 1986 года шла очередная подготовка карты радиационной обстановки. На карту наносились изменения с конкретной величиной уровней радиации. Из-за высокой точности полученных и нанесенных на карту данных внешний вид ее был непривлекателен. По совету Валентина Ивановича Варенникова мною были округлены данные радиационной обстановки.

На следующий день состоялось заседание ОГ Политбюро. От МО докладывал С.Ф. Ахромеев. После него - Председатель Госкомгидромета Ю.А. Израэль. В конце своего доклада он обвинил МО в недостаточной компетенции в знании радиационной обстановки, используя округления, внесенные мною на карте. В этот же день С.Ф. Ахромеев вызвал меня и провел краткое "расследование". Конечно, я не доложил, что округления я сделал по указанию Валентина Ивановича. В назидание другим маршал С.Ф. Ахромеев распорядился о переводе меня в течение 24 часов для продолжения дальнейшей службы в другой гарнизон...

К вечеру этого же дня, случайно, в коридоре ГШ меня встретил Валентин Иванович. Видя мое удрученное состояние, он поинтересовался его причинами. Успокоил меня. А через некоторое время сообщил об отмене Ахромеевым своего решения. Я продолжал вести карту радиационной обстановки, но уже не округлял полученные данные из войск... Вскоре после этого за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС я был зачислен в академию ГШ ВС. В 1998 году мне пришлось еще один раз встретиться с Валентином Ивановичем. Это произошло на приеме в Кремле, по случаю выпуска слушателей академий. Он подошел ко мне, поздравил с успешным окончанием Академии, улыбнулся, очевидно, вспомнив о чем-то, спросил о состоянии здоровья и пожелал дальнейших успехов по службе".

Но вернемся к Госкомгидромету.

Начиная с 29 апреля, в соответствии с решением Политбюро ЦК КПСС, на Госкомгидромет возлагается представление в высшие звенья информации о радиационной обстановке. Возглавлял эти работы Ю.А. Израэль, как председатель Госкомгидромета СССР [12]: "Именно с этого времени основная тяжесть работы по контролю за радиационной обстановкой за пределами 10-км зоны (где ответственными были химические войска и Гражданская оборона СССР), легла на Госгидромет СССР, выполнявшего роль координирующего ведомства по этому направлению работ.

Работа Госкомгидромета СССР в наиболее острый период после аварии - в конце апреля и всего мая 1986 г., - направлялась из двух мест (штабов): из Чернобыля (отв. Ю.А. Израэль - Председатель Госкомгидромета СССР) и из Москвы (отв. Ю.С. Седунов - первый заместитель Председателя Госкомгидромета СССР). Работа штабов тесно координировалась и между ними оперативно осуществлялся обмен информацией.

В основном штабе (в Чернобыле) координировались работы по аэрогаммасъемке и наземным рентгенометрическим измерениям, которые с 29 апреля проводились ежедневно в течение всего мая. Гам обобщались и анализировались данные наземной и авиационных съемок в зоне ближнего следа вначале до 60 - 80 км от места аварии (детально), а затем - по всей Европейской части СССР, а также данные о загрязнении воды в р. Припять, Киевском водохранилище, на Днепре и малых реках. Все эти данные регулярно докладывались Н.И. Рыжкову (телеграммами).

Во втором координирующем центре (в Москве) осуществлялся сбор и анализ оперативных данных о величинах мощности дозы гамма-излучения и уровнях радиоактивною загрязнения с метеостанций на Европейской части СССР, готовились и представлялись в Совет Министров СССР и членам Оперативной группы Политбюро ЦК КПСС ежедневные доклады о радиационной обстановке на территории страны и ее изменениях по данным метеостанции и с использованием авиационных данных Чернобыльского центра.

Итак, массовые измерения радиоактивного загрязнения и уровней радиации были начаты широким фронтом и имели ясную целевую направленность.

Первая детальная карта (в изолиниях мощности экспозиционной дозы на высоте 1 м) загрязнения территории в радиусе примерно 100 км от места аварии была построена 1 мая.

После 2 мая гаммасъемки атмосферы и местности осуществлялись ежедневно, а карты, соответственно, ежедневно уточнялись.

По результатам работ начала мая 1986 г., была построена еще одна карта по состоянию на 10 мая - время полного прекращения истечения струи летучих радиоактивных продуктов из разрушенного реактора.

Одновременно (с 30 апреля по 7 мая) проводилась аэрогаммасъемка загрязненной территории всей европейской части СССР (под руководством М.В. Никифорова), что позволило выявить новые зоны загрязнения и отдельные пятна повышенного загрязнения, На этой карте, кроме центральной зоны высокого загрязнения, выделилось пятно Гомель-Могилев-Брянск, Тульско-Орловская зона, а также южные и юго-западные пятна в районе Белой Церкви и и Винницкой области. При съемке было определено, что площадь с-уровнем радиации более 0,2 мР/ч превысила 200 тыс. кв. км.

Параллельно осуществлялся массовый отбор проб почв на за грязненной территории с последующим анализом в лабораториях на различные радионуклиды, что позволило уже в мае - начале июня 1986 г. оценить радионуклидный состав выпадений и выявит основные дозообразующие радионуклиды на это время".

Кроме ежедневных телеграмм, отправлявшихся в ОГ Политбюро ЦК КПСС на имя Н.И. Рыжкова, 21 мая 1986 г. была представлена обобщающая записка о радиационной обстановке и радиоактивном загрязнении окружающей среды. Представим наиболее важные выдержки из этого документа [75]: "В результате аварии на Чернобыльской АЭС около 5 % радиоактивных продуктов, накопившихся за 3 года работы в реакторе, вышло за пределы промышленной площадки станции.

Из образовавшегося облака сформировался радиоактивный след на местности в западном и северном направлениях (в соответствии с метеорологической обстановкой). Затем из зоны реактора в течение нескольких дней истекала мощная струя газообразных и летучих продуктов. Через 12 дней после аварии струя за пределами станции практически не обнаруживалась, ее интенсивность уменьшилась в 100 - 1000 раз.

Авиационными (5 самолетов и 3 вертолета) и наземными средствами Госкомгидромета осуществлена детальная радиационная съемка загрязненной атмосферы и местности. Непрерывная съемка загрязненной территории продолжалась.

Вся наземная метеорологическая сеть европейской территории страны подключена к наблюдениям за радиоактивностью. Зона существенного загрязнения местности (с уровнем радиации более 5 мР/ч) простирается на запад на удаление 75 км, на север - 60 км от АЭС, ее площадь составляет около 3000 км2.

Изучен изотопный состав загрязненной атмосферы и местности: основными компонентами загрязнения являются изотопы йода-131, теллура-132, стронция-89, нептуния-239, рутения-103, стронция-90. В первые недели особую опасность представлял изотоп йода-131 (содержание 10-50%), легко попадающий в организм человека с пищей (особенно с молоком), затем изотопы стронция-89 (период полураспада - 2 месяца), стронция-90 (28 лет) и цезия-137 (30 лет).

На загрязненной территории обнаружено большое число высокоактивных "горячих" частиц, представляющих большую опасность при попадании в легкие при пылеобразовании. Особую опасность при попадании в легкие представляет изотоп плутония-239, также обнаруженный на загрязненной местности.

Наибольшее количество радиоактивных продуктов ветрами распространилось на территории Румынии, Польши, Болгарии, Югославии, Скандинавских стран в количестве, не представляющем опасности для здоровья населения. Максимальные уровни радиации на границе с Румынией и Польшей не превышали 0,15 - 0,2 мР/ч. Такие же уровни наблюдались на территории Румынии, Болгарии и Польши. На территориях других названных стран загрязнение было значительно меньше.

Во всех этих странах подъем уровня загрязнения природных сред был кратковременным и значительно меньше существующих норм, в том числе рекомендованных МАГАТЭ для случаев аварии на АЭС.

Общее количество радиоактивности, выпавшей на ближнем (около 100 км) следе, оценивается в 107 Ки, на дальнем следе -1,4x107 Ки (всего около 2,4x107 Ки).

Наиболее острым вопросом радиационной обстановки и ее возможных последствий в районе Чернобыльской АЭС в настоящее время (середина мая) и в ближайший период становится вопрос радиоактивного загрязнения поверхностных вод и источников водоснабжения.

Первый пик увеличения радиоактивности воды был связан с непосредственным выпадением радиоактивных продуктов из облака и струи на зеркало водоемов. Эта радиоактивность падает, происходит ее разбавление новыми потоками чистой воды, в Киевском водохранилище радиоактивность 20.05.86 не превышала (1-2)-х 10-9 Ки/л.

Следующую волну радиоактивности следует ожидать со смывом радиоактивных веществ дождевыми осадками. При смыве дождями радиоактивности со следа можно ожидать ее появления в р. Припять и других малых реках в районе загрязненной местности, Киевском водохранилище и ниже по Днепру.

При этом концентрации в Киевском водохранилище могут в 5 -10 раз превышать норму (но будут находиться в пределах норм, установленных для случаев аварий на АЭС, при условии, если будет исключен центральный источник загрязнения - сток радиоактивности с промплощадки и прилегающего участка (площадью около 20 кв. км) с поверхностными и подземными водами).

Этот участок, в основном, обвалован, чтобы не допустить поверхностного стока с него в р. Припять. Однако этого недостаточно в связи с очень малым расстоянием до стариц р. Припять и возможной фильтрацией в них загрязнения с подземными водами. В связи с этим было предложено создать в грунте стену вокруг площадки (специальным грейфером прорывается траншея на глубину до 25 -70 м и заливается раствором глины и цемента). Такая стена полностью исключает сток и миграцию радиоактивности с подземными водами.

В случае изоляции зоны промплощадки, сток радиоактивности со всего следа в течение года не превысит общей радиоактивности, попавшей в воду при прохождении облака.

Территории с уровнем радиации более 5 мР/ч на 10 мая 1986 г. признаны опасными для проживания населения, требующими временного выселения (площадь такой территории составляет 2900 км2). Территория с уровнем радиации менее 5 мР/ ч (примерно до 0,5 мР/ч) отнесена к территории жесткого контроля.

Таким образом, в некоторых небольших районах с уровнем радиации более 5 мР/ч за пределами 30-км зоны требуется дополнительная эвакуация населения.

Территории с уровнем радиации более 20 мР/ч признаны непригодными для проживания и ведения хозяйства (даже вахтовым методом) и должны быть отчуждены на длительное время (площадь этой зоны составляет около 900 км2). В той зоне основную опасность определяет наличие большой плотности загрязнения долго-живущим стронцием-90 (более 10 Ки/км2).

В этой зоне возможна организация "заповедника" и необходимо ведение научных исследований трансформации и миграции радиоактивных веществ, широких радиоэкологических исследований".

Еще один вопрос заслуживает отражения в данной работе. Это относится к объединению усилий сотрудников НИУ различных министерств и ведомств в ходе ЛПК.

Далее частично изложены попытки объединения усилий ученых, входящих в независимые оперативные группировки (служебная записка директора АЭС Э.Н. Поздышева в ПК Гусеву В.К. об объединении научных коллективов министерств и ведомств в единый научно-технический комитет по ЛПК на ЧАЭС с оперативным подчинением его руководству АЭС).

Так вот. Решением ПК от 13.06.86 [12]: "Для объединения усилий специалистов различных министерств и ведомств (Госкомгидромета СССР, Минздрава СССР, Минэнерго СССР, Минсредмаша СССР, Минобороны СССР, академий наук СССР, УССР и БССР и др.), выполняющих работы по контролю радиационной обстановки непосредственно в районе аварийной АЭС, в Чернобыле была образована Оперативная межведомственная группа по оценке радиационной обстановки (ОМГРО) во главе с представителем Госкомгидромета СССР. Ранее уже отмечалось о работе ОМГРО.

Особое место в работах занимало исследование радионуклидного загрязнения, как атмосферы, так и местности.

Первая массовая серия отбора проб была проведена 30 апреля 1986 г. Эти пробы были отобраны в западном и южном направлениях от ЧАЭС. Последующие серии отбора проб осуществлялись с учетом сведений аэрогамма съемки загрязненной местности.

Новые крупные зоны загрязнения после 1986 г. не обнаружены. Еще в начале мая 1986 г. были проведены тщательные авиационные обследования практически всей европейской части СССР. На картах этого периода отчетливо видна загрязненная территория к северо-востоку от основной зоны - на стыке Могилевской, Гомельской (БССР) и Брянской (РСФСР) областей,, в Орловской, Тульской, Калужской областях (РСФСР), а также к западу от основной зоны в районе Пинска и Ровно, к югу и юго-западу в районе Белой Церкви и Канева, в районе Ивано-Франковска и в меньшей степени в ряде других районов европейской части СССР. Последовательно уточнялись изолинии загрязнения в относительно слабо загрязненных зонах, Госагропромом и Минздравом изучались коэффициенты перехода радионуклидов в пищевые продукты, которые зависят от типа почв, высоты и состава травостоя и т.д.

Необходимо отметить еще одну особенность загрязнения: при повторных (более детальных) измерениях в ряде населенных пунктов в 1988-1989 гг. обнаруживались отдельные точки или пятна малого размера с повышенными плотностями загрязнения. Это обусловлено, прежде всего, детализацией съемок там, где загрязнение имеет крайне неравномерный, "пятнистый" характер, а также где появилось позже, вследствие переноса и "концентрирования" техногенными примесями, вторичное загрязнение (перенос загрязняющих веществ транспортными средствами из более загрязненных зон, точки загрязнения под "сливами" крыш, на скотных дворах, в местах свалки золы из печек, неубранные кучи земли и др.).

Первые данные, полученные с метеостанции и вертолета, были доложены (устно) Укргидрометом 26 апреля 1986 г. Совету Министров УССР. Начиная с 27 апреля, все получаемые данные о радиационной обстановке регулярно передавались письменно Госкомгидрометом СССР в ЦК КПСС, Укргидрометом и Белгидрометом -руководствам республик (в частности, по г. Киеву ежедневно с момента повышения уровня радиации в 13.00 30 апреля 1986 г.). В первые месяцы было направлено более чем в 100 адресов больше 500 документов и информационных донесений. Затем подключились другие организации: Минздрав СССР, Госагропром СССР, АН СССР, Госкомлес СССР, в том числе и республиканские организации. Очень квалифицированно работали институты АН УССР и АН БССР и др. Химические войска Министерства обороны СССР также передавали информацию по своей линии.

Вся информация оперативно обрабатывалась, буквально в течение нескольких часов, особенно в первое время после аварии, и передавалась в Правительственную комиссию в Чернобыле, затем (параллельно) - в Оперативную группу Политбюро ЦК КПСС в Москве, руководству республик - по территориям и населенным пунктам, где возникло существенное загрязнение (УССР, БССР, РСФСР), затем руководству ряда областей, позже - и районов. Информация передавалась Госкомгидрометом СССР, республиканским управлениям по гидрометеорологии УССР и БССР.

С февраля 1989 г., когда были сняты ограничения на публикацию основных чернобыльских данных, вся информация о загрязнении местности и природных сред публикуется в массовой открытой печати (газеты "Правда", "Советская Белоруссия", "Радяньска Украина", "Брянский рабочий" и др.). В июле - августе 1989 г. Госкомгидрометом изданы большим тиражом и направлены во все районы брошюры с информацией о загрязнении местности долгоживущими изотопами 137Cs и 90Sr, представляющими основную опасность в населенных пунктах РСФСР, УССР, БССР (всего несколько тысяч). Во многих населенных пунктах информация доводится местными властями до населения всеми доступными средствами.

На сегодняшний день официальные данные о радиоактивном загрязнении после Чернобыльской аварии представлены в Атласах. В них Ю.А. Израэль - главный редактор и научный руководитель. Проект "Цезиевый Атлас Европы" проводился в 1994-1997 гг. под эгидой Комиссии Европейских Сообществ совместно с Белоруссией, Украиной и Россией. Собранные во многих европейских странах данные о загрязнении цезием-137 позволили подвести некоторые итоги многолетних исследований и определить уточненное количество чернобыльского цезия-137, выпавшего в 1986 г. на территории Европы. Оно составило около 1,9 МКи (за вычетом цезия-137 от глобальных выпадений дочернобыльского периода). На долю отдельных стран пришлось: Белоруссия - 33,5 %. Россия - 24 %, Украина - 20 %. Швеция - 4,4 %, Финляндия - 4,3 %, Болгария -2,8 %, Австрия - 2,7 %, Норвегия - 2,3 %, Румыния - 2 %, Германия- 1,1 %.

Народные депутаты и пресса во многих случаях при обсуждении чернобыльских проблем поднимали важные вопросы чрезвычайно остро и этим способствовали скорейшему решению ряда важных проблем. Совместные усилия центральных и местных властей, народных депутатов, специалистов, всей общественности способствовали формированию и принятию государственной и республиканских программ ликвидации последствий аварии.

С другой стороны, в прессе, в выступлениях некоторых народных депутатов, журналистов и представителей местных властей содержалось много ошибок, а иногда и серьезных искажений информации.

Приведу несколько примеров.

Как уже отмечалось, данные об уровне радиации в Киеве на конец апреля 1986 г. (получаемые Укргидрометом и регулярно сообщаемые руководству республики и города) свидетельствуют о том, что 30 апреля с 13 ч 00 мин (момент прохождения загрязненных воздушных масс) наблюдались максимальные значения, которые существенно превышали естественные фоновые значения, но не превышали в 100 раз предельно допустимые нормы, как о том заявил народный депутат СССР Ю.Н. Щербак (см. "Московские новости". 1989 г. № 49), хотя у т. Щербака имелись фактические данные Укргидромета. В то же время доза от этих уровней была значительно меньше установленной Минздравом СССР допустимой дозы при аварии. Даже если использовать для расчетов допустимую дозу по любым существующим критериям, например, допустимую для населения в безаварийный период, ни в одном из этих вариантов не может быть и речи о стократном превышении допустимого уровня.

И, наконец, еще один пример. В публикациях Г. Медведева (см. "Новый мир", 1989 г., № 6), В. Селюнина (см. "Знамя", 1989 г., № 11), В. Шкуркина (см. "Смена", 1989 г., № 24) утверждается, что на пресс-конференции в Москве 6 мая 1986 г. в связи с аварией на ЧАЭС Ю.А. Израэль занизил данные в районе разрушенного энергоблока в миллион(!) раз. И хотя никто на пресс-конференции не говорил о мощностях доз в районе разрушенного энергоблока, а Ю.А. Израэля не было на пресс-конференции (он в то время находился в Чернобыле), авторы утверждают эту нелепость, а В. Селюнин еще и добавляет к этому изощрённые измышления и обвинения.

Конечно, такие примеры не характерны для всех выступлений и статей, но их немало и они не способствовали объективному пониманию ситуации, обостряли психологическую обстановку, нервировали людей, вселяли в них недоверие к специалистам. Сложившаяся ситуация привела некоторых иностранных авторов к мысли, что этот поток неточностей и некорректностей в прессе специально организован. В книге французских авторов И. Лесера и Э. Паркера "Дело Чернобыля: война слухов" сказано: "Благодаря необыкновенному таланту, с которым умеют влиять на сознание масс небольшие "штабы интеллигенции", их голос звучит громче, чем голос представителей самой передовой науки, вплоть до того, что ученые вообще оказываются "за бортом", и что создает опасный прецедент победы иррационального мышления над разумом".

Каковы же прогнозы на будущее? Какое время обстановка на загрязненных территориях будет оставаться напряженной?

Весьма длительное время. В зоне "отчуждения" (30-км зона) оно определяется периодом полураспада плутония-239 (24 тыс. лет). И, если не наступит время, когда люди смогут физически "убрать" плутоний, то зона отчуждения останется навечно. На территориях, где уровень загрязнения плутонием и стронцием-90 не превышает допустимый, это время определяется поведением цезия-137.

Следовательно, нужно быть готовыми к длительной борьбе в течение десятков лет - за безопасное хозяйствование в районах поражения "чернобыльской" радиацией.

Безусловно, для эффективного решения всех долгосрочных проблем ликвидации последствий Чернобыльской аварии нужна консолидация всех квалифицированных и позитивных сил общества в этом направлении.

Если внимательно проанализировать вклад министерств и ведомств в ходе ЛПК на ЧАЭС, то нельзя выделить какое-то одно из них, и "петь дифирамбы" в его честь. Речь, конечно, не идет об объемах работ и вложениях денежных средств.

Но если рассмотреть по критерию критики в адреса тех или иных министерств, то чашу весов перетянет Госкомгидромет. Об этом справедливо замечает один из сподвижников Ю.А. Израэля -Е.Д. Стукин [12]: "Работая долгое время в Чернобыле, мне приходилось многократно сталкиваться с различными мнениями вокруг работы Госкомгидромета СССР, получавшего огромные массивы информации о радиоактивном загрязнении территории. Мнения недоброжелателей и, как правило, людей малокомпетентных, подогреваемых зачем-то прессой, сводились, в основном, к обвинениям Госкомгидромета СССР в необъективной информации. Никак не могу понять: зачем Госкомгидромету и его сотрудникам было давать необъективную информацию при наличии объективной, добываемой порою в весьма сложных и небезопасных условиях. Были бы мы сотрудниками Минатомэнергопрома, или Минэнерго, или Минсредмаша, такую "борьбу" за честь мундира еще можно было бы понять, и то с трудом. Мы ведь не проектировали станцию, не строили ее, не эксплуатировали и не взрывали.

Что касается так называемого замалчивания информации, получаемой нами в первые месяцы и годы после аварии, то скажу однозначно, что вся работа по оценке радиационной обстановки была заключена в рамки секретности, и такое положение вещей в государстве не является основанием для обвинения людей, порой рисковавших своей жизнью при проведении измерений. Если бы все ученые решили бороться с государством и властными структурами, то некому было бы производить грамотные исследования радиационной обстановки. В период середины и конца 80-х годов и министры, и все мы жили в рамках всевозможных инструкций и запретов, не мешало бы это помнить.

Действительно, в 1986 - 1988 гг. в высшие инстанции мы отправляли документацию под грифом "дсп" или "секретно", но цифры и выкладки там были изложены абсолютно достоверно. В 1986 г. Госкомгидромет регулярно выпускал сводку уровней загрязнения, не исправляя и не передергивая отчетность. С этими документами впоследствии неоднократно работала прокуратура и СССР, и Украины, все проверяли нас, искали грехи. А вот то, что грехов не нашли, почему-то никто не опубликовал. Режим секретности с наших работ был снят только в 1989 г.

Затрону и еще одну весьма острую тему. Она касается того, что на ряде заседаний Верховного Совета Украины звучало требование привлечь к ответственности бывших советских и партийных руководителей, должностных лиц Госкомгидромета и Минатомэнергопрома. По этому поводу позволю себе высказать свою личную точку зрения. На Украине такие люди как Ю.А. Израэль и Л.А. Ильин, которых я лично очень хорошо знаю, считаются чуть "ли не врагами украинского народа. Особенно, много толков возникает вокруг проблемы необходимости эвакуации Киева. Эти два человека должны были взять на себя ответственность за ответ на вопрос: нужно ли эвакуировать Киев? А вопрос этот был поставлен в первые же дни после аварии, когда еще ничего не было ясно. Тем не менее, профессионализм этих людей был таков, что они смогли научно предвидеть последствия аварии в первые же дни, используя самые первые сведения о еще не закончившемся бедствии. Именно научный прогноз, сделанный этими людьми, был положен в основу решения о том, что Киев эвакуировать не нужно. Я знаю, что Ю.А. Израэль и Л.А. Ильин сделали приписку к этому документу о том, что это решение должно появиться в средствах массовой информации. После чего бывший председатель ВС Украины B.C. Шевченко заперла его у себя в сейфе (она сама заявляла об этом на заседании ВС СССР) и документ так и не увидел свет. Я считаю, что мы все должны быть благодарны людям, взявшим на себя такую ответственность. Можно себе только представить, сколько бед произошло бы, если было принято решение об эвакуации Киева.

Именно такие "сердобольцы" являются виновниками появления "чернобыльского синдрома", в психическом состоянии многих людей, в ухудшении психического здоровья населения. Для меня абсолютно ясно, что "чернобыльский синдром" мог родиться исключительно в условиях политических и экономических катаклизмов тех лет. Я берусь утверждать, что в львиной доле болезней и смертей, произошедших в результате Чернобыльской аварии, повинны амбициозные политики. Вот их и надо бы привлекать к суду. Я неоднократно присутствовал на многочисленных митингах, выступал, видел, как рыдают женщины, боясь за жизнь своих детей. Их психологическое состояние значительно опасней радиационного облучения, которое могли получить они и их дети. Ведь обывателям, не посвященным в тонкости ионизирующего облучения, можно успешно доказать все, что угодно. А ведь человек как биологический вид сформировался в поле постоянного воздействия так называемой естественной радиоактивности пород, слагающих земную кору, повсеместно присутствующих в почве, и, наконец, в поле воздействия космической радиации.

Весной 1990 г. в Киеве работали эксперты МАГАТЭ: около 200 ученых, вся мировая элита в области радиационной медицины, воздействия радиации на окружающую среду. Я входил в одну из групп экспертов и полностью согласен с выводами, сделанными комиссией о высоком качестве данных и измерений, полученных нашими учеными. Я считаю, что такие экспертизы было бы чрезвычайно полезно продолжать регулярно с открытым освещением в прессе результатов анализа данных. Что- же получилось в итоге? В прессе последовали наглые безграмотные публикации, обвиняющие не только отечественных специалистов, но и ученых мирового сообщества в подтасовке фактов и цифр. Ученые всего мира были потрясены реакцией прессы на их работу, на обвинения в их адрес о том, что они, якобы, были заинтересованы в искажении фактов. А ведь они выступали именно как независимые эксперты и за свой труд не получали денег. Я внимательно изучил их выводы, разговаривал со многими из них и могу засвидетельствовать, что работа была проделана огромная, на высочайшем научном уровне".

"Разбирая" завалы информации о воздействии на человеческий организм ионизирующего излучения радионуклидов нельзя абстрагироваться от других факторов, которым подвергается человеческий разум, т.е. его психика. Принято рассматривать воздействие отдельных факторов. А если комплексно? А ведь в жизни так и есть. А если с психикой у конкретного индивидуума не все в порядке? Хотя у него и отменное здоровье по современным критериям.

А может быть в этом случае, т.е. при учете комплексного воздействия множества факторов на человеческий организм, возникших после Чернобыля, все станет на свои места. И самое главное -будут найдены новые способы оздоровления населения, попавшего под чернобыльское "ненастье".

И еще об одном эпизоде, связанном с Госкомгидрометом. Одна из его задач сводилась к определению возможности смыва почвы вместе с радионуклидами при интенсивных дождях в бассейны рек Припять, Днепр, в Киевское водохранилище. Предстояло произвести перераспределение осадков. Засев облаков ледяными кристаллами или льдообразующими аэрозолями.

Работы выполнялись Центральной Аэрологической обсерваторией Гидрометеослужбы СССР и Украины НИГМИ [8]: "В работах использовался самолет АН-12. Полеты планировались на дни, когда над 30-км зоной ожидалось развитие кучево-дождевых облаков. Объектом воздействия служили растущие вершины в системе куче* I во-дождевых облаков, а также мощные кучевые облака с высокой вероятностью перерастания в кучево-дождевые. При пролете на уровне 100 м выше или ниже вершины в нее сбрасывался цементу упакованный порциями по 30 кг. Дозировка реагента определялась количеством вершин в облаке, размером каждой вершины и колебалась в пределах от 30 до 300 кг на облако.

Работы по воздействию на облака велись в периоды с 18 мая по 8 июня и с 17 сентября по 30 декабря 1986 г. В летний период осуществлялось воздействие на кучево-дождевые облака грубодисперсными порошками и на мощные кучевые облака - льдообразующими реагентами, в осенне-зимний период - воздействие на фронтальные облака, а также на мощные кучевые - льдообразующими реагентами.

В летний период воздействия грубодисперсными порошками производились в течение 17 дней. Было обработано 131 облако, израсходовано 9 т цемента. Воздействия льдообразующими реагентами велись в течение 15 дней (порой одновременно с воздействием порошками). Израсходовано 1,1 т твердой углекислоты и 594 пиропатрона ПВ-26.

Работы по уменьшению осадков на заданной ограниченной площади, насколько нам известно, выполнены впервые в мировой практике. Позже основные концепции, сформированные при разработке программы работ в районе Чернобыля, были развиты применительно к перераспределению осадков в районе больших городов с целью улучшения погодных условий для проведения массовых мероприятий.

В начале перестройки в отечественной прессе появились статьи, в которых эксплуатировалась идея о том, что активные воздействия якобы были применены для осаждения радиоактивных веществ на территории Украины и Белоруссии с целью недопущения их выпадения на территории России. Автором первых таких более чем странных высказываний был писатель Алесь Адамович, которому этот вымысел понадобился для убеждения читательской аудитории в злонамеренности любых действий властей и разжигании национальной розни. Писателя не интересовала истина; ни он, ни другие журналисты не поинтересовались у лиц, планировавших и проводивших работы по уменьшению осадков над 30-км зоной вокруг Чернобыля, о целях и результатах этих работ. Если бы эти журналисты и писатели проявили бы хоть малейший интерес к фактам, то они легко установили бы, что активные воздействия с целью уменьшения осадков были начаты только после прекращения существенных выбросов из реактора, что воздействия велись на облака и облачные системы, натекавшие на 30-км Зону с наветренной стороны и свободные от радиоактивных загрязнения, жизненный цикл облаков составлял не более 1,5-2 часов и, следовательно, все изменения в облачных процессах происходили на расстояниях не более 100 км".

 

О РОБОТАХ

 

В ходе ЛПК непосредственно на ЧАЭС одним из сложных препятствий были высокие уровни радиации. Основным источником был естественно разрушенный реактор. Но продукты взрыва были разбросаны на значительной территории АЭС.

В ходе дезактивизации территории АЭС приходилось разбирать разрушенные конструкции, готовить фронт работ строителям "Саркофага", очищать кровлю третьего блока от радиоактивных элементов реактора, ос<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...