Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственные доходы как экономическая категория, их источники и основные каналы формирования

Введение

Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами - одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поэтому проблема наполнения федерального бюджета, являющегося главной казной государства, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Поскольку само государство - учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.

В юридической литературе под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале.

Цель курсовой работы – изучить государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические и методологические основы государственных доходов;

- проанализировать эффективность образования и использования государственных доходов;

- рассмотреть перспективы развития государственных доходов в современной России;

Объектом данного исследования является государственный бюджет Российской Федерации, предметом иследования являются государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России.

Методологической основой для написания курсовой работы явились законы, статьи, опубликованные в периодической печати, научные труды отечественных авторов: Александрова И.М., Белозерова С.А., Врублевской О.В., Поляка Г.Б., Романовского М.В..

Для решения поставленных задач в данной работе применялись методы анализа и сравнения относительных показателей расходов и доходов федерального бюджета.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе изучаются теоретические и методологические основы государственных доходов.

Во второй главе анализируется эффективность образования и использования государственных доходов.

В третий главе рассматриваются перспективы развития государственных доходов в современной России.

«Теоретические и методологические основы государственных доходов»

Поступление в федеральный бюджет Российской Федерации налога на прибыль организаций 2007-2009

  2007 год 2008 год 2009 год
  Млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу млрд. рублей в % к итогу
Всего 641,2 761,1 195,4
из него: зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам 545,7 85,1 667,5 87,7 110,3 56,5
с доходов, полученных в виде дивидендов 79,5 12,4 84,8 11,1 72,9 37,3
с доходов, полученных в виде процентов по государствен- ным и муниципальным ценным бумагам 15,9 4,6 8,0 1,1 11,9 6,1

Источник: http://www.gks.ru.

Поступление налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году сократилось по сравнению с 2008 годом на 74,3%, по сравнению с 2007 годом на 30,5%. В общей сумме поступлений по данному налогу в 2009 году доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, сократилась по сравнению с 2008 годом на 31,2 % и составила 56,5%, при увеличении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов на 26,2 % (соответственно 37,3%). А в 2008 году в общей сумме поступлений по данному налогу доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, увеличилась по сравнению с 2007 годом на 2,6 % и составила 85,1%, при уменьшении доли налога с доходов, полученных в виде дивидендов на 1,3 % (соответственно 12,4%).

Таблица 3

Расходы на реализацию приоритетных национальных проектов

За 2007-2009 гг. (млрд. рублей)

Национальные проекты 2007 год 2008 год 2009 год
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 62,5 90,5 91,2
«Здоровье» 121,2 128,7 111,9
«Образование» 53,1 45,3 30,9
«Развитие агропромышленного комплекса» 26,6 24,5 44,3

Источник: http://www.uvao.ru/uvao/ru/nacprojects

В 2007 году на реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» было направлено средств в объеме 62,5 млрд. рублей, а в 2008 году - на 44,8% выше, чем в 2007 году. А вот в 2009 году на реализацию данного национального проекта было направлено средств на 0,8 % выше, чем в 2008 году.

На финансирование национального проекта «Здоровье» в 2007 году были направлены бюджетные ассигнования в объеме 121,2 млрд. рублей, а в 2008 году – на 6,2% выше, чем в 2007 году, в 2009 году – на 13,1% ниже, чем в 2008 году.

На реализацию национального проекта «Образование» в 2007 году из федерального бюджета было выделено 53,1 млрд. рублей, а в 2008 году – на 14,7% ниже, чем в 2007 году, в 2009 году – 31,8% ниже, чем в 2008 году.

На реализацию национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в бюджет 2007 года были направлены средства в объеме 26,6 млрд. рублей, а в 2008 году – на 7,9 % ниже, чем в 2007 году, в 2009 году – на 80,8% выше, чем в 2008 году.

Общая сумма расходов федерального бюджета 2007 года на реализацию мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации в России, составляло 32,7 млрд. рублей, в 2008 году – 43,9 млрд. рублей, в 2009 году – 56,3 млрд. рублей.

Таким образом, объем расходов федерального бюджета за весь год в 2008 году составил 7570,9 млрд. рублей, по сравнению с 2007 годом он увеличился на 26,5%, так как в 2007 году объем расходов федерального бюджета за весь год составил 5986,6 млрд. рублей. Объем расходов федерального бюджета в 2009 году составил 9636,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 27,3%.

Проанализировав доходы и расходы федерального бюджета можно сделать вывод, что в 2007 году бюджет был выполнен с профицитом 1989,7 млрд. рублей, в 2008 году - с профицитом 1705,1 млрд. рублей, а вот в 2009 году с дефицитом2300 млрд. рублей.

 

Выводы и предложения

Изучив и проанализировав государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России можно сделать следующие выводы:

1. Под доходами государства понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Государственные доходы – это экономическая категория, общественное назначение которой заключается в том, что доходы служат финансовой базой деятельности государства и включают в себя: 1) доходы государственного бюджета; 2) привлеченные государством кредиты и размещенные займы; 3) ресурсы государственных внебюджетных фондов.

Ведущее место в составе государственных доходов занимают доходы государственного бюджета, за счет которых, в основном, и обеспечивается решение главных социально-экономических задач. Основным источником формирования государственных доходов выступает национальный доход. Когда же вновь созданной стоимости государству недостаточно для покрытия финансовых нужд оно обращается к другому источнику – национальному богатству.

Классификация государственных доходов может осуществляться прежде всего по следующим основаниям: 1) социально-экономическому признаку; 2) территориальному признаку; 3) методу мобилизации; 4) форме образования; 5) получателю дохода.

2. Объем доходов федерального бюджета РФ в 2007 году составил 7779,1млрд. рублей, а объем расходов - 5986,6 млрд. рублей. В 2008 году объем доходов федерального бюджета РФ составил 9275,9 млрд. рублей, объем расходов составил 7570,9 млрд. рублей. В 2009 году объем доходов федерального бюджета РФ составил 7336,8 млрд. рублей, объем расходов - 9636,8 млрд. рублей.

Из анализа доходов и расходов федерального бюджета РФ 2007-2009 годов мы видим, что в 2007 году бюджет был выполнен с профицитом 1989,7 млрд. рублей, в 2008 году - с профицитом 1705,1 млрд. рублей, а вот в 2009 году с дефицитом2300 млрд. рублей.

Причиной дефицита 2009 года скорее всего является то, что исполнение бюджета 2009 финансового года осуществлялось в сложных кризисных условиях. Для смягчения ситуации основной объем расходов в 2009 году был сохранен, не смотря на существенное снижение доходов.

Проанализировав доходы и расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов 2007-2009 годов можно сделать вывод, что в 2009 году расходы превысили доходы на 2426,6 млрд. рублей, то есть консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом. В отличие от 2009 года, в 2007-2008 годах бюджеты были исполнены с профицитом 2004,9 млрд. рублей и 2012,1 млрд. рублей соответственно.

3. Доходы бюджета планируется получить в следующих размерах: в 2010 году – 6,950 трлн. рублей, в 2011 году – 7,456 трлн. рублей и в 2012 году – 8,070 трлн. рублей. При этом нефтегазовые доходы будут примерно составлять: 3,195 трлн. рублей, 3,312 трлн. рублей и 3,503 трлн. рублей соответственно.

Расходы федерального бюджета должны составить: в 2010 году – 9,887 трлн. рублей, в 2011 году – 9,390 трлн. рублей и в 2012 году- 9,681 трлн. рублей.

Дефицит федерального бюджета ожидается в 2010 году в размере – 2,937 трлн. рублей, или 6,8% ВВП, в 2011 году он должен сократиться до 1,934 трлн. рублей, или 4% ВВП, а в 2012 году – до 1,611 трлн. рублей, или 3% ВВП. Не исключается и возможность бездефицитного бюджета-2012 года – если конечно, цена на нефть существенно превысит 60 дол. за баррель. Однако в настоящее время Минфин не планирует повышать прогноз цены нефти на 2010 год и пересматривать прогноз валютного курса, а бюджет 2012 года сформулирован с дефицитом в размере 31% ВВП при сокращении государственных расходов.

Доходы государства важны для всего общества. Основные предложения повышения государственных доходов следующие:

- изыскание резервов увеличения доходов бюджета за счет уменьшения существующей недоимки по налогам, упорядочение льгот, отсрочек и рассрочек, повышение уровня собираемости налоговых и таможенных платежей;

- ужесточение контроля за сбором акцизов на ликероводочные изделия;

- снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков, создание благоприятных условия для развития отечественного товаропроизводства, предприятий малого и среднего бизнеса;

- стимулирование роста заработной платы в качестве основного источника доходов населения, внутреннего платежеспособного спроса и доходного источника региональных бюджетов

- необходимо, с одной стороны, максимально эффективно и экономно расходовать имеющиеся ресурсы, а с другой – изыскивать новые источники для бюджетных поступлений.

 

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ (ред.24.11. 2008).

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год ».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 года № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год».

4. Федеральный Закон от 24.11. 2008 № 204-ФЗ «О Федеральном Бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

II. Специальная литература:

5. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. Изд-во Дашков и К. - М.: 2006.

6. Бюджетная система Российской Федерации: учебник/А.М.Годин, В.П. Горегляд, И.В.Подпорина.8-е изд., испр. и доп.-М.: Дашков и К.,2009.-628с.

7. Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: учебное пособие/ С.В. Галицкая.-2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо,2008.-736с.

8. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. "Прогресс - Академия" - М.: 2007.

9. Голубцова В.Г. Бюджетная политика в условиях финансового кризиса// Финансы.-2009.-№9.-С.6-9.

10. Государственные и муниципальные финансы: учебник/И.Н. Мысляева.2-е изд. - М.:ИНФРА-М,2009.-360с.

11. Гурова Е.Д. Финансы Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: Москва, 2007.

12. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

13. Ковалев А.П. Финансы и кредит. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 480с.

14. Ковалева А.М. Финансы и кредит. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 512с.

15. Колпакова Г.М. –2–е изд., перераб. и доп. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 496с.

16. Кудрин А.Л. (Министр финансов РФ). Федеральный бюджет на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 гг.// Финансы.-2009.-№12.-С.3-8.

17. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007- 639с.

18. Поляк Г.Б. – 3-е изд., перераб. и доп. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: ЮНИТИ ДАНА, 2008. – 512с.

19. Силуанов А.Г. (Заместитель Министра финансов РФ). Региональные бюджеты: текущее состояние и перспективы//Бюджет.-2009.-№11.-С.18-21.

20. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 282с.

21. Финансы в вопросах и ответах: учеб. пособие/ С.А. Белозеров и др.; под ред. В.В. Иванова; В.В. Ковалева – М..:ТК Велби: Проспект, 2007. – 272с.

22. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник/ М.В. Романовский и др., О.В. Врублевской; под ред. О.В. Романовского – М.: Юрайт–Издат, 2008.-543с.

23. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: http://www.minfin.ru

24. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы РФ: http://www.nalog.ru

25. Официальный сайт Службы Государственной Статистики: http://www.gks.ru

 

 

Введение

Любому государству для выполнения своих задач и функций необходимы денежные средства, обеспечивающие финансирование всей государственной деятельности. Поэтому в собственность государства направляется часть национального дохода страны в виде различных по своей юридической природе поступлений, за счет которых формируются государственные доходы. Достаточная обеспеченность государства финансовыми ресурсами - одно из необходимых условий эффективного функционирования системы государственной власти и, как следствие, успешного выполнения государством своих задач и функций. Поэтому проблема наполнения федерального бюджета, являющегося главной казной государства, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным вниманием как государственной власти, ученых и финансистов, так и общественности. Поскольку само государство - учреждение постоянное, то и потребности его в финансовых ресурсах также явление постоянное.

В юридической литературе под государственными доходами традиционно понимается часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционирования государственных органов. Вместе с тем понятие «государственный доход» можно рассматривать как централизованные денежные поступления в государственный бюджет, осуществляемые на основании бюджетного законодательства соответствующего государства (в нашем случае Российской Федерации), а также прибыль государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых государство в лице органов государственной власти имеет право на долю в уставном (складочном) капитале.

Цель курсовой работы – изучить государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические и методологические основы государственных доходов;

- проанализировать эффективность образования и использования государственных доходов;

- рассмотреть перспективы развития государственных доходов в современной России;

Объектом данного исследования является государственный бюджет Российской Федерации, предметом иследования являются государственные доходы: основные их формы и перспективы развития в современной России.

Методологической основой для написания курсовой работы явились законы, статьи, опубликованные в периодической печати, научные труды отечественных авторов: Александрова И.М., Белозерова С.А., Врублевской О.В., Поляка Г.Б., Романовского М.В..

Для решения поставленных задач в данной работе применялись методы анализа и сравнения относительных показателей расходов и доходов федерального бюджета.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе изучаются теоретические и методологические основы государственных доходов.

Во второй главе анализируется эффективность образования и использования государственных доходов.

В третий главе рассматриваются перспективы развития государственных доходов в современной России.

«Теоретические и методологические основы государственных доходов»

Государственные доходы как экономическая категория, их источники и основные каналы формирования

Под доходами государства понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливая налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, то есть несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд – содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и так далее [7,С.314].

Государственные доходы – это экономическая категория, общественное назначение которой заключается в том, что доходы служат финансовой базой деятельности государства и включают в себя:

1) доходы государственного бюджета;

2) привлеченные государством кредиты и размещенные займы;

3) ресурсы государственных внебюджетных фондов.

Формула 1

Государственные доходы = доходы государственного бюджета + привлеченные государством кредиты и размещенные займы + доходы бюджетов внебюджетных фондов.

Ведущее место в составе государственных доходов занимают доходы государственного бюджета, за счет которых, в основном, и обеспечивается решение главных социально-экономических задач. Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Основным источником формирования государственных доходов выступает национальный доход. Когда же вновь созданной стоимости государству недостаточно для покрытия финансовых нужд, например в период экономического кризиса, оно обращается к другому источнику – национальному богатству.

Национальный доход, как важнейший макроэкономический показатель, представляет собой вновь созданную стоимость; совокупный доход, полученный в экономике страны. Часть этого дохода поступает в централизованные фонды (бюджет и внебюджетные фонды) в виде обязательных платежей, в том числе – налогов [7,С.315].

Национальное богатство как другой важнейший макроэкономический показатель, характеризующий собой экономическую мощь страны, представляет собой совокупность:

1) материальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений;

2) природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени, вовлеченных в процесс воспроизводства.

Следует остановиться также на классификации государственных доходов. Источники доходов делятся на две группы – внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для осуществления своих функций, к внешним – национальный доход другой страны, заимствованный в форме внешних займов, и в исключительных случаях - национальное богатство. Финансовые ресурсы, аккумулируемые государством, называются централизованными и формируются за счет налоговых поступлений и других платежей населения и неналоговых доходов, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованными, образующимися из денежных доходов и накоплений самих предприятий. По территориальному уровню государственные доходы РФ подразделяются на федеральные, доходы субъектов федерации, муниципальные (местные) доходы.

Во всех экономически цивилизованных государствах основными методами перераспределения национального дохода с целью мобилизации государственных доходов, или каналами формирования доходов государств, являются: налоговые поступления, займы, неналоговые поступления, эмиссия, трансферты. Соотношение между этими методами неодинаково в разных странах и внутри страны в разные исторические периоды и определяются множеством факторов.

Центральное место в системе государственных доходов принадлежит налогам, с помощью которых формируется большая часть доходов, как бюджетов, так и внебюджетных фондов. Налоги – это обязательные платежи, безвозмездно взимаемые государством (федеральными и региональными органами власти), а также органами местного самоуправления с физических и юридических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоговые поступления присущи мирному политически стабильному периоду развития государства. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы совершенных стран. Принципы и механизм налого­обложения формируются государством и находят свое выражение в финансовой политике государства [18,С.194].

Государственные займы являются по своему значению вторым видом поступлений. Этот вид имеет тысячелетнюю историю, но получил широкое распространение только в XX веке, особенно в последнее время. При этом государственные займы как таковые не являются доходами в истинном смысле. Это денежные средства на возвратной основе, да еще и с определенной платой в виде процентов. Их положительная сторона состоит в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах.

Третий источник поступлений государства объединяет неналоговые доходы. К ним относятся поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, суть которого заключается в результативном функционировании государственного достояния. Небольшие доходы в казну поступают от государственных предприятий, в виде дивидендов по акциям, находящимся в собственности у государства, и от ряда других источников.

Четвертый вид поступлений государственного бюджета - это эмиссия денежных знаков. Как правило, данный вид финансирования государственного бюджета используют для покрытия бюджетного дефицита, возникающего при превышении расходов бюджета над его доходами. Эмиссия, так же как и займы, является, образно выражаясь, негласным поступлением бюджета, о ее применении широкая общественность узнает постфактум.

Пятый вид бюджетных поступлений - трансферты (финансовая помощь) - имеет место исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней. Трансферты включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим уровням бюджетной системы [18,С.196].

Таким образом, государственные доходы – это экономические (денежные) отношения, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств. Ведущее место в составе государственных доходов занимают доходы государственного бюджета, за счет которых, в основном, и обеспечивается решение главных социально-экономических задач. К государственным доходам относятся также доходы внебюджетных фондов и привлеченные государством кредиты и размещенные займы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...