Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РОЛЬ ТЕХНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ «ЯЗЫКА ЭКРАНА»Диапазон технических средств современного кино и телевидения чрезвычайно широк. Их перечисление заняло бы немало страниц. Некоторые из этих средств, преимущественно на этапах формирования кино, ТВ и видео, а также технических переворотов, подобных приходу синхронного звука, привлекали внимание киноведов, и соответствующие коммуникативно-художественные процессы были своевременно отмечены и в какой-то мере изучены. Это касается и форм движения камеры, и различной оптики (в частности, роли широкоугольных объективов в так называемых глубинных мизансценах), и чувствительности пленок и звукозаписывающей аппаратуры, особенно в документалистике 50—60-х годов, и комбинированных съемок в фантастических и сложнопостановочных лентах, а в последнее время — электронных спецэффектов, стереофонии и музыкальных синтезаторов и т. д. И все же взаимодействие техники, коммуникации и искусства в экранном творчестве и восприятии относится к числу наименее исследованных проблем, как, впрочем, и все проблемы, требующие двойной специализации, в данном случае технической и гуманитарной, и совместных усилий теоретиков, практиков и социологов. Нет и единой концептуальной базы для такого комплексного подхода. Не останавливаясь на частных, конкретных вопросах, требую- щих специального анализа, настоящая статья содержит ряд предварительных соображений, по существу, предшествующих собственно изучению «языка экрана», и в значительной части носит гипотетический, дискуссионный характер. Сразу подчеркну, что в современном мире отчетливо вырисовываются процессы формирования и молниеносного (в течение менее одного века) распространения аудиовизуальной (звукозрительной) культуры, сфера действия которой беспрерывно расширяется. Мы едва успели заговорить о взаимопереплетениях кино и ТВ в видеосфере, как в дверь стучится компьютеризация, включающая в свои важнейшие составные части общение человека с дисплеем (то есть с тем же экраном), компьютерную- графику (новую форму мультипликационного творчества, уже с конца 60-х годов широко применяемую за рубежом), электронные игры и многие другие, еще не изведанные коммуникативно-художественные возможности. В самой общей перспективе современная культура в целом развивается в двух взаимодополняющих направлениях: интеграции, с одной стороны, и диверсификации — с другой. И тут и там новая техника коммуникации играет далеко не последнюю роль. Интегративные процессы проявляются в первую очередь в универсальной направленности телевизионного вещания, способного охватывать огромные и разрозненные аудитории в самых разных уголках земного шара. Эта тенденция проявляется как в рамках отдельных стран, так и мира в целом (от Евровидения до системы «Уорлднет»). Та же индустрия информатики, позволяющая индивидуальный отбор сообщений и произведений искусства отдельными группами потребителей, служит технической основой противоположной тенденции к диверсификации культурной продукции, оживлению разного рода региональных центров, художественных направлений, заведомо рассчитанных на узкие аудитории (не только «элитарные», но и демографические, этнические, национальные общности). Квинтэссенцией диверсификации можно считать видеокомпьютеры. Примечательно, что обе названные тенденции культурного развития ориентированы на домашнее потребление культуры и искусства. И просто телевизор и видеокомпьютер устанавливаются в квартире, из которой в перспективе вообще можно будет не выходить, поскольку все большее число трудовых операций совершают при помощи того же компьютера. Как же в этой связи быть с «соборностью» восприятия, которое было унаследовано кинематографом от театра и (правда, в иных масштабах) существует и сегодня? Оказывается, что обе тенденции, и каждая по-своему, несут с собой усиление роли вне-домашнего досуга, включающего самые разные представления и действия: кинопросмотры, экспериментальные зрелища, объединяющие экранные формы с реальным сценическим действием, све-
томузыкальные установки, монументально-архитектурные композиции типа «звук и свет», наконец дискотеки, наиболее наглядно свидетельствующие о массовой потребности в непосредственном эстетически организованном общении, которое ни в коей мере не может быть заменено даже самым совершенным «культурно-коммуникационным комбайном». Именно в такой широкой перспективе выявляется относительность специфики каждой технической формы аудиовизуальной коммуникации в контексте более объемной и важной для развития культуры общей зоны, где различия между кино, телевидением, видео и даже дисплеем отходят на задний план. Уже для целого поколения (а на Западе — двух) просмотр кинофильма в кинотеатре — исключение, а по телевидению (сегодня и видео) — правило. Поэтому специфика кинотеатрального показа, как и прямого репортажа, программности и даже обратной связи в телевидении или сближения видеокассеты с книгой — факторы частные, не заменяющие, а дополняющие широчайший диапазон общности экранной коммуникации, общности, обнаружившей себя благодаря применению видеотехники не только в быту и сфере экранного обслуживания населения, но и в процессе творчества. Таким образом, «язык экрана» и его техники могут служить самым различным социокультурным и идейно-художественным целям. Вообще говоря, языки, как естественные, устно-письменные, так и искусственные, в том числе аудиовизуальный, звукозрительный, при всей широте их коммуникативного и художественного диапазона в каждом конкретном случае — высказывании или произведении — подчиняются решению определенных задач. При этом, что хотелось бы отметить особо, динамика самой жизни во много раз обгоняла и обгоняет исследовательскую мысль, причем не только отечественную. Имеющийся научный аппарат не способствует, а препятствует адекватному описанию новых явлений экранной культуры. Отсюда особая важность конкретных вопросов, в особенности, как это ни странно, терминологических, которые были вызваны к жизни не прекращающимися уже несколько десятилетий дискуссиями по проблемам «языка экрана». Ведь именно в этой весьма специфической и сугубо академической сфере можно найти истоки и распространенных теоретических сложностей, и разногласий. Принятое в киноведении понятие «язык кино» часто считается эквивалентам словосочетанию «выразительные средства киноискусства». Такое понимание базируется на искусствоведческой метафоре «язык искусства», откуда и представление о «языках» отдельных видов художественного творчества, коль скоро отличаются они друг от друга в первую очередь по «технике» или «языку». Характерно, что «техника» и «язык» нередко воспринимаются почти как синонимы, поскольку оба эти термина в данном случае используются не в прямом, а в переносном смысле. Для традиционных искусств тут нет особой проблемы. Очевидно, что различные «техники» живописи или графики не имеют прямого отношения к технике как таковой и к научно-техническому прогрессу, а «язык» как система выразительных средств, скажем, литературы, отнюдь не то же самое, что конкретный язык, на котором написано произведение. Иное дело экран. По отношению к нему «техника» вновь обретает свой прямой и непосредственный смысл. А «язык»? Сведение «языка кино» к системе художественных средств здесь чревато существенными осложнениями. По реальной сфере своего применения экран, скорее, может быть сопоставлен (хотя не отождествлен) с естественным языком, а не с художественной литературой — лишь одной из форм его использования. Ведь аудиовизуальный «язык» обслуживает всю совокупность коммуникативных функций экрана, не ограничивающихся киноискусством. Отсюда и вторая оговорка, отличающая «язык экрана» от «киноязыка». Экранное творчество сегодня — это не только кино, но и различные формы телевидения, видеокассеты и видеодиски. И «язык» — знаковый, семиотический потенциал — у всех этих технически принципиально различных средств общий, несмотря на существование частных, особых возможностей и у кино (размер экрана), и у ТВ (прямой репортаж), и у видео (электронные спецэффекты). Эта общность в первую очередь и подлежит выявлению и анализу. Что касается искусства, то оно сохраняет свою творческую функцию по отношению к «языку экрана», точно так же как художественная литература — по отношению к языку естественному. Речь здесь, конечно, идет опять-таки не о тождественности процессов в принципиально различных формах коммуникации, из которых одна, экран, включает другую, естественный язык, в качестве важнейшей составной части, а о теоретической аналогии общих структурных связей между коммуникацией и искусством. Важно подчеркнуть при этом, что развитие языка, как естественного, так и экранного, определяется всеми многозначными и многоплановыми процессами его использования обществом, в которых художественное творчество играет безусловно важную, но далеко не единственно ведущую роль. В основе «языка экрана» лежит естественное общение как человека с человеком, так и человека с миром, точнее, аудиовизуальное восприятие мира человеком. Даже если понимать термин «язык», как это в свое время предлагал В. В. Иванов, в широком смысле, как любую знаковую си-стему , в экранной коммуникации мы имеем дело не с одним «языком», а с несколькими. В звукозрительный ряд входит изображение в движении и акустическая сфера, включающая устную речь, естественные и искусственные шумы и музыку. Разумеется, и изображение внутри себя неоднородно: природная и культурная среда, растительный и животный мир, соответствующие предметы и их сочетания, выразительность человеческого тела (ее основные элементы — мимика и жест, но она может быть расширена, развита и даже абсолютизирована, к примеру, в балете), разного рода абстрактные формы, наконец, письменное слово — все это разноплановые элементы, с различной структурой формирования значений. Поэтому мне кажется, что в плане чисто теоретическом правомернее говорить о «системе знаковых систем», то есть системной организации и синтетическом единстве (не зависящем от того, насколько этот синтез умело осуществляется в конкретной коммуникативной деятельности) различных знаковых систем, каждая из которых подлежит и подвергается специальному исследованию. Заметим также, что и искусство экрана, уже как вторичная моделирующая система, имеет естественную основу и аналог в различных типах зрелищ (в особенности театральных), а также в художественных прообразах отдельных компонентов фильма. - Однако эти первоисточники экранного общения дают только предпосылки для его реализации. Сама же реализация требует определенной технической оснащенности. Техника аудиовизуальной коммуникации на протяжении последнего столетия не раз претерпевала весьма существенные трансформации. Первоначально в конкурентной борьбе различных способов записи и воспроизведения изображения победил кинематограф. На этой основе развивалось в дальнейшем цветное, звуковое, широкоэкранное и т. п. кино, то есть расширялись возможности экранного общения. Различные оптические и фонографические приспособления и прочие технические новшества охватывают три сферы, имеющие отношение к знакообразованию: объекты съемки (их спектр ныне простирается от макромира до космического пространства), качество и полноту их воспроизведения (звук, цвет и т. д.) и формы их передачи, в том числе трансформаций, которым они могут подвергаться в ходе коммуникативной, и в частности художественной, деятельности. Последняя сфера с семиотической точки зрения особо важна. Именно она составляет специфически техническую часть внутренней структуры «языка» экрана, хотя обособить ее можно чисто условно, поскольку, как указывает сама терминология (передача и трансформация), техника здесь функционирует в перцепторном единстве с предкамерными материалами. Поэтому эту ось экранного структурирования мне кажется целесообразным назвать «техническими фильтрами», относя к ним все то, что непосредственно связано с возможностями аппаратуры: свойства объектива, фокусировку, кинетический режим камеры, план, ракурс, монтаж (в узком смысле слова), способы перехода от кадра к кадру, характер записи и воспроизведения звука, проекции изображения и т. д. Если воспользоваться опять-таки условной лингвистической параллелью, функции техники в этом плане можно сопоставить, с одной стороны, с категорией модальности — отношения говорящего к высказыванию и высказывания к действительности,— в особенности выраженной грамматическими средствами, а с другой — с интонацией, выходящей за пределы собственно языка, но способной существенно трансформировать смысл любой фразы. Наиболее наглядный, хрестоматийный пример в этом плане (своеобразный «эффект Кулешова» по отношению к «техническим фильтрам») дает Крис Маркер в фильме «Письмо из Сибири». Повторяя трижды один и тот же фрагмент действия, но с разной степенью освещенности кадра и с различным комментарием, он показывает, как не материал сам по себе, а его авторская интерпретация — от парадного оптимизма до мрачной безысходности — детерминирует восприятие. И хотя здесь смысл отчетливо конкретизируется дикторским текстом, абсолютно очевидно, что он заложен уже в световом решении, то есть в факторе техническом и технологическом. Примеров такого рода, разумеется, «скрытых» в структуре фильма, можно было бы привести множество. Они охватывают акустическую сферу в неменьшей степени, чем визуальную. «Наиболее значительный итог художественно-технической эволюции звука, смысл которого осознан еще недостаточно,— писал Р. Ка-зарян,— выражается в том, что благодаря современному уровню развития технических средств звуковой выразительности звук стал таким же гибким в формировании структуры фильма элементом, как и изображение» 8В. Изучение семиотической и изобразительно-выразительной роли «технических фильтров» является важнейшей составной частью исследования «языка экрана» в целом. Возвращаясь к роли техники в более широкой перспективе необходимо еще раз подчеркнуть, что «язык экрана» формируется и развивается в ходе его использования, то есть коммуникативной деятельности, обусловленной формами социального функционирования экрана, в конечном итоге определяющей, что же из расширяющихся технических возможностей войдет в культурную практику (более или менее широкую), а что останется за ее пределами. И действуют в этой области отнюдь не только психологические и культурные, но и экономические факторы. Условно определяя весьма приблизительные пропорции, можно сказать, что в нехудожественной экранной коммуникации используется одна тысячная доля технически обусловленных возможностей экрана; в традиционных художественных формах, публицистике, игровой повествовательное™,— одна сотая и еще одна сотая — в обычной кукольной и рисованной мультипликации. Тогда около ч/ю возможностей техники остаются на долю экспериментальной мультипликации и разнородных авангардистских опытов, составляющих в реальности одну тысячную долю (если не меньше) общего числа звукозрительных сообщений. При этом какая-то часть уже имеющегося в наличии технического потенциала, применимого в сфере
коммуникации, не используется вовсе. С другой стороны, сам ход технического прогресса (об этом как раз много и хорошо писали у нас) определяется потребностями социального функционирования экрана 8'. С этой точки зрения интересно хотя бы пунктиром проследить эволюцию использования новой техники в кино. Синхронная звуковая дорожка возобладала везде, как только для этого появились технико-экономические возможности. Беззвучные или ограничивающиеся только музыкой фильмы сегодня носят очевидно экспериментальный, единичный характер. Цветное кино (я намеренно опускаю ленты, раскрашенные от руки, как и кинодекламации — это вопрос частный и особый) в течение нескольких десятилетий было исключением и свидетельствовало о престижности постановки. Только в 60—70-е годы оно, как ранее звуковое, почти полностью завоевало экраны и превратило черно-белую гамму в свидетельство бедности и отсталости либо в признак сознательной художественной стилизации. Ведь, как свидетельствуют социологические исследования, цвет является важным фактором, стимулирующим интерес зрителей к тому или иному фильму, посему произвольный отказ от дополнительной аудитории должен быть мотивирован достаточно вескими основаниями или экономического, или собственно эстетического плана. Еще сложнее обстояло дело с размером изображения и структурой и рамкой кадра. Если поли- и вариоэкран, круговая кинопанорама никогда не выходили за границы частных аттракционов, то простое увеличение размеров изображения одно время, в 50— 60-е годы, трактовалось чуть ли не как генеральный путь развития кинотехники. Однако скоро стало ясно, что это путь тупиковый. Первым почти исчез широкий экран, исчез, кстати говоря, вместе с падением популярности вестерна, для пейзажных панорам которого он был наиболее приспособлен. Сокращается и применение широкого формата, остающегося уделом редких принципиально зрелищных произведений. Но и — в этом, пожалуй, состоит главный парадокс — сам традиционный кинокадр используется не полностью — господствующими, очевидно преобладающими на мировом экране стали кашированные ленты, пропорции кадра которых (1/1,66) оказались с точки зрения экранной коммуникации на нынешнем этапе ее развития оптимальными. В этих изменениях, по-видимому, сыграл определенную роль переход на Западе в 60—70-е годы от «кинодворцов», рассчитанных на тысячу и более зрителей, к многозальным комплексам с небольшими залами и соответственно экранами. Этот поворот был вызван резким падением кинопосещаемости, в частности в связи с распространением телевидения. У нас, в условиях менее стремительного сокращения числа кинозрителей, все еще преобладают большие кинозалы, способствующие сохранению широкого формата, а отсутствие соответствующей оптики на киноустановках препятствует полноценной проекции кашированных фильмов, что еще раз свидетельствует о тесной взаимосвязи технических и социокультурных факторов. Об этом говорят и трансформации, характеризующие звуковой ряд. К примеру, если стереокино так и осталось уделом единичных кинозалов, то стереозвук ныне — явление широко распространенное, опять-таки если позволяет технико-экономическое развитие. В конкуренции различных форм записи и воспроизведения звука, как и во всей прочей конкуренции в условиях рыночной экономики, побеждает оптимальное сочетание качества, эффективности и экономичности. Формы и границы применения техники определяются потребностями общества в области коммуникации и искусства. Но техника может и сама служить двигателем социального функционирования экрана. Мне уже доводилось писать о том, что сфера применения кино по совокупности социокультурных и технико-экономических причин была постепенно сужена до специфически художественной деятельности — кино не только и не столько становилось искусством, сколько сводилось к нему 90. Зарождение и распространение телевидения поставило процесс обратно «с головы на ноги» — нехудожественная экранная коммуникация, как ей и положено, стала господствующей, а искусство заняло свое место частного и специфического вида ее. Сторонники абсолютизированной «специфики ТВ» на первых порах придавали глобальное значение технике «прямого репортажа», одновременного с самими событиями. Но дальнейшее развитие показало, что превалирование «прямых передач» было следствием не столько технического всемогущества, сколько технической слабости раннего телевидения. С появлением методов видеозаписи они стали редкими исключениями на малых экранах, сохранив принципиальное значение как момент расширения общего диапазона экранной коммуникации. При этом самое важное, что семиотическое строение звукозрительного ряда осталось неизменным, то есть ТВ свидетельствовало не о появлении нового «языка», а об изменении направленности развития «языка» старого под воздействием новых форм его использования обществом. По существу, все последующие нововведения — кабельное телевидение, видеокассеты и видеодиски и т. д.— преимущественно были ориентированы именно на расширение сферы социального функционирования экрана. В этом плане характерна типология, предложенная швейцарским искусствоведом Рене Берже: «Эволюция в течение только одного последнего десятилетия,— писал он в середине 70-х годов,— была столь стремительной, что уже сейчас необходимо, хотя бы в качестве промежуточной меры, разграничить (прошу прощения за следующие неологизмы): 1. Макротелевидение, или массовое телевидение, которое в Европе чаще называют официальным или национальным телевидением, а в США — телевидением свободным или коммерческим (сами эти обозначения ярко показывают, насколько терминология зависит от экономико-политических контекстов!), техническая основа которого — эфир. 2. Мезотелевидение, или местное-областное телевидение, кото 3. Микротелевидение, или индивидуальное или групповое теле Это разграничение позволяет выявить не только количественные и технические различия, но также и, что значительно важнее, хотя и менее заметно, структурные различия в области коммуникации и общественных отношений». Комментируя это суждение в своей книге «Искусство экрана: проблемы выразительности» (М., 1982), я писал о том, что соответствующие деления можно найти и в кино: макротелевидение параллельно массовому кинопроизводству и прокату, мезотелевидение сближается по формам и функциям с западным «альтернативным» кино, а микротелевидение следует принципам любительского кино. Но здесь важно и другое. Во-первых, как уже говорилось, в разных социальных условиях существенно варьируют функции каждого из отмеченных типов коммуникации и творчества. Компьютеризация придает этим процессам еще более сложный и внутренне противоречивый характер. Интеграционные и диверсификацион-ные тенденции весьма причудливо взаимодействуют друг с другом. К примеру, то же «альтернативное» кино либо может быть более или менее эффективным средством спора с буржуазной «системой», либо создавать иллюзию оппозиции в условиях плюрализма. Во-вторых, одни и те же формы социального функционирования могут обслуживаться различными техническими системами. Так, в нашей стране местно-областное телевидение использует не кабель, а эфир. Видеомагнитофоны применяются сегодня не столько для творчества, сколько для перезаписи телевизионных передач (независимо от того, что лежит в основе трансляции — эфир или кабель) и просмотра игровых фильмов текущего репертуара кинотеатров. Одним словом, здесь налицо интенсификация взаимодействия между различными техническими формами, которое осуществимо только благодаря семиотическому единству экранной коммуникации в многообразии ее социальных функций. Это сущностное единство и опровергает бытующие на Западе, да и у нас (особенно в категорическом разграничении кино и ТВ) концепции «технического детерминизма». Ведь конкуренция между различными техническими средствами, решающими сходные или близкие коммуникативные задачи, непосредственно не затрагивает сферу знакообразования. Приведем в этом направлении еще один актуальный пример борьбы между видеодисками и видеокассетами и соответственно между видеомагнитофонами и видеопроигрывателями. В общей перспективе диски обладают рядом существенных преимуществ перед кассетами. Во-первых, они, как и грампластинки, не могут быть перезаписаны в кустарных условиях, что перекрывает каналы «видеопиратства», получившего ныне весьма широкое распространение. Во-вторых, себестоимость и соответственно рыночные цены дисков ниже, чем кассет. В-третьих, читаемые лазерным лучом без механического контакта с носителем, они практически не изнашиваются при употреблении и значительно более устойчивы к внешним воздействиям. Определяющая роль дисков в будущем архивного дела обусловлена их минимальными размерами и большой информационной емкостью. При этом главным тормозом на пути видеодисков остаются вопросы качества записи, а также высокая себестоимость воспроизводящей аппаратуры, но есть основания предполагать, что, учитывая их преимущества и для производителей и для потребителей, технологические проблемы со временем будут решены, поскольку, как мы уже отмечали, социальные потребности определяют направление и темпы технического развития. С другой стороны, в настоящее время кассеты, безусловно, занимают главенствующее положение на мировом видеорынке. Вместе с тем очевидно, что с точки зрения «языка экрана» различия между дисками, кассетами и появившимися не так давно мини-кассетами сводимы к нулю, как, впрочем, и их отграничение от других форм экранной коммуникации. Уже сейчас широко распространены видеотеатры, где видеозаписи можно просматривать коллективно, как в кино. Сказанное отнюдь не значит, что формы социального функционирования экрана абсолютно нейтральны по отношению к его «языку». Практика коммуникации во всех ее разновидностях определяет направленность эволюции механизмов самого «языка». Перефразируя известное высказывание Энгельса о соотношении экономики и философии '", можно сказать, что техника здесь ничего не создает заново, но определяет вид изменения и дальнейшего развития имеющегося семиотического материала; однако даже и это она производит по большей части косвенным образом, через механизм социального функционирования экрана. Так, к примеру, различия в коммуникативной ситуации в кинозале и у телевизора вызвали трансформации удельного веса и значения общих и средних планов, восприятия пространства, как естественного, так и условного, сценического, наконец, роли экранных монологов и диалогов. Какие-то (весьма немногие) из подобных черт остались достоянием только малых экранов, другие под влиянием взаимодействия кино и ТВ приобрели подвижность и спо-спобность к использованию в разных контекстах, сначала в рамках стилизации «под ТВ» или «под кино», а затем в процессе нор- мализации общих семиотических конструкций, без каких-либо особых смысловых или стилистических обертонов. Развиваются и маргинальные формы экранного общения и творчества. Особо ярко стремление к выходу за рамки традиционной практики ТВ сказалось в получивших в последнее время определенное распространение на Западе опытах так называемого «социологического искусства», ставящего своей главной задачей активизацию «обратной связи» между художником и аудиторией, преодоление «одностороннего движения» средств массовой коммуникации от коммуникатора к реципиенту. С этой целью, в частности, широко используются различные техники ТВ и видеозаписи. Направление это, весьма противоречивое в своих теоретических основах и в формах выражения ч2, интересно «наивной» постановкой во главу угла феномена игры «отражений» в «очуждающих» контекстах (в этом смысле сближаясь с функцией «сюрреалистического объекта»). Примером тут может служить «видеодействие» «Рестани — ужинает — в — «Куполе», описание которого было составлено его «организатором» Ф. Форестом: «1. Художественный критик Пьер Рестани 15 октября (1974 года.— К. Р.) в доме Фреда Фореста потребляет различного рода пищу в течение ужина — в одиночестве перед неподвижной видеокамерой, которая фиксирует все действия полностью. 2. Направляются 1000 писем. Они приглашают адресатов 3. 22 октября в ресторане «Купол» заказывается столик, рас 4. Физически присутствующий Рестани ужинает один на рас 5. От 20.30 до 22.30 Фред Форест беспрерывно записывает Экспериментальный характер таких своеобразных хеппенингов, «провоцирующих» обратную реакцию аудитории, свойственная направлению в целом установка на максимальную нейтральность по всем параметрам выразительности экрана, наконец, лабораторная по чистоте ситуация многократного отражения за- ставляют одного из идеологов «социологического искусства», бразильского критика Вилема Флюссера, фронтально противопоставляющего технику «видео» и кино и телевидению, утверждать, что Фред Форест «быть может, единственный ^понял подлинную функцию видеоленты; он вырвал ее из телевизионного контекста и повернул в сторону от первоначальной цели, сделав орудием исследования социальной реальности». Добавим от себя: эти опыты характерны и тем, что они вводят экранное сообщение в новую сферу восприятия и корреляции с окружающей средой, открывая наряду с возможностями «обратной связи», открытыми кабельным телевидением, целину, подвластную «нетрадиционной» разработке, когда художественный эффект возникает исключительно по контексту, вне привычных параметров выразительности экрана. Вместе с тем интерес подобных экспериментов скорее теоретический, нежели практический. Обособленность от социально-политической практики лишает их какой бы то ни было реальной действенности. Не случайно тот же В. Флюссер выдвигает в качестве их философского обоснования идею «истины как консенсуса (договоренности)», самопроизвольно возникающей на базе «взаимоотражения зеркал», в ряду которых и рассматривается видеозапись. Знаменательно, что такое понимание открыто противопоставляется марксистскому учению об абсолютной и относительной истине, ленинской теории отражения. В результате глубина проникновения искусства экрана в объективную реальность подменяется буквально скольжением по поверхности разного рода «равноправных зеркал». Кстати говоря, сходная закономерность отмечается и на глобальном социологическом уровне, например французским теоретиком А. Молем в исследовании культуры современного буржуазного общества 93, заслуживающем специального критического рассмотрения (что выходит за рамки этой статьи). Отметим только связь с нашей проблематикой самой постановки вопроса о конце традиционной «гуманитарной» культуры, ориентированной «вглубь» и передаваемой путем систематического образования, и ее замене новой, «мозаичной» культурой, ориентированной «вширь» и образуемой «бессистемным» воздействием средств массовой коммуникации. На мой взгляд, значение «мозаичности» как результата внедрения современных форм распространения информации, в особенности ТВ, не следует преувеличивать. Ведь в конечном итоге определяющим является функционирование аудиовизуальной коммуникации в обществе, позволяющее обособить несколько типов систем общения — альтернативных, конкурирующих и при капитализме и в особых, специфических формах при социализме. В отличие от типологии, предложенной Р. Берже, они не технически, а социально детерминированы и более конкретно учитывают особен-
ности художественного применения. Назовем в порядке обсуждения основные варианты: 1. Массовые ретиальные (сетевые) односторонние системы 2. Формы, по преимуществу носящие характер художествен Од. институте ). 3. Формы коллективного общения (профессионального, тер 4. Формы индивидуального или группового (в первую очередь Предлагаемая классификация раскрывает двойственность параметра социального функционирования «языка экрана», которое включает по меньшей мере два ведущих аспекта — производства и потребления, отношения к создателям и отношения (отношений) к аудитории. Таким образом, техника оказывает воздействие на «язык экрана» как бы по двум различным каналам. С одной стороны, воздействие прямое, непосредственное, расширяющее общий диапазон средств, среди которых общество и каждый коммуникатор в отдельности отбирают наиболее полно соответствующие конкретным задачам общения или распространения информации. С другой — косвенное, опосредованное развитие новых форм социального функционирования экрана. Если в годы монополии кино на экран- ное творчество развитие «киноязыка» определялось в первую очередь необходимостью решения специфически художественных задач (откуда и распространенная концепция, гласящая, что кино обрело свой «язык», только став искусством; иначе говоря, что «язык экрана» есть по своей природе «язык» художественный), то с приходом телевидения здесь возобладали общекоммуникативные процессы, что привело к стабилизации семиотических механизмов, известной заторможенности их общего развития (особенно по контрасту с поисками экспериментаторов). В более или менее отдаленном будущем футурологи уже видят перспективу непосредственного экранного двухстороннего и многостороннего общения, что придаст аудиовизуальной сфере еще большее функциональное сходство с естественным языком и будет способствовать фиксации «языковой» нормы. Если подытожить сказанное выше, сферу экранной коммуникации можно условно представить в форме треугольника, в углах которого располагаются соответственно техника, социальное функциониров |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |