Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие черты и цели научного познания. Наука и вненаучные виды познания. Наука и культура.

Научное познание, как и все формы духовного производства необходимо для того, чтобы регулировать человеческую деятельность.

Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача научного знания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности.

3. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать»— не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане - сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы) Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инструменты, научное оборудование.

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Основные черты науки

1.Наука УНИВЕРСАЛЬНА –она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2.Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА –изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины.

3.Наука ОБЩЕЗНАЧИМА –получаемые ею знания пригодны для всех людей.

4.Наука ОБЕЗЛИЧЕННА –ни индивидуальные особенности ученого, ни национальность не представлены в конечных результатах научного познания.

5.Наука СИСТЕМАТИЧНА - имеет определенную структуру.

6.Наука НЕЗАВЕРШЕННА –хотя научное знание безгранично растет, оно не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

7.Наука ПРЕЕМСТВЕННА –новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.

8.Наука КРИТИЧНА –всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

9.Наука ДОСТОВЕРНА –ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.

10.Наука ВНЕМОРАЛЬНА –научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.

11.Наука РАЦИОНАЛЬНА –получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

12.Наука ЧУВСТВЕННА –ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Вненаучное знание производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, имеет собственные источники и средства познания. Многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, алхимия старше химии. Формы вненаучного знания:

ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;
•донаучное, выступающее предпосылочной базой научного;
•паранаучное — как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
лженаучное (ошибочное) — как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки Лженаучное развивается через квазинаучное:

квазинаучное - знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения.

антинаучное — как утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

• псевдонаучное знание (характерно сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также "умелая обработка фактов)- истории о снежном человеке.

Культурой наука является в той мере, в какой в ее содержании выражена и репродуцируется способность человека владеть им же достигнутым знанием источниками этого знания и воспроизводить их во времени и пространстве, т.е. в обществе, что предполагает, конечно, определенную социальную память и определенную систему кодирования. Культура и в науке вырастает из того, что не могло бы в них произойти по природным законам, но все же как-то происходит и, произойдя, наблюдается в качестве определенного рода существований, расширяющих возможности человека и являющихся, при всей натуральности и материализованности своей формы (язык, инструменты, приборы, образы произведений искусства, числа, научные модели) лишь органами воспроизводства человеческой жизни

 

 

3.Природа научного знания и его основные характеристики. Проблема критериев научности знания

Цель науки – достижения знания. Черты научного познания:

1. доказательность-строгое соответствие научного знания всем законам логики (научная доказательность); практическая доказательность- зн-я д.б. доказаны на практике (эмпирический опыт).

2. системность- научная систематизация специфична. Для нее свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, четким основаниям систематизации. Научное знание как система имеет определенную структуру, элементами которой являются факты, законы, теории, картины мира. Отдельные научные дисциплины взаимосвязаны и взаимозависимы.

3. открытость для практики и проверки.

4. интерсубъективность – общезначимость для участников познавательного процесса, обладающих общностью установок, воззрением, научного опыта.

5. предметная определенность- современная наука стандартизирована (современные стандарты- объект, предмет, метод)

6. спец.язык

Критерии научности:

1) Дедуктивность, индуктивность Дедеуктивизм и матем. Идеал Н. знания (Декарт): все базовые идеи, законы, принципы и правила должны быть определены и систематезированы так, чтобы их применение всегда сводилось к дедуктивному методу.(следствию)

Индуктивизм и физ. идеал Н. знания (Бекон): основан на убеждении в том, что Н. знание развивается путём накопления эмперического опыта.

2) Верифицируемость, фальсифицируемость

3) Парадигмальность

4) Проблема научности гуманитарного знания

Проблема критериев научности

1.В 20-ые годы XX века в неопозитивизме была предложена верификационная концепция научного знания. Неопозитивисты свели всю философию к логическому анализу научных высказываний. Задача философии - выработать принципы проверки научных высказываний на соответствие опыту. Таким принципом, по мнению неопозитивистов, должен стать принцип верифицируемости, т.е. опытной подтверждаемости.

Проблема - наука не может развиваться только на основе опыта, т.к. предполагает получение таких результатов, которые несводимы к опыту и напрямую из него невыводимы. В науке существуют высказывания о фактах прошлого, формулировки общих законов, которые не могут быть проверены с помощью критерия верификации.

2. К. Поппер считал, что научное отношение это, прежде всего, критическое отношение. Испытание гипотезы на научность должно заключаться не в поиске подтверждающих фактов, а в попытках ее опровержения – принцип фальсифицируемости.

Проблема - принцип фальсифицируемости неприменим к тем положениям науки, которые не поддаются сопоставлению с опытом. Кроме того, реальная научная практика противоречит требованию фальсификации, поскольку ни одна теория в науке не отбрасывается, если обнаружен противоречащий ей эмпирический факт.

3) Т. Кун ввел в философию новое понятие «парадигмая»- признанные всеми научные достижения, которые определяют модели постановки научных проблем и способы их решения, являются источником методов, проблемных ситуаций, стандартов решения задач. Именно на уровне парадигмы формируются основные нормы отграничения научного знания от ненаучного. В результате смены парадигм происходит и смена стандартов научности. Теории, сформулированные в рамках разных парадигм, несопоставимы, поскольку опираются на разные стандарты научности и рациональности

4. Рационализм и математический идеал научного знания. Дедуктивная парадигма научного познания, её ограниченность.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научная революция XVI–XVII вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, так как чувственный опыт ненадежен, неустойчив, переменчив.Рационализм - направление в эпистемологии, считающие разум решающим или даже единственным источником истинного знания. С т.зр. Р. критерием истины является не чувственное восприятие и опирающаяся на эмпирические данные индукция, а интеллект и проводимая им дедукция.

Противоположностью Р. является эмпиризм, понимаемый как убеждение, что чувственный опыт есть единственный источник знания.

У истоков западноевропейского рационализма стоит философия французского ученого и философа Рене Декарта с которого закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, в основе познания, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция,– это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция – это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия.

Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

– во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

– это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;

– в вопросе также должно содержаться нечто известное

В работе "Рассуждение о методе" Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы "вести свой разум к познанию истины".

1: принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.

2: каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).

3: в познании надо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).

4: требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.

Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивного постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям. Дедуктивный способ познания критиковался материалистами в качестве идеалистического способа познания.

Ограниченность дедуктивистской методологии состоит в том, что она не может объяснить происхождение и природу посылок дедукции (аппелируя часто либо к интуиции — Декарт, либо к априорному знанию — Кант), а также недооценивает роль эмпирического опыта и когнитивных коммуникаций в процессе научного познания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...