Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирические методы научного познания. Эксперимент как метод научного исследования. Цели и задачи, типы и виды экспериментов. Особенности эксперимента в социально-гуманитарных науках

Эксперимент –активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится определенным образом в заданные условия, отвечающие целям исследования. Эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по естественным законам, во-вторых, как искусственное, человеком организованное действие. Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. Данные эксперимента всегда «теоретически нагружены» – от его постановки до интерпретации его результатов.

Основные особенности эксперимента:

1. более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

2. многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

3. возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

4. возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента;

5. возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента:

– планирование и построение (его цель,тип,средства,методы проведения,т.д)

– контроль;

– интерпретация результатов.

Структура эксперимента (т. е. что необходимо, чтобы он состоялся):

1. экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы);

2. объект эксперимента (явление, на кот. осуществляется воздействие);

3. система приборов и другое научное оборудование;

4. методика проведения эксперимента;

5. гипотеза (идея), которая подлежит подтверждению или опровержению.

Современные экспериментальные установки состоят из большого количества приборов, выполняющих разные функции. Приборы – своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно. В ходе эксперимента возможны случайные (в том числе негативные) воздействия прибора на изучаемый объект. Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями. Однако экспериментатор принимает соответствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия. Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются.

Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций.В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые - Целью может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов, результат -новая информация об изучаемой области), проверочные(контрольные- с целью проверки некоторой гипотезы или теории.), воспроизводящие, изолирующие и т. п. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники.

По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т. п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим, и наоборот.

Один из простых типов научного эксперимента – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления. Мысленный экспериментсистема мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами, теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.

Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой подход получил в педагогической психологии название формирующего эксперимента. Это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Кроме формирующего в психологии выделяют естественный, лабораторный, экспериментально-патологический и некоторые другие виды экспериментов.

Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и принципов. Здесь важно требование – «не навреди!». При проведении эксперимента соблюдение условий его чистоты нередко осложняется и затрудняется такими факторами, как: а) случайная, внешняя помеха, искажающая протекание изучаемого процесса; б) случайные и систематические ошибки приборов, применяемых в эксперименте; в) субъективные ошибки самого экспериментатора.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...