Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмпирические методы научного познания. Эксперимент как метод научного исследования. Цели и задачи, типы и виды экспериментов. Особенности эксперимента в социально-гуманитарных наукахОсновные особенности эксперимента: 1. более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования; 2. многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; 3. возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях; 4. возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изоляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоятельств или путем изменения, варьирования условий эксперимента; 5. возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов. Основные стадии осуществления эксперимента: – планирование и построение (его цель,тип,средства,методы проведения,т.д) – контроль; – интерпретация результатов. Структура эксперимента (т. е. что необходимо, чтобы он состоялся): 1. экспериментаторы (например, физики-экспериментаторы); 2. объект эксперимента (явление, на кот. осуществляется воздействие); 3. система приборов и другое научное оборудование; 4. методика проведения эксперимента; 5. гипотеза (идея), которая подлежит подтверждению или опровержению. Современные экспериментальные установки состоят из большого количества приборов, выполняющих разные функции. Приборы – своеобразные усилители органов чувств, позволяющие исследовать то, что последним недоступно. В ходе эксперимента возможны случайные (в том числе негативные) воздействия прибора на изучаемый объект. Поэтому результаты эксперимента могут расходиться с его целями. Однако экспериментатор принимает соответствующие меры, чтобы свести к минимуму эти воздействия. Последние порой вызываются намеренно, а потом специально изучаются. Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная проверка гипотез и теорий, а также формирование новых научных концепций.В зависимости от этих функций выделяют эксперименты: исследовательские (поисковые - Целью может быть установление каких-либо закономерностей или обнаружение фактов, результат -новая информация об изучаемой области), проверочные(контрольные- с целью проверки некоторой гипотезы или теории.), воспроизводящие, изолирующие и т. п. История науки показала, что научное открытие (особенно фундаментальное) сразу же приводит к совершенствованию экспериментальной техники. По характеру объектов выделяют физические, химические, биологические, социальные и т. п. эксперименты. Важное значение в современной науке имеет решающий эксперимент, целью которого служит опровержение одной и подтверждение другой из двух (или нескольких) соперничающих концепций. Это различие относительно: эксперимент, задуманный как подтверждающий, может по результатам оказаться опровергающим, и наоборот. Один из простых типов научного эксперимента – качественный эксперимент, имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого гипотезой или теорией явления. Более сложен количественный эксперимент, выявляющий количественную определенность какого-либо свойства изучаемого явления. Мысленный эксперимент –система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами, теоретическая модель реальных экспериментальных ситуаций. Ученый оперирует не реальными предметами и условиями их существования, а их концептуальными образами.Объект социального эксперимента, в роли которого выступает определенная группа людей, является одним из участников эксперимента, с интересами которого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. В психологии для выявления того, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемого ставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенные задачи. При этом оказывается возможным экспериментально сформировать сложные психические процессы и глубже исследовать их структуру. Такой подход получил в педагогической психологии название формирующего эксперимента. Это метод активного воздействия на испытуемого, способствующий его психическому развитию и личностному росту. Кроме формирующего в психологии выделяют естественный, лабораторный, экспериментально-патологический и некоторые другие виды экспериментов. Социальные эксперименты требуют от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических норм и принципов. Здесь важно требование – «не навреди!». При проведении эксперимента соблюдение условий его чистоты нередко осложняется и затрудняется такими факторами, как: а) случайная, внешняя помеха, искажающая протекание изучаемого процесса; б) случайные и систематические ошибки приборов, применяемых в эксперименте; в) субъективные ошибки самого экспериментатора. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |