Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическая защита прав ребенка по охране здоровья.

Изменения условий жизни стареющих людей в связи с переходными процессами в обществе, а также выходом на пенсию поставили их перед необходимостью адаптации к этим процессам. Современная социальная обстановка во всем мире, ориентация на молодость, на активный образ жизни, философия достижений делают этот демографический слой наиболее уязвимым. Особенно тяжело как социальное, так и психологическое положение стариков в экономически нестабильных регионах.

Специфика измен. психосоц. статуса в старости - сужение круга возможностей, как физических, так и социальных; состоит из нескольких стадий: наступление старости, выход на пенсию, вдовство. Удовлетворенность жизнью и успешность приспособления к наступлению старости зависят в первую очередь от здоровья. Негативный эффект слабого здоровья может смягчаться за счет механизмов социального сравнения и социальной интегрированности. Важную роль играют материальное положение, ориентация на другого, принятие перемен. Реакция на уход на пенсию зависит от желания оставить работу, здоровья, финансового положения, отношения коллег, а также от степени запланированности ухода. Вдовство, как правило, несет одиночество и нежелаемую независимость. В то же время оно может дать человеку новые возможности для личностного роста.

Успешная социализация пожилых людей — одно из основных условий поддержания высокого качества их жизни. Психологическая составляющая стиля жизни является одной из наиболее острых и на сегодняшний день мало исследованных проблем, связанных с пожилыми людьми. Достаточно много говорится об экономических и медицинских проблемах, с которыми сталкиваются люди позднего возраста. Но уровень медицинского обслуживания и материального обеспечения не соотносится прямо с уровнем психологического комфорта и оптимальным для человека стилем жизни. Это доказывается и тем, что вопросы, связанные с психологическим состоянием и социально-психологической адаптацией пожилых, в первую очередь начали исследоваться в наиболее развитых и экономически благополучных странах, где пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание пожилых людей находятся на достаточно высоком уровне. Сложность в том, что экономические и медицинские вопросы могут решаться централизованно и стандартно для всех людей определенной возрастной группы, то проблемы психологические должны решаться индивидуально, на основе личностных качеств пожилого человека и социальной ситуации.

Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как общество приспосабливает старых людей к себе.

Вполне справедливо пожилой возраст называют стадией систематических социальных потерь и отсутствия приобретений. «Главные жизненные задачи выполнены, ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнями и физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализации прогрессивно увеличиваются в поздней жизни». Они ясно показывают пожилому человеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности.

Составляющие адаптации и их критерии:

- на уровне общества — степень сближения ценностных ориентации различных половозрастных групп общества и степень совпадения авто- и гетеростереотипов пожилых;

- на уровне группы — степень ролевой адаптации, степень позитивности социальной идентичности, степень инкорпоризации (замыкания пожилых на своем непосредственном окружении);

- на уровне личности — приспособление к самому процессу старения и степень позитивности личностной идентичности.

Необходимость найти адекватную сферу применения активности пожилых людей связана и с тем, что пик социальной активности пожилых совпадает с предпенсионным периодом (у мужчин в возрасте 56 — 60 лет, у женщин от 50 до 55 лет).

С выходом на пенсию у пожилого человека меняется число социальных групп, с которыми он взаимодействует, что влечет за собой качественную трансформацию в осознании себя. Так, члены семьи ожидают, что после выхода на пенсию пожилой человек станет больше внимания уделять домашним заботам, но вышедший на пенсию человек не только не ориентирован на домашнее хозяйство, но и дает низкую оценку такому способу времяпрепровождения.

При внешней контактности пожилые люди далеко не всегда психологически готовы завязывать новые знакомства, не всегда и не у всех есть прямая потребность в контактах. Многие из них приспособились к одиночеству, удовлетворяясь поверхностными формами общения. Они стремятся избежать разочарования в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые часто не соответствуют их идеализированному эталону. Пожилые люди боятся быть непонятыми, страшатся разочарований и эмоциональных потрясений, они предполагают неудачи в общении, а в результате избегают его, хотя и страдают от его недостатка.

Непонятная многим молодым людям политическая активность пожилых, их участие в митингах и демонстрациях часто объясняются стремлением к общению, иногда неосознанным. Не у всех пожилых людей за этой митинговой агрессией стоит осознанный выбор социальной позиции, скорее это ностальгия по молодости и стремление к стереотипному поведению

Исследования показывают, что существует несколько способов компенсации того эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди, повышения уровня их социально-психологической адаптации. Это общение с природой, увлечение искусством (как в плане творчества, так и в плане восприятия), появление новой значимой деятельности, новых интересов, перспективы (это особенно важно для людей старше 70 лет). Эмпирические данные свидетельствуют о том, что общение с природой, домашними животными (кошками, собаками и другими), уход за комнатными цветами, садом и огородом существенно снижают уровень напряженности, компенсируют недостаток общения пожилого человека. У людей, много времени проводящих на природе, менее выражен страх одиночества, ниже уровень агрессии и практически не наблюдается депрессивное состояние.

 

38.Профилактика социальной изоляции и одиночества пожилых людей.

Причины изоляции и одиночества. 1.Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. 2.Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. 3.Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Специфика одиночества жен. и муж.: 1. жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. 2. результат спада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. 3. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство 4. Женщины не только живут дольше 5. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается.

Поэтому, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин. Факторы при оказании помощи: 1. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким. 2. Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе. Современная обстановка: в целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80% - в услугах социально-бытового назначения. Осн жизненные позиций пожилых людей(по амер.исслед):

1."Конструктивная" позиция. Люди с такой позицией, как правило, всю жизнь были спокойными, довольными и весёлыми. Они сохраняют эти черты и в старости. Они радостно относятся к жизни, не впадают в отчаяние из-за приближающейся смерти. Они активны, стремятся помогать другим. Из своей старости и недомоганий трагедии не делают, ищут приятного досуга и контактов с людьми. Такие люди, скорее всего, благополучно проживают свой последний период жизни. 2."Зависимая" позиция присуща пожилым людям, которые всю жизнь не очень-то доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми пассивными. Старея, они ещё с большими усилиями ищут помощи, признания, а не получая этого, чувствуют себя несчастными и обиженными. 3."Защитная" позиция формируется у людей, которые как бы "покрыты бронёй". Они не стремятся к сближению с людьми, не желают получать от кого бы то ни было помощь, держатся замкнуто, отгораживаясь от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их отказываться от работы и активности. 4.Позиция "враждебности к миру". Это - "гневные старики", обвиняющие окружающих и общество, виновных, по их мнению, во всех поражениях и неудачах, которые они потерпели в жизни. Люди этого типа подозрительны, агрессивны, никому не верят, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу как за спасательный круг. 5.Позиция "враждебности к себе и к своей жизни". Люди с этой позицией - пассивные, без интересов и инициативы в старости, склонны к депрессии и фатализму. Они чувствуют себя одинокими и ненужными, свою жизнь считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастливого существования.

Несмотря на всю внешнюю противоположность этих типов, у них есть одна общая психологическая черта: отсутствие способности понять, переосмыслить, отрефлексировать свою собственную жизнь в целом. Это выражается в субъективной растворённости в потоке жизни, в невозможности выйти на новый виток своего собственного личного развития. Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.

 

11.Основные требования, предъявляемые к технологиям деятельности социального работника

В процессе своей деятельности социальный работник применяет специальные технологии работы с теми или иными категориями населения. Эти технологии столь разнообразны и всеобъемлющи, что возникает объективная необходимость подчинить их определенным требованиям, дабы правильно использовать и ни в коем случае не навредить клиентам соц. служб. Для этого соц. работник прежде всего должен: 1.знать законы и закономерности развития и воспитания человека и уметь строить в соответствии с ними всю социально-педагогичес- кую работу; 2.изучать и знать не только возрастные и половые индивидуаль-ные особенности, но и ближайшие и перспективные возможности человека – его потенциал; 3.соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с задатками ребенка, средства их достижения — с его индивидуальными возможностями; 4.в работе с детьми, имеющими особые нужды, изучать особенности индивидуального, индивидуально-коррекционного развития; 6.человека (группу) нужно хорошо узнать перед началом работы с ним (с ней). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно понять индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности; 7.предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и социального педагога к процессу адаптации к друг к другу;8.учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы. 9. стремиться создавать наиболее комфортные условия в процессе работы с клиентом; наиболее полно удовлетворить потребности клиента в социальном общении. Основные требования к технологиям:1.Соотнесение выбранной технологии с нужным результатом.2.Прогнозирование применения технологии на объект. 3.Диагностика необходимости применения той или иной технологии исходя из задач соц-пед. деятельности. 5.Применение на основе индивидуальных потребностей клиента.6.Системность и комплексность воздействия 7.Результативность 8.Направленность применяемых технологий на самосовершенствование и самоактуализацию клиента как личности. 9.Прочая хрень в том же духе. 10.развитие и воспитание направляется в интересах человека и должно способствовать его самосовершенствованию; 11. воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности; 12.гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью; 13.в процессе взаимодействия с ребенком надо обеспечить признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство. 14.объект социально-педагогической деятельности, среда, решаемые задачи требуют учета особенностей личности педагога; 15. следует дифференцированно подходить к определению субъекта социально-педагогической деятельности;

 

27. Социально-педагогические аспекты деятельности социального работника в медицинских учреждениях тяжелой (хронической) патологии, в хосписах.

(просто замените Социально-психологические заповеди/аспекты на социально-педагогические)

Хосписам чуждо представление о смерти как о проигрыше человека в борьбе за жизнь. Сама идея хосписа предполагает отношение к смерти как к нормальной естественной стадии жизни, приближение которой нужно встречать с достоинством. Смерть также естественна, как рождение и, подобно ему, иногда является тяжелым трудом, требующим посторонней помощи. В хосписе не видно белых халатов, потому что иной раз они могут вызвать у пациентов страх или стресс. В хосписе нет строгого распорядка дня, больным позволяется, есть, когда захочется и делать, что душе угодно. На первом месте здесь всегда интересы пациента, поскольку назначение хосписов в том, чтобы оказывать помощь и давать утешение.

Социальные-психологические заповеди хосписа:1 Хоспис – не дом смерти. Это достойная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас 2. Основная идея хосписа – облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе и только вместе с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и возможности. 3. Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живет свою жизнь. Время еe не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни пациента. 4. За смерть нельзя платить. Как и за рождение.

5. Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека – для пациента имеет огромный смысл. 6 Пациент и его близкие – единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай. 7. Пациент ближе к смерти, поэтому он мудр, узри его мудрость. 8 Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент дает нам больше, чем мы можем дать ему. 9 Репутация хосписа – это твоя репутация. 9Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать – пойми человека, прежде чем понять – прими его. 10 Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому. Будь всегда готов к правде и искренности, но не спеши 11. “Незапланированный” визит – не менее ценен, чем визит “по графику”. Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти – позвони; не можешь позвонить – вспомни и все-таки ... позвони. Онкологический больной находится в состоянии постоянного стресса, что разрушает привычные стереотипы поведения, изменяет систему ценностей, перестраивает его личность и заставляет его адаптироваться к новым условиям жизни. У таких пациентов резко выражены чувства страха, обреченности, изолированности от общества. Поэтому, осуществляя уход за такими пациентами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации. Вследствие этого необходимо тесное взаимодействие и координация усилий специалистов смежных профессий – врачей и психологов. В рамках социально-психологической помощи онкобольным социальные работники хосписа обеспечивают физический уход, моральную поддержку пациента, одобряют приглашение священнослужителя по его просьбе. Депрессия, возникающая у умирающего человека, часто сопровождается идеями вины, греховности, неправильности жизни, собственной никчемности. Это естественные проявления депрессии. Исповедь священнику, который не просто выслушает, но способен и отпустить грехи, очистить человека, дает мощнейшую психологическую, духовную поддержку. Онкологические больные часто обращаются к нетрадиционным методам лечения – в этом случае социальные работники хосписа обязаны дать классическую характеристику этим методам, уметь отличить от них шарлатанство. Одной из важнейших задач социальной работы в хосписе является помощь родственникам больных. Родственники, за период болезни близкого человека проходят все те же стадии, что и больной, – начиная от отрицания, нежелания принять информацию о диагнозе и прогнозе, до – через агрессию и депрессивный период – принятия своего положения и смирения с судьбой. Интенсивность их переживаний может быть невероятно сильной. Статистика впечатляет: в первые год-два после потери близких заболеваемость и смертность их родственников возрастает, по одним источникам, на 40%. По другим – в два-три раза.

Поддержка родственников в хосписе начинается с того, что им предоставляется возможность в любое время дня и ночи находиться рядом со своим близким. Забота о состоянии родственников, участливое отношение к их переживаниям крайне значимо и для них необходимо. Поэтому после встречи с больным необходимо побеседовать и с ними, причем разговор должен носить тот же, что с больным, психотерапевтический характер. В период растерянности, депрессивных переживаний и самого больного, и его близких социальный работник хосписа в этих взаимоотношениях выступает не только как партнер, но и как лидер, советчик, предлагающий лучшие варианты подхода к больному, умелое удовлетворение его сокровенных желаний и нужд. Нередко социальный работник хосписа может выступать и как посредник между пациентом и его близкими. Не только разрешение психологических конфликтов между родственниками, но и щекотливые, а иногда и болезненные темы завещания перекладываются на его плечи. Объективность, порядочность и бескорыстие помогают социальным работникам хосписа в этом вынужденном посредничестве. Крайне трудна ситуация смерти больного. Здесь от социальных работников хосписа требуется особая тактичность, ведь порой, когда родственники “держат” больного, не давая ему умереть спокойно, персоналу приходится просить их оставить пациента, чтобы он мог уйти без лишних душевных травм. Существует представление о том, что именно близкие должны увидеть последний взгляд или услышать последние слова умирающего. И когда этого не происходит, у родственников нередко возникает негативная реакция. Лишь позднее приходит понимание необходимости избранной социальным работником тактики. Связь с семьей больного поддерживается и после его смерти, на протяжении всего периода горевания по умершему. В связи с этим очень важны способность и умение социальных работников хосписа не быть “чужим” в присутствии чужого горя. Сопереживать с родственниками их утрату, поддерживать морально, направив при этом их действия в текущее русло забот, связанных с похоронами, – необходимое звено социальной работы в хосписе.

 

30. Государственные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее развиты и широко используемы именно в нашей стране, в отличие от опыта зарубежных стран. Это обусловлено, с одной стороны, коллективистским образом жизни советских граждан на протяжении более чем 70 лет, а также возможностью страны с государственным регулированием экономики с наименьшими затратами обеспечить минимальную прожиточную норму наибольшему числу детей.

Дом ребенка – учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического и психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития до 4 лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и из семей. Основная деятельность дома ребенка – воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку. Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причинах), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднения в их содержании и воспитании.

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части.ормам, игрушками, школьными принадлежностями. Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе. Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.

Различают несколько типов интернатов: интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии; вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования); интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства социальной защиты.

Приют – учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также – определение дальнейшей судьбы ребенка.Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа (примеры: приют открытого типа, общего типа, диагностического типа) Центры временного содержания – форма временного устройства ребенка, организуемая с целью оказания ему экстренной специализированной помощи. Такая помощь бывает, необходима, когда ребенка в срочном порядке изымают из семьи, когда возникает потребность в организации срочной психолого-педагогической или социальной поддержки. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.

 

 

15. Социально-педагогическая деятельность в работе с несовершеннолетними правонарушителями

Практикуется индивидуальном подход к решению проблем несовершеннолетнего правонарушителя.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие: 1 • выработку нравственного сознания, 2 • формирование навыков и привычек позитивного поведения, 3 • воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям,4 • социальное оздоровление микросреды. В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи: 1• своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них; 2• изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей 3• разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия 4• организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни Если по форме и цели индивидуальная профилактика правонарушений заключается в выявлении лиц, склонных к совершению антиобщественных проявлений, и принятии по отношению к ним мер воспитательного воздействия, то по существу она представляет собой организованный процесс перевоспитания отдельных лиц, осуществляемый в узкоспециальных целях, - не допустить совершения повторных правонарушений. При этом особое внимание должно быть обращено на следующие категории несовершеннолетних: 1 возвратившихся из воспитательных колоний 2• осужденных несовершеннолетних, в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено; 3• вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; 4• совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия5 • употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества 6 • злостно уклоняющихся от учебы; В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания К числу важнейших методических приемов 1) стимулирования можно отнести: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, 2) метода торможения нами рекомендуется выражать в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Торможение необходимо каждому индивиду повседневно, и оно должно быть воспитано, превратиться в привычку, выражаться в каждом физическом и психическом движении, в особенности проявляться в спорах и ссорах. Приемы торможения могут оказать особенно благоприятное влияние, если их поддерживают коллектив, общественные организации.

Для достижения этих целей можно применять следующие формы нейтрализации отрицательного влияния взрослых на подростков: 1• беседы с несовершеннолетними, допускающими отклонения в поведении, вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные общественные объединения (например, в туристские организации); 2• встречи с учителями, кураторами, мастерами групп производственного обучения того учебного заведения, которое посещает подросток или по каким-либо причинам перестал посещать; 3• посещение несовершеннолетних по месту их жительства; 4• привлечение к воспитательной работе в качестве общественных воспитателей сослуживцев, положительно себя зарекомендовавших; 5• обсуждение поведения подростка в отделе по профилактике правонарушений несовершеннолетних; 6• обсуждение поведения подростка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; 7• объявление официального предостережения правонарушителям; и тд. Однако данные статистических исследований показывают, что в деятельности органов внутренних дел и организаций, занимающихся профилактикой подростковой преступности и правонарушений, механизм нейтрализации негативного влияния на несовершеннолетних со стороны взрослых, ведущих антиобщественный образ жизни, пока еще не отработан.. В ряде государств (США, ФРГ, Япония, Франция) организуемые полицейскими занятия для учеников и преподавателей являются составной частью школьной программы. В них затрагиваются такие темы, как роль полиции в обществе, соблюдение правил дорожного движения, опасность злоупотребления наркотиками, предупреждение преступного поведения (в частности, вандализма и мелких хищений из магазинов), противопожарная безопасность и оказание первой помощи. Проведение лекций в образовательных учебных заведениях важно еще и потому, что способствует выработке у детей благоприятного отношения к представителям тех профессий, которые ведут обучение: социальным педагогам, представителям органов правопорядка. Кроме того, правовая, психологическая, педагогическая помощь несовершеннолетним правонарушителям может оказываться в различных социальных службах: реабилитационных центрах, центрах психолого-педагогической помощи, по телефонам доверия и др.

Также профиклатика осуществляется на уровне воспитательно-профилактический эффект повседневного человеческого общения в коллективе сверстников, в ситуациях, когда подросток оказывается вне привычного коллектива, контактов, возникающих в школе, в быту, на отдыхе, на улице, словом, в процессе тех мимолетных, одноразовых или более длительных контактов, перечислить которые невозможно.

 

14. Взаимодействие отдела по делам несовершеннолетних при РОВД с социальной службой при решении проблем защиты прав ребенка.

Не знаю как тут, РОВД уебков ловит, а соц. служба перевоспитывает и защищает, вот и все взаимодействие.

Индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя исправительно-корректирующее воздействие в качестве одного из элементов, но не сводится только к нему.

Это целенаправленный процесс управления перевоспитанием личности, который заключается в том, что правонарушители под воздействием воспитателей, общественности и коллективов вырабатывают у себя правильные взгляды и убеждения, овладевают навыками и привычками социально-позитивного поведения, развивают свои чувства и волю, изменяют таким образом интересы, стремления и наклонности. С другой стороны, индивидуальная профилактика направлена на устранение неблагоприятных влияний на конкретную личность окружающей среды. Чтобы эффективно управлять данным процессом, необходимо выбирать профилактические методы, обеспечивающие: • выработку нравственного сознания, • формирование навыков и привычек позитивного поведения, • воспитание волевых усилий, позволяющих противостоять антиобщественным влияниям, • социальное оздоровление микросреды.

Структура средств профилактики. В структуре индивидуальной профилактики правонарушений можно выделить следующие основные задачи: • своевременное выявление лиц с социально-отклоняющимся поведением и склонных к совершению правонарушений, а также родителей и других лиц, отрицательно влияющих на них; • изучение возрастных и психологических особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей с целью не допущения конфликта молодого человека с обществом, устранения способствующих ему причин и условий; • разработка программы индивидуального воспитательно-профилактического воздействия на правонарушителя и окружающую его среду с учетом имеющихся форм и методов, результативности их применения; • организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-профилактической работе всех субъектов социально-педагогической деятельности, повседневного и непрерывного контроля за образом жизни подростков с девиантным поведением, реагирование на "срывы" и поощрение позитивных сдвигов. К числу важнейших методических приемов стимулирования можно отнести: одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой затраты сил и времени. Методы • беседы с несовершеннолетними, допускающими отклонения в поведении, вовлечение их в секции, клубы, детские и молодежные общественные объединения (например, в туристские организации); • встречи с учителями, кураторами, мастерами групп производственного обучения того учебного заведения, которое посещает подросток или по каким-либо причинам перестал посещать; • посещение несовершеннолетних по месту их жительства;• привлечение к воспитательной работе в качестве общественных воспитателей сослуживцев, положительно себя зарекомендовавших; • обсуждение поведения подростка в отделе по профилактике правонарушений несовершеннолетних; • обсуждение поведения подростка на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; • объявление официального предостережения правонарушителям; • наложение штрафа на родителей, уклоняющихся от воспитания детей; • доставление в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения и оказывающих отрицательное влияние на подростков; • при наличии законных оснований решение вопроса о наложении на взрослых правонарушителей административного надзора; • сбор материалов на взрослых лиц, вовлекающих подростков в антиобщественную деятельность, для решения вопроса об их привлечении к уголовной ответственности по ст. 150 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления), ст. 151 (Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) УК РФ.

 

 

Социально-педагогическая защита прав ребенка по охране здоровья.

Забота о здоровье подопечных - составляющая не­защитной функции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может стать самостоятельным объектом специализации социального педагога - валеолога.

Задачи социального педагога по защите прав ребенка на охрану здоровья включают: - с

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...