Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Инфраструктура организаций и управление предприятием

 

Понятие «инфраструктура» как экономическая категория и экономический термин появились в экономической литературе сравнительно недавно, а именно, в 40-х г. ХХ века. Происходит от латинского «infra» – ниже, под; и «structura» - строение, расположение. В первоначальном варианте под «инфраструктурой» понимался комплекс отраслей экономики, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство. Считалось, что промышленность и сельское хозяйство являются базовыми отраслями экономики страны. Все остальные отрасли в той или иной мере лишь обслуживают базовые. Таким образом, к «инфраструктуре» относилось строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п.

Термин «инфраструктура» заимствован из военного лексикона, где он обозначает комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил: склады боеприпасов, аэродромы, ракетные базы, полигоны и т.п.

С развитием экономики и рыночных отношений роль инфраструктуры неизменно повышалась. В настоящее время ведущие экономисты рассматривают инфраструктуру как объективно сложившуюся в результате общественного разделения труда систему общих условий обеспечения общественного воспроизводства в рамках национального хозяйства и каждого его звена, представляющая совокупность рациональных, технологических, организационно-экономических, информационных, социальных и других взаимосвязей по эффективному обслуживанию функционирования структурообразующих отраслей и жизнеобеспечения населения.

Разные экономисты по-разному классифицировали инфраструктуру. На наш взгляд представление о формировании и развитии инфраструктуры дает классификация ее по уровням: инфраструктура на макроуровне; инфраструктура на микроуровне; инфраструктура конкретного предприятия (Рис. 3.1.).

 

 

 
 

 

 


Рис. 3.1. Уровни инфраструктуры

 

Инфраструктура на макроуровне является системой обеспечения функционирования внешней среды, общей для организации. Экономическая составляющая макросреды определяет общий уровень экономического развития, рыночных отношений, конкуренции, т.е. экономические условия, в которых работают организации. Ее основными параметрами являются: валовый внутренний продукт, инфляция, процентная ставка, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, ставки налогообложения, производительность труда, заработная плата. Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность и жизнедеятельность предприятий.

Политическая составляющая определяет цели и направления развития общества, его идеологию, внутреннюю и внешнюю государственную политику в различных областях, пути и средства их реализации правительством. Политическая система оказывает существенное влияние на деловую активность организаций, создает трудности и возможности для развития многих сфер бизнеса. Правовая составляющая устанавливает допустимые нормы деловых взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов. Социальная составляющая макросреды отражает социальные процессы и тенденции происходящие в обществе и влияющие на деятельность организации: традиции, ценности, привычки, этические нормы, стиль жизни, отношение людей к работе, вкусы и психологию потребителей. Большое значение на макроуровне имеют природно-географические условия, тенденции мировой экономики, а также бурное развитие производственных технологий.

Инфраструктура на микроуровне представлена поставщиками, потребителями, конкурентами и местной властью. Поставщики материальных и природных ресурсов: сырья, материалов, полуфабрикатов, элекро- и теплоэнергии, воды, газа могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурсную зависимость. К конкурентам относят те организации, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию или оказывают услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. Учитывая конкурентную среду необходимо оценить, насколько сильна конкуренция, как она влияет на деятельность организации, определить главных конкурентов, реальные и потенциальные угрозы с их стороны. В группу потребителей продукции и услуг входят непосредственные покупатели и клиенты: торговые фирмы, официальные дистрибьюторы, магазины, торговые агенты, фирмы-производители, индивидуальные покупатели и клиенты. Потребители вступают в непосредственное взаимодействие с производителями по поводу качества продукции, добросовестности рекламы, соблюдения экологических требований и т.д. Воздействие потребителей находит проявление в таких формах, как: установление определенного уровня цен, наличие особых требований к качеству, дизайну и техническим характеристикам продукции, формам оплаты, предпочтение определенных торговых марок и т.д. Роль местной власти в инфраструктуре на микроуровне заключается в установлении наиболее целесообразных правил экономического взаимодействия, с учетом местной специфики. Проявляется эта роль в системе местного налогообложения, формировании муниципального заказа, в реализации системы льгот на местном уровне и т.д.

Кроме уровней инфраструктура имеет несколько видов. Современные ученые выделяют:

1. Производственная инфраструктура.

Охватывает отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: все виды транспорта, связь, линии электропередач, водоснабжение и др.

2. Социальная инфраструктура.

К ней относятся: торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и другие отрасли нематериального производства.

3. Рыночная инфраструктура.

Охватывает субъекты материального, технологического и другого характера, обеспечивающие функционирование рыночного механизма. Различают инфраструктуры товарного рынка, финансового рынка и рынка рабочей силы.

В инфраструктуру товарного рынка включаются: торговля, аукционы, ярмарки, товарные биржи, государственная контрактная система, инспекция по контролю над ценами, антимонопольные структуры и др. Инфраструктура финансового рынка охватывает всю банковскую систему, фондовую биржу, валютную биржу, брокерские и страховые компании, холдинговые компании и др. Инфрастуктура рынка рабочей силы включает биржи труда, службу занятости, переподготовку кадров, организацию общественных работ, регулирование миграции трудовых ресурсов, кадровые и рекрутинговые агентства и т.п.

4. Региональная инфраструктура.

Включает организационно-экономическую систему, обслуживающую комплексы и предприятия территориально и содействующую их адаптации к изменению рыночной конъюнктуры, обеспечивающую свободное внутри- и межрегиональное перемещение товарных, сырьевых, трудовых, финансовых, инвестиционных, информационных ресурсов.

На современном этапе развития рыночной экономики в России наименее исследованной остается инфраструктура на уровне конкретного предприятия. Инфраструктура предприятия – это система условий по обеспечению предприятия ресурсами и услугами, необходимыми для воспроизводства продукции, эффективного функционирования и развития.

Инфраструктура предприятия, естественно, зависит от вида и формы самого предприятия, отраслевой принадлежности, мощности, вида выпускаемой продукции, размеров предприятия и др. В общем виде инфраструктура предприятия представлена на рис. 3.2.

 
 

 

 


Рис.3.2. Состав инфраструктуры предприятия

 

Основные функции инфраструктуры предприятия заключаются в следующем:

· упорядочение и ускорение производственного процесса;

· создание и поддержание оптимальных размеров запасов товарно-материальных ценностей;

· бесперебойность поставок сырья и материалов;

· сбыт готовой продукции с наименьшими затратами;

· создание нормальных условий труда, способствующих деловому климату в организации и повышению результативности;

· непрерывное повышение профессионализма работников, соответствующего развитию современных технологий производства.

Успешной реализации этих функций способствует выделение и развитие отдельных составных частей инфраструктуры предприятия.

1. Производственная инфраструктура.

Включает в себя подразделения, осуществляющие своевременный ремонт производственного оборудования, его непрерывное обслуживание, периодическую наладку. Так же, в производственную инфраструктуру входят службы по подготовке инструмента, по обеспечению электроэнергией и тепловой энергией.

2. Складская инфраструктура.

Включает в себя склады, бункеры, кладовые и другие подсобные помещения в которых хранятся необходимые запасы сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а также запасы топлива.

3. Транспортная инфраструктура.

В ее состав входят подъездные пути, внутренние автомобильные и железные дороги все виды транспорта предприятия (авто, железнодорожный, речной, морской, авиа), а также трубопроводы.

4. Сбытовая инфраструктура.

Включает в себя торговую сеть фирменных магазинов, сеть отдельных торговых точек, через которые предприятие реализует свою продукцию. Кроме этого, сюда относятся торговые представители, дистрибьюторы, торговые агенты, а так же сеть сервисного послепродажного обслуживания.

5. Социальная инфраструктура.

В ее состав включаются, находящиеся на предприятии промышленные и продуктовые магазины, службы общественного питания (кафе, столовые), организации здравоохранения (медпункты, поликлиники, больницы), а также учреждения культуры и спорта (клубы, стадионы, дворцы культуры, спортзалы, базы отдыха).

6.Учебная инфраструктура.

Включает в себя подразделения по повышению квалификации и обучению персонала: учебные центры, учебные комбинаты, пункты переподготовки. Кроме этого, могут входить специализированные учебные заведения, работающие при предприятии (училища, колледжи, лицеи).

В последнее десятилетие исследования по развитию инфраструктуры связывают с развитием экономической логистики.

Логистика – теория планирования, управления и контроля процессов движения материальных, трудовых, энергетических и информационных потоков.

В экономической логистике в качестве основного применяется понятие материального потока, при этом все стадии производства, транспортировки, сбыт продукции рассматриваются в виде сплошного процесса (Рис. 3.3.).

 

 

 


Рис. 3.3. Логистический поток

 

В условиях рыночной экономики главная функция логистики заключается в обеспечении адаптации предприятия к постоянно меняющейся ситуации на рынке, к расширению в нем своей деятельности. Ее цель заключается в том, чтобы предложить на рынке пользующуюся спросом продукцию в требуемом количестве и в сроки, и реализовать ее по ценам, обеспечивающим получение максимальной прибыли. Тесная связь логистики и инфраструктуры заключается в решении целого ряда логистических задач:

· обеспечение эффективного применения во всех звеньях логической цепи ограниченных ресурсов;

· создание интегрированной системы материального и информационного потоков;

· обеспечение оптимальных производственных запасов;

· максимальное сокращение времени хранения и транспортировки грузов;

· достижение высокой гибкости производства;

· уменьшение производственного цикла;

· обеспечение минимальных закупочных цен.

Опыт ведущих Омских предприятий (ОНПЗ, Омскшина, Омский бекон и др.) показывает, что комплексное применение логистики позволяет предприятиям сокращать материальные издержки, включая запасы, на 15-20%.

Управленческая деятельность в современных условиях выступает как один из важнейших факторов успешного функционирования предприятий. Предприятие – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Все предприятия имеют общие характеристики. К ним относятся: ресурсы; зависимость от внешней среды; горизонтальное и вертикальное разделение труда; подразделение на составляющие; необходимость управления. С этих позиций управление предприятием понимается как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Совокупность субъектов управления, объектов управления, видов управляющего воздействия, а также результатов составляет систему управления предприятием. В общем виде система управления предприятием представлена на рис. 3.4

 

 

.

Объекты управления
Субъекты управления /упраленцы-менеджеры/
Управляющее воздействие

                   
     
 
       
 
 
 
 

 

 


у высший маркетинг

р средний производство

о низший финансы

в персонал

н НИиОКР

Обратная связь
и ………..

 
 

 

 


….

 

Рис. 3.4. Система управления предприятием

 

Подробное изучение всех составляющих системы управления предусмотрено в учебном курсе «менеджмент организации». Однако, уже сейчас необходимо отметить основные характеристики управления предприятием.

Во-первых, управление предприятием – это непрерывный процесс, который направлен: а) на техническую деятельность по созданию, освоению и применению в производстве прогрессивных видов материалов, техники, технологий; б) на управленческую деятельность по координации действий, обеспечению упорядоченности и согласованности производственных процессов; в) на управленческую деятельность по организации действий предприятия на рынке товаров и услуг.

Во-вторых, субъектами управления выступают менеджеры всех уровней. К менеджерам высшего уровня относятся руководители предприятия, их заместители, начальники крупных подразделений. К менеджерам среднего звена относятся начальники цехов, руководители отделов. К менеджерам низшего уровня относятся бригадиры, мастера, руководители малых структурных подразделений.

В-третьих, объектами управления являются люди, производственные процессы, финансовые потоки, маркетинговая деятельность, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИиОКР) и т.п.

В различные исторические периоды разные научные экономические школы разрабатывали подходы к управлению предприятием. К сегодняшнему дню можно выделить целый ряд принципиальных положений современного управления.

1. Постепенный отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организаций производства, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Выдвижение на первый план проблем гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (экономических, политических, социальных), составляющих среду менеджмента организации. Целесообразная, разумная интеграция методов «жесткого» и «мягкого» типов управления в единую, адекватную условиям среды, систему управления.

2. Рассмотрение предприятия как целостной системы, позволяющей исследование организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешней средой (причем границы предприятия с внешней средой являются проницаемыми). Предприятие, как система, несамообеспечивается, а зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне.

3. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому вся организация внутри предприятия есть реакция на различные воздействие извне. Главное – это ситуации, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу предприятия в данный период времени.

4. Признание необходимости разработки и реализации системы стратегического управления предприятием. Суть системы стратегического управления состоит в том, что на предприятиях, с одной стороны, должно существовать четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование. С другой стороны, структура управления предприятием, системы и механизмы взаимодействий ее отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции при изменяющихся условиях внешней среды, и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы. Метод стратегического управления сочетает стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации.

5. Поворот бизнеса к управлению «организационной культурой» как системы ценностей, разделяемых персоналом предприятия и связанным с конечными целями организации. «Организационная культура» предприятия включает и установление высоких стандартов деятельности, начиная с себя (с каждого работника предприятия), и обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела предприятия и др. Ценятся способность и готовность делегировать полномочия подчиненным ступеням структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных технологий.

6. Признание определяющего значения для будущего организации формирования и функционирования инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость предприятий ко всему новому, к достижениям научно-технической мысли. Основой инновационного менеджмента на предприятии является создание соответствующего организационного климата, инициатива сотрудников, создание адекватных форм инновационной деятельности и ее стимулирование.

7. Осознание ведущей роли лидеров в организации – как носителей нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, на рациональный, оправданный риск, на использование культурно- этических инструментов руководства.

8. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Предприятие – это, прежде всего, социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса – человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал.

Четкая организация управления предприятием – это ключ к успешной деятельности в рыночной экономике. Организация управления характеризуется причинно-следственными связями (Рис. 3.5.).

 

 
 

 


Рис. 3.5. Схема последовательности управления предприятием.

 

Специалисты по управлению полагают, что наиболее эффективным моментом работы организации являются умелые, продуманные действия его руководителей. Квалифицированные действия руководства дают возможность направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Таким образом, успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.

Еще раз необходимо подчеркнуть, что центральное место в управлении предприятия занимает руководитель. Современное развитие экономики требует от руководителя наличие ряда обязательных качеств. Он должен:

1. Знать, изучать и анализировать факты, связанные с деятельностью предприятия. Регулярно проводить ретроспективный анализ; выявлять логику развития событий на предприятии и в среде, с которой приходится взаимодействовать. Изучать потребителя. Диагностировать внутренние проблемы производственного коллектива. Прогнозировать действие внешних факторов.

2. Намечать текущие и перспективные цели, причем текущие цели и задачи должны быть под постоянным контролем; вырабатывать стратегическую концепцию, разрабатывать конкурентоспособную стратегию действий, направленную на использование потенциальных возможностей коллектива. Определять собственную социально-экономическую, производственную, предпринимательскую тактику.

3. Организовывать, обеспечивать, объединять ресурсы и средства (работники, машины, материалы, финансы, информация) для достижения целей. Координировать, согласовывать производственные программы с позиций их общего ресурсного обеспечения; определять допустимые масштабы расходования ресурсов по сметам и балансам с использованием нормативной базы. Особое внимание необходимо уделять контролю за ключевыми ресурсами.

4. Создавать действенные исполнительские структуры. Использовать программные управленческие структуры. Сочетать децентрализацию с необходимой централизацией; в допустимых пределах делегировать полномочия по управлению. Создавать временно или постоянно действующие специализированные структуры, ячейки для реализации особо важных функций.

5. Уметь выбирать людей, своевременно продвигать инициативных и способных специалистов. Информировать коллективы о целях и задачах управления. Обучать людей и развивать их способности, особое внимание уделяя талантам. Оценивать людей. Заинтересовывать и заставлять работать и избавляться от заведомо ненужных и бесперспективных работников.

6. Обеспечивать координацию и интеграцию деятельности всех подразделений и специалистов предприятия.

 

 


Проверьте свои знания:

1. Назовите основные элементы инфраструктуры организации.

2. В чем заключаются основные задачи инфраструктуры организации?

3. В чем отличие инфраструктуры от внешней среды?

4. Какие существуют методы анализа инфраструктуры организаций?

5. Дайте характеристику современных подходов к управлению организацией.

6. Раскройте логику управления предприятием, покажите роль квалифицированного руководителя в эффективном управлении предприятием?

7. Охарактеризуйте систему управления предприятием.

8. Каковы основные задачи менеджмента организации?

 

Задания ля самостоятельного решения.

Тест. «Управление предприятием»

1. Управление предприятием - это:

А. Деятельность, направленная на соблюдение технологического режима производства продукции.

Б. Деятельность по привлечению инвестиций со стороны.

В. Целенаправленное воздействие на трудовой коллектив предприятия для решения поставленных задач.

Г. Деятельность по формированию кадрового состава предприятия.

 

2. Объектом управления являются:

А. Маркетинг.

Б. Материальные ресурсы.

В. Производство.

Г. Капитал.

Д. Финансы.

Е. Информация.

 

3. Основные цели управления:

А. Экономия управленческих расходов.

Б. Борьба за потребителя и качество.

В. Повышение конкурентоспособности предприятия.

Г. Высокие темпы роста объемов производства.

 

4. Важнейшие функции управления:

А. Функции планирования и организации.

Б. Выработка и принятие решений, и обмен информацией.

В. Мотивация работников к эффективному воздействию.

 

5. Фундамент квалифицированного управления:

А. Высокий профессиональный уровень руководителей предприятия.

Б. Высокая квалификация производственных рабочих.

В. Использование высоких технологий.

 

6. Эффективность управления определяется главным образом:

А. Воздействием управления на внутренние факторы производства.

Б. Адаптируемостью предприятия к изменениям внешней среды.

 

7. Управление предприятия представляет собой:

А. Маркетинг.

Б. Менеджмент.

В. Маркетинг и менеджмент в комплексе.

 

8. Основные идеи философии управления:

А. Достижение максимального объема производства.

Б. Ориентация на потребительский спрос.

В. Выпуск продукции высокого качества.

Г. Проведение маневренной инновационной политики.

Д. Стремление к оправданному риску.

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...