Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие на основе инновационно-инвестиционных факторов

Инновационная деятельность — деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных иссле­дований и разработок для расширения и обновления номенклату­ры и улучшения качества выпускаемой продукции (работ, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зару­бежных рынках.

Инновационная деятельность, связанная с капитальными вло­жениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.

Следует разграничить понятия «новшество» и «инновация».

Новшество — оформленный результат фундаментальных, при­кладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; па­тентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; доку­ментации на новый или усовершенствованный продукт, техноло­гию, управленческий или производственный процесс. Вложение инвестиций в разработку новшества — половина дела. Главное — внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положи­тельный результат, затем продолжить распространение инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые ис­следования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформить результаты.

Инновация — конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, соци­ального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи. На «входе» предприятия как системы будут новшества их продавцов, которые могут сразу внедряться, переходя в форму инноваций, либо просто накапливаться, дожидаясь своего часа для внедрения. На «выходе» предприятия будут только новше­ства как товары.

Новшества могут быть покупные или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в вы­пускаемую фирмой продукцию (выполняемую услугу), т.е. превра­щения в форму инновации.

На современном этапе предприятия стремятся увеличивать удель­ный вес новшеств, реализованных в инновациях, что позволяет им повышать уровень монополизма в данной сфере и диктовать покупа­телям и конкурентам свою политику.

Глобальной целью инновационно-инвестиционных решений является выбор проектов, которые обеспечат будущий приток ре­альных денежных средств, превышающий первоначальные инве­стиции.

Сравнение различных инвестиционных проектов (вариантов проекта) и выбор лучшего из них проводится с использованием по­казателей:

1) чистого дисконтированного дохода (ЧДД);

2) индекса доходности (ИД);

3) внутренней нормы доходности (ВИД);

4) срока окупаемости капитальных вложений (t0K).

1. При расчете в текущих (базисных) ценах для постоянной нормы дисконта чистый дисконтированный доходопределяется по формуле:

(1)

где результаты, достигаемые на t-u шаге расчета (реализации про­екта). Для промышленных предприятий R формируется как выручка (нетто) от продажи (реализации) продукции (за ми­нусом налога на добавленную стоимость, акцизов и анало­гичных обязательных платежей);

— затраты, осуществляемые на t-м шаге расчета. Сумма затрат формируется как себестоимость проданной продукции (за вычетом амортизационных отчислений) плюс первоочеред­ные налоги и платежи, отнесенные на финансовые результа­ты хозяйственной деятельности, и налог на прибыль;

капитальные вложения на t-м шаге расчета;

Е — норма дисконта (норма дохода на капитал), доли единицы;

t — номер шага расчета (/ = 0, 1, 2, 3, ... 7);

Т — горизонт расчета, равный номеру шага расчета (месяц, квартал, год), на котором проводится ликвидация объекта (проекта);

а = 1/(1+Е)' — коэффициент дисконтирования (приведения) на t-м шаге расчета при постоянной норме дисконта, доли единицы.

В итоге денежный поток по операционной деятельности (эф­фект), достигаемый на t-м шаге расчета:

, (2)

где — полная себестоимость продукции — издержки производства и обращения на t-м шаге расчета;

Н — совокупные налоги на t-м шаге расчета;

— чистая прибыль на t-м шаге расчета;

Atамортизационные отчисления на t-м шаге расчета.

Таким образом, чистый дисконтированный доход представляет собой разницу между суммой элементов денежного потока по опе­рационной деятельности (эффектов) и денежного потока по инве­стиционной деятельности и является основным критерием при оценке эффективности инвестиционного проекта.

Если ЧДД инвестиционного проекта положителен (при заданной нор­ме дисконта), то проект эффективен и может рассматриваться вопрос о его реализации; при этом чем выше уровень ЧДД, тем эффективней проект.

2. Индекс доходностихарактеризуется отношением суммы приведен­ных эффектов к сумме дисконтированных капитальных вложений:

, (3)

Из формул расчета ЧДД и ИД видно, что если ЧДД положителен, то ИД > 1 и проект эффективен, если ЧДД отрицателен, то ИД < 1 и проект представляется неэффективным, если ЧДД = 0, то ИД = 1 и вопрос об эффективности проекта остается открытым.

3. Срок окупаемости капиталообразующих инвестицийопределя­ется временным интервалом (от начала осуществления проекта), за пределами которого интегральный эффект становится положитель­ным, т.е. это период (месяцы, годы), за который первоначальные капиталовложения по инвестиционному проекту покрываются сум­марным эффектом от его осуществления.

Он рассчитывается по формуле:

, (4)

где tOK — срок окупаемости капитальных вложений, т.е. номер шага расчета (месяц, квартала, год), за пределами которого инте­гральный эффект становится положительным.

4. Внутренняя норма доходности (ВНД, или Е ). Внутренняя норма доходности соответствует такой норме дисконта, при которой ЧДД при реализации инвестиционного проекта равен ну­лю. Числовое значение ВНД (Евн)определяется решением урав­нения

, (5)

где — внутренняя норма доходности, доли единицы.

Вместе с тем норма дисконта при определении ЧДД определя­ется другими методическими подходами. Формально при оценке коммерческой эффективности инвестиционного проекта каждый инвестор имеет право самостоятельно устанавливать норму годового дохода на вложенный капитал, т.е. каждый хозяйствующий субъект использует индивидуальную норму дисконта.

Однако экономически обоснованные подходы предполагают оп­ределение нижней и верхней границы нормы дисконта, в интервале которых и следует устанавливать конкретный уровень доходности капитала.

Очевидно, что нижняя граница нормы дисконта должна форми­роваться исходя из уровня банковских процентов по депозитным вкладам и процентов по заемным средствам (долгосрочные креди­ты), а также из соотношения собственных и заемных средств для финансирования инвестиционного проекта. Расчетная формула может быть представлена в следующем виде:

, (6)

где — нижний уровень нормы дисконта, доли единицы;

— банковский процент по депозитным вкладам, доли единицы;

Ек — кредитный процент по заемным средствам, доли единицы;

— сумма собственного капитала, руб.;

К3сумма заемного капитала, руб.

Действительно, при норме дисконта ниже уровня Ен инвесторы предпочитают размещать денежные средства в банках и не вклады­вать их непосредственно в производство.

Верхний предел нормы дисконта определяется внутренней нор­мой доходности. Экономический смысл этого заключается в сле­дующем: если весь проект осуществляется только за счет заемных средств, то Евн равна максимальному проценту, под который можно взять кредит, чтобы иметь возможность расплатиться за него из до­ходов при реализации проекта.

Отсюда следует, что если Е выше Евн, то встает вопрос о целе­сообразности разработки и осуществления проекта вследствие не­приемлемости условий инвестора по норме дохода на капитал.

По-видимому, оптимальным вариантом для выбора нормы дис­конта может быть среднее значение:

 

. (7)


Маркетинг на предприятии

11.1 Маркетинг: сущность и содержание

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рас­сматривается как ведущая функция управления, определяющая ры­ночную и производственную стратегии предприятия и основанная на знании потребительского спроса. В этих условиях маркетинг — это система организации деятельности предприятия, фирмы, корпорации по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения высо­кой прибыли.

Маркетинг — это деятельность в сфере рынка, сбыта.

Основным в маркетинге является взаимодополняющий подход — тщательное и всестороннее изучение рынка, а также активное воз­действие на него, формирование потребностей и покупательских предпочтений. Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга — в этом и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.

Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, ко­торые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках финансо­вых возможностей. Все товары, способные удовлетворять нужду по­купателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Он должен отыскивать потенциальных по­требителей, выяснять их потребности, а затем создавать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.

В условиях маркетинговой деятельности различают два ви­да рынков.

Рынок продавца — это, как правило, дефицитный рынок, на ко­тором продавцы имеют больше власти и наиболее активными при­ходится быть покупателям. Рынок покупателя — это, как правило, насыщенный рынок, на котором больше власти имеют покупатели и наиболее активными приходится быть продавцам.

Любой продавец сталкивается с проблемой реализации, т.е. до­ведения продукции до покупателя. Основная задача каждого изго­товителя-продавца и потребителя — получение удовлетворительного коммерческого итога. Коммерческий успех непосредственно зависит от глубокого и всестороннего изучения форм, типов и видов рынков. Изучение рынка осуществляется с двух позиций, его харак­терных особенностей, потребностей и возможностей и его емкости, степени насыщенности, состояния конкуренции, вероятности появ­ления товаров-аналогов и т.п. Предпочтение той или иной позиции приводит либо к маркетингу, ориентированному на продукт, либо к маркетингу, ориентированному на потребителя.

Маркетинг, ориентированный на продукт, применяется в случае, когда деятельность предприятия нацелена на создание нового това­ра или усовершенствование уже выпускаемого. Основная задача при этом сводится к побуждению потребителей приобретать новые или усовершенствованные товары.

Маркетинг, ориентированный на потребителя, используется, ко­гда деятельность предприятия нацелена на удовлетворение потреб­ностей, непосредственно исходящих от рынка. Здесь главная задача маркетинга — изучение потенциальных потребностей, поиск ры­ночной ниши. Маркетинг этого типа — важнейшая часть коммер­ческой деятельности в целом, так как без изучения запросов потре­бителей предприниматель обойтись не может. Что же касается мар­кетинга первого типа, то он не всегда необходим, ибо без «атак на потребителей» в ряде случаев можно обойтись, особенно если речь идет о дефицитном рынке.

Для хозяйственной деятельности промышленного предпри­ятия целесообразно применять оба типа маркетинга одновремен­но. Только всесторонний анализ возможностей предприятия со стороны производства и со стороны рынка способен обеспечить настоящий коммерческий успех. Такая комбинированная марке­тинговая деятельность получила название интегрированного мар­кетинга.

В рамках маркетинга решаются следующие задачи:

• комплексное изучение рынка;

• выявление потенциального спроса и неудовлетворенных по­требностей;

• планирование товарного ассортимента и цен;

• разработка мер для наиболее полного удовлетворения сущест­вующего спроса;

• планирование и осуществление сбыта;

• разработка мер по совершенствованию управления и органи­зации производства.

Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетин­гом. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроизводительного автоматического оборудования и прогрессивной технологии предопределяется маркетингом.

В рамках маркетинга разрабатывается и применяется система мер воздействия на рынок, на потребительский спрос с учетом воз­можности получения прибыли за счет максимального удовлетворе­ния запросов потребителей.

Фирма, базирующая свою деятельность на принципах марке­тинга, разрабатывает программу по новым товарам, производство и сбыт которых она намечает осуществить в результате маркетинго­вых исследований рынка. «Не пытайтесь сбывать то, что вам уда­лось выпустить, а производите то, что у вас безусловно будет куп­лено» — основополагающий принцип маркетинга. Другими слова­ми, работа предприятия на принципах маркетинга меняет филосо­фию производителя товара или поставщика услуги. Вместо при­вычного принципа: главное — произвести продукцию в возможно большем объеме, а уж продать ее потребителю — дело второе, надо суметь экономично произвести столько продукции, сколько обяза­тельно будет реализовано.

Опыт зарубежных фирм свидетельствует, что успех продажи то­го или иного товара на рынке зависит не столько от производст­венных и финансовых возможностей фирм, сколько от использова­ния маркетинга, ориентированного на установленный платежеспо­собный спрос, т.е. на потребителя.

Сбытовая деятельность в условиях маркетинга состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в таком коли­честве и такого качества, которые требуются.

Схематично концепция сбыта и маркетинг выглядят следующим образом:

Концепция сбыта:

 

                   
   
Сбыт и стимулирование продажи
 
Получение прибыли за счет увеличения объемов продажи
 
Товары
       
 
 
 

 

 


Концепция маркетинга:

                   
   
Получение прибыли путем удовлетворения потребностей покупателей
   
Интегрированный маркетинг
 
Потребители
       
 
 

 


При наличии маркетинга достижение целей производства про­исходит через оценку и удовлетворение требований потребителей. Маркетинг создает условия для выхода (или, как иногда говорят, «прорыва») на рынок.

Основной принцип маркетинга — всеобщая нацеленность, т.е. ориентация конечных результатов производства на реальные требо­вания и пожелания потребителей. Из этого основополагающего принципа вытекает ряд других:

1) знать рынок, всесторонне изучать состояние и динамику по­требительского спроса на данный товар (услугу), использовать по­лученную информацию в процессе разработки и принятия научно-технических, производственных и хозяйственных решений;

2) максимально приспособить производство к требованиям рынка для повышения эффективности функционирования пред­приятия; производить то, что продается;

3) развивать и поощрять на предприятии творческий подход к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, в первую очередь по совершенствованию и повышению качества продук­тов и услуг;

4) разбивать рынок на относительно однородные группы потре­бителей (осуществлять сегментацию рынка) и ориентироваться на те сегменты, на которых предприятие обладает наилучшими потен­циальными возможностями; выпускать продукцию с учетом осо­бенностей отдельных сегментов рынка, характеризующихся опреде­ленным типом покупателей и их потребностями;

5) добиваться преимуществ в конкурентной борьбе в результате повышения технического уровня и качества продукции, предостав­ления покупателю большего объема и лучшего качества сопутст­вующих услуг;

6) оказывать помощь и содействие торговым посредникам, обеспечивать их складами готовой продукции для ее немедленной поставки потребителям, помогая в решении технических проблем и обучении персонала;

7) ориентировать стратегию маркетинга на перспективу, ставя конкретные задачи по завоеванию рынка, расширению объема продаж, особенно на перспективных секторах рынка.

Главное в маркетинге — целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производст­венной и сбытовой деятельности. Цель маркетинга — обеспечение высокой рентабельности производства и реализации производст­венных товаров.

Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечи­вает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов. Целевая ориентация и комплекс­ность маркетинга — это слияние в один поток всех составляющих маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рента­бельности в заданных временных пределах, как правило, на 5—7 лет и более. Практика применения маркетинга показывает, что исполь­зование только отдельных составляющих, например изучения това­ра или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Лишь комплексный подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно с новыми товарами и оригинальны­ми услугами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...