Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, виды и показатели рентабельности.Рентабельным считается предприятие, получающее прибыль. но итогом деятельности предприятия может быть как прибыль, так и убыток. Таким образом, для оценки эффективности хозяйствования предприятия недостаточно знать абсолютную величину прибыли. необходима сравнительная оценка, позволяющая установить уровень хозяйствования предприятия с помощью системы показателей рентабельности. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность предприятия. В соответствии с видами прибыли различают следующие показатели рентабельности:
Робщ. = Потч.х 100 / Ссрг. + ОС. Общая рентабельность характеризует размер общей прибыли, получаемой на 1рубль средств, вложенных в основные и оборотные средства.
Рп. = Пч.х100/ Ссрг. + ОС.
Рск = Пчх100/Кс.
Рпрод = Прх100/Сп. Этот показатель используется для планирования и учета рентабельности производства отдельных видов продукции.
Роб = Прх100/Врп. На этот показатель большое влияние оказывает отрасль, в состав которой входит рассматриваемое предприятие, из-за различия в скорости оборота капитала.
Инновации: понятие, классификация Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять их изменений. инновации непременно должны обладать свойствами новизны, производственной применимости (экономической обоснованности) и отвечать запросам потребителей. Все инновации классифицируются по ряду признаков: 1. По степени новизны: - радикальные (реализуют открытия, крупные изобретения и т. п.); - улучшающие (реализуют средние изобретения); - модификационные. (устаревшие поколения техники и технологии) 2. По объекту применения: - продуктовые (ориентируют на производство новых продуктов, полуфабрикатов и т.п.); - технологические (нацеливают на создание и использование новых технологий); - процессные (ориентированы на создание новых организационных структур); - комплексные 3. По масштабам применения: - отраслевые - межотраслевые - региональные - в рамках предприятия (фирмы) 4. По причинам возникновения: - реактивные (адаптация фирмы на нововведения конкурентов); - стратегические ( получение конкурентных преимуществ в перспективе) 5. По эффективности: - экономические - социальные - экологические - интегральные.
Сущность инвестиций. Инвестиции - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Цель инвестиционных вложений – получение чистых выгод в будущем за счет увеличения объема продаж, приобретения новых предприятий, диверсификации деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса. Каждой фирме (компании) в процессе ее функционирования требуются определенные финансовые средства на замену и обновление основных фондов, наращивание имеющегося потенциала, увеличение мощностей, диверсификацию и расширение масштабов производства, проведение определенных организационно-технических мероприятий с целью совершенствования хозяйственной деятельности и улучшения ее конечных результатов. Финансовые вложения в приобретение, строительство, восстановление, реконструкцию, модернизацию и расширение хозяйствующих объектов принято называть инвестициями. Финансирование и инвестирование взаимосвязанные, но не идентичные категории. Финансирование – это формирование и предоставление финансовых ресурсов для создания имущества, а инвестирование – это их использование и превращение в капитал. Необходимо также отличать понятия «инвестиции» и «капитальные вложения». Если капитальные вложения обычно предполагают создание новых и восстановление изношенных основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, транспорта и др.), то инвестиции предусматривают вложение средств также в оборотные активы, различные финансовые инструменты, интеллектуальную собственность. Таким образом, капитальные вложения можно рассматривать как составную часть инвестиций. Классификация инвестиций. Инвестиции можно классифицировать по различным признакам: 1) по объектам вложения средств: - реальные – вложение денег в основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность - портфельные – вложение денег в различные финансовые инструменты 2) по характеру участия в инвестировании: - прямые – непосредственное участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования - косвенные – опосредование вложения средств другими лицами 3) по периоду инвестирования: - краткосрочные – вложение капитала на период менее 1года - среднесрочные – вложение капитала на период от1 до 5лет - долгосрочные – вложение капитала на период свыше 5лет 4) по формам собственности: - частные – вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями - государственные – вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления, а также унитарными предприятиями. учреждениями и организациями - смешанные – долевое вложение при участии государства, регионов, муниципалитетов, юридических и физических лиц - иностранные – вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и ююридическими лицами - совместные – вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств 5) по инвестиционной территории: - внутренние – вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории - внешние - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом 6) по способу учета средств: - валовые – общий объем вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей - чистые – вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений 27. Бизнес – план предприятия. Бизнес-план составляется как для действующего предприятия (фирмы), так и для вновь создаваемого. Разработка бизнес-плана направлена на реализацию целей предприятия, которые определяют вид бизнес-плана. Бизнес-план выполняет ряд функций: может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия; может выполнять функцию планирования; помогает оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия; необходим для привлечения денежных средств, и частных инвесторов. Инвестиции можно классифицировать по различным признакам: 1) В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана, она может быть различной. Структура бизнес-плана может иметь следующий вид: 1.Описание бизнеса. Цели деятельности предприятия. В разделе рассматриваются товар и потребности рынка, потребители продукции, информация о фирме. 2.План по маркетингу и реализации товара (услуг). В нем исследуется рынок, рассматриваются способы продвижения товара и потребления, его конкурентные преимущества, общая стратегия маркетинга. 3.План инноваций. В нем на основании исследования жизненного цикла товара разрабатываются предложения по улучшению существующих изделий и выпуску новых с учетом обновления основного капитала и расширения предприятия. 4.Производство продукции. В разделе рассматривается производственная мощность предприятия, ее использование с учетом сезонных колебаний, производственный график выпуска изделий и стратегия снабжения. 5.Управление. В разделе дается характеристика организационной структуры фирмы, ее руководства, структуры собственности, компаниям-партнерам. 6.Персонал. В разделе рассматривается потребность в специалистах и их подготовке, численность персонала, формы и системы оплаты труда, расходы на оплату труда. 7. Оценка риска и страхование. В разделе оцениваются виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие. 8. Юридический план. Раздел посвящен правовому статусу предприятия, профилактике правонарушений. 9.Издержки предприятия. В разделе рассматриваются сметы затрат на производство, постоянные и переменные издержки, себестоимость и прибыль по каждому виду продукции. 10.Финансовый план. В нем дается баланс денежных доходов и расходов, стратегия финансирования, оценки деятельности фирмы по основным финансовым показателям. После написания всех разделов бизнес-плана подготавливается резюме основных идей бизнес-плана. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана.
Сущность предприятия. Предприятие является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятий – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства. Государственные органы управления задают правила экономического поведения предприятий через систему законов и нормативных документов, регулирующих и регламентирующих их деятельность. Есть две основные модели функционирования субъектов хозяйствования – директивная и социально-рыночная экономика. В централизованной, директивной экономике хозяйствования предприятием является хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, развивается по плану, работает на основе хозяйственного расчета. В социально-рыночной экономике предприятие – самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, деятельность которого направлена на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность. В приведенных определениях есть существенные различия: 1. Самостоятельность: полная в рыночной экономике и ограниченная в директивной; 2. Цель деятельности: прибыльная работа в рыночной среде и выпуск продукции в централизованной системе государственного управления; 3. Имущественная ответственность собственников предприятия: в социально-рыночной экономике – риск потери имущества и в директивной экономике – покрытие убытков за счет дотаций из государственного бюджета. Период преобразования административно-командной модели хозяйствования в социально-рыночную систему называется переходной экономикой. В переходной экономике на предприятие влияют как рыночные факторы, так и директивные методы регулирования, что оказывает отрицательное воздействие на эффективность работы. Спад производства, трудности со сбытом продукции и финансовая нестабильность, неплатежи, замедление оборачиваемости капитала и убытки, снижение реальной заработной платы и социальной защищенности работников – вот неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются предприятия в период реформирования макроэкономики.
Классификация предприятий. Предприятия в рыночной экономике можно классифицировать по различным признакам: 1. По формам собственности: а) государственные - коммунальная собственность, - республиканская собственность; б) частные; в) смешанные. 2. По формам хозяйствования: а) открытое акционерное общество; б) закрытое акционерное общество; в) общество с ограниченной ответственностью; г) общество с дополнительной ответственностью; д) унитарное предприятие; е) арендное предприятие; ж) кооператив; з) полное товарищество; и) коммандитное товарищество. 3. По размерам: а) крупные; б) средние; в) малые. 4. По участию иностранного капитала: а) совместные – расположены на территории страны, имеют в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам; б) зарубежные – представлены национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране; в) иностранные – имеют 100% уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам других государств. 5. По отраслевому признаку: а) сфера материального производства – промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт; б) сфера нематериального производства – здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и другие. 6. По видам объединений: а) производственные, республиканские, региональные, национальные, транснациональные компании; б) концерн (предприятия, принадлежащие к одной или нескольким отраслям), консорциум (кроме предприятий включаются банковские, финансовые, страховые структуры), холдинг (создается собственником для управления контрольным пакетом акций подведомственных предприятий), финансово-промышленная группа (объединяется промышленный и банковский капитал). 7. По видам дробления: а) дочерние предприятия; б) филиалы. 8. По цели деятельности: а) коммерческие – ориентированные на увеличение прибыли и капитала; б) некоммерческие; в) смешанные. Жизненный цикл предприятия. Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии своего существования: |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |