Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, виды и показатели рентабельности.

Рентабельным считается предприятие, получающее прибыль. но итогом деятельности предприятия может быть как прибыль, так и убыток. Таким образом, для оценки эффективности хозяйствования предприятия недостаточно знать абсолютную величину прибыли. необходима сравнительная оценка, позволяющая установить уровень хозяйствования предприятия с помощью системы показателей рентабельности. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность предприятия.

В соответствии с видами прибыли различают следующие показатели рентабельности:

  1. Общая рентабельность (Робщ.) определяется как отношение прибыли отчетного периода ( Потч.) к среднегодовой стоимости основных средств (Ссрг.) и среднего остатка оборотных средств (ОС), %:

Робщ. = Потч.х 100 / Ссрг. + ОС.

Общая рентабельность характеризует размер общей прибыли, получаемой на 1рубль средств, вложенных в основные и оборотные средства.

  1. Рентабельность предприятия (Рпр.) определяется как отношение чистой прибыли (Пч.) к среднегодовой стоимости основных средств и среднего остатка оборотных средств, %:

Рп. = Пч.х100/ Ссрг. + ОС.

  1. Рентабельность собственного капитала (Рск.) определяется отношением чистой прибыли к величине собственного капитала (Кс.), % :

Рск = Пчх100/Кс.

  1. Рентабельность отдельных видов продукции (Рпрод) определяется отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к ее полной себестоимости (Сп), %:

Рпрод = Прх100/Сп.

Этот показатель используется для планирования и учета рентабельности производства отдельных видов продукции.

  1. Рентабельность продаж или оборота (Роб) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к выручке от реализации продукции (Врп), %:

Роб = Прх100/Врп.

На этот показатель большое влияние оказывает отрасль, в состав которой входит рассматриваемое предприятие, из-за различия в скорости оборота капитала.

 

Инновации: понятие, классификация

Под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятие «инновации» как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять их изменений. инновации непременно должны обладать свойствами новизны, производственной применимости (экономической обоснованности) и отвечать запросам потребителей.

Все инновации классифицируются по ряду признаков:

1. По степени новизны:

- радикальные (реализуют открытия, крупные изобретения и т. п.);

- улучшающие (реализуют средние изобретения);

- модификационные. (устаревшие поколения техники и технологии)

2. По объекту применения:

- продуктовые (ориентируют на производство новых продуктов, полуфабрикатов и т.п.);

- технологические (нацеливают на создание и использование новых технологий);

- процессные (ориентированы на создание новых организационных структур);

- комплексные

3. По масштабам применения:

- отраслевые

- межотраслевые

- региональные

- в рамках предприятия (фирмы)

4. По причинам возникновения:

- реактивные (адаптация фирмы на нововведения конкурентов);

- стратегические ( получение конкурентных преимуществ в перспективе)

5. По эффективности:

- экономические

- социальные

- экологические

- интегральные.

 

Сущность инвестиций.

Инвестиции - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Цель инвестиционных вложений – получение чистых выгод в будущем за счет увеличения объема продаж, приобретения новых предприятий, диверсификации деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.

Каждой фирме (компании) в процессе ее функционирования требуются определенные финансовые средства на замену и обновление основных фондов, наращивание имеющегося потенциала, увеличение мощностей, диверсификацию и расширение масштабов производства, проведение определенных организационно-технических мероприятий с целью совершенствования хозяйственной деятельности и улучшения ее конечных результатов. Финансовые вложения в приобретение, строительство, восстановление, реконструкцию, модернизацию и расширение хозяйствующих объектов принято называть инвестициями. Финансирование и инвестирование взаимосвязанные, но не идентичные категории. Финансирование – это формирование и предоставление финансовых ресурсов для создания имущества, а инвестирование – это их использование и превращение в капитал. Необходимо также отличать понятия «инвестиции» и «капитальные вложения». Если капитальные вложения обычно предполагают создание новых и восстановление изношенных основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, транспорта и др.), то инвестиции предусматривают вложение средств также в оборотные активы, различные финансовые инструменты, интеллектуальную собственность. Таким образом, капитальные вложения можно рассматривать как составную часть инвестиций.

Классификация инвестиций.

Инвестиции можно классифицировать по различным признакам:

1) по объектам вложения средств:

- реальные – вложение денег в основной и оборотный капитал, интеллектуальную собственность

- портфельные – вложение денег в различные финансовые инструменты

2) по характеру участия в инвестировании:

- прямые – непосредственное участие самого инвестора в выборе объекта инвестирования

- косвенные – опосредование вложения средств другими лицами

3) по периоду инвестирования:

- краткосрочные – вложение капитала на период менее 1года

- среднесрочные – вложение капитала на период от1 до 5лет

- долгосрочные – вложение капитала на период свыше 5лет

4) по формам собственности:

- частные – вложения средств, осуществляемые гражданами и частными организациями

- государственные – вложения, которые производятся центральными и местными органами власти и управления, а также унитарными предприятиями. учреждениями и организациями

- смешанные – долевое вложение при участии государства, регионов, муниципалитетов, юридических и физических лиц

- иностранные – вложения, осуществляемые иностранными государствами, физическими и ююридическими лицами

- совместные – вложения, осуществляемые субъектами данной страны и иностранных государств

5) по инвестиционной территории:

- внутренние – вложения средств в объекты инвестирования, расположенные в границах той или иной территории

- внешние - вложения средств в объекты инвестирования за рубежом

6) по способу учета средств:

- валовые – общий объем вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей

- чистые – вся сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений

27. Бизнес – план предприятия.

Бизнес-план составляется как для действующего предприятия (фирмы), так и для вновь создаваемого. Разработка бизнес-плана направлена на реализацию целей предприятия, которые определяют вид бизнес-плана. Бизнес-план выполняет ряд функций: может быть использован для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия; может выполнять функцию планирования; помогает оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия; необходим для привлечения денежных средств, и частных инвесторов. Инвестиции можно классифицировать по различным признакам: 1)

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана, она может быть различной. Структура бизнес-плана может иметь следующий вид:

1.Описание бизнеса. Цели деятельности предприятия. В разделе рассматриваются товар и потребности рынка, потребители продукции, информация о фирме.

2.План по маркетингу и реализации товара (услуг). В нем исследуется рынок, рассматриваются способы продвижения товара и потребления, его конкурентные преимущества, общая стратегия маркетинга.

3.План инноваций. В нем на основании исследования жизненного цикла товара разрабатываются предложения по улучшению существующих изделий и выпуску новых с учетом обновления основного капитала и расширения предприятия.

4.Производство продукции. В разделе рассматривается производственная мощность предприятия, ее использование с учетом сезонных колебаний, производственный график выпуска изделий и стратегия снабжения.

5.Управление. В разделе дается характеристика организационной структуры фирмы, ее руководства, структуры собственности, компаниям-партнерам.

6.Персонал. В разделе рассматривается потребность в специалистах и их подготовке, численность персонала, формы и системы оплаты труда, расходы на оплату труда.

7. Оценка риска и страхование. В разделе оцениваются виды рисков, с которыми может столкнуться предприятие.

8. Юридический план. Раздел посвящен правовому статусу предприятия, профилактике правонарушений.

9.Издержки предприятия. В разделе рассматриваются сметы затрат на производство, постоянные и переменные издержки, себестоимость и прибыль по каждому виду продукции.

10.Финансовый план. В нем дается баланс денежных доходов и расходов, стратегия финансирования, оценки деятельности фирмы по основным финансовым показателям.

После написания всех разделов бизнес-плана подготавливается резюме основных идей бизнес-плана. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана.

 

Сущность предприятия.

Предприятие является первичным звеном в народном хозяйстве страны. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги; создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и потребительский спрос. Предприятие является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местных бюджетов. Эффективная работа предприятий – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.

Государственные органы управления задают правила экономического поведения предприятий через систему законов и нормативных документов, регулирующих и регламентирующих их деятельность. Есть две основные модели функционирования субъектов хозяйствования – директивная и социально-рыночная экономика.

В централизованной, директивной экономике хозяйствования предприятием является хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, развивается по плану, работает на основе хозяйственного расчета.

В социально-рыночной экономике предприятие – самостоятельный субъект хозяйствования, обладающий правами юридического лица, деятельность которого направлена на получение прибыли, осуществляется на свой риск и под свою имущественную ответственность. В приведенных определениях есть существенные различия:

1. Самостоятельность: полная в рыночной экономике и ограниченная в директивной;

2. Цель деятельности: прибыльная работа в рыночной среде и выпуск продукции в централизованной системе государственного управления;

3. Имущественная ответственность собственников предприятия: в социально-рыночной экономике – риск потери имущества и в директивной экономике – покрытие убытков за счет дотаций из государственного бюджета.

Период преобразования административно-командной модели хозяйствования в социально-рыночную систему называется переходной экономикой.

В переходной экономике на предприятие влияют как рыночные факторы, так и директивные методы регулирования, что оказывает отрицательное воздействие на эффективность работы. Спад производства, трудности со сбытом продукции и финансовая нестабильность, неплатежи, замедление оборачиваемости капитала и убытки, снижение реальной заработной платы и социальной защищенности работников – вот неполный перечень проблем, с которыми сталкиваются предприятия в период реформирования макроэкономики.

 

Классификация предприятий.

Предприятия в рыночной экономике можно классифицировать по различным признакам:

1. По формам собственности:

а) государственные

- коммунальная собственность,

- республиканская собственность;

б) частные;

в) смешанные.

2. По формам хозяйствования:

а) открытое акционерное общество;

б) закрытое акционерное общество;

в) общество с ограниченной ответственностью;

г) общество с дополнительной ответственностью;

д) унитарное предприятие;

е) арендное предприятие;

ж) кооператив;

з) полное товарищество;

и) коммандитное товарищество.

3. По размерам:

а) крупные;

б) средние;

в) малые.

4. По участию иностранного капитала:

а) совместные – расположены на территории страны, имеют в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам;

б) зарубежные – представлены национальным капиталом, вывезенным из государства в качестве вклада в уставный капитал предприятия, зарегистрированного в другой стране;

в) иностранные – имеют 100% уставного капитала, принадлежащего юридическим или физическим лицам других государств.

5. По отраслевому признаку:

а) сфера материального производства – промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, транспорт;

б) сфера нематериального производства – здравоохранение, образование, торговля, наука, культура и другие.

6. По видам объединений:

а) производственные, республиканские, региональные, национальные, транснациональные компании;

б) концерн (предприятия, принадлежащие к одной или нескольким отраслям), консорциум (кроме предприятий включаются банковские, финансовые, страховые структуры), холдинг (создается собственником для управления контрольным пакетом акций подведомственных предприятий), финансово-промышленная группа (объединяется промышленный и банковский капитал).

7. По видам дробления:

а) дочерние предприятия;

б) филиалы.

8. По цели деятельности:

а) коммерческие – ориентированные на увеличение прибыли и капитала;

б) некоммерческие;

в) смешанные.

Жизненный цикл предприятия.

Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии своего существования:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...