Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В киноязыке присутствуют две тенденции. Одна, основываясь на

Повторяемости элементов, бытовом или художественном опыте зрителей,

Задает некоторую систему ожиданий; другая, нарушая в определенных

пунктах (но не разрушая!) эту систему ожиданий, вы-деляет в тексте

Семантические узлы. Следовательно, в основе кинозначений лежит сдвиг,

Деформация при-вычных последовательностей, фактов или облика ве-щей.

Однако только на первых стадиях формирова-ния киноязыка "значимый" и

"деформированный" оказываются синонимами. Когда зритель имеет уже

Определенный опыт получения киноинформации, он сопоставляет видимое на

Экране не только (а иногда - не столько) с жизнью, но и со штампами уже

Извест-ных ему фильмов. В таком случае сдвиг, деформация, сюжетный трюк,

Монтажный контраст-вообще насы-щенность изображений сверхзначениями -

Становятся привычными, ожидаемыми и теряют информативность. В этих

условиях возвращение к "простому" изображе-нию, "очищенному" от

Ассоциаций, утверждение, что предмет не означает ничего, кроме самого

Себя, отказ от деформированных съемок и резких монтажных при-емов

Становится неожиданным, то есть значимым. В зависимости от того, в каком

Направлении идет худо-жественное развитие эпохи, стремится ли

Кинемато-граф к максимальной кинематографичности или ори-ентируется на

Прорыв из мира искусства в сферу непо-средственной жизни, разные

Элементы киноязыка будут восприниматься как значимые.

Прежде чем говорить о сложных функциональных использованиях тех или иных

Элементов языка кино, остановимся на некоторых наиболее типичных из них.

Поскольку, как мы уже отмечали, значимый элемент - всегда нарушение

некоторого ожидания ("механизм различий"), слева мы будем давать

Нейтральную, (43) ожидаемую, незначимую структуру, а справа - значимое

Ее нарушение. При этом мы будем исходить из некоторого условного

Зрителя, который ничего не знает о языке кино и ожидания которого

Продиктованы его бытовым опытом (ему естественно ждать, чтобы отражения

Предметов на экране вели себя так же, как эти знакомые ему предметы

Ведут себя в знакомом ему мире) или сформированы опытом искусств,

Пользовавшихся иконическими знаками до кинематографа: живописи, театра.

Для такого условного зрителя значимы будут только элементы, указанные в

Правой колонке. Но для зрителя, сформированного всей историей кино, само

Наличие бинарной оппозиции правой и левой ко-лонок делает значимыми обе.

(44)

Немаркированный элемент

Естественная последова-тельность событий. Кадры следуют в порядке

Съемки.

Последовательные эпизоды механически соседствуют.

3. Общий план (нейтральная степень приближения).

Нейтральный ракурс (ось зрения параллельна уров-ню земли и

Перпендику-лярна экрану).

Нейтральный темп движе-ния.

Горизонт кадра паралле-лен естественному горизон-ту.

Съемка неподвижной ка-мерой.

Естественное движение кадров.

Недеформированная съемка кадра.

Некомбинированная съем-ка

Звук синхронизидован от-носительно изображения и не искажен.

Изображение нейтральное по отчетливости.

Черно-белый кадр.

Позитивный кадр

Маркированный элемент

События следуют друг за дру-гом я последовательности,

Пре-дусмотренной режиссером. Кад-ры переклеиваются.

Последовательные эпизоды монтируются в смысловое це-лое.

3. Очень крупный план. Крупный план. Далекий план.

Выраженные ракурсы (различ-ные виды смещения оси зрения по вертикали

И горизонтали).

Убыстренный темп. Замедленный темп. Остановка.

Различные виды наклона. Перевернутый кадр.

Панорамная съемка (верти-кальная и горизонтальная).

Обратное движение кадров.

Применение деформирующих объективов и других способов сдвига

Пропорций.

Комбинированные съемки.

Звук сдвинут или трансформи-рован, монтируется с изобра-жением, а не

Автоматически им определяется.

Размытое изображение.

Цветной кадр.

Негативный кадр и т. д.

Каждый из перечисленных выше уровней условен и фактически может быть

развернут в детализованное классификационное "дерево". Так, например,

Цветовые возможности современного фильма подразумевают целую градацию в

Пределах черно-белой ленты от рез-кой смены глубокой тени ярким светом

До многочис-ленных оттенков серого цвета разной глубины и мягко-сти (в

Этих рамках цветовой язык кино напоминает аналогичные средства графики).

Выбор одной из этих возможностей может монтироваться с другими в

пре-делах фильма, соотносясь с содержанием отдельных мест, или

Характеризовать ленту в целом, соотносясь с индивидуальным стилем

Автора. В любом случае перед нами выбор из некоторого множества

Альтерна-тивных возможностей, образующих в сумме набор элементов данного

Уровня.

Черно-белому кадру могут противостоять двуцвет-ные разной окраски (может

Играть роль также интен-сивность ее) и цветные, дающие внутри себя

Различ-ные и весьма богатые .колористические возможно-сти. Очевидно, что

Различные комбинации этих воз-можностей, даже в пределах одного уровня,

Дают режиссеру огромное количество выразительных средств.

Но список уровней киноязыка не может быть огра-ничен перечисленными

Выше. Элементом киноязыка может быть любая единица текста

(зрительно-образ-ная, графическая или звуковая), которая имеет

Аль-тернативу, хотя бы в виде неупотребления ее самой и, следовательно,

Появляется в тексте не автоматически, а сопряжена с некоторым значением.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...