Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Границ, переход через которые невозможен. Это может быть черта,

отделяющая "дом" от "леса" в волшебной сказке, живых от мертвых- в мифе,

Мир Монтекки и мир Капулетти, знать и простонародье, богатство и нищету.

Герои, закрепленный за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношена

Неподвижны. Им противостоит (чаще всего - один) динамический герой,

Обладающий способностью пре-одолевать границу, пересечение которой для

Остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней,

Простолюдин - влюбляется в дворянку, бедняк - добивается богатства.

Именно пересечений границы запрета составляет значимый элемент в

Поведении персонажа, то есть событие. Поскольку разделение сюжетного

Пространства на две части одной границей является лишь наиболее

Элементарным ви-дом членения (гораздо чаще мы имеем дело с иерархией

Запретов разной значимости и ценности), то и пересечение

Границ-запретов, как правило, будет реализовываться не как однократный

Акт - событие, а в виде цепочки событий - сюжета.

Однако художественный сюжет движется в поле не одной, а, минимум, двух

Так или иначе соотнесенных (часто антитетически) иерархий запретов. Это

Придает сюжетной структуре характер смыслового мерцания: одни и те же

Эпизоды оказываются композиционно не равными самим себе, то выступая в

Качестве сюжетных событий с определенным значением, то приобретая иную

Семантику, то, вообще, теряя качество события. Поэтому, если

Нехудожественный сюжет однолинеен и графически может быть изображен в

Виде траектории движущейся точки, то художественный - переплете-ние

Линий, получающих смысл лишь в сложном дина-мическом контексте. (86)

Сюжетный текст обязательно представляет собой повествование.

Повествование, рассказывание всегда, в отличие от системы, представляет

Собой действие. При этом, если в системе активизируются

парадигма-тические отношения, то в повествовании на первый план

Выступает синтагматика. Связь между элементами, построение на основе

Этой связи структурной цепочки, образующей текст, составляет основу

Всякого повествования. Однако именно синтагматический ас-пект раскрывает

Наиболее глубинные различия меж-. ду художественным и нехудожественным

Повествова-нием.

Повествовательный нехудожественный текст может быть рассмотрен как

Иерархия синтагматических структур. Закономерности последовательности

Фонем, морфо-грамматических элементов, частей предложения, предложений и

Сверхфразовых единств могут быть рассмотрены для каждого случая отдельно

как вполне самостоятельная проблема. При этом каждый уровень имеет

вполне самостоятельную имманентную организацию. Одновременно каждый

Низший уровень по отношению к следующему за ним более высокому будет

Выглядеть как формальный, а этот более высокий выступит в качестве его

Содержания. Так, если мы рассматриваем уровень последовательности морфем

В тексте, фонемная структура будет выступать перед нами как чисто

формальное построение, содержанием которого окажется развертывание

Грамматически значимых элементов. Для сюжетного построения

Нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических,

Лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей

Оказывается формальной. В качестве содержательного, то есть значи-мого,

Выступает последовательность сообщений на фразовом и суперфразовом

Уровне.

Как только мы переходим к художественному пове-ствованию, все эти

Закономерности оказываются сме-щенными.

Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов

Выражения и содержания стро-ится так, что первый подвергается предельной

Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение

Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий

Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях,

О самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим

Участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько

Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется

абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации.

Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор

Того или иного вида организации текста оказывается непосредственно

Зна-чимым для всего объема передаваемой информации.

В связи с этим установка на художественность сооб-щения будет создавать

Заведомо противоречивую ситуацию: с одной стороны, на текст

накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения:

Ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти

Структурные инерции, заданные уже в начале текста, неукоснительно

Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало

Бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации.

Для того, чтобы этого не произошло, художествен-ный текст строится как

Взаимодействие противонаправ-ленных структур, из которых одни выполняют

Автома-тизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а

Другие - деавтоматизируют струк-туру, нарушая инерцию ожидания и

Обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость. .

На уровне повествования это проявляется в том, что. если синтагматика

Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов,

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...