Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Границ, переход через которые невозможен. Это может быть черта,отделяющая "дом" от "леса" в волшебной сказке, живых от мертвых- в мифе, Мир Монтекки и мир Капулетти, знать и простонародье, богатство и нищету. Герои, закрепленный за каким-либо из этих миров, в сюжетном отношена Неподвижны. Им противостоит (чаще всего - один) динамический герой, Обладающий способностью пре-одолевать границу, пересечение которой для Остальных героев немыслимо: живой, он спускается в царство теней, Простолюдин - влюбляется в дворянку, бедняк - добивается богатства. Именно пересечений границы запрета составляет значимый элемент в Поведении персонажа, то есть событие. Поскольку разделение сюжетного Пространства на две части одной границей является лишь наиболее Элементарным ви-дом членения (гораздо чаще мы имеем дело с иерархией Запретов разной значимости и ценности), то и пересечение Границ-запретов, как правило, будет реализовываться не как однократный Акт - событие, а в виде цепочки событий - сюжета. Однако художественный сюжет движется в поле не одной, а, минимум, двух Так или иначе соотнесенных (часто антитетически) иерархий запретов. Это Придает сюжетной структуре характер смыслового мерцания: одни и те же Эпизоды оказываются композиционно не равными самим себе, то выступая в Качестве сюжетных событий с определенным значением, то приобретая иную Семантику, то, вообще, теряя качество события. Поэтому, если Нехудожественный сюжет однолинеен и графически может быть изображен в Виде траектории движущейся точки, то художественный - переплете-ние Линий, получающих смысл лишь в сложном дина-мическом контексте. (86) Сюжетный текст обязательно представляет собой повествование. Повествование, рассказывание всегда, в отличие от системы, представляет Собой действие. При этом, если в системе активизируются парадигма-тические отношения, то в повествовании на первый план Выступает синтагматика. Связь между элементами, построение на основе Этой связи структурной цепочки, образующей текст, составляет основу Всякого повествования. Однако именно синтагматический ас-пект раскрывает Наиболее глубинные различия меж-. ду художественным и нехудожественным Повествова-нием. Повествовательный нехудожественный текст может быть рассмотрен как Иерархия синтагматических структур. Закономерности последовательности Фонем, морфо-грамматических элементов, частей предложения, предложений и Сверхфразовых единств могут быть рассмотрены для каждого случая отдельно как вполне самостоятельная проблема. При этом каждый уровень имеет вполне самостоятельную имманентную организацию. Одновременно каждый Низший уровень по отношению к следующему за ним более высокому будет Выглядеть как формальный, а этот более высокий выступит в качестве его Содержания. Так, если мы рассматриваем уровень последовательности морфем В тексте, фонемная структура будет выступать перед нами как чисто формальное построение, содержанием которого окажется развертывание Грамматически значимых элементов. Для сюжетного построения Нехудожественного типа вся сумма фонологических, грамматических, Лексических и синтаксических (в пределах предложения) упорядоченностей Оказывается формальной. В качестве содержательного, то есть значи-мого, Выступает последовательность сообщений на фразовом и суперфразовом Уровне. Как только мы переходим к художественному пове-ствованию, все эти Закономерности оказываются сме-щенными. Дело в том, что в нехудожественном повествовании организация планов Выражения и содержания стро-ится так, что первый подвергается предельной Автома-тизации: он не несет информации, представляя со-бой выполнение Заранее известных закономерностей. (87) Предполагается, что слушающий Рассказ на русском языке, получая информацию об определенных собы-тиях, О самом языке никакой информации не получает. Язык сообщения дан обоим Участникам коммуникации заранее. Пользование им настолько Автоматизировано, что, при правильном употреблении языка, он дела-ется абсолютно незаметным, "прозрачным" для инфор-мации. Между тем в художественном сообщении самый язык несет информацию. Выбор Того или иного вида организации текста оказывается непосредственно Зна-чимым для всего объема передаваемой информации. В связи с этим установка на художественность сооб-щения будет создавать Заведомо противоречивую ситуацию: с одной стороны, на текст накладываются дополнительные по отношению к нормам языка огра-ничения: Ритмические, рифменные и многочисленные другие. Однако, если бы все эти Структурные инерции, заданные уже в начале текста, неукоснительно Реали-зовывались на всем его протяжении, художественное построение стало Бы насквозь автоматизированным и не смогло бы быть носителем информации. Для того, чтобы этого не произошло, художествен-ный текст строится как Взаимодействие противонаправ-ленных структур, из которых одни выполняют Автома-тизирующую функцию, вводя ряды ритмических упо-рядоченностей, а Другие - деавтоматизируют струк-туру, нарушая инерцию ожидания и Обеспечивая сис-теме высокую непредсказуемость. . На уровне повествования это проявляется в том, что. если синтагматика Нехудожественного текста -это последовательность однородных элементов, |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |