Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
То синтаг-матика художественного - последовательность разно-родныхЭлементов. Композиция художественного тек-ста строится как Последовательность функционально разнородных элементов, как Последовательность струк-турных доминант разных уровней. Представим себе, что, анализируя ту или иную кино-ленту, мы можем составить структурное описание ве-личины планов, показав композиционную Организо-ванность их смены. Ту же работу мы можем сделать относительно Последовательности ракурсов, замедлен-ности и ускоренности кадров, Структуры персонажей, (88) системы звукового сопровождения и т. п. Однако в реальном функционировании текста куски, снятые укрупненным планом, будут сменяться не только противоположными, но и такими, где основным носителем значения будет ракурс. Но и план в этот момент не исчезнет, а останется как почти неощутимый художе-ственный фон. (*) Художественный текст говорит с нами не одним голосом, а как Сложно-полифонически по-строенный хор. Сложно организованные частные Сис-темы пересекаются, образуя последовательность семантически Доминантных моментов. Если в нехудожественном повествовании языковые последовательности к Сюжету отношения не имеют - эти два пласта организуются совершенно Имманент-ными структурами, то в искусстве элемент, принадле-жащий Нарративному языку, и элемент высшего ком-позиционного уровня могут быть Соположены в еди-ную последовательность, образуя единый монтажный Эффект. Так, в кинематографе целое событие и незна-чительная, но снятая крупным планом деталь могут быть соположены как равноправные монтажные Эле-менты. Киноповествование - это, прежде всего, повествование. И, хотя это может Показаться парадоксальным, именно потому, что рассказ в данном случае Строится не из слов, а из последовательности иконических зна-ков, в нем Наиболее ярко обнаруживаются некоторые глубинные закономерности всякого Нарративного тек-ста. Думается, что многие, столь волнующие сейчас лингвистов, вопросы общей теории сверхфразовых структур значительно Прояснились бы, если отвлечься от представления о словесном рассказе как Единст-венно возможном и обратиться к теоретическому осмы-слению Нарративного опыта кинематографа. Однако киноповествование - это повествование средствами кино. Поэтому в Нем отражаются не только общие законы всякого рассказывания, но и Специфические черты, присущие именно повествованию средствами кино. (89) Синтагматическое построение - соединение хотя бы двух элементов в Цепочку. Таким образом, для того, чтобы оно могло реализоваться, Необходимо наличие хотя бы двух элементов и механизма их соединения. Если мы видим на псковской иконе XV века "Усекно-вение главы св. Иоанна Предтечи" (**) где в центре изо-бражен святой в момент, когда ему Срубают голову, а в правом нижнем углу иконы голова лежит уже отруб-ленная или когда на иллюстрациях Сандро Боттичелли к "Божественной комедии" Данте фигуры самого поэта и его путеводителя Вергилия Повторяются не-сколько раз по оси их движения на одном и том же рисунке, То, очевидно, что перед нами, в пределах одного рисунка, - два Последовательно соединенных момента. Но для того, чтобы два элемента могли быть соеди-нены, они должны Существовать как отдельные. По-этому вопрос о сегментации текста, Членении его на отрезки - один из наиболее существенных при построении Повествовательного произведения. В этом смысле язык с его исконной Дискретностью, оказывается значительно более выгодным материалом, чем рисунок. Не случайно словесный текст исторически оказался более удобным Для повествования, чем изобразительные искусства. Кинематограф, в этом отношении, занимает особое место: иконизм Изобразительных искусств, создающий ряд существенных преимуществ с точки Зрения наглядности моделирования, он соединяет с исконной 1 Дискретностью материала (изображение сегментируется на кадры), что Делает повествовательную форму глубоко органичной. Повествование в Картине или скульптуре - всегда преодоление типовой структуры. В Литературе или кинематографе такую же роль играет отказ от Повествования. Что же касается музыки, то она, в силу чистой Синтагматичности своего устройства, может моделировать, ориентируясь на Изображение, картину, синхронный, недискретный образ (90) мира, а, Имитируя речевую структуру, - повествова-ние. Таким образом, в современной киноленте одновре-менно наличествуют три Типа повествования: изобра-зительное, словесное и музыкальное (звуковое). Меж-ду ними могут возникать взаимоотношения большой Сложности. При этом, если один из видов повествова-ния представлен значимым отсутствием (например, фильм без музыкального сопровождения), То это не упрощает, а еще более усложняет конструкцию зна-чений. Следует отметить, что последовательность значимых кусков текста может Создавать повествовательную структуру высшего уровня, на котором Значимые от-резки изобразительного и словесного или музыкаль-ного текста Будут сочленяться не как разные уровни одного момента, а как Последовательность моментов, то есть повествование. Если к этому прибавить, что в повествование все время втягиваются Последовательности разнообраз-ных внетекстовых ассоциаций общественно-политиче-ского, исторического, культурного плана в виде разно-образных цитат (например, ренессансная фреска в "Июльском дожде" |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |