Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполняет роль эпиграфа-цитаты, музыкальное сопровождение в этом фильме

все время играет роль "чужой речи", по терминологии М. М. Бах-тина,

Отсылая зрителя к широкому миру разнообраз-ных культурных и исторических

Явлений). Так возни-кает повествование на высшем уровне как монтаж

Разнообразных культурных моделей, независимо от того, какими

Кинематографическими средствами они реализуются в ленте. Примером опыта

Такого мон-тажа культурных комплексов, возможно, более инте-ресного по

замыслу, чем по исполнению, может слу-жить та же "Замужняя женщина".

Невозможность в пределах брошюры осмыслить всю эту проблему заставляет

Сузить аспект: мы будем рассматривать не всю совокупность

Повествовательных элементов, составляющих современный звуковой цвет-ной

Фильм, а собственно изобразительный, фотогра-фический аспект.

Если ограничить задачу таким образом, то нарра-тивные элементы

Распределятся по четырем уровням, (91) причем это будут те же Четыре

уровня, что и во вся-кой общей модели повествования. (***)

Соединение значимых элементов в цепочку может быть, в принципе, двух

Родов. Во-первых, речь может идти о присоединении

Функционально-однотипных элементов, во-вторых, - об интеграции

Элементов, не-, сущих различные структурные функции. В каждом из этих

Случаев будет наличествовать специфический тип связи (в одном -

Примыкание равноправных элементов, в другом - отношение доминации,

Обусловленно-сти; очевидно, что меняться будет и интенсивность связи: в

Первом случае элементы относительно незави-симы, доминация подразумевает

Спаянность). Другой существенный признак - наличие или отсутствие

Гра-ницы цепочки: интеграционная связь подразумевает отграниченность

Синтагматической единицы, присоединительная куммулятивная связь дает

Безграничную цепочку.

Признак распадения текста на равноценные самостоятельные единицы или

Склеивания их в результат функциональной специализации каждой из них в

Органически целостные синтагмы позволяет выделить в конкретные уровни в

Построении текста.

Первый уровень - соединение мельчайших само-стоятельных единиц, при

Котором семантическое значение еще не присуще каждой единице в

Отдельности; а возникает именно в процессе их склеивания. В естественном

Языке на этом уровне располагаются цепочки фонем. В кинематографе это

монтаж кадров. (****) (92)

Второй уровень - элементарное синтагматическое целое. Применительно к

Естественному языку он ин-терпретируется как уровень предложения, хотя в

определенных случаях может реализовываться и как слово. (*****) На

Кинематографическом уровне это кинематографическая фраза - законченная

Синтагма, отли-чающаяся внутренним единством, отграниченная с двух

Концов структурными паузами. В качестве харак-терных признаков такой

Единицы можно указать не только внутреннюю замкнутость и заключенность

Между двумя границами-паузами, но и то, что наличие границ вытекает из

Самой природы внутренней ее организации. Она не может репродуцировать

Себя без конца, как это свойственно куммулятивным цепочкам. Внутренняя

Структура фразовой единицы или односоставна, когда один элемент является

Одновременно и универсальным множеством всех элементов, будучи

(равнозначен высказыванию, или двусоставна. В этом случае между

Элементами возникает отношение предикации, подразумевающее их

Качественное различие, причем один из элементов интерпретируется как

Логический субъект, а другой - как предикат. Такое отношение в киноленте

Могут получить лишь элементы, осмысленные на семантическом уровне.

Второй уровень - всегда синтагматика значимых единиц.

Третий уровень - соединение фразовых единств в цепочки фраз. Хотя

исследования последних лет (******) показали структурную

Организованность сверхфразовых единств текста, последовательность фраз

Организована принципиально иначе, чем фраза: она состоит из равноправных

Элементов (фразы относительно друг друга выступают как функционально

Равноценные), понятие границы не заложено в ее структуре, и увеличение

Путем присоединения новых элементов практически (93)может быть

Безграничным. Тип структурной организа-ции делает третий уровень

Параллельным первому.

Четвертый уровень - уровень сюжета. Он не явля-ется автоматическим

Обобщением третьего, поскольку один и тот же сюжет может быть развернут

С помощью разного количества фраз. Но сюжетный уровень стро-ится по типу

Второго, фразового. Текст членится на специализированные в структурном

Отношении сег-менты, которые, в отличие от элементов первого и тре-тьего

И подобно элементам второго уровня, имеют не-посредственно семантический

Характер. Соединение этих элементов образует фразу второго уровня -

сюжет всегда строится по принципу фразы. Не слу-чайно, высказывания: "Он

был убит", - или: "Она бежала с гусаром", - могут быть интерпретированы

Как относящиеся и ко второму уровню (одна из фраз в тексте) и к

Четвертому - сюжет текста.

Рассмотрение синтагматики фильма в свете предло-женной модели построения

Нарративного текста позво-ляет обнаружить, что первый и третий уровни

более принадлежат плану выражения, а второй и четвер-тый - плану

содержания (нужно ли оговаривать, что "содержание" здесь понимается в

Лингвистическом, а не в принятом в эстетике значении термина и что язык

В искусстве всегда категория содержательная?). При-менительно к анализу

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...