Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Киноповествования это будет означать, что первый и третий уровни несут

Основную нагрузку собственно кинематографической нарративности, в то

время как второй и четвертый однотипны с "литературностью" и шире - с

Повествовательностью в общекультурном смысле. Так, эпизод и сюжет можно

Пересказать словами, сцепление кадров или эпизодов - монтаж - легче

Показать или описать средст-вами научного метаязыка. Конечно, это

Противопостав-ление условно, поскольку искусство устанавливает законы

чаще всего для того, чтобы сделать значимым их нарушение (*******). (94)

Последнее замечание подводит нас к еще одной проблеме. Не всякий уровень

Или элемент, наличествую-щий в системе, присутствует в тексте.

Присутствие в системе при отсутствии в тексте воспринимается как

Значимое отсутствие. Это следует помнить при ре-шении так называемой

Проблемы бессюжетности. Бес-сюжетность там, где структура зрительского

Ожида-ния включает сюжет, не есть отсутствие, сюжета, а представляет

Собой негативную его реализацию, худо-жественно активное напряжение

Между системой и текстом. Спор о том, что лучше - острый сюжет или его

Отсутствие - беспредметен в такой же мере, в ка-кой он беспредметен

Относительно любого художест-венного принципа. Оценке подлежит не тот

или иной структурный момент (и тем более "прием"), а функ-циональное

Отношение его к художественной целостно-сти текста и создаваемому

Автором художественному образу мира.

Итак, мы получили для структуры повествователь-ного кинотекста четыре

Уровня, два из которых можно определить как монтажные, а два - как

Фразовые. Теория монтажного построения киноповествования принадлежит к

наиболее разработанным аспектам науки о кинематографе. (********)

Мы уже отмечали, что сюжетный уровень более "литературен", чем

Монтажные. Однако есть ли (95) специфика у кносюжета? Развивается ли

Сюжет в кино иначе, чем определяемый при пересказе теми же сло-вами

Некинематографический сюжет?

Мы уже отмечали, что в основе всякого сюжета лежит событие, некоторый

Случай, противоречащий какой-либо из основных классификационных

законо-мерностей текста или нашего сознания вообще. Сооб-щение "Иван

ходит по полу" в бытовой ситуации не представляет собой свернутого

сюжета, а "Иван ходит по стене" или "Иван ходит по потолку" -

Представ-ляет. Однако существенно не изолированное и аб-страктное

Понятие события, а его соотнесение с окру-жающими его контекстными

Структурами: рассказ о канатном плясуне, не ходящем по канату, столь же

Содержателен в сюжетном отношении, что и сообщение об обычном человеке,

Пробежавшем по канату. Но-велла об артисте цирка, сломавшем ногу и не

Высту-пающем на арене, будет столь же сюжетна, как и рас-сказ о молодой

Девушке, случайно попавшей на съе-мочную площадку и вдруг сделавшейся

Кинозвездой, хотя в одном случае событие будет заключаться в том, что

Определенное действие не совершается, а в дру-гом - совершается.

Художественный текст живет в поле двойного на-пряжения: с одной стороны,

Он проецируется на неко-торые типовые ожидания последовательностей

Эле-ментов в тексте, с другой - на такое же ожидание в жизни. Герой

Волшебной сказки с помощью чудесного средства совершает невозможный

подвиг. Это событие вполне согласуется с нашим понятием "сюжет

волшеб-ной сказки", но резко расходится с нашим представ-лением о нормах

житейского опыта. "Естественное" в одном ряду, сюжетное событие

оказывается "стран-ным" в другом. Герой чеховской драмы не совершает

"необычных" поступков, ведет на сцене обычную и обыденную жизнь. Это

вполне согласуется с нашим понятием "так бывает", но резко расходится с

Пред-ставлением о законах театрального зрелища. Совпа-дение с одним

Рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим.

Однако в зависи-мости от того, к какому из этих рядов тяготеет текст,

Возникает различный эстетический эффект. Кинематограф как искусство

совершенно иначе, чем (96) литература, относится к проблеме

достоверности. Из-вестно изречение Козьмы Пруткова: "Если на клетке

слона прочтешь надпись: "буйвол", - не верь глазам своим". (*********)

Комизм афоризма основывается на абсурд-ном предположении, что отношение

Слова и обозначае-мого им предмета более исконно и незыблемо, чем этого

Же предмета и его зримого облика. Из этого делается вывод, что надпись

Не может быть ошибоч-на - не верить следует глазам. Как известно, имеет

место прямо противоположное: отношение "слово - вещь" воспринимается как

Условное, поэтому допу-скается, что слово может быть н истинным и

лож-ным. Отношение "вещь - ее зримый облик" (ибо фотография, в отличие

От рисунка, воспринимается не как иконический знак вещи, а как она сама,

Се види-мый облик) естественно считать настолько органич-ным, что

Никакое искажение здесь не может подразу-меваться. Таким образом,

Представление об истинно-сти повествования, недопустимость самой мысли о

его "выдуманности" лежит в основе кинорассказа. Это всегда придает,

Между прочим, интересу к кинемато-графу, то в большей, то в меньшей

Степени, сходство с тем интересом, который вызывают у зрителей уличные

Катастрофы, происшествия, несчастные случаи, то есть сюжеты, порожденные

Самой жизнью, - нарушения устойчивых закономерностей в самой реальности,

А не в ее художественном образе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...