Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Киноповествования это будет означать, что первый и третий уровни несутОсновную нагрузку собственно кинематографической нарративности, в то время как второй и четвертый однотипны с "литературностью" и шире - с Повествовательностью в общекультурном смысле. Так, эпизод и сюжет можно Пересказать словами, сцепление кадров или эпизодов - монтаж - легче Показать или описать средст-вами научного метаязыка. Конечно, это Противопостав-ление условно, поскольку искусство устанавливает законы чаще всего для того, чтобы сделать значимым их нарушение (*******). (94) Последнее замечание подводит нас к еще одной проблеме. Не всякий уровень Или элемент, наличествую-щий в системе, присутствует в тексте. Присутствие в системе при отсутствии в тексте воспринимается как Значимое отсутствие. Это следует помнить при ре-шении так называемой Проблемы бессюжетности. Бес-сюжетность там, где структура зрительского Ожида-ния включает сюжет, не есть отсутствие, сюжета, а представляет Собой негативную его реализацию, худо-жественно активное напряжение Между системой и текстом. Спор о том, что лучше - острый сюжет или его Отсутствие - беспредметен в такой же мере, в ка-кой он беспредметен Относительно любого художест-венного принципа. Оценке подлежит не тот или иной структурный момент (и тем более "прием"), а функ-циональное Отношение его к художественной целостно-сти текста и создаваемому Автором художественному образу мира. Итак, мы получили для структуры повествователь-ного кинотекста четыре Уровня, два из которых можно определить как монтажные, а два - как Фразовые. Теория монтажного построения киноповествования принадлежит к наиболее разработанным аспектам науки о кинематографе. (********) Мы уже отмечали, что сюжетный уровень более "литературен", чем Монтажные. Однако есть ли (95) специфика у кносюжета? Развивается ли Сюжет в кино иначе, чем определяемый при пересказе теми же сло-вами Некинематографический сюжет? Мы уже отмечали, что в основе всякого сюжета лежит событие, некоторый Случай, противоречащий какой-либо из основных классификационных законо-мерностей текста или нашего сознания вообще. Сооб-щение "Иван ходит по полу" в бытовой ситуации не представляет собой свернутого сюжета, а "Иван ходит по стене" или "Иван ходит по потолку" - Представ-ляет. Однако существенно не изолированное и аб-страктное Понятие события, а его соотнесение с окру-жающими его контекстными Структурами: рассказ о канатном плясуне, не ходящем по канату, столь же Содержателен в сюжетном отношении, что и сообщение об обычном человеке, Пробежавшем по канату. Но-велла об артисте цирка, сломавшем ногу и не Высту-пающем на арене, будет столь же сюжетна, как и рас-сказ о молодой Девушке, случайно попавшей на съе-мочную площадку и вдруг сделавшейся Кинозвездой, хотя в одном случае событие будет заключаться в том, что Определенное действие не совершается, а в дру-гом - совершается. Художественный текст живет в поле двойного на-пряжения: с одной стороны, Он проецируется на неко-торые типовые ожидания последовательностей Эле-ментов в тексте, с другой - на такое же ожидание в жизни. Герой Волшебной сказки с помощью чудесного средства совершает невозможный подвиг. Это событие вполне согласуется с нашим понятием "сюжет волшеб-ной сказки", но резко расходится с нашим представ-лением о нормах житейского опыта. "Естественное" в одном ряду, сюжетное событие оказывается "стран-ным" в другом. Герой чеховской драмы не совершает "необычных" поступков, ведет на сцене обычную и обыденную жизнь. Это вполне согласуется с нашим понятием "так бывает", но резко расходится с Пред-ставлением о законах театрального зрелища. Совпа-дение с одним Рядом закономерностей художественно активно при расхождении с другим. Однако в зависи-мости от того, к какому из этих рядов тяготеет текст, Возникает различный эстетический эффект. Кинематограф как искусство совершенно иначе, чем (96) литература, относится к проблеме достоверности. Из-вестно изречение Козьмы Пруткова: "Если на клетке слона прочтешь надпись: "буйвол", - не верь глазам своим". (*********) Комизм афоризма основывается на абсурд-ном предположении, что отношение Слова и обозначае-мого им предмета более исконно и незыблемо, чем этого Же предмета и его зримого облика. Из этого делается вывод, что надпись Не может быть ошибоч-на - не верить следует глазам. Как известно, имеет место прямо противоположное: отношение "слово - вещь" воспринимается как Условное, поэтому допу-скается, что слово может быть н истинным и лож-ным. Отношение "вещь - ее зримый облик" (ибо фотография, в отличие От рисунка, воспринимается не как иконический знак вещи, а как она сама, Се види-мый облик) естественно считать настолько органич-ным, что Никакое искажение здесь не может подразу-меваться. Таким образом, Представление об истинно-сти повествования, недопустимость самой мысли о его "выдуманности" лежит в основе кинорассказа. Это всегда придает, Между прочим, интересу к кинемато-графу, то в большей, то в меньшей Степени, сходство с тем интересом, который вызывают у зрителей уличные Катастрофы, происшествия, несчастные случаи, то есть сюжеты, порожденные Самой жизнью, - нарушения устойчивых закономерностей в самой реальности, А не в ее художественном образе. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |