Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периодизация развития науки управления

Содержание понятий управление, руководство, менеджмент

Управление – это вид деятельности по руководству людьми, помогающая осуществлять эту деятельность, это также область знаний. Также управление это - целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности.

В качестве субъекта управления выступают системы, обладающие свойством целеполагания, т.е. постановки целей. Это может быть отдельный человек или группы людей, а также искусственные кибернетические системы во взаимодействии с человеком.

Объектом управления выступают человек, социальные, технические, биологические и другие системы, процессы, явления и отношения различного характера.

Руководство как управление людьми означает целенаправленное воздействие на поведение людей и межличностные отношения. Для организационных структур понятия «руководство» и «руководитель», применяются на всех уровнях управления - от нижнего до высшего. В этом заключается его универсальность в социальных системах и главное отличие от понятий «менеджмент», «менеджер».

В условиях перехода экономики на рыночные отношения наряду со словом управление все чаще употребляется слово менеджмент.

Менеджмент в упрощенном понимании – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых различных организациях.

«Менеджер» - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

Менеджментможно рассматривать также как процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования трудовых и материальных ресурсов.

характерные черты менеджмента:

1.Менеджмент - вид управления, присущий рыночной экономике;

2.Менеджмент основывается на экономических методах управления и ориентирован на получение прибыли. Менеджмент представляет собой управление, основывающееся на учете объективных экономических законов и их использовании в каждом конкретном производстве, организации.

Периодизация развития науки управления

Первый подход к периодизации - наука и практика управления в своем развитии прошли несколько этапов.

Первый - древний (период до новой эры, включая 9-2 тысячелетия).

Второй - ранний (период примерно с I тысячелетня до н.э. и до XVIII в.). Третий - промышленный (XVIII-XIX вв.). Развивается тяжелая промышленность, появляются крупные предприятия, массовое производство, Главными задачами управления стали рациональная организация производства, рост производительности труда. Формируются научные направления в управлении.

Четвертый этап – современный (с начала XX в. по настоящее время). Характеризуется обобщением и систематизацией накопленного теоретического и практического опыта управления. Созданы и модифицированы различные школы управления.

Второй подход к периодизации - разделение истории развития управления на два периода: дотейлоровский и после. Таким образом, граница выделения двух этапов - начало XX в.

Дотейлоровский (до начала ХХ в.)- это:

ü - накопление практических навыков,

ü - выделение отдельных взглядов, концепций,

ü - практика управления,

Основные принципы: единоначалие, разделение и кооперация труда; доминирование признаков организации как закрытой от внешнего мира окружения системы.

Послетейлоровский период (начало XX в.) характеризуется систематизацией накопленных человечеством управленческих знаний: в производстве, государственном управлении, земледелии, строительстве, в военном деле.

Вклад школ управления в развитие науки управления организацией

Школы, занимающиеся наукой управления:

1. Школа научного управления(1885-1920)

Представители: Тейлор, Гантт, Лилия и Фрэнк Гилбрэд

Особенности:

1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения различных задач.

2. Отбор работников лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников ресурсами, требованиями для эффективного выполнения задач.

4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.

5. Отделение планирования от самой работы.

2. Классическая или административная школа в управлении (1920-1950)

Представители: Анри Файоль, Джеймс Муни, Вебер, Урвик

Особенности:

1. Развитие принципов управления.

2. Описание функций управления.

3. Систематизирующий подход к управлению всей организацией.

3. Школа человеческих отношений(1930-1950)

Представители : Мейо, Мери Пркет- Фоллет, Маслоу

Особенности:

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности труда.

2. Стремление к вниманию и учету социальных и групповых потребностей человека, проявление заботы о подчиненных, признание неформальной стороны организации.

Школа поведенческих наук ( 1950-по наст. время)

Представители: Дуглас МакГрегар, Виктор Врум, Герцберг, Р.Лайкерт

Особенности:

1. Основное направление - оказать помощь работнику в осознании своих потребностей и возможностей на основе применения поведенческих наук к построению организаций и управлению ими (соц.взаимодействие, мотивация, власть, авторитет)

Понятие организации

Термин «организация» в настоящее время используется в трех значениях:

1. как упорядоченность и согласованность взаимодействий в той или иной степени автономных элементов и подсистем, обусловленных предназначением и строением системы;

2. последовательность процессов и действий, ведущих к образованию и прогрессивному развитию между элементами»;

3. совокупность людей, объединившихся для достижения какой-либо цели на основе принципов разделения и кооперации труда и взаимодействующих друг с другом по определенным правилам.

Слово «организация», употребляемое в первом и втором значениях, предполагает выполнение определенных действий и поэтому рассматривается как одна из функций управления. В своем третьем значении слово «организация» имеет такие синонимы, как предприятие, компания, фирма, учреждение.

Организации, обладают следующими общими чертами:

цели, отражающие их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;

персонал или работники, обладающие квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;

разделение труда, осуществляемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника;

коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;

формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;

уровни полномочий и ответственности, устанавливаюшие масштабы власти для разных должностей в организации.

Организации функционируют в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций.

 

 

Роль организаций в обществе

Роль организаций в обществе определяется тем, что:

во-первых, они являются генераторами ресурсов, превращая издержки в ценности,

во-вторых, создают полезные для общества блага, способствующие развитию человечества.

Они принимают на себя все более значимую социальную роль, становясь центральным звеном общественной жизни. Ведь именно в организациях собираются и накапливаются ресурсы и знания, разумное использование которых помогает решать множество застарелых болезней общества, связанных с нищетой, безработицей, бездомностью и т.п.

Социальная ответственность организации — это ее обязательства не только в части соблюдения требований законов экономики, но и в оказании содействия в достижении долгосрочных целей, приносящих пользу обществу. Ее основу составляют социальные нормы морали и этики, которыми должны руководствоваться менеджеры, принимая решения. Наряду с экономической функцией организации выполняют и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации

Когда люди объединяют свои усилия ради получения каких-то результатов, сразу возникает потребность в управлении, и в первую очередь в организации и координации их совместной деятельности. Это дает нам повод рассматривать организацию с позиций управления ею, т.е. в качестве объекта, которым надо управлять.

 

Классификация организаций

Критерии классификации

В теории и практике менеджмента используются следующие признаки (критерии), на основании которых производится классификация организаций:

1. На основании критерия формализации выделяются:

- Формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;

- Неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

2. По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

3. По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

4. Организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций

1. Коммерческие организации:

- Хозяйственное товарищество в форме полного товарищества и товарищества на вере.
- ОАО, ООО, ОДО.

- Производственный кооператив.

- Унитарное предприятие государственное, муниципальное.

2. Некоммерческие организации:

- Потребительский кооператив

- Общественные и религиозные организации

­-фонды

-учреждения

5. По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных признаков такого деления чаще всего используют такие критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются от 100 до 300 (от 50 до 250 человек по классификации Европейского Союза), крупных — от300 (а в некоторых отраслях — от 500) и выше.

Малые предприятия:

В которых средняя численность работников не превышает:

в промыш-сти, строит-ве и на транс-те — 100 человек;

в с\х и научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле ~ 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуж-и нас-я — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

6. По участию в различных секторах (циклах) производства организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, — включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности.

отрасли третичного цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов (банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.);

к четвертому сектору относят все организации и институты, занимающиеся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология.

 

Закон синергии

Закон синергии -сумма свойств организованного целого не равна арифметической сумме свойств каждого из его элементов.

Каждая организация может характеризоваться количественными и качественными параметрами. Наиболее объемлющий показатель - потенциал организации, который является результатом сложного объединения ряда компонент. Основными из них являются:

кадровый потенциал, т.е. уровень совместных возможностей персонала организации, в которых интегрируются профессиональные возможности работников и руководителей, организационная культура и преобладающий стиль руководства;

производственный потенциал, т.е. уровень совместных возможностей персонала и имеющихся основных фондов производить необходимую продукцию (услуги) с требуемым уровнем качества и заданным уров­нем издержек;

финансовый потенциал, который определяется как возможность сохранения организации при потере части своего капитала;

инновационный потенциал, т.е. уровень возможностей организации создавать новые изделия и внедрять новые технологии;

информационный потенциал, определяемый способностью организации получать информацию из внешнего мира в приемлемые сроки, сохранять ее и использовать для достижения своих целей;

собственный имидж, который можно определить как уровень доверия к организации со стороны других организаций.

Различные сочетания названных компонентов и их элементов формируют потенциал организации, который может изменяться от очень низкого к очень высокому.

Может иметь место три типа сочетаний потенциала организации и потенциалов ресурсов организации:

1) пропорциональное (аддитивное) сочетание, когда потенциал организации равен сумме потенциалов привлеченных ресурсов.

2)с наличием положительного синергетического эффекта, когда потенциал организации превосходит сумму потенциалов привлеченных ресурсов, при этом важно отметить, что синергетический эффект создается не каким-то одним ресурсом, а их грамотным сочетанием.

3)с наличием отрицательного синергетического эффекта, когда потенциал организации оказывается меньше суммы потенциалов привлеченных ресурсов:

В экономике положительный синергетизм определяется как 2+2=5, т.е. суммарная отдача всех капиталовложений предприятия должна быть больше, чем сумма показателей отдачи от отдельных, не влияющих друг на друга вложений.

В общем случае закон синергии формулируется следующим образом: для любой организации существует такой набор ее компонент и их элементов, при котором ее потенциал будет выше (либо ниже), чем простая сумма потенциалов этих компонент.

Этот закон требует концентрации усилий руководителя на гармоничном использовании имеющихся ресурсов. Реализация этого закона в организации может носить как стихийный характер, так и иметь целенаправленное использование.

О стихийном действии закона говорят в тех случаях, когда действия руководителя ему противоречат.

При целенаправленном использовании закона руководитель стремится гармонизировать имеющиеся ресурсы, уделяет внимание не только квалификационным, но и морально-психологическим качествам персонала, росту его профессионализма.

Категории системы управления.

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние.

Как и любая система, она характеризуется составом звеньев и связями, установившимися между этими звеньями.

Звено определяется как организационно обособленная единица системы управления по выполнению специальных функций, таких как отдел, служба, подразделение, лаборатория и прочие.( линейное звено, функциональное звено)

Систему управления формируют в совокупности такие факторы, как аппарат управления, цель управления, задачи, принципы, функции, полномочия, методы управления, информация, процесс управления, средства, обеспечивающие процесс управления.

Аппарат управления предприятия представляет собой группу его работников, осуществляющих управленческую деятельность. Основная его обязанность - принятие управленческих решений, а также обеспечение процесса их подготовки и реализации. В аппарате управления выделяют руководителей, специалистов, технических исполнителей. Главная задача людей — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее целей.

Цель управления – это желаемое поведение системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние системы. На предприятиях разрабатывается система целей. Она формируется как результат согласования интересов собственников имущества и трудового коллектива и субъектов внешней среды.

Задачи управления - способы достижения целей. Они формируются в систему конкретных мер. Задачи более конкретны и обладают качественными, количественными, пространственными и временными характеристиками. В отличие от целей задачи более адресны. По сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными, включают элементы, которые позволяют им быть привлекательными для исполнителей.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Функции управления - обособившиеся виды управленческой деятельности на основе разделения управленческого труда. Они характеризуют специализацию управленческой деятельности между организационными подразделениями.

Состав функций в содержании управленческой деятельности определяется как планирование, организация, мотивация, контроль, координация и регулирование. Все они взаимосвязаны между собой.

Методы управления - способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивого функционирования. Если функции управления - это форма, то методы - содержание процесса управления.

Полномочия определяются как передача права на принятия решений и ответственности за их осуществления. Важным моментом в реализации полномочий является их масштаб, характеризующий состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену.

При распределении полномочий и функций необходимо учитывать их трудоемкость, которая непосредственным образом связана синформацией и используемыми в управлении техническими средствами.

Управляющая подсистема– та часть системы управления, которая вырабатывает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

Механизм управления - внутреннее устройство системы управления, взаимодействие ее элементов, совокупность мотивов деятельности, активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, и от которых зависит восприятие воздействия.

Средства, обеспечивающие процесс управления: техническое, информационное, программное, организационное, лингвистическое, метрологическое, правовое, математическое.

 

Процесс управления

Процесс управленияпредставляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Процесс управления – определённая совокупность и последовательность управленческих действий, направленных на достижение целей предприятия.

Технологический процесс управления основан на разделении труда между работниками аппарата управления, которое может быть:

- функциональным (по функциям управления);

- профессиональным (по специальностям внутри каждой функции управления);

- квалификационным (по уровню сложности работ);

- технологическим (по видам выполняемых функций, процедур, операций).

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Под объектом управления понимается отдельная структура предприятия либо организация в целом, на которую направлена управляющее действие.

Субъект управления - орган, либо лицо, осуществляющее управленческое действие.

Задачей управленческого воздействия на управляемый объект является приведение его в заданное или желаемое состояние.

Содержательная сторона процесса управления включает в себя выполняемые функции (планирование, организация и др.).

Информационная сторона процесса управления включает:

1. сбор первичной информации;

2. регистрация, передача и сохранение первичной информации;

3. логическая или математическая обработка первичной информации, оформление в виде документов (синтетическая информация) и представление субъектам управления;

4. принятие управленческого решения;

5. доведение решения до исполнителя.

Процесс управления может быть расчленён на первичные (минимальные) элементы – операции.

Операция – законченное действие, выполняемое субъектом управления и направленное на достижение конкретной цели.

Управленческая процедура – совокупность или группа логически взаимосвязанных операций, приводящих к решению какой-либо задаче. Формальная процедура – прием на работу; неформальная процедура – переговоры с партнёром.

Управленческая технология – способ выполнения управленческих операций при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификаций и затрат времени.

Основными этапами процесса управления являются:

· целеполагание;

· определение ситуаций;

· распознавание проблемы;

· осуществление управленческого решения.

Цель является исходным этапом процесса управления, начальным этапом оценки ситуации и выработки управленческих решений. Ситуация – состояние управляемого объекта, которое оценивается относительно цели.

Проблема – несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданному или желаемому.

Управленческое решение – реальное разрешение в практике возникшей проблемы, изменение ситуации для достижения нового состояния объекта управления.

Основные свойства процесса управления:

- свойство непрерывности: отражает динамику связи управляемых и управляющих процессов

- свойства цикличности – повторяемость этапов процесса управления по мере перевода управляемой системы в новое состояние;

- свойства необходимой последовательности этапов;

- свойство флуктуации: возможность отключение вокруг устойчивых состояний при поиске оптимального решения;

- свойство инерционности – отражает меру опережения или запаздывания управленческих решений.

- свойства временной протяженности процесса управления отражает время от постановки целей до решения проблемы. Экономия времени одно из направлений повышения эффективности процессе управления.

В зависимости от условий различают три типа процессов управления:

Линейный тип – характеризует строгую последовательность осуществление этапов. Используется при полной определённости относительно элементов управления.

Ситуационный тип – начинается с ситуации, из которой исходит поиск проблемы и разработка управленческого решения. Используется в условиях неопределенности.

Корректирующий тип – при необходимости корректировки каких-либо или каждого из этапов процесса управления. Используется при недостаточной определённости.

 

Управление на знаниях

Знание– это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Они представляют собой практическую информацию, которая активно управляет процессами выполнения задач, решения проблем и принятия решений.

Сегодня знания являются важнейшим управленческим ресурсом и инструментом.

Управление на знаниях –целенаправленное и осознанное, основанное на систематизированных, научно-обоснованных фактах и закономерностях, информационное воздействие субъекта управления на окружающую среду.

Алгоритм управления на знаниях как акт принятия упр-го решения на основе компетенции и профессионализма представляет собой последовательность ответов на вопросы и трансформацию одного элемента структуры в другой.

Структура управления на знаниях: это выглядит как «знаю, что это» (эрудиция и кругозор) -» «знаю, почему это» (опыт и навыки) - «знаю, что нужно делать» (професси­ональное видение) — «знаю, что для этого нужно» (опыт и коммуни­кативность) - «знаю, как делать» (опыт, инструменты, знания) — «знаю, как минимизировать риск» (опыт, расчетливость) - «знаю, как использовать результат» (прагматизм и дальновидность) - «знаю, как оценить результат» (прагматизм и знания) — «знаю, как улучшить результат» (навыки и профессиональный кругозор).

Система:

- американская

- европейская

- японская (бизнес-школы)

Управление по целям

В современных организациях широко применяется управление по целям (результатам). Официальное планирование здесь дополняется системой индивидуальной управленческой ответственности и персональным стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работников. Управление по целям - процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных эта­пов:


Управление по целям обладает большими возможностями симбиоза планирования и контроля в организации. При этом преодолеваются негативные воздействия контроля на поведение работников.

Наиболее существенные элементы целевого управления:

♦ постановка четких и кратких общих целей;

♦ участие в процессе выработки целей всех тех, кто будет работать в рамках данной системы;

♦ оценка эффективности на основе результатов.

Теоретическая цель программы целевого управления - ознакомление работника с заданиями или количественными показателями, которых необходимо достичь, предоставив возможность вложить столько ресурсов, сколько нужно, и установив параметры оценки достижений по наилучшим результатам, соотнесенным с заранее установленными целями. Каждая фирма, имеющая свою оргструктуру и неповторимую оргкультуру, внесет в практику управления свой вклад.

 

Управление «одной минуты»

Менеджмент «одной минуты» - технология целевого управле­ния. Разработчиками данной технологии являются М. Винтер (ФРГ). К. Бланчард и Д.С. Джонсон (США) .

Менеджмент «одной минуты» как технология управления состоит из трех блоков: постановка цели; похвала (мотивация); критика (мотивация).

a. При постановке цели «одной минуты» главное определить проблему, цель и задачи, т.е. установить, что необходимо получить. Постановка цели «одной минуты» предполагает следующие этапы: сформулировать цель; наметить линию поведения; каждую цель записать на отдельном листе бумаги; прочесть каждую цель за одну минуту; ежедневно читать свою цель для провер­ки исполнения; проверять, соответствует ли линия поведения постав­ленной цели. Большинство специалистов в области управления считают, что цель должна формулироваться менеджером и его подчиненным совместно. Это способствует ее восприятию и вовлечению персонала в управление. Совместное определение цели всегда приводит к положительным результатам.

b. Похвала «одной минуты», т.е. положительная мотивации. Предложение строить обратную связь с сотрудником не на традиционном поиске ошибок и критике, а чтобы хвалить, фиксируя внимание на конкретном достижении. Похвала развивает сотрудников, повышает их уверенность в себе, мотивирует лучше работать, становиться профессионалами.

С. Критика «одной минуты» - это также мотивация, но другими средствами. Чтобы критика была эффективной, необходимо критиковать сразу же, немедленно после того, как руководитель заметил ошибку, и один на один, а не на виду у всех. Необходимо помнить, что за одну ошибку критикуют один раз. При этом важно проверить факты, не полагаясь на слухи.

Менеджмент «одной минуты» способствует созданию такого организационного климата, который побуждает работников вносить максимальный вклад в достижение целей организации.

 

Понятия зависимости, закона

В жизни организации множество зависимостей. Представления зависимостей могут быть разнообразными: словесные, графические, в виде таблиц или формул.

Зависимости, присутствующие в жизнедеятельности организации, можно разделить на два вида:

объективные, существующие независимо от воли людей; наличие этих зависимостей можно учитывать при принятии различных решений, что идет на благо организации, а можно их игнорировать, что, как правило, ведет к негативным последствиям;

субъективные, которые устанавливаются для достижения целей развития организации. Эти зависимости в свою очередь классифицируются как:

♦ долговременные, устанавливаемые для достижения стратегических целей (например, зависимость между выработкой и заработной платой);

♦ кратковременные, устанавливаемые для достижения оперативных и тактических целей (например, зависимость надбавок за сверхурочную работу и отработанное время при выполнении срочного заказа).

Из понятия «зависимость» вытекает понятие «закон»

Закон-это зависимость, которая

-либо получила поддержку, признание авторитетных ученых и практическое подтверждение {например, законы классической механики);

-либо является общепринятой нормой поведения для какой-то достаточно большой группы людей (библейские заповеди, законы шариата);

-либо зафиксирована в законодательных актах и документах (конституция, гражданский и уголовный кодексы, уставы предприятий и организаций).

Из этого следует, что законы так же, как и зависимости, могут быть объективными и субъективными, кратковременными и долговременными. При этом объективные законы (или законы организации) присущи любой организации как социально-экономической системе. К таким законам относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информационной упорядоченности и др. Субъективные законы (или законы для организаций) определяют правовое и морально-этическое пространство, в котором работает организация. И те, и другие законы имеют как механизм собственного действия, так и механизм их использования руководителем.

 

Закон развития организации

Развитие - это направленное изменение материи и сознания. Можно выделить во-первых, две основных формы развития: эволюционную, когда происходят постепенные количественные и качественные изменения, и революционную, когда изменения происходят скачкообразно; во-вторых, два направления развития: прогрессивное - от менее к более совершенному, и регрессивное (деградация), т.е. переход к изжившим себя формам и структурам.

Процесс развития организации соответствует жизненному циклу любой системы и включает в себя восемь основных этапов: Возникновение идеи создания организации, Создание организации, Рост организации, зрелость организации, насыщение, спад, крах, ликвидация.

На каждом из этих этапов по-разному меняется потенциал организации.

Сам закон развития формулируется следующим образом: каждая организация стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на три принципа: - инерции, эластичности, непрерывности и имеет одно следствие стабилизации.

Принцип инерции состоит в том, что изменение потенциала организации начинается спустя некоторое время Т1 после начала изменений во внешней или внутренней среде и продолжается спустя некоторое время Т2 после их окончания. Время T1 называется временем запаздывания, а время Т2 - временем продолжения.

Принцип эластичности состоит в том, что скорость изменения потенциала организации Cj при воздействии на нее является функцией от самого потенциала, т.е.Cj - j{Pj).

Если потенциал организации динамичен, то организация легче воспринимает внешние воздействия, но результат этого восприятия может быть как положительным, так и отрицательным.

Принцип непрерывности состоит в том, что изменение потенциала организации происходит постоянно, а не дискретно. Например, получение организацией кредита, что является дискретным событием, не является увеличением ее потенциала, который будет наращиваться только при грамотном использовании этого кредита.

Следствие стабилизации заключается в том, что поскольку организация стремится к увеличению своего потенциала, то она стремится избежать этапов спада, краха и ликвидации за счет расширения этапа стабилизации.

В практической деятельности коммерческих организаций это может происходить путем создания зоны стабилизации за счет постоянного обновления ассортимента выпускаемой продукции и выхода на новые рынки.

 

26. Классические принципы управления организацией

Принципы управления - это руководящие начала всякого управленческого воздействия. Это правила действия, это то, что считается истиной в данный момент, на которой строится система управления в целом, или отдельные ее части.

Начало формированию системы принципов управления положили труды Ф.Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсона, Г. Форда.

Ф. Тейлор разработал принципы организации труда рабочих, Г. Эмерсон – 12 принципов производительности, Г. Форд – принципы организации конвейерной сборки, А. Файоль – 14 принципов управления.

Принципы управления индивидуальным трудом рабочих, предложенные Тейлором:

- научный подход к выполнению каждого элемента работы;

- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

- кооперация с рабочими;

- разделение ответственности за результаты между управляющими и рабочими.

14 принципов управления Файоль:


1. Разделение труда

2. Полномочия и ответственность

3. Дисциплина

4. Единоначалие

5. Единство действий

6.Подчиненность личных интересов

7. Вознаграждение персонала

8. Централизация

9. Скалярная цепь

10. Порядок

11. Справедливость

12. Стабильность персонала

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...