Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЖЦО – это предсказуемые изменения организации с определенной последовательностью ее состояний с течением времени.

Эта последовательность этапов может повторяться много раз на протяжении всего срока жизни организации, причем число повторений говорит о ее способности к выживанию, о тех ее внутренних ресурсах, которые обеспечивают ее устойчивость в постоянно меняющихся внешних условиях.

Выделяют 5 стадий развития: рождение (создание), детство (рост), зрелость, старение (спад) и возрождение (или ликвидация).

Стадия 1 - Рождение (создание) На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры предприятия, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции и управления предприятием. Стадия характеризуется постепенным внедрением на рынок, в это время происходит технико-экономическое становление, накопление активов предприятия. На стадии становления предприятие начинает осуществлять продажу своей продукции или услуг. Цели – удовлетворение интересов нового покупателя, с поиском и занятием свободной рыночной ниши, выживание.

Стадия 2 – Детство(рост) Основной задачей предприятия в этот период является укрепление своих позиций на рынке, усиление конкурентоспособности. Главная цель – кратковременный успех и обеспечение бурного роста. На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы предприятия. П\п продвигается от убыточности к прибыльности. Производство отлажено, затраты на него сокращаются, каналы товародвижения и реклама налажены. Производство характеризуется интенсивной модернизацией, растет качество продукции.

Стадия 3 – Зрелость характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности. Наблюдается полная занятость всех ресурсов. К этому моменту можно утверждать, что компания выдержала конкурентную борьбу, и теперь важнейшими в обеспечении эффективности становятся внутренние факторы. Фирма начинает стремиться к снижению цен, созданию систем скидок, обеспечению сервиса.

Стадия 4 – Старение (спад) наступает за счет агрессивной политики конкурирующих предприятий, а также в результате старения ресурсов. Для этого этапа характерен слабый маркетинг и высокая доля заемных средств. В этот период требуется разработка комплекса мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению фирмы. Возможно проведение комплекса мероприятий для своевременного снятия с производства устаревших товаров, вывода на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг, изменения ценовой политики, стратегии формирования спроса и стимулирования сбыта; повышения сервиса обслуживания потребителей.

Стадия 5Возрождение (ликвидация) возрождение либо исчезновение: главная цель состоит в обеспечении оживления всех функций; рост организации достигается за счет сплоченности персонала, коллективизма; главная задача - омоложение, внедрение инновационного механизма, внедрение научной организации труда и коллективное премирование.

 

 

17. Сущность и содержание системы управления

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние.

Как и любая система, она характеризуется составом звеньев и связями, установившимися между этими звеньями.

Звено определяется как организационно обособленная единица системы управления по выполнению специальных функций, таких как отдел, служба, подразделение, лаборатория и прочие.( линейное звено, функциональное звено)

Систему управления формируют в совокупности такие факторы, как аппарат управления, цель управления, задачи, принципы, функции, полномочия, методы управления, информация, процесс управления, средства, обеспечивающие процесс управления.

Аппарат управления предприятия представляет собой группу его работников, осуществляющих управленческую деятельность. Основная его обязанность - принятие управленческих решений, а также обеспечение процесса их подготовки и реализации. В аппарате управления выделяют руководителей, специалистов, технических исполнителей. Главная задача людей — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее целей.

Цель управления – это желаемое поведение системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние системы. На предприятиях разрабатывается система целей. Она формируется как результат согласования интересов собственников имущества и трудового коллектива и субъектов внешней среды.

Задачи управления - способы достижения целей. Они формируются в систему конкретных мер. Задачи более конкретны и обладают качественными, количественными, пространственными и временными характеристиками. В отличие от целей задачи более адресны. По сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными, включают элементы, которые позволяют им быть привлекательными для исполнителей.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Функции управления - обособившиеся виды управленческой деятельности на основе разделения управленческого труда. Они характеризуют специализацию управленческой деятельности между организационными подразделениями.

Состав функций в содержании управленческой деятельности определяется как планирование, организация, мотивация, контроль, координация и регулирование. Все они взаимосвязаны между собой.

Методы управления - способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивого функционирования. Если функции управления - это форма, то методы - содержание процесса управления.

Полномочия определяются как передача права на принятия решений и ответственности за их осуществления. Важным моментом в реализации полномочий является их масштаб, характеризующий состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену.

При распределении полномочий и функций необходимо учитывать их трудоемкость, которая непосредственным образом связана синформацией и используемыми в управлении техническими средствами.

Управляющая подсистема– та часть системы управления, которая вырабатывает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

Механизм управления - внутреннее устройство системы управления, взаимодействие ее элементов, совокупность мотивов деятельности, активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, и от которых зависит восприятие воздействия.

Средства, обеспечивающие процесс управления: техническое, информационное, программное, организационное, лингвистическое, метрологическое, правовое, математическое.

 

 

Категории системы управления.

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для сохранения существующего между ними взаимодействия или перевода объекта управления в желаемое состояние.

Как и любая система, она характеризуется составом звеньев и связями, установившимися между этими звеньями.

Звено определяется как организационно обособленная единица системы управления по выполнению специальных функций, таких как отдел, служба, подразделение, лаборатория и прочие.( линейное звено, функциональное звено)

Систему управления формируют в совокупности такие факторы, как аппарат управления, цель управления, задачи, принципы, функции, полномочия, методы управления, информация, процесс управления, средства, обеспечивающие процесс управления.

Аппарат управления предприятия представляет собой группу его работников, осуществляющих управленческую деятельность. Основная его обязанность - принятие управленческих решений, а также обеспечение процесса их подготовки и реализации. В аппарате управления выделяют руководителей, специалистов, технических исполнителей. Главная задача людей — это эффективное использование и координация всех ресурсов организации для достижения ее целей.

Цель управления – это желаемое поведение системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние системы. На предприятиях разрабатывается система целей. Она формируется как результат согласования интересов собственников имущества и трудового коллектива и субъектов внешней среды.

Задачи управления - способы достижения целей. Они формируются в систему конкретных мер. Задачи более конкретны и обладают качественными, количественными, пространственными и временными характеристиками. В отличие от целей задачи более адресны. По сравнению с целями задачи являются в большей степени индивидуализированными, включают элементы, которые позволяют им быть привлекательными для исполнителей.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Функции управления - обособившиеся виды управленческой деятельности на основе разделения управленческого труда. Они характеризуют специализацию управленческой деятельности между организационными подразделениями.

Состав функций в содержании управленческой деятельности определяется как планирование, организация, мотивация, контроль, координация и регулирование. Все они взаимосвязаны между собой.

Методы управления - способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивого функционирования. Если функции управления - это форма, то методы - содержание процесса управления.

Полномочия определяются как передача права на принятия решений и ответственности за их осуществления. Важным моментом в реализации полномочий является их масштаб, характеризующий состав и количество звеньев, подчиненных полномочному звену.

При распределении полномочий и функций необходимо учитывать их трудоемкость, которая непосредственным образом связана синформацией и используемыми в управлении техническими средствами.

Управляющая подсистема– та часть системы управления, которая вырабатывает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение.

Механизм управления - внутреннее устройство системы управления, взаимодействие ее элементов, совокупность мотивов деятельности, активности персонала, которые определяют как саму возможность, так и эффективность управления, и от которых зависит восприятие воздействия.

Средства, обеспечивающие процесс управления: техническое, информационное, программное, организационное, лингвистическое, метрологическое, правовое, математическое.

 

Процесс управления

Процесс управленияпредставляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Процесс управления – определённая совокупность и последовательность управленческих действий, направленных на достижение целей предприятия.

Технологический процесс управления основан на разделении труда между работниками аппарата управления, которое может быть:

- функциональным (по функциям управления);

- профессиональным (по специальностям внутри каждой функции управления);

- квалификационным (по уровню сложности работ);

- технологическим (по видам выполняемых функций, процедур, операций).

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Под объектом управления понимается отдельная структура предприятия либо организация в целом, на которую направлена управляющее действие.

Субъект управления - орган, либо лицо, осуществляющее управленческое действие.

Задачей управленческого воздействия на управляемый объект является приведение его в заданное или желаемое состояние.

Содержательная сторона процесса управления включает в себя выполняемые функции (планирование, организация и др.).

Информационная сторона процесса управления включает:

1. сбор первичной информации;

2. регистрация, передача и сохранение первичной информации;

3. логическая или математическая обработка первичной информации, оформление в виде документов (синтетическая информация) и представление субъектам управления;

4. принятие управленческого решения;

5. доведение решения до исполнителя.

Процесс управления может быть расчленён на первичные (минимальные) элементы – операции.

Операция – законченное действие, выполняемое субъектом управления и направленное на достижение конкретной цели.

Управленческая процедура – совокупность или группа логически взаимосвязанных операций, приводящих к решению какой-либо задаче. Формальная процедура – прием на работу; неформальная процедура – переговоры с партнёром.

Управленческая технология – способ выполнения управленческих операций при рациональном распределении между исполнителями с учетом их квалификаций и затрат времени.

Основными этапами процесса управления являются:

· целеполагание;

· определение ситуаций;

· распознавание проблемы;

· осуществление управленческого решения.

Цель является исходным этапом процесса управления, начальным этапом оценки ситуации и выработки управленческих решений. Ситуация – состояние управляемого объекта, которое оценивается относительно цели.

Проблема – несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданному или желаемому.

Управленческое решение – реальное разрешение в практике возникшей проблемы, изменение ситуации для достижения нового состояния объекта управления.

Основные свойства процесса управления:

- свойство непрерывности: отражает динамику связи управляемых и управляющих процессов

- свойства цикличности – повторяемость этапов процесса управления по мере перевода управляемой системы в новое состояние;

- свойства необходимой последовательности этапов;

- свойство флуктуации: возможность отключение вокруг устойчивых состояний при поиске оптимального решения;

- свойство инерционности – отражает меру опережения или запаздывания управленческих решений.

- свойства временной протяженности процесса управления отражает время от постановки целей до решения проблемы. Экономия времени одно из направлений повышения эффективности процессе управления.

В зависимости от условий различают три типа процессов управления:

Линейный тип – характеризует строгую последовательность осуществление этапов. Используется при полной определённости относительно элементов управления.

Ситуационный тип – начинается с ситуации, из которой исходит поиск проблемы и разработка управленческого решения. Используется в условиях неопределенности.

Корректирующий тип – при необходимости корректировки каких-либо или каждого из этапов процесса управления. Используется при недостаточной определённости.

 

Управление на знаниях

Знание– это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Они представляют собой практическую информацию, которая активно управляет процессами выполнения задач, решения проблем и принятия решений.

Сегодня знания являются важнейшим управленческим ресурсом и инструментом.

Управление на знаниях –целенаправленное и осознанное, основанное на систематизированных, научно-обоснованных фактах и закономерностях, информационное воздействие субъекта управления на окружающую среду.

Алгоритм управления на знаниях как акт принятия упр-го решения на основе компетенции и профессионализма представляет собой последовательность ответов на вопросы и трансформацию одного элемента структуры в другой.

Структура управления на знаниях: это выглядит как «знаю, что это» (эрудиция и кругозор) -» «знаю, почему это» (опыт и навыки) - «знаю, что нужно делать» (професси­ональное видение) — «знаю, что для этого нужно» (опыт и коммуни­кативность) - «знаю, как делать» (опыт, инструменты, знания) — «знаю, как минимизировать риск» (опыт, расчетливость) - «знаю, как использовать результат» (прагматизм и дальновидность) - «знаю, как оценить результат» (прагматизм и знания) — «знаю, как улучшить результат» (навыки и профессиональный кругозор).

Система:

- американская

- европейская

- японская (бизнес-школы)

Управление по целям

В современных организациях широко применяется управление по целям (результатам). Официальное планирование здесь дополняется системой индивидуальной управленческой ответственности и персональным стимулированием с учетом конкретных должностных обязанностей и личных качеств работников. Управление по целям - процесс, состоящий из четырех взаимозависимых и взаимосвязанных эта­пов:


Управление по целям обладает большими возможностями симбиоза планирования и контроля в организации. При этом преодолеваются негативные воздействия контроля на поведение работников.

Наиболее существенные элементы целевого управления:

♦ постановка четких и кратких общих целей;

♦ участие в процессе выработки целей всех тех, кто будет работать в рамках данной системы;

♦ оценка эффективности на основе результатов.

Теоретическая цель программы целевого управления - ознакомление работника с заданиями или количественными показателями, которых необходимо достичь, предоставив возможность вложить столько ресурсов, сколько нужно, и установив параметры оценки достижений по наилучшим результатам, соотнесенным с заранее установленными целями. Каждая фирма, имеющая свою оргструктуру и неповторимую оргкультуру, внесет в практику управления свой вклад.

 

Управление «одной минуты»

Менеджмент «одной минуты» - технология целевого управле­ния. Разработчиками данной технологии являются М. Винтер (ФРГ). К. Бланчард и Д.С. Джонсон (США) .

Менеджмент «одной минуты» как технология управления состоит из трех блоков: постановка цели; похвала (мотивация); критика (мотивация).

a. При постановке цели «одной минуты» главное определить проблему, цель и задачи, т.е. установить, что необходимо получить. Постановка цели «одной минуты» предполагает следующие этапы: сформулировать цель; наметить линию поведения; каждую цель записать на отдельном листе бумаги; прочесть каждую цель за одну минуту; ежедневно читать свою цель для провер­ки исполнения; проверять, соответствует ли линия поведения постав­ленной цели. Большинство специалистов в области управления считают, что цель должна формулироваться менеджером и его подчиненным совместно. Это способствует ее восприятию и вовлечению персонала в управление. Совместное определение цели всегда приводит к положительным результатам.

b. Похвала «одной минуты», т.е. положительная мотивации. Предложение строить обратную связь с сотрудником не на традиционном поиске ошибок и критике, а чтобы хвалить, фиксируя внимание на конкретном достижении. Похвала развивает сотрудников, повышает их уверенность в себе, мотивирует лучше работать, становиться профессионалами.

С. Критика «одной минуты» - это также мотивация, но другими средствами. Чтобы критика была эффективной, необходимо критиковать сразу же, немедленно после того, как руководитель заметил ошибку, и один на один, а не на виду у всех. Необходимо помнить, что за одну ошибку критикуют один раз. При этом важно проверить факты, не полагаясь на слухи.

Менеджмент «одной минуты» способствует созданию такого организационного климата, который побуждает работников вносить максимальный вклад в достижение целей организации.

 

Понятия зависимости, закона

В жизни организации множество зависимостей. Представления зависимостей могут быть разнообразными: словесные, графические, в виде таблиц или формул.

Зависимости, присутствующие в жизнедеятельности организации, можно разделить на два вида:

объективные, существующие независимо от воли людей; наличие этих зависимостей можно учитывать при принятии различных решений, что идет на благо организации, а можно их игнорировать, что, как правило, ведет к негативным последствиям;

субъективные, которые устанавливаются для достижения целей развития организации. Эти зависимости в свою очередь классифицируются как:

♦ долговременные, устанавливаемые для достижения стратегических целей (например, зависимость между выработкой и заработной платой);

♦ кратковременные, устанавливаемые для достижения оперативных и тактических целей (например, зависимость надбавок за сверхурочную работу и отработанное время при выполнении срочного заказа).

Из понятия «зависимость» вытекает понятие «закон»

Закон-это зависимость, которая

-либо получила поддержку, признание авторитетных ученых и практическое подтверждение {например, законы классической механики);

-либо является общепринятой нормой поведения для какой-то достаточно большой группы людей (библейские заповеди, законы шариата);

-либо зафиксирована в законодательных актах и документах (конституция, гражданский и уголовный кодексы, уставы предприятий и организаций).

Из этого следует, что законы так же, как и зависимости, могут быть объективными и субъективными, кратковременными и долговременными. При этом объективные законы (или законы организации) присущи любой организации как социально-экономической системе. К таким законам относятся: закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информационной упорядоченности и др. Субъективные законы (или законы для организаций) определяют правовое и морально-этическое пространство, в котором работает организация. И те, и другие законы имеют как механизм собственного действия, так и механизм их использования руководителем.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...