Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Общественный центр

«Судебно-правовая реформа» г. Москва

 

КАРМАННАЯ КНИЖКА

ВЕДУЩЕГО

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

 


УДК 340.01 (082)

ББК 67.4

К24

Данный сборник составлен по материалам сотрудников Межре­гионального общественного центра «Судебно-правовая реформа»:

Грасенковой А.К.

Карнозовой Л.М.

Коновалова А.Ю.

Максудова P.P.

Пановой А.А.

Флямера М.Г.

Составитель сборника и ответственный за выпуск: Коновалов Антон

Редактор: Козлова Вера

 

Издание осуществлено в рамках проектов: «Восстановительное правосудие в России», реализуемого Центром «Судебно-правовая реформа» совместно с Университетом Де Монтфорт (Великобритания) при поддержке департамента международного развития Великобритании,

а так же

«Освоение перспективных моделей предотвращения подростковой преступности в ПФО», финансируемого Агентством США по международному развитию (AMP США) в рамках программы «Партнер», осуществляемой Советом по международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС).

 

ISBN 5-901075-20-Х


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Принципы восстановительной юстиции
Позиция ведущего программы
Критерии принятия случая на программу
Выбор типа программы
ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ
Этапы и задачи выполнения программы примирения
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Организация предварительной встречи
Вступительная речь ведущего на предварительной встрече
Потребности нарушителя
Потребности жертвы
Представление программы
Заключительная речь ведущего на предварительной встрече
ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА
Вступительная речь ведущего на примирительной встрече
Подписание договора
ПРОГРАММА «ШКОЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ»
Задачи ведущего во время «Школьной конференции»
Ход предварительной встречи
Ход школьной конференции
ПРОГРАММА «КРУГ ЗАБОТЫ»
Деятельность ведущего «Круга заботы»
Ход встречи
Организация реабилитационной работы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Регистрационная карточка
Примирительный договор
Форма отчета по программе примирения
Упрощенный вариант отчета
Список литературы

 


Введение

Если свести восстановительное правосудие к одному слову,

то это слово будет «УВАЖЕНИЕ»

Ховард Зер.

Данный сборник материалов предназначен для ведущих программ восстановительной юстиции, прошедших теоретическую и практическую подготовку. Фактически сборник представляет собой своеобразную шпаргалку для работы ведущего восстановительных программ.

Однако следует избегать шаблонного отношения к приве­денным ниже текстам и помнить, что полная алгоритмизация программ вряд ли возможна. Но, с другой стороны, готовые варианты действий могут придать ведущему уверенность, что не мешает дополнить или изменить их по ходу программы.

Сборник составлен в соответствии с этапами, по которым обычно происходит процесс работы с конфликтным или криминальным случаем. Однако вопросы поступления дел, коор­динации и работы службы примирения в данном издании практически не рассматриваются, поскольку оно посвящено именно работе ведущего.

При этом делалась попытка создать достаточно универсальный текст, независимо от места работы ведущего, будь то социально-психологический центр, служба, работающая с уголовными делами из суда, школьная служба примирения и т.п.

Что касается восстановительной технологии, то освоить ее в России можно при сотрудничестве с Центром «Судебно-правовая реформа» или партнерскими организациями, развивающими данное направление1.

И последнее: хочется подарить фразу, сказанную подростком - ведущим программ:

«Медиация должна приносить удовольствие!»

 

 

Составитель сборника Коновалов Антон

___________________________________________________________________

Подробности см. на сайте Центра СПР www.sprc.ru


ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ

Формы программ восстановительной юстиции бывают разные, и в отдельных случаях нужно подстраиваться под ситуацию. Но они строятся на единых принципах, которые отличают их от других моделей работы с конфликтами и правонарушениями. Именно реализация принципов при всем многообразии форм позволяет говорить о восстановительном подходе.

Исцеление жертвы.

Здесь основное внимание фокусируется на чувствах и потребностях жертвы, разрешении ее проблем, возникших в результате конфликта. Во многих случаях возможность выговориться, получить ответы на важные вопросы (например, «почему это произошло именно со мной?») для жертвы важнее материальных потерь.

Возмещение ущерба непосредственно нарушителем.

Это активное участие самого нарушителя в возмещении причиненного ущерба (не только материального, но и так называемого «символического») и удовлетворение других нужд жертвы2.

Активное участие сторон в разрешении ситуации.

Нам важно, чтобы участники программы получили собственный опыт разрешения своих конфликтов. Кроме того, если участники сами приняли решение, то, скорее всего, они его исполнят. Важно, чтобы люди перестали видеть один в другом врага, а начинали видеть Человека. В этом случае не происходит дальнейшей эскалации конфликта, не возникает враждебности.

 

ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО ПРОГРАММЫ

Ведущий программы не является судьей, адвокатом, воспитателем, опекуном или советчиком. Ведущий - нейтральный посредник,он в равной степени поддерживает обе стороны конфликта и помогает им наладить конструктивный диалог по поводу возможного разрешения ситуации.

Частые ошибки ведущего - начать на программе расследование, морализировать, уговаривать участников выполнить определенные действия.

Ведущий не может нести ответственность за то, что стороны помирятся. Но он отвечает за то, чтобы стороны поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и осознали, хотят ли они им воспользоваться. Кроме того, на ведущего возложена обязанность создать на встрече наилучшие условия для примирения.

При этом ведущий взаимодействует с социальным работником, педагогами и другими официальными лицами, но не теряет свою позицию.

Если стороны поняли суть программы, но приняли решение отказаться от участия в ней, то нужно уважать их право на принятие такого решения.

ВЫБОР ТИПА ПРОГРАММЫ

Если ситуация подходит по критериям, то происходит выбор типа программы.

Программа примирения жертвы и правонарушителя (или «Встреча по заглаживанию вреда»3)

Такая программа применяется, когда сложилась криминальная ситуация и стороны признали свое участие в ней. Она может охватывать достаточно большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя направлены на создание условий для преодоления последствий правонарушения силами самих участников криминальной ситуации.

 

Программа примирения в семье

Применяется при работе с семьей. Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьи отношений и создание диалога (тогда программа ближе к конфликтологической), либо на разрешение криминальной ситуации - например, в случае воровства в семье (ближе к программе примирения нарушителя и жертвы). Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины криминальной активности подростка. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы - таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.

 

«Круги заботы»

«Круги заботы» - одна из самых сложных программ ВП. Такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей индивида. Ведущий «Круга заботы» инициирует серию встреч с родственниками, учителями, классом, где учится подросток или с коллегами с места работы. Результатом таких встреч должно быть восстановление поддержки и заботы о подростке. Инициативы участников «кругов» с помощью ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий.

 

________________________________________________________________

В разговоре со сторонами мы обычно говорим «О встречах по заглаживанию вреда», поскольку именно на примирение с обидчиком они не соглас­ны. Но при этом ведущий в ходе встречи удерживает примирение как гума­нитарный аспект и бывает, что стороны после встречи продолжают об­щаться, вместе ходят в театры и кафе.


Присутствие социального работника в «Кругах заботы» обязательно, так как от него поступает ос­новная информация о ситуации, возможных участниках кругов. Он также следит за выполнением принятых в ходе кругов обязательств.

Школьная конференция

Это более массовая программа. Она нужна, когда ситуация затронула достаточно большое число участников и необ­ходимо нормализовать отношения между ними.

 

Также на стадии разработки находятся другие типы программ - «Круги правосудия»и «Семейные конференции».

 

 


ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

Организация предварительной встречи

Информация может поступить из разных источников: суда, следственных органов, КДН, администрации школы, от самих участников, свидетелей ситуации4, родителей и т.д.5

Ведущему необходимо ориентироваться, на какой стадии находится ситуация, каковы перспективы ее развития (в зависимости от успеха или неуспеха программы), отношение источника информации к процессу и результату программы.

Затем начинается организация предварительной встречи. Как показывает практика, трудность возникает при самом первом контакте.

Для организации первой встречи со сторонами можно:

• предварительно договориться по телефону. Трудность в том, что если человек начинает спрашивать, зачем нужна встреча, то приходится часть предварительной встречи вести по телефону. Так тоже можно сделать, если личный контакт невозможен;

• попросить организовать встречу административного работника (секретаря КДН, куратора службы и т.п.), который предупредит о ней человека или даже приведет его. Опасность заключается в том, что ведущего могут воспринять как представителя администрации, а это сильно усложнит установление доверия.

• прийти непосредственно к человеку и предложить поговорить о ситуации, но перед этим надо убедиться, что он доверится вам. Делать это лучше в спокойной обстановке, когда вокруг никого нет, и человек никуда не торопится;

• сначала вступить в контакт социальному работнику, который после установления доверительных отношений организует встречу ведущего и нарушителя (обидчика).

Возможны и другие варианты. Например, использовать «Письмо жертве», в котором рассказывается об организации и программе, за подписью официального органа (суда). В этом случае предлогом для встречи с жертвой является передача ей письма и совместное обсуждение его содержания, а дальше на этом материале вы начинаете предварительную встречу. Поскольку письмо подписано официальным органом, то и отношение к нему серьезное.

 

4. Если дело происходит в школе, то важно при этом избежать доносительства и ябедничества со стороны учеников

5. Также и сам ведущий может стать свидетелем ситуации, особенно, если служба прмирения находится в школе


Примерное время предварительной встречи - от получаса до двух часов.

За редким исключением начинать лучше со встречи с пра­вонарушителем, поскольку если вы уже договорились с жерт­вой, а обидчик (или правонарушитель) откажется от встречи, то жертва может получить дополнительную психологическую травму. Кроме того, для жертвы обычно очень важно, что обидчик хочет встретиться для разрешения конфликта и это подтверждает его желание разрешить ситуацию. Если вы еще не знаете мнения противоположной стороны, можно сказать: «Предположим, другая сторона согласилась. Что в этом случае решите вы?»

Еще один момент: решение об участии в программе принимают не только стороны конфликта, но и ведущий. И если у ведущего нет уверенности в безопасности сторон в ходе программы, он должен отказаться от ее проведения. Также пово­дом для отказа от программы примирения может служить стремление сторон использовать программу в своих целях (например, «разобраться» с другой стороной).


Вступительная речь ведущего на предварительной встрече6

Добрый день! Меня зовут (представиться).

Я ведущий программ по заглаживанию вреда и работаю в службе примирения.

Я пришел по поводу случая (фабула случая).

О вашей ситуации мы узнали от ... (называете человека или организацию, передавшую вам информацию о случае). Нам передали эту информацию, поскольку видят неэффективность карательных мер и считают, что здесь могут быть использованы наши программы.

Я не представляю ни одну из сторон. В том смысле, что я не адвокат и не советчик. Также я не представляю суд или правоохранительные органы. Мы — общественная некоммерческая организация, сотрудничающая с ... (название организации, передавшей дело) в тех
случаях, когда административные и карательные меры являются неэффективными.

Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примите решение, подходит ли программа вам, и будете ли вы в ней участвовать.

Но вначале я прошу рассказать о случившемся подробнее (я обладаю довольно общей информацией) и узнать именно ваше отношение к случившемуся событию.

Для уголовных дел добавляется следующий пункт:

• Сразу оговорюсь, что дело будет рассматриваться в
суде в любом случае, но результаты нашей программы
судья будет учитывать при вынесении приговора (наравне с другими материалами дела).

 

Потребности нарушителя

Если нарушитель чувствует давление по отношению к себе (например, со стороны администрации или правоохранительных органов), он начинает изворачиваться и уходить от ответственности.

Социологи Сайке и Матца7 определили 5 типов оправда­ний, используемых малолетними правонарушителями:

· отрицание ответственности («Я был пьян»);

· отрицание нанесения вреда («Они могут себе это позволить» или «Я же не успел ничего украсть»);

· отрицание наличия жертвы («Мы никому не причинили зла», «Он сам напросился»);

 

 

6. Это не план и не шаблон, а некоторый ориентир. Цель «Вступительной речи» - создать у человека чувство безопасности по отношению к ведущему программы посредством понимания роли ведущего и программы.

7. См. Брейтуэйт Дж. «Преступление, стыд и воссоеденение», М. МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. С. 51


· обвинение обвиняющих («Они сами жулики»);

· призыв к высшей справедливости, к более важным обстоятельствам («Это было сделано из лучших побуждений», «Я не могу оставить своих друзей»).

 

Лорейн Стутсман Амстутс и Ховард Зер в своей книге пишут:

«Процесс исцеления для правонарушителя имеет несколько стадий. Сначала правонарушитель проходит стадию отрицания. На этом этапе находится много оправданий, а факт совершения преступления или признается частично, или отрицается вовсе.

На второй стадии правонарушители испытывают угрызения совести. Они начинают осознавать, что они причинили зло. Тем не менее, они приводят оправдания своих поступков с комментариями "да, но..." Нависшее над ними обвинение может усилить чувство сожаления. На этой стадии правонарушители в состоянии признать свои поступки, но все же настаивают на обстоятельствах, которые "привели" их на этот путь. Правонарушители ищут "быстрого решения", чтобы поскорее забыть происшествие.

Только если правонарушитель пройдет путь перемен, прошлое потеряет над ним власть.

Третья стадия называется раскаяние. Именно тогда правонарушители серьезно рассматривают свое поведение и добровольно берут всю ответственность за содеянное без всяких оправданий. На этой стадии правонарушители испытывают собственную боль, т.к. осознают, какую боль они причинили другому человеку. Им необходимо не только выплатить компенсацию, им также необходима помощь, чтобы изменить свое поведение, чего бы это ни стоило. Настоящее раскаяние происходит тогда, когда правонарушители предпринимают какие-то шаги, чтобы показать свою готовность измениться.

На четвертой стадии возникает искреннее желание попросить прощения. Хотя правонарушители могут почувствовать облегчение, выразив свое сожаление на стадии угрызения совести, на четвертой стадии у них возникает желание попросить прощения без всяких оговорок. Правонарушители признают свое преступление и хотят выразить сожаление тому, кому они причинили вред» 8

Потребности жертвы

Многие специалисты говорят о трех кризисах жертвы:

· Личной безопасности: «Почему это произошло именно со мной?»;

· Отношения между людьми – «можно ли людям доверять» (их чувства часто не признаются даже близкими: «успокойтесь, ничего не произошло, сами виноваты»);

· Подрыв веры в справедливость устройства мира.

 

9. См. Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение.


Вследствие этих кризисов возникает тревожность, неуверенность в себе и окружающем мире, а иногда и ответная агрессия. Кроме того, может возникнуть и изоляция жертвы либо из-за сложившегося недоверия, либо из-за отношения окружающих к жертве как к «слабаку», «жалобщику» и пр. Бывали случаи, когда жертве объявляли бойкот как «предателю» и т.д. Все это говорит о том, что потребностям и чувствам жертв надо уделять повышенное внимание при разрешении ситуации.

Типичные потребности жертв, с которыми может ра­ботать программа примирения:

· Восстановить чувство собственной безопасности;

· Получить возмещение ущерба;

· Получить ответ на вопросы: «Почему данная ситуация произошла именно со мной?» и «Правонарушитель имеет что-нибудь против меня лично?» (или на другие вопросы);

· Изложить свою точку зрения на происшедшее;

· Участвовать в дальнейшем развитии ситуации с тем, «чтобы это не повторилось» и в будущем нарушителя, и в будущем самой жертвы.

· Убедиться, что никто не будет мстить.

Возможны и другие варианты.

Есть традиционное мнение, что в большинстве случаев жертва будет настаивать на денежном возмещении мораль­ного ущерба. Однако наша практика показывает, что это не так. Часто жертва хочет, чтобы поняли ее чувства. Не находя понимания, она начинает требовать денег. Если же ос­тальные потребности жертвы в ходе программы будут удовлетворены, то вопрос возмещения морального ущерба, как правило, не встает. А иногда бывает, что и вопрос возмещения материального ущерба сводится к минимуму10.

Представление программы

Вы выслушиваете личную историю человека и выявляете его нужды и потребности. Если ваше понимание верно (т.е. вы, используя технику

 

 

10. Так, на одной из программ пострадавший, которому подросток нанес ущерб, разбив стекло дорогого автомобиля, сказал, что ему не важны деньги, а важно, чтобы в его районе не появился новый преступник. И он готов заключить примирительный договор при условии, что нарушитель будет Учиться и хорошо закончит учебный год.


резюмирования, получили этому вербальное и невербальное подтверждение), то вы показываете, как программа примирения может помочь реализации этих потребностей. После того, как человек ознакомлен с программой, он выбирает, принимать в ней участие или нет.

Здесь не должно быть уговоров, иначе на самой примирительной встрече могут возникнуть трудности, связанные с неприятием человеком ответственности на себя. По нашему опыту, большинство отказов происходило не потому, что человек был против примирения, а потому, что не понял его смысл, т. е. ведущему не удалось снискать доверие и объяснить суть программы.

Заключительная речь ведущего на предваритель­ной встрече

Итак, вы согласились участвовать в программе примире­ния. На ней мы не будем выяснять вопросы вины, устраивать расследование, поучать или советовать.

Мы обсудим:

· отношение сторон к ситуации и ее последствия для них;

· пути разрешения ситуации;

· как сделать, чтобы этого больше не повторилось.

Самыми главными действующими лицами на программе будете вы (будут непосредственные участники конфликта)11.

Задача ведущего («моя задача») - наладить конструктив­ный диалог между участниками (при этом сохранив нейтраль­ность) с целью достичь соглашения. Чтобы все чувствовали себя комфортно, на программе будут введены такие правила:

· не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;

· не оскорблять друг друга;

· у ведущего есть возможность переговорить с кем-либо из участников наедине;

· соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе).

Вы согласны с правилами? Участие в программе добровольное, и вы можете в любой момент покинуть ее.

Если вы согласны, то давайте обсудим удобное для всех место и время.

Если на встрече будут присутствовать родители, учителя, социальные педагоги, надо прояснить причину их участия и согласовать их приход с остальными.

 

 

 

11. В зависимости от того, к подростку или родителям вы обращаетесь.


Помещение для примирительной встречи должно быть отдельным (т. е. во время встречи никто посторонний не должен заходить). Желательно наличие двух комнат, чтобы была возможность проводить конфиденциальные разговоры со сторонами (кокусы).

Примерное время примирительной встречи - от 30 минут до 4 часов (возможно с перерывом).

Желательно, чтобы в помещении были чашки и чайник. Обычно чаепитие в перерыве или после встречи создает дружелюбную неформальную обстановку.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

Вступительная речь ведущего на примирительной встрече 12

 

· Добрый день.

· Я благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда.

· Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. (Участники и ведущие садятся в круг или вокруг стола, взрослые и родители - как правило - на задний план.)

· Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (...), его родители (...), социальный работник (...). Я - ведущий. Меня зовут (...). Мой помощник (...).

· Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я постараюсь сохранять нейтральность к сторонам (но не к самой ситуации).

· Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, как только посчитаете нужным.

· Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

Прошу вас говорить по очереди;

Прошу вас воздерживаться от каких-либо оскорблений;

Прошу вас соблюдать конфиденциальность этого разговора.

Вы согласны с предложенными правилами, или хотели бы внести свои предложения и дополнения13?

 

 

 

13. Иногда предлагается правило: «Не выяснять вопросы вины, а вместе искать выход из сложившейся ситуации»


• В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) мо­жет попросить отдельной беседы наедине.

• Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время. Прошу вас отключить мобильные телефоны.

• Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?

• Итак, прошу вас14 рассказать о произошедшем, последствиях и вашем отношении к случившемуся15.

 

Подписание договора

В конце программы стороны подписывают договор. Ведущий проверяет его на реальность исполнения, т. е., например, выясняет у стороны, где она возьмет сумму, которую обязалась выплатить (не придется ли человеку для этого совершить новое правонарушение и зависит ли это от него, а не от его родителей и т.д.) Кроме того, ведущий уточняет, к какому сроку будет возмещен ущерб, и может предложить встречу для этого. Сумма и сроки возмещения ущерба вписываются в договор. Если договор устраивает обе стороны и он реален, то ведущий не должен оценивать, насколько он «верный» или нет.16

Договор должен быть:

• Выполнимым

• Выверенным по времени

• Измеряемым

Примирительный договор необходим для представления дела в суд, милицию или КДН, где он может служить основанием для смягчения последствий для правонарушителя. Однако для этого требуется согласование с перечисленными органами (хотя в исключительных случаях можно обходиться и без него), и принятие решения остается за ними. В этом смысле ведущий не может гарантировать, например, смягчения приговора, но может гарантировать, что договор будет рассмотрен педсоветом, КДН, судом (если с ними есть соответствующая договоренность).

 

 

 

14. Как правило, вначале обращаются к жертве. Но это не обязательно, тем более если человеку трудно говорить и он молчит.

15. В ходе работы ведущему необходимо параллельно удерживать внимание на нескольких аспектах встречи. Это и задачи ведущего, и эмоциональное состояние сторон (выражаемое в том числе и невербально, жестами), и вы­сказывания сторон и т.д.

16. Если нет материальных претензий и обращений в правоохранительные органы, то может быть заключено устное соглашение.


Если в ходе программы выясняется, что причиной право­нарушения являются определенные качества человека, то вместе с ним может быть составлен план по изменению этих качеств (реабилитационная программа). Например, если человек сам признает, что причиной правонарушения было то, что он не умеет контролировать агрессию или очень зависит от мнения группы, то ему можно предложить обратиться в соответствующие психологические или социальные учреждения. Кроме того, помощь может понадобиться и жертве. Для этого вы всегда должны располагать информацией о соответствующих службах помощи жертвам преступлений, социальных и психологических центрах, детских клубах, наркологических центрах и т.д.


Ход школьной конференции

1. Приветствие ведущего, представление целей школьной конференции.

2. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и цель своего участия во встрече.

3. Ведущий напоминает участникам правила встречи.

4. Каждый участник высказывает собственное мнение о ситуации, отвечая на вопросы:

• в чем состоит ситуация;

• как развивался конфликт;

• каков вклад каждой стороны в возникновение и развитие конфликта;

• каковы последствия для сторон;

• какие чувства вызывает эта ситуация.

 

18. Желательно, чтобы информация о ситуации не передавалась в другие структуры (КДН, педсовет, совет по профилактике правонарушений и т.д.) Если рассмотрение на педсовете уже состоялось, то ведущие программы могут столкнуться с последствиями эскалации конфликта (например, конфликтом уже между родителями ребят).


В ходе этой беседы ведущий помогает участникам прояс­нять их чувства, скрытые потребности, истинные стремления, применяя приемы активного слушания: отражение чувств, пе­рефразирование, резюмирование.

5. Ведущий предлагает высказаться о положительных качествах противоположной стороны (что особенно важно в случае работы с «отверженными»). Это помогает сторонам взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.

6. Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта, о том, что каждая сторона может сделать для этого.

7. Ведущий обобщает все высказывания (проверяя, насколько они совпадают с мнением членов конференции), и предлагает составить план (устный или письменный) по разрешению ситуации сейчас и неповторению ее в будущем.

8. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече. Участники делают это по желанию.

9. Ведущий благодарит всех за участие и завершает конференцию.


Программа «Круг заботы»

 

Есть кризисные семьи (т.е. те, в которых дети подверга­ются риску социального сиротства),которые считают, что уход ребенка из дома - это нормально. Или семьи сами отка­зывающиеся от него по причине конфликтных отношений и отсутствия взаимопонимания. Такие родители уверены в том, что уходы и отказы связаны с недостатками в характере ре­бенка, невозможностью заставить его подчиняться и т.д. Час­то в таких случаях взрослые, не признавая необходимости примирения и налаживания отношений со своим ребенком, фактически отказывают ему в заботе и поддержке. В этой си­туации необходимо создавать некоторый эквивалент первич­ной социальной среды, поддерживающей подростка. Соци­альный работник(участие которого в подобного типа про­граммах является обязательным) в ходе обследования семьи одновременно исследует ее социальное окружение,опреде­ляя возможных участников «Круга заботы» - это могут быть родственники, социальные педагоги, психологи, учителя, класс, где учится подросток, коллеги с места работы родите­лей и т.д. Во время встреч с ними ведущий определяет, на­сколько каждый из участников заинтересован в осуществле­нии не только заботы о ребенке, но и социализирующего воз­действия на него19.

После того как социальный работник добьется взаимопо­нимания и согласия с членами семьи в оценке ситуации, а также в характере предпринимаемых мер, он информирует их о предстоящей встрече с участниками «Круга заботы». Далее он выясняет, в какой форме, в каком количестве, в течение какого времени они хотели бы взаимодействовать с тем кру­гом лиц, который они вместе с членами семьи определили в состав «Круга заботы».

Ход встречи

1. Приветствие ведущего, представление целей начавшейся встречи.

2. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и сообщает в качестве кого он здесь присутствует.

3. Ведущий предлагает участникам принять правила по­ведения в «Круге»: говорить о себе, своих чувствах, не допускать обвинительных высказываний, после окончания «круга» сохранять конфиденциальность и т.д. Группа обсуждает правила и принимает их.

4. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы:

· в чем состоит ситуация;

· почему она требует вмешательства;

· почему необходимо именно мое участие;

· каким образом должна измениться ситуация, чтобы ребенок мог остаться в семье, а родители выполняли свои обязанности по воспитанию.

5. Ведущий обобщает все высказывания, резюмирует, предлагает подростку и его родителям высказать свое отношение к мнению участников, при необходимости проводит дополнительное обсуждение. Оно нужно для того, чтобы мнения участников «Круга» и членов семьи совпадали по таким важнейшим позициям, как: оценка ситуации, причины затруднений, необходимые изменения.

6. Каждый участник «Круга» предлагает: что именно, в течение какого времени и с какой периодичностью он мог бы сделать с целью обеспечения заботы и поддержки как по отношению к ребенку, так и по отношению к родителям, а также с кем из участников «Круга» ему придется взаимодействовать и как это взаимодействие организовать, чтобы ребенок получал не только заботу, но и воздействия социализирующего характера.

7. Ведущий обобщает все высказывания и проверяет, насколько они совпадают с мнением членов семьи с целью достижения согласия между участниками и членами семьи.

8. Группа вместе с подростком и его родителями обсуждает и принимает решение о продолжительности периода, когда семья будет жить в новом для нее режиме и с какого времени родители смогут выполнять свои функции без помощи По результатам встречи составляется устный или письменный план, в котором прописывается дальнейшая деятельность и ответственность участников «Круга».

9. По результатам встречи составляется устный или письменный план, в котором прописывается дальнейшая деятельность и ответственность участников.

10. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече. Участники делают это по желанию.

11. Ведущий благодарит всех за участие и завершает встречу.

Приложения

РЕГИСТРАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

Координатор, получивший дело ________________ Дата передачи дела координатору ______________
Источник информации о ситуации(ф.и.о., должность, контактные данные)
 
Дата и место официального разбирательства: Статья УК РФ:
 
Информация о сторонах(ф.и.о., возраст, адрес, телефон, школа (место работы), класс ):
Обидчик, обвиняемый,сторона конфликта (нужное подчеркнуть) Жертва, потерпевший, сторона конфликта, нужное подчеркнуть
   
   
Представитель (кем приходится, адрес, телефон) Представитель (кем приходится, адрес, телефон)
   
   
   
Дата ситуации:
Описание ситуации:
 
 
 
Дополнительная информация для ведущего:
 
 
Социальный работник, работающий по делу:
Ведущий, принявший дело:
Дата передачи дел ведущему:
Примирительная встреча
Дата проведения встречи: Не проведена (причина)
   
Дата сдачи отчета:

Примирительный договор(приведен один из вариантов договора, но в случае необходимости можно составить другой договор. Кроме того, обычно употребляется название «Договор по заглаживанию вреда»)

Фамилия, имя, отчество нарушителя (стороны конфликта) __________________________________________________________________,

Фамилия, имя, отчество потерпевшего (стороны конфликта) __________________________________________________________________, Обвинение предъявлено по ст. _______ УК РФ, дело рассматривается на КДН _______, передано в милицию _____________.

Дата события ______________________________________________________

Мы провели личную встречу, обсудили ситуацию и пришли к следующим выводам:

Восстановление справедливости

Мы договорились, что ______________________________________________ ._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверять выполнение условий договора и уведомлять ведущих Программы примирения об их успешном завершении будет _________________________

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...