Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возмещение ущерба непосредственно нарушителем.

Это активное участие самого нарушителя в возмещении причиненного ущерба (не только материального, но и так называемого «символического») и удовлетворение других нужд жертвы2.

Активное участие сторон в разрешении ситуации.

Нам важно, чтобы участники программы получили собственный опыт разрешения своих конфликтов. Кроме того, если участники сами приняли решение, то, скорее всего, они его исполнят. Важно, чтобы люди перестали видеть один в другом врага, а начинали видеть Человека. В этом случае не происходит дальнейшей эскалации конфликта, не возникает враждебности.

 

Диалоговые формы разрешения конфликта

О способе разрешения ситуации участники должны договориться сами в ходе диалога. Чтобы он получился конструктивным, нужно помочь участникам подготовиться к диалогу, а зачастую и организовать сам диалог. В редких случаях применяется опосредованный диалог (например, в виде переписки).

5. Включение сообщества в нормализацию взаимоот­ношений

Поощряется участие в программах восстановительной юстиции людей, которые могут оказать поддержку сторонам и помочь в их реабилитации. Участие общества в разрешении конфликтов (в том числе таких предельных, как криминальные) является альтернативой правосудию, ориентированному в первую очередь на наказание преступника.

__________________________________________________________________

Часто спрашивают, как же дети могут возместить ущерб. Но им не обяза­тельно возмещать его полностью. Важно, чтобы они приняли на себя ответ­ственность. Кроме того, частично могут помочь и родители. Так, на одной программе девятилетний мальчик, разбивший стекла в школе, обязался в течение полугода мыть посуду, а родители возместили ущерб. Это была его ответственность.


ПОЗИЦИЯ ВЕДУЩЕГО ПРОГРАММЫ

Ведущий программы не является судьей, адвокатом, воспитателем, опекуном или советчиком. Ведущий - нейтральный посредник,он в равной степени поддерживает обе стороны конфликта и помогает им наладить конструктивный диалог по поводу возможного разрешения ситуации.

Частые ошибки ведущего - начать на программе расследование, морализировать, уговаривать участников выполнить определенные действия.

Ведущий не может нести ответственность за то, что стороны помирятся. Но он отвечает за то, чтобы стороны поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и осознали, хотят ли они им воспользоваться. Кроме того, на ведущего возложена обязанность создать на встрече наилучшие условия для примирения.

При этом ведущий взаимодействует с социальным работником, педагогами и другими официальными лицами, но не теряет свою позицию.

Если стороны поняли суть программы, но приняли решение отказаться от участия в ней, то нужно уважать их право на принятие такого решения.

КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ СЛУЧАЯ НА ПРОГРАММУ

1. Есть конфликтная или криминальная ситуация, стороны известны и признают свое участие в этой ситуации (но не обязательно признают свою неправоту);

2. Каждой из сторон больше 10 лет.

3. Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не в состоянии брать на себя ответственность за свои поступки).

 

Желательно, чтобы со времени конфликтной ситуации прошло не более 1-2 месяцев, поскольку иначе пережитые чувства начинают стираться (однако возможны исключения). Кроме того, не рекомендуется пытаться разрешить ситуацию в тот же день, когда она произошла, поскольку нужно, чтобы чувства сторон немного улеглись.

Иногда потерпевшую сторону трудно выделить с первого взгляда. Например, в случаях причинения ущерба юридическим лицам у вас может оказаться формальный потерпевший — директор предприятия, и фактический — человек, которому придется восстанавливать поврежденное или из чьей зарплаты могут вычесть ущерб. Или потерпевшими могут оказаться родители подростка, которые переживают о случившемся, выплатили ущерб, потратились на адвоката, потеряли веру в своего ребенка и пр.

При этом программаимеет свои границы применимости, не направлена впрямую на воспитание (хотя воспитательные эффекты обычно наблюдаются) и не может гарантировать быстрого изменения поведения человека (но запускает это изменение).


 

ВЫБОР ТИПА ПРОГРАММЫ

Если ситуация подходит по критериям, то происходит выбор типа программы.

Программа примирения жертвы и правонарушителя (или «Встреча по заглаживанию вреда»3)

Такая программа применяется, когда сложилась криминальная ситуация и стороны признали свое участие в ней. Она может охватывать достаточно большой спектр ситуаций: кражи, конфликты, хулиганство, вымогательство, вандализм, грабежи, угоны. Встречи жертвы и правонарушителя направлены на создание условий для преодоления последствий правонарушения силами самих участников криминальной ситуации.

 

Программа примирения в семье

Применяется при работе с семьей. Акцент может делаться либо на изменение разрушительных для семьи отношений и создание диалога (тогда программа ближе к конфликтологической), либо на разрешение криминальной ситуации - например, в случае воровства в семье (ближе к программе примирения нарушителя и жертвы). Такие программы особенно необходимы, поскольку именно в дисфункциональности семьи нередко заложены причины криминальной активности подростка. Кризис семьи может потребовать и более глубоких форм работы - таких, например, как семейная терапия, но программа примирения даст возможность членам семьи сделать шаг к осознанию необходимости собственных усилий и изменению стратегий поведения в ситуации.

 

«Круги заботы»

«Круги заботы» - одна из самых сложных программ ВП. Такие «круги» проводятся в случаях, когда фактически разрушена или отсутствует семья. В этой ситуации необходимо создать некоторый эквивалент первичной социальной среды, поддерживающей индивида. Ведущий «Круга заботы» инициирует серию встреч с родственниками, учителями, классом, где учится подросток или с коллегами с места работы. Результатом таких встреч должно быть восстановление поддержки и заботы о подростке. Инициативы участников «кругов» с помощью ведущего должны превратиться в серию взаимосвязанных мероприятий.

 

________________________________________________________________

В разговоре со сторонами мы обычно говорим «О встречах по заглаживанию вреда», поскольку именно на примирение с обидчиком они не соглас­ны. Но при этом ведущий в ходе встречи удерживает примирение как гума­нитарный аспект и бывает, что стороны после встречи продолжают об­щаться, вместе ходят в театры и кафе.


Присутствие социального работника в «Кругах заботы» обязательно, так как от него поступает ос­новная информация о ситуации, возможных участниках кругов. Он также следит за выполнением принятых в ходе кругов обязательств.

Школьная конференция

Это более массовая программа. Она нужна, когда ситуация затронула достаточно большое число участников и необ­ходимо нормализовать отношения между ними.

 

Также на стадии разработки находятся другие типы программ - «Круги правосудия»и «Семейные конференции».

 

 


ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...