Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы и задачи выполнения программы примирения

 

ЭТАПЫ ЗАДАЧИ
1 ЭТАП Подготовительный   1. Получив информацию о событии, определить, подходит ли оно по критериям для работы с использованием восстановительных программ. 2. Выяснить возможное участие источника информации в программе, заполнить регистрационную карточку (см. приложения). 3. Понять, как будет развиваться ситуация дальше в зависимости от проведения программы примирения (будет ли дело передано в педсовет, на заседание КДН, в суд и пр.).
2 ЭТАП Предварительные встречи   1. Представиться полностью (см. «Вступительную речь ведущего»), установить доверительные отношения. 2. Выслушать личную историю человека. 3. Понять и принять переживания участников ситуации, снять сильные негативные эмоции и вместе с участниками сориентироваться в их проблемах и нуждах. 4. Выяснить и обсудить предложения человека по разрешению ситуации. 5. Принять решение об уместности программы и ее типе. 6. Представить программу и предложить сторонам участвовать в ней. 7. Если сторона дает согласие, подготовить ее к участию в программе (информировать о вопросах, которые будут обсуждаться на программе, о правилах программы). 8. Учесть пожелания каждой стороны в органи­зации программы (состав участвующих лиц, место и время проведения).
3 ЭТАП Примирительная встреча   1. Создать условия для ведения примирительной встречи (удобное помещение, расположение участников, возможность для конфиденциальных переговоров) 2. Представить участников, обсудить правила встречи (см. «Вступительную речь ведущего»). 3. Помочь выразить (а при необходимости переформулировать) сильные эмоции сторон. 4. Организовать диалог сторон, направленный на восстановление картины и последствий ситуации. 5. Помочь сторонам в осознании несправедливости произошедшего. 6. Организовать диалог о возмещении ущерба, о будущем правонарушителя, а при необходимости и будущем жертвы. Поиск ответа на вопрос: «Как сделать, чтобы этого не повторилось?» 7. Составить примирительный договор сторон, учитывающий согласованные решения сторон и механизм его выполнения (см. Приложения). 8. Выяснить, кто будет информировать ведущего о ходе выполнения договора. 9. При необходимости организовать представление результатов программы примирения в официальные органы (суд, правоохранительные органы, КДН, ОДН, школу и т. п.)  
4 ЭТАП Выполнение договора   1. Проверить выполнение договора. 2. Организовать при необходимости дополнительную встречу 3. Написать отчет по программе (см. Приложения).

 


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

Организация предварительной встречи

Информация может поступить из разных источников: суда, следственных органов, КДН, администрации школы, от самих участников, свидетелей ситуации4, родителей и т.д.5

Ведущему необходимо ориентироваться, на какой стадии находится ситуация, каковы перспективы ее развития (в зависимости от успеха или неуспеха программы), отношение источника информации к процессу и результату программы.

Затем начинается организация предварительной встречи. Как показывает практика, трудность возникает при самом первом контакте.

Для организации первой встречи со сторонами можно:

• предварительно договориться по телефону. Трудность в том, что если человек начинает спрашивать, зачем нужна встреча, то приходится часть предварительной встречи вести по телефону. Так тоже можно сделать, если личный контакт невозможен;

• попросить организовать встречу административного работника (секретаря КДН, куратора службы и т.п.), который предупредит о ней человека или даже приведет его. Опасность заключается в том, что ведущего могут воспринять как представителя администрации, а это сильно усложнит установление доверия.

• прийти непосредственно к человеку и предложить поговорить о ситуации, но перед этим надо убедиться, что он доверится вам. Делать это лучше в спокойной обстановке, когда вокруг никого нет, и человек никуда не торопится;

• сначала вступить в контакт социальному работнику, который после установления доверительных отношений организует встречу ведущего и нарушителя (обидчика).

Возможны и другие варианты. Например, использовать «Письмо жертве», в котором рассказывается об организации и программе, за подписью официального органа (суда). В этом случае предлогом для встречи с жертвой является передача ей письма и совместное обсуждение его содержания, а дальше на этом материале вы начинаете предварительную встречу. Поскольку письмо подписано официальным органом, то и отношение к нему серьезное.

 

4. Если дело происходит в школе, то важно при этом избежать доносительства и ябедничества со стороны учеников

5. Также и сам ведущий может стать свидетелем ситуации, особенно, если служба прмирения находится в школе


Примерное время предварительной встречи - от получаса до двух часов.

За редким исключением начинать лучше со встречи с пра­вонарушителем, поскольку если вы уже договорились с жерт­вой, а обидчик (или правонарушитель) откажется от встречи, то жертва может получить дополнительную психологическую травму. Кроме того, для жертвы обычно очень важно, что обидчик хочет встретиться для разрешения конфликта и это подтверждает его желание разрешить ситуацию. Если вы еще не знаете мнения противоположной стороны, можно сказать: «Предположим, другая сторона согласилась. Что в этом случае решите вы?»

Еще один момент: решение об участии в программе принимают не только стороны конфликта, но и ведущий. И если у ведущего нет уверенности в безопасности сторон в ходе программы, он должен отказаться от ее проведения. Также пово­дом для отказа от программы примирения может служить стремление сторон использовать программу в своих целях (например, «разобраться» с другой стороной).


Вступительная речь ведущего на предварительной встрече6

Добрый день! Меня зовут (представиться).

Я ведущий программ по заглаживанию вреда и работаю в службе примирения.

Я пришел по поводу случая (фабула случая).

О вашей ситуации мы узнали от ... (называете человека или организацию, передавшую вам информацию о случае). Нам передали эту информацию, поскольку видят неэффективность карательных мер и считают, что здесь могут быть использованы наши программы.

Я не представляю ни одну из сторон. В том смысле, что я не адвокат и не советчик. Также я не представляю суд или правоохранительные органы. Мы — общественная некоммерческая организация, сотрудничающая с ... (название организации, передавшей дело) в тех
случаях, когда административные и карательные меры являются неэффективными.

Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примите решение, подходит ли программа вам, и будете ли вы в ней участвовать.

Но вначале я прошу рассказать о случившемся подробнее (я обладаю довольно общей информацией) и узнать именно ваше отношение к случившемуся событию.

Для уголовных дел добавляется следующий пункт:

• Сразу оговорюсь, что дело будет рассматриваться в
суде в любом случае, но результаты нашей программы
судья будет учитывать при вынесении приговора (наравне с другими материалами дела).

 

Потребности нарушителя

Если нарушитель чувствует давление по отношению к себе (например, со стороны администрации или правоохранительных органов), он начинает изворачиваться и уходить от ответственности.

Социологи Сайке и Матца7 определили 5 типов оправда­ний, используемых малолетними правонарушителями:

· отрицание ответственности («Я был пьян»);

· отрицание нанесения вреда («Они могут себе это позволить» или «Я же не успел ничего украсть»);

· отрицание наличия жертвы («Мы никому не причинили зла», «Он сам напросился»);

 

 

6. Это не план и не шаблон, а некоторый ориентир. Цель «Вступительной речи» - создать у человека чувство безопасности по отношению к ведущему программы посредством понимания роли ведущего и программы.

7. См. Брейтуэйт Дж. «Преступление, стыд и воссоеденение», М. МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2002. С. 51


· обвинение обвиняющих («Они сами жулики»);

· призыв к высшей справедливости, к более важным обстоятельствам («Это было сделано из лучших побуждений», «Я не могу оставить своих друзей»).

 

Лорейн Стутсман Амстутс и Ховард Зер в своей книге пишут:

«Процесс исцеления для правонарушителя имеет несколько стадий. Сначала правонарушитель проходит стадию отрицания. На этом этапе находится много оправданий, а факт совершения преступления или признается частично, или отрицается вовсе.

На второй стадии правонарушители испытывают угрызения совести. Они начинают осознавать, что они причинили зло. Тем не менее, они приводят оправдания своих поступков с комментариями "да, но..." Нависшее над ними обвинение может усилить чувство сожаления. На этой стадии правонарушители в состоянии признать свои поступки, но все же настаивают на обстоятельствах, которые "привели" их на этот путь. Правонарушители ищут "быстрого решения", чтобы поскорее забыть происшествие.

Только если правонарушитель пройдет путь перемен, прошлое потеряет над ним власть.

Третья стадия называется раскаяние. Именно тогда правонарушители серьезно рассматривают свое поведение и добровольно берут всю ответственность за содеянное без всяких оправданий. На этой стадии правонарушители испытывают собственную боль, т.к. осознают, какую боль они причинили другому человеку. Им необходимо не только выплатить компенсацию, им также необходима помощь, чтобы изменить свое поведение, чего бы это ни стоило. Настоящее раскаяние происходит тогда, когда правонарушители предпринимают какие-то шаги, чтобы показать свою готовность измениться.

На четвертой стадии возникает искреннее желание попросить прощения. Хотя правонарушители могут почувствовать облегчение, выразив свое сожаление на стадии угрызения совести, на четвертой стадии у них возникает желание попросить прощения без всяких оговорок. Правонарушители признают свое преступление и хотят выразить сожаление тому, кому они причинили вред» 8

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...