Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В восстановительной юстиции различают два разных стыда.

Традиционное уголовное правосудие основывается на клеймящем пристыжении. Оно говорит о том, что не только поведение твое плохо, но и сам ты плохой и ничем не можешь компенсировать это. Человеку становится очень сложно вернуться в нормальное общество, и он может начать искать сообщества людей с девиантным поведением. Происходит

8. Амстус Л. С. Зер Х. Конференция жертвы и правонарушителя в системе ювенальной юстиции Пенсильвании (архив Центра «СПР»). С. 20


процесс криминализации обидчиков, т.е. принятия ими норм криминального сообщества.

В программах примирения воссоединяющий стыд осуждает правонарушение, но не правонарушителя. И помимо этого предлагает ему дорогу назад: через признание причиненного вреда и действий, направленных на его исправление, становятся возможными самоуважение и возвращение в общество. Испытываемый стыд и действия по заглаживанию принесенного вреда дают возможность нарушителю сформировать характер и удержаться в позитивном сообществе 9

Потребности нарушителя могут быть в:

· конфиденциальном разрешении конфликта;

· избегании наказания (постановки на учет, отправки в тюрьму и пр.);

· избавлении от клеймения и отвержения, стремлении вернуться в общество;

· желании понять реальные последствия своих дей­ствий и задать потерпевшим вопросы;

· исправлении содеянного (и в целом возможности проявить активную позицию по отношению к си­туации вместо ожидания);

· стремлении «не стать врагами»;

· желании донести до другой стороны свое мнение, свою позицию.

Традиционное заблуждение состоит в том, что нарушитель будет изворачиваться и юлить. Однако если он почувствует, что его слышат, что к нему серьезно относятся, он, как правило, перестает защищаться и начинает искать выход из ситуации. Большинство встречавшихся нам нарушителей были настроены на разрешение конфликта.

Потребности жертвы

Многие специалисты говорят о трех кризисах жертвы:

· Личной безопасности: «Почему это произошло именно со мной?»;

· Отношения между людьми – «можно ли людям доверять» (их чувства часто не признаются даже близкими: «успокойтесь, ничего не произошло, сами виноваты»);

· Подрыв веры в справедливость устройства мира.

 

9. См. Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение.


Вследствие этих кризисов возникает тревожность, неуверенность в себе и окружающем мире, а иногда и ответная агрессия. Кроме того, может возникнуть и изоляция жертвы либо из-за сложившегося недоверия, либо из-за отношения окружающих к жертве как к «слабаку», «жалобщику» и пр. Бывали случаи, когда жертве объявляли бойкот как «предателю» и т.д. Все это говорит о том, что потребностям и чувствам жертв надо уделять повышенное внимание при разрешении ситуации.

Типичные потребности жертв, с которыми может ра­ботать программа примирения:

· Восстановить чувство собственной безопасности;

· Получить возмещение ущерба;

· Получить ответ на вопросы: «Почему данная ситуация произошла именно со мной?» и «Правонарушитель имеет что-нибудь против меня лично?» (или на другие вопросы);

· Изложить свою точку зрения на происшедшее;

· Участвовать в дальнейшем развитии ситуации с тем, «чтобы это не повторилось» и в будущем нарушителя, и в будущем самой жертвы.

· Убедиться, что никто не будет мстить.

Возможны и другие варианты.

Есть традиционное мнение, что в большинстве случаев жертва будет настаивать на денежном возмещении мораль­ного ущерба. Однако наша практика показывает, что это не так. Часто жертва хочет, чтобы поняли ее чувства. Не находя понимания, она начинает требовать денег. Если же ос­тальные потребности жертвы в ходе программы будут удовлетворены, то вопрос возмещения морального ущерба, как правило, не встает. А иногда бывает, что и вопрос возмещения материального ущерба сводится к минимуму10.

Представление программы

Вы выслушиваете личную историю человека и выявляете его нужды и потребности. Если ваше понимание верно (т.е. вы, используя технику

 

 

10. Так, на одной из программ пострадавший, которому подросток нанес ущерб, разбив стекло дорогого автомобиля, сказал, что ему не важны деньги, а важно, чтобы в его районе не появился новый преступник. И он готов заключить примирительный договор при условии, что нарушитель будет Учиться и хорошо закончит учебный год.


резюмирования, получили этому вербальное и невербальное подтверждение), то вы показываете, как программа примирения может помочь реализации этих потребностей. После того, как человек ознакомлен с программой, он выбирает, принимать в ней участие или нет.

Здесь не должно быть уговоров, иначе на самой примирительной встрече могут возникнуть трудности, связанные с неприятием человеком ответственности на себя. По нашему опыту, большинство отказов происходило не потому, что человек был против примирения, а потому, что не понял его смысл, т. е. ведущему не удалось снискать доверие и объяснить суть программы.

Заключительная речь ведущего на предваритель­ной встрече

Итак, вы согласились участвовать в программе примире­ния. На ней мы не будем выяснять вопросы вины, устраивать расследование, поучать или советовать.

Мы обсудим:

· отношение сторон к ситуации и ее последствия для них;

· пути разрешения ситуации;

· как сделать, чтобы этого больше не повторилось.

Самыми главными действующими лицами на программе будете вы (будут непосредственные участники конфликта)11.

Задача ведущего («моя задача») - наладить конструктив­ный диалог между участниками (при этом сохранив нейтраль­ность) с целью достичь соглашения. Чтобы все чувствовали себя комфортно, на программе будут введены такие правила:

· не перебивать говорящего, давая каждому возможность высказаться до конца;

· не оскорблять друг друга;

· у ведущего есть возможность переговорить с кем-либо из участников наедине;

· соблюдать конфиденциальность разговора (не рассказывать окружающим о том, что было на программе).

Вы согласны с правилами? Участие в программе добровольное, и вы можете в любой момент покинуть ее.

Если вы согласны, то давайте обсудим удобное для всех место и время.

Если на встрече будут присутствовать родители, учителя, социальные педагоги, надо прояснить причину их участия и согласовать их приход с остальными.

 

 

 

11. В зависимости от того, к подростку или родителям вы обращаетесь.


Помещение для примирительной встречи должно быть отдельным (т. е. во время встречи никто посторонний не должен заходить). Желательно наличие двух комнат, чтобы была возможность проводить конфиденциальные разговоры со сторонами (кокусы).

Примерное время примирительной встречи - от 30 минут до 4 часов (возможно с перерывом).

Желательно, чтобы в помещении были чашки и чайник. Обычно чаепитие в перерыве или после встречи создает дружелюбную неформальную обстановку.

ПРИМИРИТЕЛЬНАЯ ВСТРЕЧА

Вступительная речь ведущего на примирительной встрече 12

 

· Добрый день.

· Я благодарю всех участников встречи и понимаю, что многим было нелегко прийти сюда.

· Мы собрались сегодня по поводу ситуации, происшедшей с вами. (Участники и ведущие садятся в круг или вокруг стола, взрослые и родители - как правило - на задний план.)

· Хочу начать с представления участников сегодняшней встречи. Это (...), его родители (...), социальный работник (...). Я - ведущий. Меня зовут (...). Мой помощник (...).

· Напоминаю, что основными участниками нашей встречи являетесь вы. Моя задача — не выяснять виновность и не защищать какую-либо сторону, а помочь вам организовать диалог и разрешить возникшую ситуацию. Я постараюсь сохранять нейтральность к сторонам (но не к самой ситуации).

· Наша встреча является добровольной. Это значит, что вы пришли сюда по собственному желанию и вправе покинуть ее, как только посчитаете нужным.

· Для того чтобы нам удалось нормально общаться и разрешить ситуацию, я предлагаю ввести следующие правила (напомню их):

Прошу вас говорить по очереди;

Прошу вас воздерживаться от каких-либо оскорблений;

Прошу вас соблюдать конфиденциальность этого разговора.

Вы согласны с предложенными правилами, или хотели бы внести свои предложения и дополнения13?

 

 

 

13. Иногда предлагается правило: «Не выяснять вопросы вины, а вместе искать выход из сложившейся ситуации»


• В ходе встречи каждый участник (и я в том числе) мо­жет попросить отдельной беседы наедине.

• Встреча будет продолжаться столько времени, сколько вы сочтете нужным. Также по вашему желанию встреча может быть перенесена или продолжена в другое время. Прошу вас отключить мобильные телефоны.

• Есть ли ко мне вопросы или мы можем начать?

• Итак, прошу вас14 рассказать о произошедшем, последствиях и вашем отношении к случившемуся15.

 

Подписание договора

В конце программы стороны подписывают договор. Ведущий проверяет его на реальность исполнения, т. е., например, выясняет у стороны, где она возьмет сумму, которую обязалась выплатить (не придется ли человеку для этого совершить новое правонарушение и зависит ли это от него, а не от его родителей и т.д.) Кроме того, ведущий уточняет, к какому сроку будет возмещен ущерб, и может предложить встречу для этого. Сумма и сроки возмещения ущерба вписываются в договор. Если договор устраивает обе стороны и он реален, то ведущий не должен оценивать, насколько он «верный» или нет.16

Договор должен быть:

• Выполнимым

• Выверенным по времени

• Измеряемым

Примирительный договор необходим для представления дела в суд, милицию или КДН, где он может служить основанием для смягчения последствий для правонарушителя. Однако для этого требуется согласование с перечисленными органами (хотя в исключительных случаях можно обходиться и без него), и принятие решения остается за ними. В этом смысле ведущий не может гарантировать, например, смягчения приговора, но может гарантировать, что договор будет рассмотрен педсоветом, КДН, судом (если с ними есть соответствующая договоренность).

 

 

 

14. Как правило, вначале обращаются к жертве. Но это не обязательно, тем более если человеку трудно говорить и он молчит.

15. В ходе работы ведущему необходимо параллельно удерживать внимание на нескольких аспектах встречи. Это и задачи ведущего, и эмоциональное состояние сторон (выражаемое в том числе и невербально, жестами), и вы­сказывания сторон и т.д.

16. Если нет материальных претензий и обращений в правоохранительные органы, то может быть заключено устное соглашение.


Если в ходе программы выясняется, что причиной право­нарушения являются определенные качества человека, то вместе с ним может быть составлен план по изменению этих качеств (реабилитационная программа). Например, если человек сам признает, что причиной правонарушения было то, что он не умеет контролировать агрессию или очень зависит от мнения группы, то ему можно предложить обратиться в соответствующие психологические или социальные учреждения. Кроме того, помощь может понадобиться и жертве. Для этого вы всегда должны располагать информацией о соответствующих службах помощи жертвам преступлений, социальных и психологических центрах, детских клубах, наркологических центрах и т.д.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...