Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.Зарождение философской мысли в культуре Древней Индии восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв. – знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы. Структуру Вед можно представить следующим образом:
Наибольшее философское значение во всем корпусе Вед имеют Упанишады (буквальный перевод – «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий.Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости В Упанишадах и в дискуссиях «вокруг» них формируются основы понятийного аппарата древнеиндийской философии: такие категории, как Брахман, Атман, майя, сансара, мокша, карма, нирвана Первоосновой бытия (всего существующего) – является Брахман – универсальная, безличная душа, из которой возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман – самотождественен, един, лишен всяких свойств, из него развилось все существующее. В каждой человеческой душе имеется неизменная сущность, чистое сознание – Атман, тождественный брахману, т.е. Брахман в человеке проявляется как Атман. Осознать единство Брахмана и атмана, то есть, по сути, единство «я» и мира мешает вселенская иллюзия – майя. Из-за майи единства мира кажется множественностью, а разрыв «я» и мирового начала оборачивается несчастьем и страданием. Однако по мере того как человек совершенствуется духовно, он становится способным прорвать завесу майи и «осознать» тот факт, что Брахман и атман – одно и то же.. Сансара означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание. Мокша, освобождение человека от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством растворения атмана в Брахмане, познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой Карма указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений — это закон этической причинности, движущая сила сансары. Понятие «нирвана» фиксирует цель усилий личности по преодолению сансары, кармы, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.
В обсуждении этих понятий и связанных с ними представлений сложились основные школы древнеиндийской философии. В зависимости от того, признают ли они авторитет Вед как богооткровенного писания, или нет, они делятся на две категории: ортодоксальные (признающие) и неортодоксальные.
Религиозно-философское учениебуддизмавозникает в VI в. до н.э. Основатель – индийский принц Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (просветленный, пробужденный). Первая «публичная», «светская» фигура в философии, чья биография и образ жизни стали предметом широкого обсуждения, т.к. после многих лет отшельничества и аскезы достиг «пробуждения», т.е. пришел к пониманию правильного «Срединного» жизненного пути, отвергающего крайности (как чревоугодие, так и аскезу). Суть своего учения Будда выразил в 4 «благородных истинах»: 1. Существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием. Буквально все причиняет страдание: рождение – есть страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание. 2. Существует причина страдания, которой является жажда жизни, ведущая через радости и страсти к перерождению. 3. Существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды жизни. 4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям так и путь аскезы и самоистязания. Весь чувственный мир (мир страстей и привязанностей) – есть лишь порабощающая человека наваждение, поэтому надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые и новые перерождения. Освобождение обретается в нирване – внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними – и весь открывающийся человеку мир. Нирвана – освобождение от необходимости, а значит, свобода. Это освобождение от собственного я, от всякой предметности, всякого содержания. Путь внутреннего самопреобразования, который состоит из 8 ступеней (так называемый восьмиричный путь), ведущий к просветлению, а через него к нирване. 1) Правильные взгляды. Необходимо верить в 4 «благородные истины», чтобы не уклоняться от пути, предписанного Буддой. 2) Правильная решимость – готовность овладеть своими чувствами и желаниями, стремление сосредоточиться на том, чтобы вести жизнь в соответствии с 4 «благородными истинами». 3) Правильная речь - необходимость воздержания от грубости, клеветы, лжи. 4) Правильные действия. Не причинять вред всему живому (принцип ахимсы), воздерживаться от чувственных удовольствий; воздерживаться от умышленного поиска выгоды. 5) Правильный образ жизни. Мирный, честный, культивирование некорыстного отношения к жизни и привычки жить честным трудом, получать только заслуженное. 6) Правильное усилие – усилие, направленное на достижение 4 великих целей: избегать всего, что мешает спасению; победить то, что призывает к жизни; развить достигнутые успехи; сохранить накопленные заслуги. 7) Правильная направленность мысли. (постараться помнить все, что говорилось и не забывать, что жизнь преходяща). 8) Правильное сосредоточение - правильные методы сосредоточения и медитации, которые ведут к обретению нирваны
Сумев прижиться во многих странах и, в конечном итоге превратившись в мировую религию, буддизм разделился на многочисленные направления, заметно отличающиеся друг от друга. Первое направление– хинаяна.Это направление называют еще «малой колесницей». В основе Хинаяны лежит доктрина тхеравады (букв. Школа старой мудрости), претендующая на точное изложение изначального учения Будды. Его сторонники видят в Будде Великого Учителя, который только указал путь к спасению, но не повел к нему. Достижение нирваны – удел немногих избранных монахов. Хинаяну еще называют «южным буддизмом», т.к. она распространена в странах, расположенных к югу от Индии ( Таиланд, Шри-Ланка, Лаосе, Камбоджи).
Второе направление – махаяна (букв. Большая колесница).В рамках Махаяны развивается концепция, согласно которой просветления может достичь и мирянин, если он будет действовать под руководством бодхистаттвы. В махаяне существует 3 основных вероучительных момента: 1. учение о тождестве нирваны и сансары. Индивид, который крутится в колесе сансары одновременно пребывает и в нирване, но, ввиду «омраченности» его сознания иллюзией «Я» и материального мира, она (нирвана) остается для него недоступной. 2. учение о бодхисаттвах. Достижение нирваны, открытое каждому человеку, осуществляется не столько праведными личными усилиями, сколько благодаря активной помощи Бодхисаттв 3. учение о будущем приходе будды Майтрейи. Цикличная организация времени. Один цикл – кальпа длится около 4 млрд. лет. В цикле выделяются несколько периодов – «малых кальп», в каждом из которых появляется 5 Будд. Мы живет в эру четвертого Будды – Будды Шакьямуни. Через 5 тыс. лет после ухода Просветленного в нирвану появится последний, пятый Будда – Будда Майтрейя, чей приход совпадает с воцарением на Земле Справедливого правителя, что и будет означать полное и окончательное спасение людей. Махаяна – это «северный буддизм», так как он распространен в странах к северо-востоку от Индии – Корее, Китае. Японии, Непале, Бирме.
Третье направление в буддизме– ваджраянаили тантрическийбуддизм (тантра – «непрерывность», «поток (психики)»).Это направление зародилось в Индии в начале I тысячелетия н.э. В силу своей таинственности оно почти не изучено. В мире нет ничего постоянного, нет ничего материального, так как все творится исключительно божественной силой Адибудды. Эта Вселенная описывается по образу и подобию человека: движения звезд и планет связаны с дыханием человека, размеры и пропорции человеческого тела отражают структуру Универсума и т.д. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |