Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика и основные проблемы древнеиндийской философии.

Зарождение философской мысли в культуре Древней Индии восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды (букв. – знания) представляют собой сборники гимнов, молитв, заклинаний, посвященных божествам древнеиндийской мифологии, олицетворяющим силы природы.

Структуру Вед можно представить следующим образом:

Шрути («услышанное») – священные тексты, авторитет которых не подлежит сомнению. Богооткровенные писания без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления Вселенной Смрити («запомненное») – истолковывающие тексты: дхарма-шастры –законы, итихасы – истории («Махабхарата», «Рамаяна»), пураны – былины и сказания
Самхиты: четыре Веды: 1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя 2) Сама-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях 3) Яджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения 4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней Брахманы: сборник обрядовых инструкций Араньяки: сборник инструкций по медитации для отшельников Упанишады: сборник религиозно-философских обобщений. Познание человеком самого себя и окружающего мира
     

 

Наибольшее философское значение во всем корпусе Вед имеют Упанишады (буквальный перевод – «сидеть у ног учителя»), в которых образы мифических божеств уже играли роль рациональных философских понятий.Большинство древнеиндийских мыслителей черпали из Упанишад основные философские идеи, видели в них высший авторитет, откровение божественной мудрости

В Упанишадах и в дискуссиях «вокруг» них формируются основы понятийного аппарата древнеиндийской философии: такие категории, как Брахман, Атман, майя, сансара, мокша, карма, нирвана

Первоосновой бытия (всего существующего) – является Брахман – универсальная, безличная душа, из которой возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман – самотождественен, един, лишен всяких свойств, из него развилось все существующее.

В каждой человеческой душе имеется неизменная сущность, чистое сознание – Атман, тождественный брахману, т.е. Брахман в человеке проявляется как Атман. Осознать единство Брахмана и атмана, то есть, по сути, единство «я» и мира мешает вселенская иллюзия – майя. Из-за майи единства мира кажется множественностью, а разрыв «я» и мирового начала оборачивается несчастьем и страданием. Однако по мере того как человек совершенствуется духовно, он становится способным прорвать завесу майи и «осознать» тот факт, что Брахман и атман – одно и то же..

Сансара означает круговорот перерождений личности и души, который приносит душе страдание.

Мокша, освобождение человека от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. Это освобождение реализуется посредством растворения атмана в Брахмане, познания тождества своей индивидуальной души с мировой душой

Карма указывает на наличие причинно-следственной связи между нравственным поведением личности и характером ее перевоплощений — это закон этической причинности, движущая сила сансары.

Понятие «нирвана» фиксирует цель усилий личности по преодолению сансары, кармы, которая состоит в достижении состояния успокоения, переживания единства всего сущего.

 

В обсуждении этих понятий и связанных с ними представлений сложились основные школы древнеиндийской философии. В зависимости от того, признают ли они авторитет Вед как богооткровенного писания, или нет, они делятся на две категории: ортодоксальные (признающие) и неортодоксальные.

Ортдоксальные школы Неортодоксальные школы
Миманса (пурва-миманса, «первое исследование») имеет дело с объяснением ритуала. Понятие дхармы – обязательное исполнение набора ритуалов. Антиаскетизм и антимистика. Оказала воздействие на кастовую структуру древнеиндийского общества. Миманса – это словно бы «голос мифологического мышления». Ритуальные принципы мифологии, доказываемые рациональным путём. Веданта («завершение Вед») имеет два слоя: 1) более древний: двайта-веданта. Связана с именем мудреца Вьясы. Учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу — бхакти — автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. 2) адвайта-веданта. Находясь под влиянием идеализма позднебуддийской философии, Шанкара дает текстам новое толкование, которое расценивает прежнее учение о реальном превращении Брахмы лишь как низшую ступень истины, как видимость истины; в действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») - онтологическое учение Капилы на принципах дуализма: В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи. Невозможно найти дух, концентрируясь на материи. Первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение, Йога («напряжение, тренировка» – «практическая санкхья») есть практика созерцания, «перебарывания материи»; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Ньяя («правило, логика») — основанное Готамой-Акшападой философское учение реалистического толка. Мир существует объективно, и он познаваем. Для его познания разрабатывается своеобразная логика – учение о формах мышления. Вайшешика Канады, развивала учение о категориях и атомистику; она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. Джайнизм – учение основано Вардхаманой. Джайнизм признает существование души у всего, что существует в мире. Джива- отдельные души, которые от природы способны к совершенству. Аджива (пространство , материя) являются основными составными частями мира. Связкой между дживой и адживой является карма. Чарвака-локаята древнеиндийская софистика Буддизм. Про него отдельный разговор

Религиозно-философское учениебуддизмавозникает в VI в. до н.э. Основатель – индийский принц Гаутама, получивший впоследствии имя Будды (просветленный, пробужденный). Первая «публичная», «светская» фигура в философии, чья биография и образ жизни стали предметом широкого обсуждения, т.к. после многих лет отшельничества и аскезы достиг «пробуждения», т.е. пришел к пониманию правильного «Срединного» жизненного пути, отвергающего крайности (как чревоугодие, так и аскезу).

Суть своего учения Будда выразил в 4 «благородных истинах»:

1. Существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием. Буквально все причиняет страдание: рождение – есть страдание, старость – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание, соединение с неприятным – страдание, разлука с приятным – страдание.

2. Существует причина страдания, которой является жажда жизни, ведущая через радости и страсти к перерождению.

3. Существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды жизни.

4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям так и путь аскезы и самоистязания.

Весь чувственный мир (мир страстей и привязанностей) – есть лишь порабощающая человека наваждение, поэтому надо внутренне вырваться из него, освободиться из-под власти кармы, обрекающей на все новые и новые перерождения.

Освобождение обретается в нирване – внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними – и весь открывающийся человеку мир. Нирвана – освобождение от необходимости, а значит, свобода. Это освобождение от собственного я, от всякой предметности, всякого содержания.

Путь внутреннего самопреобразования, который состоит из 8 ступеней (так называемый восьмиричный путь), ведущий к просветлению, а через него к нирване.

1) Правильные взгляды. Необходимо верить в 4 «благородные истины», чтобы не уклоняться от пути, предписанного Буддой.

2) Правильная решимость – готовность овладеть своими чувствами и желаниями, стремление сосредоточиться на том, чтобы вести жизнь в соответствии с 4 «благородными истинами».

3) Правильная речь - необходимость воздержания от грубости, клеветы, лжи.

4) Правильные действия. Не причинять вред всему живому (принцип ахимсы), воздерживаться от чувственных удовольствий; воздерживаться от умышленного поиска выгоды.

5) Правильный образ жизни. Мирный, честный, культивирование некорыстного отношения к жизни и привычки жить честным трудом, получать только заслуженное.

6) Правильное усилие – усилие, направленное на достижение 4 великих целей: избегать всего, что мешает спасению; победить то, что призывает к жизни; развить достигнутые успехи; сохранить накопленные заслуги.

7) Правильная направленность мысли. (постараться помнить все, что говорилось и не забывать, что жизнь преходяща).

8) Правильное сосредоточение - правильные методы сосредоточения и медитации, которые ведут к обретению нирваны

 

Сумев прижиться во многих странах и, в конечном итоге превратившись в мировую религию, буддизм разделился на многочисленные направления, заметно отличающиеся друг от друга.

Первое направление– хинаяна.Это направление называют еще «малой колесницей». В основе Хинаяны лежит доктрина тхеравады (букв. Школа старой мудрости), претендующая на точное изложение изначального учения Будды. Его сторонники видят в Будде Великого Учителя, который только указал путь к спасению, но не повел к нему. Достижение нирваны – удел немногих избранных монахов.

Хинаяну еще называют «южным буддизмом», т.к. она распространена в странах, расположенных к югу от Индии ( Таиланд, Шри-Ланка, Лаосе, Камбоджи).

 

Второе направление – махаяна (букв. Большая колесница).В рамках Махаяны развивается концепция, согласно которой просветления может достичь и мирянин, если он будет действовать под руководством бодхистаттвы.

В махаяне существует 3 основных вероучительных момента:

1. учение о тождестве нирваны и сансары. Индивид, который крутится в колесе сансары одновременно пребывает и в нирване, но, ввиду «омраченности» его сознания иллюзией «Я» и материального мира, она (нирвана) остается для него недоступной.

2. учение о бодхисаттвах. Достижение нирваны, открытое каждому человеку, осуществляется не столько праведными личными усилиями, сколько благодаря активной помощи Бодхисаттв

3. учение о будущем приходе будды Майтрейи. Цикличная организация времени. Один цикл – кальпа длится около 4 млрд. лет. В цикле выделяются несколько периодов – «малых кальп», в каждом из которых появляется 5 Будд. Мы живет в эру четвертого Будды – Будды Шакьямуни. Через 5 тыс. лет после ухода Просветленного в нирвану появится последний, пятый Будда – Будда Майтрейя, чей приход совпадает с воцарением на Земле Справедливого правителя, что и будет означать полное и окончательное спасение людей.

Махаяна – это «северный буддизм», так как он распространен в странах к северо-востоку от Индии – Корее, Китае. Японии, Непале, Бирме.

 

Третье направление в буддизме– ваджраянаили тантрическийбуддизм (тантра – «непрерывность», «поток (психики)»).Это направление зародилось в Индии в начале I тысячелетия н.э. В силу своей таинственности оно почти не изучено. В мире нет ничего постоянного, нет ничего материального, так как все творится исключительно божественной силой Адибудды. Эта Вселенная описывается по образу и подобию человека: движения звезд и планет связаны с дыханием человека, размеры и пропорции человеческого тела отражают структуру Универсума и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...