Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и идеология в эпоху Просвещения.

Во второй половине XVII – XVIII вв. наступает новый период в развитии новоевропейской философии – эпоха Просвещения.

Термин «Просвещение» многозначен. В широком смысле слова Просвещение – этап в развитии культуры, расстающегося с феодальным образом жизни. «Главные герои» этого этапа – общественные деятели, ученые, литераторы, обозначаемые общим названием «просветители». Просветители Франции, Германии, Британии, а также и Беларуси (в составе Речи Посполитой) и России, опираясь на демократические идеалы, вели борьбу против религиозного фанатизма, всех форм дискриминации, за веротерпимость, свободу слова и формально-юридическое равенство. Наука и философия рассматривались просветителями как основа благоденствия общества. Они видели свою главную задачу в распространении знаний, в искоренении невежества, воспитании и образовании людей. В творчестве просветителей формируется идеал свободной и универсально развитой личности.

В узком смысле слова философия Просвещения связана с идейно-политическим течением общественной мысли конца XVII – первой половины XVIII в., которое занималось теоретическим и ценностно-мировоззренческим осмыслением революционных событий в Европе. Философия Просвещения создало предпосылки для Великой французской революции 1789 года, свергнувшей короля Людовика XVI. В таких условиях философия превращается в орудие социальной критики, направленной на радикальное изменение сознания людей.

В философии эпохи Просвещения преобладает социально-политическая и морально-педагогическая проблематика. В ней впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущая сила которого – развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

Проблемное содержание философии Просвещения связано с трудами мыслителей еще предыдущей эпохи, XVI века – прежде всего, Томаса Гоббса, Гуго Гроция, Бенедикта Спинозы, Джона Локка. Важнейшим достижением их социально-философских учений явилась теория «естественного права» и теория «общественного договора».

Теория естественного права декларировала, что все люди от природы равны и имеют равные права на жизнь, свободу, счастье, собственность. Основанием для такого утверждения была рацио­нально-механистическая интерпретация природы, рассматриваемой как царство порядка, закона и «естественной справедливости», при этом человек как элемент природы изначально обладает интенцией к самосохранению, разумом, способностью к целесооб­разному действию (труду) и правом на результаты труда.

Теория общественного договора развивала идеи Т. Гоббса и, в особенности, Дж. Локка, в соответствии с которыми государство - это результат добровольного соглашения людей, заключенного для защиты их естественных, данных от рождения прав. Французское Просвещение начинает рассматривать общественный договор уже не как единовременный акт образования государства, но как принцип функ­ционирования общества в целом, основой которого выступают договорные отношения индивидов, заключаемые в соответствии с законом и правом. Согласно Руссо, сувереном законодательной власти выступает весь народ, общая воля которого должна быть воплощена в политике государства. В случае их несовпадения первый (несправедливый) договор должен быть расторгнут и заключен новый, основанный на последовательном утверждении неот­чуждаемых естественных прав человека.

Еще один важный момент философии Просвещения связан с понятием гражданского состояния. Для французского Просвещения государство выступает как институт, подчиненный интересам общества и производный от них. Государство с помощью закона призвано лишь гарантировать соблюдение частных договорных соглашений, складывающихся независимо от него и направленных на удовлет­ворение отдельных человеческих интересов. В конце XVIII в. идея гражданского состояния трансформируется в понятие «гражданское общество», которое как сфера осуществления частных интересов рассматривается просветителями в качестве более высокого по сравнению с государством социального состояния.

 

Кульминацией просветительского движения по праву считается французская философия. Плеяда выдающихся мыслителей, в которую входят Вольтер, Шарль Монтескьё, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Жюльен Офре де Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Анри Гольбах, подготовили общественное сознание Франции к необходимости революционных преобразовний под лозунгом «Свобода. Равенство. Братство».

Особенностью французского Просвещения было бурное развитие материалистических учений, среди которых философские концепции Ж.О. де Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеция и П.А. Гольбаха. Исходным пунктом французского материализма явилось представление о материи как единственной, самодостаточной, качественно разнородной субстанции, обладающей внутренней способностью к самодвижению и развитию. Была выдвинута критика креационизма (идеи сотворения мира Богом) и телеологической трактовки устройства Вселенной (представления о том, что у мира есть цель). Французские материалисты вплотную подошли к идее биологической эволюции, единства происхождения животного и растительного мира Земли.

В Германии философия Просвещения была представлена такими мыслителями, как Готхольд Лессинг, Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Иоганн Готфрид Гердер. Их основная идея связана с объяснением естественного характера общественного развития (подобно развитию природы, а не по Божьему промыслу), становлением светской философии истории.Гердер впервые стал рассматривать эту область философского знания как специальную дисциплину. Развитие общества понималось как прогрессивное движение к свободным и разумным принципам социального бытия. Достижение гуманности и счастья оценивалось как конечная цель всемирной истории.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...