Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции.

Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. По сути, она считается вершиной всей философской мысли Европы от древнейших времен до XVIII века, а многие считают, что она остается непревзойденной и до сих пор. Поэтому ее называют немецкой классической философией (сокращенно НКФ).

Эпоха НКФ охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 1780-ми годами, с одной стороны, и 1835 годом, годом смерти Гегеля – с другой. Тем не менее, по целому ряду моментов она представляет собой вершину философского развития, которая в то время могла быть достигнута.

Черты НКФ:

1. В учениях немецких мыслителей на основе синтеза положений рационализма и сенсуализма была раскрыта диалектическая (сложная, многосоставная, неоднозначная) природа познавательного процесса. Если для рационализма XVII века, как и для просвещенчества XVIII столетия, было характерно принижать роль чувственного познания, отдавать приоритет только разуму, то НКФ стремится представить и мир вообще, и внутреннюю жизнь человека как сочетание всех возможных сторон. Объединить ratio и религиозное чувство, прагматический интерес и идеалистические склонности, чувственный и теоретический способ освоения мира

2. В учениях НКФ, которые учитывали новейшие достижения естественных наук (математика Лейбница, биология Ламарка и др.), а также социальных наук (экономическая теория Адама Смита, теории исторического прогресса И. Гердера, Дж. Вико и др.) на первый план вышла идея развития. Вся действительность рассматривается сквозь призму развития, как постоянно развивающаяся и преодолевающая самое себя.

3. В рамках классической немецкой философии сделана исторически последняя попытка воспринять философии как науку. Это с учетом того, что на протяжении XVII–XVIII вв. многие дисциплины, которые раньше входили в круг философии или считались родственными ей, заявили о своей «независимости», и философия постепенно стала восприниматься как своего рода «до-наука». Мыслители НКФ считали это неприемлемым: философия должна быть строгой наукой. Для этого надо перестроить саму философию. Кант считал, что предыдущая философия была лишь «рассуждательством» на философские темы, но отнюдь не философией в строгом смысле слова. Фихте солидаризировался с Кантом и определил философию как «наукоучение», или науку о науке. Гегель в «Феноменологии науки» рассуждал о приближении философии к форме науки, к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и могла бы быть действительным знанием.

Основными представителями классической немецкой философии являются: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872).

Основоположником классической немецкой философии возродившем идеи диалектики, был Иммануил Кант. Не только в сфере философии, но и в естественных науках Канта зарекомендовал себя как глубокий, проницательный мыслитель.Разработанная им концепция происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор считается одной из фундаментальных идей в астрономии.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблема бытия, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ; его интересовало не почему, а как?

Основные вопросы философии, по Канту: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? И все это объединяется, обобщается в вопросе «Что есть человек?»

В философии Канта акцент смещается с объективного мира (объект)на познающего этот мир (субъект). Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом субъекте и составляют основу знания, поэтому философия Канта еще называется трансцендентальной философией.

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не таким как он есть на самом деле, а таким как он нам является в сознании. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. Именно силами нашего разума мы приводим хаос мира в единство и порядок. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений. То есть, это наш разум предписывает законы природе.

Миру явлений соответствует не зависящая от человеческого сознания сущность вещей –«вещи в себе». Явление обозначается термином «феномен», а его антипод – вещь в себе – термином «ноумен». Абсолютное познание ноумена невозможно – только постижение умом. А соответственно, основные положения всякого знания являются доопытными (априорными) формами. Предмет познания конструируется человеческим сознанием из чувственного материала при помощи априорных форм рассудка.

Априорные формы чувственности: пространство и время.

Априорные формы рассудка: 12 категорий, поделенных на 4 группы: категории количества, качества, модальности, отношения.

Априорные формы разума: так называемые «чистые идеи», они не соответствуют никакому предмету и выходят за пределы опыта в стремлении завершить всякое рассудочное познание высшим единством.

Кант различал рассудок и разум. Он считал, что разумное познание выше рассудочного познания и по природе своей диалектично. В этом отношении особый интерес представляет учение Канта об антиномиях (неразрешимых противоречиях) разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в неизбежные противоречия. Учение Канта об антиномиях разума направлено против «классической» философской метафизики, для которой свойственно было давать слишком «простые», однозначные ответы на вопросы, которые, согласно Канту, однозначных ответов иметь не могут.

Но как же вопрос «что есть человек?» В работе Канта «Критика чистого разума» человек рассматривается в трех разных измерениях: во-первых, как «эмпирическое Я», порождаемое чувственным опытом субъекта о самом себе; во-вторых, как «трансцендентальное Я», которое является условием возможности любого познания; и, в-третьих, как «метафизическое Я», то есть душа, понятая в качестве духовной субстанции.

В «Критике практического разума» (второй важнейшей работе Канта) появляются метафизические постулаты о человеке: свобода, бессмертие души и существование Бога. Эти три постулата выражают требования нравственного сознания. Нравственность человека, по Канту, основывается на категорическом императиве (императив = побуждение к нравственному деянию). Кант возвещает категорический императив следующей формулой: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать основой всеобщего законодательства». Другая формулировка: «Действуй таким образом, чтобы одинаково относиться к человечеству как в своём лице, так и в лице других: всегда как к цели, и никогда просто как к средству». Человек есть сам по себе цель, и вместе с ним — всё человечество. Хотя последняя реальность человека принадлежит ноуменальному (умопостигаемому) миру, Кант постулирует высочайшее уважение к человеческой личности, исключая любые манипуляции ею.

 

Философская система Георга Гегеля начиналась с утверждения, что точка зрения на мир как совокупность отдельных изолированных вещей иррациональна. И только после того, как факты или вещи будут связаны в единое целое, мы можем говорить о рациональности.

С одной стороны, объективного мира не существует вне наших попыток объяснить его с помощью знания. Это объединяет Гегеля с Кантом (и противопоставляет философам-просветителям).

С другой стороны, истина для Гегеля настолько абсолютна, что как бы составляет единое с бытием. По словам Гегеля: «Действительность есть разумное, а разумное есть действительное». Это значит, что вся действительность состоит из последовательности концепций (рациональности), а последовательность концепций есть действительность (реальность).

Основная задача философии Гегеля – построить систему знания, описывающую мир целиком в том виде, в котором он раскрывается перед нашим разумом. Она известна нам под названием системы объективного идеализма и состоит из 3-х основных частей:

1) «наука логики» – учение об абсолютной идее

2) «философия природы» - учение о природе

3) «феноменология духа» - учение об обществе.

Эти части раскрывают как бы три аспекта «жизни» мира. Субъектом мирового процесса является Абсолютный дух (Абсолютная идея). Весь мировой процесс, условно, состоит из трех стадий: 1) идея мыслит саму себя, существует «в себе» (эта стадия описывается «наукой логики»); 2) идея проецирует саму себя во вне, как бы самоотвергает себя в объективном мире, порождая природу (это описывается «философией природы»); 3) идея из своего инобытия возвращается в себя, постигает саму себя извне через человека и общество (это описывает «феноменология духа»). Именно человек определяется как самосознание, как существо, в котором Идея, или Абсолют, осознаёт, раскрывает себя

Как раскрывает себя идея? В «Энциклопедии философских наук» Гегель выделяет три фазы в манифестации Идеи. Во-первых,субъективный Дух, познающий посредством трёх ступеней — души, сознания и разума; Дух, ищущий свободы. Во-вторых,объективный Дух, последовательно являющий себя в семье, обществе и государстве. Государство представляет собой высшую ступень, которой подчинены остальные две, ибо государство есть высшее проявление разумности. Наконец, в-третьих,Абсолютный Дух, который обнаруживает себя в искусстве, религии и философии.

Существенная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривались им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно:

Переход количества в качество,

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...