Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Участие в международных сопоставительных исследованияхРоссия участвовала в международных исследованиях TALIS, TEDS-M, SABER и NorBA. В первом исследовании TALIS в 2008 году Россия принимала участие лишь частично, а в 2014 г. стала его полноправным участником. Исследование в РФ охватило 4 тыс. 76 учителей и 198 директоров в 200 школах из 14 регионов страны. В 2008 году всего в исследовании принимали участие 37 стран (в 2008 году – 24). В России исследование было проведено Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» совместно с Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA) в рамках проекта ОЭСР при поддержке Министерства образования и науки РФ. Исследование проводится для сбора и сопоставления информации об учителях и директорах школ разных стран в таких ключевых областях, как: - подготовка и профессиональное развитие учителей и директоров школ; - оценка качества их работы; - особенности руководства школой; - убеждения и установки учителей и методы преподавания; - удовлетворенность работой, уверенность в своих профессиональных способностях; - контекст, в котором работают учителя и директора. Данные исследования свидетельствовали о позитивных изменениях, происходящих под влиянием реализуемой образовательной политики. В то же время они позволили выделить ряд проблем, общих для учительского и директорского корпусов, требующих решения. Полученные данные позволили провести межстрановые сопоставления характеристик педагогических кадров и углубленный анализ состояния отечественного учительского корпуса. Исследование TEDS-M в России в 2008 году осуществлялось специалистами Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования совместно с преподавателями Московского городского педагогического университета при активном участии Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Анализ результатов осуществлялся при поддержке Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики». Для проведения исследования в России были сформированы две представительные выборки студентов последних курсов вузов, реализующих программы педагогического образования: первая — из выпускников вузов, присваивающих квалификацию учителя начальной школы, вторая — из выпускников вузов, присваивающих квалификацию учителя математики средней школы. По специальной международной методике были отобраны 2266 студентов 5го курса факультетов начального образования из 49 государственных университетов, педагогических университетов и институтов и 2141 студент 5го курса математических факультетов из 48 государственных университетов, педагогических университетов и институтов. В исследовании также приняли участие 1212 преподавателей математики, методики преподавания математики и педагогики из 56 вузов, которые обучали отобранных студентов. В отдельных вузах были представлены обе выборки студентов. Качество педагогического образования оценивалось непосредственно в ходе измерения уровня и качества подготовки будущих учителей в конце обучения в вузе, а также в ходе анализа организации и функционирования системы обеспечения качества педагогического образования. Результаты исследования подтвердили правильность выбора приоритетов в российском педагогическом образовании, а именно акцент на академичности и фундаментальности профессиональной подготовки. В ходе исследования проявились недостатки в подготовке, общие для будущих учителей начальной и средней школы, завершающих педагогическое образование. В профиле их подготовки доминирует академическая составляющая по математике и более слабо представлена методика преподавания математики. Исследование TEDS-M выявило ряд проблем математического образования в России, например, низкие результаты при выполнении заданий по отдельным важным для современного человека разделам, таким как статистика и работа с данными, или контекстных заданий, связанных с ситуациями реальной жизни. Такие результаты имеют место и в тестировании студентов, получающих квалификацию учителя начальной школы и учителя математики, и в тестировании школьников в ходе мониторинговых исследований разного уровня и государственной итоговой аттестации. Определение направлений совершенствования требует детального анализа состояния дел с подготовкой будущих учителей с учетом существующих стандартов педагогического образования. Участие России в международном исследовании, предпринятом с целью поиска наиболее эффективных путей подготовки учителей начальной и средней школы, является важным для принятия решений в области педагогического образования. Кроме участия в международных проектах Российская Федерация проводит подобные исследования на национальном уровне. В качестве примеров можно привести проекты «Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы» и «Портрет учителя истории в современной России». Первый из этих проектов состоялся в 2013 году и был связан с переходом начальной школы на Федеральные государственные образовательные стандарты. Участниками этого проекта были: - Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО; - Институт математики и информатики Московского городского педагогического университета; - Московский Центр качества образования; - Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ»; - Представители органов образования, специалисты и учителя 10 регионов (Республика Марий Эл, Краснодарский край, Хабаровский край, Тамбовская область, Калининградская область, Калужская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Самарская область и г. Москва). В рамках проекта оценивалась сформированность профессиональных знаний учителя начальной школы в области математического образования: 1. Знание предметного содержания: глубокое понимание курса математики, изучаемого в школе; 2. Знание методики преподавания математики: знание способов наилучшего представления учащимся конкретного учебного материала. В этой группе выделяются: а) знание о представлении и объяснения отдельных вопросов математики (знание частных методик); б) знание о математических задачах, как средстве обучения (например, возможность решения задачи несколькими способами); в) знание о познавательной деятельности учащихся (например, знание типичных ошибок учащихся и трудностей освоения отдельных вопросов математики). 3. Знание основ педагогики: общие знания о планировании, оптимизации учебного процесса (знание об особенностях обучения отдельных групп учащихся, методах обучения, стратегиях управления учебным процессом). Результаты исследования показали, что: 1. Более половины учителей, участвовавших в тестировании, достигли или превысили базовый уровень профессиональной компетентности по математике и методике преподавания математики: 2. 44% продемонстрировали базовый уровень профессиональной компетентности в преподавании математики в начальной школе. 3. 10% продемонстрировали повышенный уровень профессиональной компетентности в преподавании математики в начальной школе. 4. 46% по результатам выполнения предложенной диагностической работы продемонстрировали уровень профессиональной компетенции ниже базового. 5. Проблемы подготовки по математике: недостаточная подготовка в применении математики для решения практических задач, т.е. в создании математических моделей реальных ситуаций, и в создании различных алгебраических и геометрических интерпретаций теоретических фактов или понятий. 6. Проблемы подготовки по методике преподавания математики: «рецептурность» обучения», связанная, как с подготовкой учителя, так и с идеологией преподавания. По результатам проекта было подготовлено методическое пособие «Математика. Оценка профессиональной компетентности учителей начальной школы». |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |