Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Апробация инструментария для исследования компетенций учителейВ октябре-ноябре 2015 года Рособрнадзором проведено предварительное исследование, направленное на апробацию инструментария оценки компетенций учителей. Для проведения исследования: разработан инструментарий по русскому языку и по математике, включающий диагностическую работу, анкету учителя и анкету ученика; проведено общественно-профессиональное обсуждение подходов к проведению оценки компетенций учителей: - на Всероссийском семинаре по оценке качества образования (Новосибирск, 13 октября); - на Всероссийском съезде учителей математики (Новосибирск 18-19 ноября) - на Всероссийской конференции «Национальные исследования качества образования: итоги и перспективы» (Москва, 23-24 ноября); проведено исследование компетенций учителей русского языка и математики, в котором приняли участие около 2000 учителей из 27 субъектов Российской Федерации (1000 учителей русского языка и 1000 учителей математики). По результатам предварительного исследования сделаны следующие выводы: 1. Положенные в основу исследования принципы разработки инструментария для исследования профессиональных компетенций учителей одобряются профессиональным сообществом, что подтверждается результатами общественно-профессионального обсуждения. 2. Учителя по каждому из предметов в целом справились с работой. Лучше выполнялись задания, типичные для ЕГЭ по предмету, что говорит об определенной направленности в практической работе учителей на отработку именно заданий ЕГЭ. 3. Наибольшей дифференцирующей способностью обладают задания с развернутым ответом (то есть наиболее эффективны для диагностики). Это дает и более эффективный выход на использование такой диагностики в системе повышения квалификации, поскольку позволяет привлечь к проверке методистов или тьюторов (учителей, имеющих признанно высокую квалификацию), а по результатам начать отработку выявленных при проверке развернутых ответов проблем. 4. Исследованием установлена значимая связь между результатами выполнения учителями диагностической работы и их опытом работы экспертом ЕГЭ: эксперты ЕГЭ выполняли работу существенно более успешно, чем учителя, не работавшие экспертами ЕГЭ. 5. Полученные результаты показывают наличие устойчивой связи между результатами выполнения заданий конкретным учителем и уровнем результатов его выпускников на ЕГЭ по соответствующему предмету. Однако эта связь проявляется только при большой разнице в баллах выпускников. Таким образом, выполнение заданий является более точной измерительной процедурой оценки компетенций учителей, чем анализ баллов ЕГЭ их выпускников. 6. Можно сделать вывод о целесообразности использования комплексного подхода к оценке компетенций учителей, ориентированного на: - выполнение диагностических работ; - анализ результатов выпускников, если эти результаты стабильно высокие; - оценку практической деятельности учителя; - учет опыта работы экспертом ЕГЭ. 4 Подходы к отбору параметров, характеризующих уровень компетенций учителей русского языка, математики и литературы, работающих в системе основного и среднего общего образования 4.1 Оценка компетенций как часть 4.1.1 Принципы построения Настоящее исследование проводится с учетом международного и отечественного опыта оценки и развития профессиональных компетенций учителей, а также исходя из следующих принципов построения общероссийской системы профессионального роста учителя. 1. Система профессионального роста учителя должна быть организована в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Профессионального стандарта педагога. 2. Система профессионального роста учителя должна учитывать многообразие форм и видов деятельности в системе образования, в том числе:
3. Система профессионального роста учителя должна быть комплексной и включать различные взаимосвязанные стандартизированные процедуры и механизмы, в том числе:
4. Оценка компетенций учителя (далее – оценка) как составная часть системы профессионального роста должна основываться на многообразии форм и быть вариативной, выбор форм и направлений оценки должен осуществляться при участии самого учителя. При этом вариативность должна основываться на операционализированных требованиях к компетенции учителя, обеспечивающих сопоставимость разных форм оценки. 5. Многообразие форм оценки должно включать государственные и общественно-профессиональные (в т.ч. с привлечением обучающихся и их родителей, управляющего совета образовательной организации) формы оценки, самооценку. Процедуры оценки должны быть реализованы как на федеральном, так и на региональном уровнях. 6. Оценка должна быть преимущественно направлена на повышение уровня профессионализма учителя путем выявления и устранения проблем, связанных с непосредственным выполнением педагогом своих профессиональных обязанностей. 7. Системообразующую роль в организации оценки должно играть профессиональное сообщество, поскольку именно экспертное участие учителей высшей квалификации, специалистов в области методики преподавания учебных предметов может, с одной стороны, обеспечить достоверную оценку профессиональных компетенций других учителей, а с другой – помочь выявить и устранить имеющиеся профессиональные проблемы. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |