Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы оценки компетенций учителя

Настоящее исследование проводится с учетом требования вариативности форм оценки профессиональных компетенций учителя. Рамки данного исследования ограничены оценкой ключевых, наиболее значимых профессиональных компетенций учителя.

Оценка ключевых компетенций учителя посредством выполнения диагностической работы с использованием стандартизированного инструментария, разработанного на федеральном уровне. Такая оценка проводится с целью выявления уровня компетенций учителя по наиболее значимым аспектам профессиональной деятельности (с учетом ограничений, обусловленных стандартизацией инструментария) и может быть одной из нескольких (на выбор учителя) обязательных форм оценки компетенций.

Расширенная диагностика компетенций учителя посредством выполнения диагностической работы с использованием стандартизированного инструментария, осуществляемая в период планирования направлений повышения квалификации (с учетом ограничений, обусловленных стандартизацией инструментария). Для проведения расширенной диагностики необходимо составить кодификаторы требований к уровню подготовки учителя, на основе которых будет разрабатываться соответствующий инструментарий. Расширенная диагностика может проводиться в несколько этапов по разным направлениям, в том числе, не вошедшим в оценку ключевых компетенций.

Оценка практической профессиональной деятельности учителя может проводиться в форме обсуждения открытых уроков, выступления в различных общественно-профессиональных аудиториях, участия в профессиональных конкурсах и других.

Оценка результатов деятельностиучителя, проводимая, например:

- в форме анализа результатов ЕГЭ выпускников (такая форма может применяться только по обязательным предметам или в специализированных классах, в которых ЕГЭ по профильному предмету сдает подавляющее число выпускников класса);

- в форме анализа результатов других стандартизированных оценочных процедур с участием обучающихся;

- в форме опросов бывших учеников по истечении определенного срока после окончания обучения в школе.

Необходимо отметить, что оценка учителя по баллам, полученным его учениками при выполнении диагностических, контрольных, экзаменационных и других типов работ имеет множество ограничений, в первую очередь, связанных со сложностью оценки «стартовых условий», то есть исходного уровня подготовки учеников, с которыми начал работать учитель. Поэтому при выборе данной формы целесообразно делать акцент на длительные процедуры мониторинга.

Оценка экспертной работы учителя, например, в качестве эксперта ЕГЭ или ОГЭ.

Оценка методической работы учителя, например, в качестве руководителя методического объединения учителей школы, муниципалитета и т.д.

Итоговая оценка по результатам повышения квалификациии другие формы.

4.2 Принципы отбора параметров,
характеризующих уровень компетенций учителя

В рамках настоящего исследования планируется провести процедуры оценки ключевых компетенций учителей. С учетом изложенных выше принципов построения системы профессионального роста учителя, а также представления об оценке ключевых компетенций как об элементе системы форм оценки предполагается осуществлять отбор параметров, характеризующих уровень ключевых компетенций учителя, на основе следующих принципов.

Приоритет предметной подготовки. Данный принцип определяет уровень предметной подготовки учителя как один из наиболее важных параметров с точки зрения способности учителя содержательно обеспечивать эффективный учебный процесс по образовательным программам заявленного уровня.

Ориентация на результаты обучения. Следование данному принципу обусловлено структурой ФГОС и ПООП, ключевой составляющей которых является описание различных групп требований к результатам обучения и планируемых результатов обучения. Реализация данного принципа влечет необходимость отбора таких параметров ключевых компетенций учителя, которые бы позволяли оценить умения учителя:

- планировать рабочую программу с учетом необходимости достижения планируемых результатов;

- учесть индивидуальные особенности обучающегося, его интересы и склонности при формировании индивидуальной образовательной траектории;

- обеспечить реализацию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

- объективно оценить достижение обучающимся планируемых результатов и при необходимости осуществить коррекцию методики и организационных аспектов обучения;

- выполнять оценку ответов и решений обучающегося в соответствии со стандартизированными критериями оценивания.

5 Объекты контроля, модели оценки объектов контроля,
общие подходы к оцениванию при проведении исследования

В соответствии с изложенными выше принципами выбор объектов контроля осуществляется с учетом положений Профессионального стандарта педагога[2], ФГОС общего образования, Закона об образовании в Российской Федерации, а также с учетом того, что в рамках данного исследования реализуется оценка ключевых компетенций.

Блок 1. Предметная подготовка

Объекты контроля[3]:

- знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, истории преподаваемого предмета и его места в мировой культуре и науке.

Модели оценки объектов контроля:

- оценка выполнения стандартных для соответствующей предметной области заданий, включая задания с кратким и развернутым ответом.

Общие подходы к оцениванию:

- в заданиях с кратким ответом оценивается правильность и полнота ответа;

- в заданиях с развернутым ответом (решением) оценивается правильность и полнота ответа, соответствие приведенного решения уровню подготовки и познавательным возможностям обучающихся.

Блок 2. Методика преподавания

Объекты контроля:

- знание основ методики преподавания, основных принципов системно-деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;

- владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.);

- использование специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Модели оценки объектов контроля:

- оценка выполнения задания на поиск методов и способов решения проблем в заданной педагогической ситуации.

Общие подходы к оцениванию:

- оценивается адекватность предложенных методов и способов решения проблемы;

- оценивается наличие обоснования, полнота и точность аргументации.

Блок 3. Оценивание

Объекты контроля:

- знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения;

- умение объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Модели оценки объектов контроля:

- оценка результатов оценивания развернутых ответов обучающихся по стандартизированным критериям, включая анализ ошибок.

Общие подходы к оцениванию:

- оценивается точность следования стандартизированным критериям оценивания;

- оценивается точность идентификации и интерпретации ошибок в ответе обучающегося.

6 Сведения об участниках исследования и об образовательных организациях, в которых они работают, которые должны собираться и использоваться для анализа результатов

В рамках исследования, наряду с выполнением учителями-участниками исследования диагностической работы, направленной на выявления уровня ключевых компетенций, планируется собрать данные об участниках исследования, необходимые для более полного анализа результатов и выявления закономерностей. Будут собраны следующие сведения об участниках:

Сведения об участниках

- Преподаваемый предмет (предметы)

- Стаж работы

- Классы

- Школа (полное название)

- Недельная нагрузка

- Используемые образовательные программы

- Используемые учебники и учебные пособия, методические и дидактические материалы

- Источники заданий для проведения тематического и рубежного контроля

- Вопросы формирования оценок и отметок

- Оценка времени выполнения домашнего задания учениками

- Практикуемые методы мониторинга образовательных целей обучающихся

- Участие во внеурочной деятельности

- Использование информационно-коммуникационных технологий

- Использование социальных сетей

- Квалификационная категория

- Опыт работы экспертом ЕГЭ

- Опыт преподавания вне школы

- Опыт методической работы

- Пол

- Возраст

- Образование

6.2 Сведения об образовательной организации,
в которой работает участник исследования

- Название образовательной организации

- Название региона и его код;

- Район (муниципалитет);

- Код ОО в базе ЕГЭ при наличии;

- Размер населенного пункта – обобщенно – до 1 000, до 10 000, до 100 000, до 1 000 000, свыше миллиона человек

- Тип образовательной организации

- Численность обучающихся по параллелям от 1 до 11 на момент проведения исследования

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...