Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одежда египтян эпохи Нового Царства

В эпоху нового царства начинается расцвет Египта: в это время он участвует в политической жизни Азии и вскоре достигает небывалого могущества благодаря воинственным фараонам восемнадцатой династии.

Казна богатеет благодаря притоку дани; ко двору то и дело являются послы с дорогими дарами; в города стекаются со всех сторон иноземные купцы для сбыта своих товаров. Сам фараон берет себе в супруги иноземку.

Все эти обстоятельства невольно отражаются на жизни целого народа и неизбежно вызывают стремление к роскоши. И вот при избалованном Рамзесе II эта роскошь достигает своего апогея и порой не уступает роскоши императорского Рима.

Одежды знати становятся несравненно богаче и превращаются в пышные, широкие одеяния из полупрозрачной полосатой материи. Полупрозрачные и прозрачные ткани характерны для Египта, и их носили все. Мы постоянно встречаем на памятниках женщин, одетых в юбки, сквозь которые видно тело.

Старый бумажный передник, который к этому времени успел сделаться много длиннее и стал перехватываться поясом, носят теперь только рабочие, матросы и землепашцы. (Передник этот до сих пор существует у феллахов, которые надевают его, когда работают в поле.)

Знатный египтянин надевает поверх такого передника длинное одеяние с широкими полукороткими рукавами, которое в верхней части туловища плотно прилегает к телу, а внизу расходится складками.

Судя по изображениям, сохранившимся на памятниках, одежда эта делалась из белой материи с красными полосами: материя, очевидно, изготовлялась из хлопчатой бумаги и была до такой степени тонка, что сквозь нее просвечивало и коричневое тело, и белый передник, и пояс, обильно украшенный драгоценными каменьями и эмалью и перехваченный лентами.

Такое же одеяние из прозрачной полосатой материи надевают поверх своего старинного платья и женщины. Иногда это верхнее платье кроится так, что грудь, а иногда даже весь бюст, остается открытой. Вообще, по мере того как традиция отживает свой век, в область костюма вносятся кое-какие индивидуальные особенности.

Кольцеобразный воротник тоже становится наряднее: его украшают отлитыми или вычеканенными из золота фигурами или же делают его из материи и вышивают золотом и блестками. До сих пор египтяне ходили босые, теперь же начинают носить сандалии, носок которых заворачивается кверху, подобно коньку, эти сандалии прикрепляются к ноге пестрым ремнем, доходящим до колена.

К прическам теперь тоже относятся с еще большею тщательностью. В большинстве случаев волосы разделяются на тонкие пряди; каждая прядь заплетается в косу, и косы эти располагаются сзади в строгом порядке. Но наряду с такой прической существуют и другие, о чем свидетельствуют, между прочим, женские бюсты, вырезанные на ручках деревянных ложечек, употреблявшихся при курении фимиама.

Лица царственного происхождения имеют право, в виде особой привилегии, спускать одну из кос около виска.

И в мужском и в женском костюме в эпоху Нового Царства появляется широкое полупрозрачное одеянье, белое с красными полосами, напоминающее рубаху. Сверху она прилегала к телу, книзу расширялась, расходясь складками. Эту рубаху носили сверху всей одежды. Полотно, из которого ее шили, было так тонко, что сквозь него просвечивало всё нижнее одеянье, драгоценности, богато украшенный пояс и смуглое тело.

Одежду теперь принято украшать золотыми пластинами, бусами или, если он сделан из ткани, вышивать золотыми узорами. Вообще украшений в эпоху Нового Царства носят много, это бусы и ожерелья, к которым на золотых нитях подвешивают кулоны с изображениями богов или портретные, тщательно выписанные миниатюры. Браслеты на руках и ногах теперь носят и мужчины и женщины, носят также серьги; в волосы вплетают золотые украшения, унизывают пальцы перстнями и кольцами. В поясе одежду перехватывают дорогими поясами, состоящими из золотых пластин.

В период Нового царства Египет стал принимать активное участие в политической жизни Азии, и при дворе фараонов стало появляться огромное количество послов с дарами и купцов со всевозможными товарами. Одежды знати становятся несравненно богаче и превращаются в пышные и широкие одеяния. Обязательными становятся прозрачные и полупрозрачные ткани, огромное количество украшений.

 

В эпоху Нового царства у мужчин вместо плотно прилегающего жилета появляется широкая мешкообразная рубаха без рукавов, с отверстиями вверху и по бокам для головы и рук. У знатного египтянина такая рубаха могла быть с полукороткими рукавами, плотно прилегающей к телу в верхней части туловища, а внизу расходящаяся складками.

В эпоху Нового царства у женщин большое распространение получает накидка новой модификации, один конец которой проходил под левым плечом, другой пропускался под мышкой справа. В дальнейшем накидка прикладывалась к телу таким образом, что ее левая и правая части имели впереди различную длину, после чего более длинная правая часть забрасывалась на левое плечо, но не верхним, а нижним концом, который проходил по спине, пропускался под правой рукой вперед и здесь связывался с верхним концом более узкой левой части накидки.

Таким образом, над грудью образовывалась прочная обвязка; свободный кусок ткани на левом плече можно было укладывать как угодно, благодаря чему возникали разнообразные формы одежды, различающиеся только способом ее укладки.

Все мужчины, за исключением рабов, брили голову и лицо. Вместо сбритой бороды, отвергаемой египетским вкусом, в качестве знака высокого положения к ушам привязывалась искусственная борода. Право носить самую длинную бороду принадлежало фараону. Форма искусственной бороды служила знаком отличия жрецов и знатных сановников. Фараоны носили широкую бородку особой формы или бородку в виде сплетенной косы. Жрецы и знатные люди носили бородку кубиком.

Женщины нижних слоев носили волосы распущенными, зачесывали их назад, уши оставляли открытыми, на лбу завязывали ленточку или ремешок.

Женщины высшего сословия носили сложную прическу. Все волосы заплетали в бесчисленное количество косичек. Косички туго натягивались и приклеивались к голове, а сзади были свободно распущены. Лоб был закрыт. Иногда знатные женщины надевали парики.

Подростки часто поверх шапочки носили накладные косы как символ юности. Принцы носили косы с одной стороны (чаще всего с левой) головы. Косы перехватывались обручем. Эта прическа была знаком отличия именно принцев.

 

Костюм в законченной форме отражал эстетические представления египтян: обилие плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма, не создавали видимости динамики формы, так как их скрепляли в нескольких местах. Человек в них казался спеленутым. Сложные прически у женщин, искусственные парики у мужчин, ведущие к стилизации головы, обилие украшений и косметики, игравших большую роль в построении костюма Древнего Египта, создавали целостное впечатление и особую выразительность.

 

 

2 Ткани, цвет, орнамент египетского костюма

Египет считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. На 1 см2 такой ткани проложено 84 основных и 60 уточных нитей; 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. Ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.
Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.
Наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный не имел траурной символики.
Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных— змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.
Кроме льна, применялись кожа и мех, в основном для изготовления одежды обрядового назначения.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...