Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

 

Исполнитель:

студентка 3 курса 322 группы

факультета Базовой подготовки ИАФК

Дьячкова Е.Н.

 

Защищена _______________.

(дата)

С оценкой _______________.

 

Проверил ________________.

(подпись)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................6

1.1. Психофизиологические особенности двигательных нарушений у детей при спастических формах церебрального паралича............................................6

1.2. Возможности коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе.........................................................................................16

1.3. Игровой метод в работе с детьми с последствиями церебрального паралича…………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................................22

2.1. Цель и задачи исследования.......................................................................22

2.2. Методы исследования.................................................................................22

2.3. Организация исследования.........................................................................25

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПОДХОДА К УСТРАНЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ........................................26

3.1. Содержание экспериментальной методики..............................................26

3.2. Рекомендации по коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода……………….............................................................................................28

3.3. Предполагаемое влияние применения методических рекомендаций....29

ВЫВОДЫ...............................................................................................................31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................33


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

СШТР - симметричный шейный тонический рефлекс

АШТР - асимметричный шейный тонический рефлекс

ЛТР - лабиринтный тонический рефлекс

ДЦП - детский церебральный паралич

ЛФК - лечебная физическая культура

МПК - медико-педагогическая комиссия

ЦНС - центральная нервная система

 


ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич во многих странах мира является одной из сложных проблем в структуре хронических заболеваний детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности. Реабилитация детей с церебральным параличом продолжает оставаться одной из самых актуальных в восстановительной и оздоровительной физической культуре, несмотря на то, что первая форма церебрального паралича была описана еще в 1853 году.

В основе наиболее распространенных форм детского церебрального паралича является – спастическая форма.

Спастические формы (диплегическая, гемипаретическая) составляют до 80% от всех форм, и 60% детей имеют сохранный интеллект или легкую задержку психического развития. Основными в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, развивающиеся вследствие дезорганизации двигательных актов, характеризующиеся стойкой фиксацией позотонических рефлексов, нарушением взаимосвязей между двигательными центрами, а также взаимодействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений.

Анализ научно-методической литературы показал, что изучению вопросов развития двигательной сферы детей с церебральным параличом разного возраста посвящены работы многих исследователей.

Особенно благоприятным для развития физической активности таких детей является применение физической реабилитации. Физическая реабилитация должна происходить системно, разрабатываться специалистами, а применяться и педагогами, и воспитателями, и родителями.

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражѐнных мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно-восстановительной работе. В то же время тяжесть патологии настолько выражена, социальные последствия настолько значимы, что разработка новых инновационных методик ЛФК имеет очень важное значения для возможности формирования двигательных функций, навыков самообслуживания и социальной адаптации детей.

Объект исследования:физическая реабилитация детей при спастических формах церебрального паралича.

Предмет исследования:коррекция двигательных нарушений у детей при спастических формах церебрального паралича.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель и задачи исследования

 

Цель исследования: исследовать методику и разработать методические рекомендации по коррекции двигательных нарушений для детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

Задачи исследования:

1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам физической реабилитации детей с церебральным параличом.

2. Проанализировать общепринятые методики работы с детьми с церебральным параличом.

3. Разработать методические рекомендации по коррекции двигательных нарушений для детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

Методы исследования

 

Для решения поставленных задач курсовой работы, применялись следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщения данных учебной и научной литературы;

В ходе исследования были изучены материалы учебно-методической и научной литературы. Было проанализировано 20 источников литературы, посвященных проблемам коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича; вопросам коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе.

2. Анализ выписок медицинских карт;

Для подбора однородных, экспериментальных групп планируется анализ выписок из медицинских карт детей с последствиями церебрального паралича.

3. Тестирование двигательных способностей.

Для выявления эффективности разработанных методических рекомендаций планируется проведение тестирования двигательных способностей у детей с последствиями церебрального паралича.

Планируется провести тесты (Лопухина И.С., 2008):

- "По тропинке"– по доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через различные предметы (камушки, игрушки, палочки и т.д.).

- "Акробат"– на полу шнур (2 скакалки) вытянутые по прямой линии. Ребенок идет по шнуру (скакалке), приставляя пятку к носку. Руки - в стороны.

- "Петрушка"– слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

- "Маятник"– слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо – влево.

- "Шофер"– вращая руками воображаемый руль, передвигаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, на если "шофер" сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (Цветные кружки).

Приведем для примера план- конспект урока физкультуры.

Тема: Развитие двигательных навыков на занятиях физической культуры у детей с церебральным параличом.

Цели:

1. Расслабление нижних конечностей.

2. Выработка правильного дыхания, укрепление мышечной системы, развитие вестибулярного аппарата, координации движений, правильной ходьбы.

Ход занятия.

I. Сообщение темы, определение видов упражнений.

Групповые задания

- общеукрепляющие упражнения

II. Общеразвивающие упражнения с мячом:

- Подбросить мяч одной рукой, поймать двумя руками.

- Руки внизу с мячом, на раз поднимаемся на носки, руки поднять вверх через стороны, мяч передать из одной руки в другую опуститься на всю ступню.

- "Маятник" в руках мяч.

- Сесть на пол, вытянув ноги, в одной руке мяч, приподнять одну ногу от пола переложить мяч из одной руки в другую под ногой, опустить ногу.

- Лечь на живот, руки с мячом вытянуть вперед, приподнять мяч, опустить.

Спастическая форма

"Пружина, переход через мост", бассейн (с мячом), ходьба "по тропинке", "Акробат", "Змейка", вис на шведской стенке.

Выполнение упражнений детьми будет оцениваться по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь учителя. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

2 балла – ребенку требуется помощь учителя в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее, чем в группе один.

З балла – ребенку не требуется помощь учителя. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

Организация исследования

 

Организация данного исследования проходила в три этапа:

На I этапе была выбрана тема исследования, проводился анализ и обобщение данных учебной и научной литературы по исследуемому направлению. Были раскрыты определения, сущности и эффективности физической реабилитации детей с церебральным параличом.

На II этапе были рассмотрены и предложены общепринятые методики работы с детьми с церебральным параличом.

На III этапе на основе полученных теоретических данных разрабатывались методические рекомендации по коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

Эксперимент предполагается проводить в специальной (коррекционной) школы - интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в ходе производственной практики в 2016 – 2017гг. В состав контрольных и экспериментальных групп войдут дети с последствиями церебрального паралича.


ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПОДХОДА К УСТРАНЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Содержание экспериментальной методики

 

Для проведения эксперимента будут использованы упражнения из книги И.С.Лопухиной "Логопедия – ритм, речь, движение" (Лопухина И.С., 2008).

В данной методике будут использованы следующие задания:

1) на координацию движения

- "Мишка на бревне" – по доске 20 см необходимо пройти на четвереньках туда и обратно.

- "Прыжки" – нужно взять ребенка за руки, помочь ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Затем несколько ослабляйте поддержку.

- "Ручеек" – ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

2) на движение рук будут использованы занимательные упражнения:

- "Балерина"– стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

- "Дерево на ветру" - руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо – влево.

3) Игры с воображаемыми предметами:

- "Дворник" – А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами и подметаем тротуар.

Б. Руки "обхватывают черенок лопаты". "Сгребаем снег".

- "Дровосеки" – А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.

Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.

Обследование движений рук.

При обследовании данной категории движений взяты простые упражнения:

- Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

- Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

- Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

- Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки "как веревочки".

Обследование мелкой моторики.

Для обследования мелкой моторики будут взяты такие упражнения из И.С. Лопухиной "Логопедия – речь – ритм - движение".

В данной методике буду использованы следующие упражнения:

- "Гармошка" – сначала пальцы раздвигаются, затем сдвигаются, имитация игры на гармошке.

- "Кружок" – проведение данного упражнения в приложении.

- "Паучок" – проведение данного упражнения в приложении.

- "Волшебный мешочек" – развивается зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Набор мелких игрушек нужно поместить в мешочек, игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же.

- Деревянные матрешки.

- Мозаика, конструктор.

 

Рекомендации по коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода.

Перед началом лечения наряду с оценкой формы и тяжести церебрального паралича целесообразно анализировать возможности выполнения целостных двигательных актов, имеющих значение для повседневной жизни и социальной адаптации ребенка, таких как вставание с пола без опоры руками, стояние на одной ноге, ходьба по лестнице без поддержки за перила, возможность прыгать на одной ноге, изолированное поднимание плеча, функции пальцев рук.

У не ходящих детей оценивать возможность сидеть без опоры, ходить с поддержкой за одну руку, передвигаться, толкая коляску. Для каждого ребенка заранее индивидуально планируется конечный результат, который он должен достичь за время коррекционных занятий.

В качестве рекомендаций по использованию игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича необходимо отметить:

1) Необходимо учитывать темп, в котором ведется игра. Его следует с особой тщательностью регулировать инструктору ЛФК или воспитателю. Многие движения, которые ребенок не может совершить самостоятельно или совершает их неправильно при быстром темпе исполнения он выполняет эти движения при медленном темпе - точнее и совершеннее. Поэтому подбор скорости движений (темп игры) для разных игр является существенно важным условием эффективности игры.

2) Целесообразно сочетать в одном занятии игры разной направленности (по физическим качествам и видам движений), а главное - степень сложности содержания игры и выполняемых элементов и движений.

3) Чистое время занятия должно быть от 20 до 25 минут; игры целесообразно заполнять паузами для отдыха и дыхательными упражнениями и на расслабление.

4) Выбор игр, методика их применения диктуются степенью ограничения подвижности ребенка с ДЦП, состоянием его интеллекта.

5) Следует принимать во внимание заинтересованность, желание детей играть в ту или иную игру.

6) Игра должна иметь музыкальное сопровождение.

7) В игре не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхания (натуживание).

8) Игры должны вызывать только положительные эмоции у занимающихся и оказывать благоприятное влияния на нервную систему ребенка путем оптимальных нагрузок на память и внимание.

9) Правила - обязательны для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, определяют способы ведения игры, приемы и условия подсчета ее результатов. При проведении игр с ведущий сам определяет и корректирует правила той или иной игры, иногда несколько упрощая правила игры.

10) При выраженной усталости играющий может свободно выйти из игры.

 

3.3. Предполагаемое влияние применения методических рекомендаций

Разработанные методические рекомендации предполагают эффективное обучение действиям и материалами, формирование и коррекцию мелкой моторики, ручной умелости, зрительно-двигательного восприятия, т.е. тех умений и навыков, которые необходимы ребенку в самообслуживании, в дальнейшем обучении, а значит в социализации.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики, речи и коммуникативного поведения. Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно, с учетом формы заболевания и возраста ребенка.

Важно как можно раньше воспитывать у этих детей ощупывающие движения рук. На основе предметно-практической деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, закрепляют связи между словом, предметом и действием. Специальные серии упражнений, направленные на тренировку сенсорных функций, знакомят детей с различными качествами предметов и создают условия для формирования перцептивных действий.

Детей необходимо обучать парным сопоставлениям предметов по их свойствам, выполнению предметных действий, выбору по образцу.

Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку необходимо рассказывать о предметах, нарисованных на картинках, и просить его показать названную картинку. Подбирайте игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца.

Большое значение имеет развитие игровой деятельности в общении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации.

Очень важно воспитание прочных навыков самообслуживания и гигиены, а также других бытовых навыков. Ребенок должен твердо знать, что он имеет обязанности, выполнение которых значимо для других членов семьи, и стремится справляться с ними. Постоянное соблюдение режима, спокойная доброжелательная обстановка в семье способствуют укреплению нервной системы ребенка, его умственному, физическому и нравственному развитию.

ВЫВОДЫ

 

1. В ходе анализа учебно-методической литературы, было выявлено, что у детей с церебральным параличом нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Примерно у 20-25 % детей с церебральным параличом имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, у 20 % - эпилептические припадки.

Неправильные схемы движений у детей с церебральным параличом могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей. У некоторых детей при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические действия). Такие дети с особым трудом осваивают навыки самообслуживания: одевание, раздевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок и т. п. Необходимо отметить, что целенаправленные практические действия формируются в процессе двигательного опыта; при недостаточной двигательной активности отмечается вторичная апраксия.

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.

2. Проанализированы общепринятые методики работы с детьми с церебральным параличом.

К методическим особенностям методики относится сочетание в процессе проведения занятия элементов массажа и ЛФК.

Методика включает следующие компоненты:

1. Предварительный «разогрев» мышц (элементы массажа для улучшения кровообращения и расслабления мышц).

2. Выполнение физических упражнений в пневмокомбинезоне.

3. Выполнение физических упражнений в комбинезоне в специальном приспособлении (вертикализаторе).

4. Выполнение физических упражнений с опорой на параллельные брусья.

5. После снятия комбинезона осуществляют элементы массажа для расслабления мышц после физической нагрузки.

3. На основании, полученных теоретических данных были разработаны методические рекомендации, в применение которых оптимизирует процесс физической реабилитации.

Отмечены основные рекомендации по использованию игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича, которые позволяют добиться хороших результатов в улучшении двигательных навыков, а также повлияет и на эмоциональную сферу, и на психический статус ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акош, К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика [Текст] / К. Акош. - М., 2004. - 89 с.

2. Вернер, Д. Что такое детский церебральный паралич [Текст] / Д. Вернер. – М., 2003. - 56 с.

3. Диамант, И.И. Коррекция двигательных нарушений у детей с детским церебральным параличом с помощью инновационных методик ЛФК [Текст] / И.И. Диамант, Ю.А. Чуйко. - Вестник, 2014. - 136 с.

4. Евсеев, С.П. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно- двигательной системы [Текст] : учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А. Потапчук, Д.С. Поляков ; под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С.Ф. Курдыбайло.- М.: Советский спорт, 2010. – 199- 368с.

5. Кнупфер, Х. Как помочь ребенку, больному церебральным параличом [Текст] / Х. Кнупфер. – Марбург., 1994. - 348 с.

6. Козявкин, В.И. Основы реабилитации двигательных нарушений по методу Козявкина [Текст] / В.И. Козявкин, Н.Н. Сак, О.А. Качмар, М.А. Бабадаглы - Львів: НВФ “Українські технології”, 2005.- 192с.

7. Лебедев, В.Н. Нарушения психического развития у детей с церебральными параличами [Текст] / В.Н. Лебедев. - М., 1991. - 139 с.

8. Левченко, И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко. - М., 2001. - 192 с.

9. Лопухина, И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей [Текст] / И.С.Лопухина. – СПБ., 2008. - 210 с.

10. Мамайчук, И.И. Нейропсихологические исследования гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича [Текст] / И.И. Мамайчук// Журнал невропатологии и психиатрии. - 1992. - 42 с.

11. Мастюкова, Е.М. Дети с церебральным параличом // Специальная психология [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского / Е.М. Мастюкова. - М., 2003. - 199 с.

12. Рената, Х. Помощь детям с церебральным параличом [Текст] / Х. Рената. - М., 2007. - 102 с.

13. Семёнова, К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом [Текст] / Семёнова К.А. – М.: Закон и порядок, серия «Великая Россия. Наследие», 2007. – 616 с.

14. Финни, Н. Ребенок с церебральным параличом [Текст] / Н. Финни. - М., 2001. - 336 с.

15. Шамарин, Т.Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей [Текст] / Т.Г. Шамарин, Г.И. Белова. - Джангар, 2006. - 33 с.

16. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., 2001. - 272 с.

17. Шипицына Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук . - М., 2004. - 368 с.

18. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич. [Текст] / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб., 2003. - 272 с.

19. Штрасмайер, В.Обучение и развитие ребенка раннего возраста: 260 упражнений в помощь тем, кто воспитывает детей 1-3 лет с проблемами в развитии [Текст] / В. Штрасмайер. - Academia, 2002. - 240 стр.

20. Шматко, Н.Д. Дети с отклонениями в развитии. [Текст] / Шматко Н.Д. – М., 2001. - 128 с.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

 

Исполнитель:

студентка 3 курса 322 группы

факультета Базовой подготовки ИАФК

Дьячкова Е.Н.

 

Защищена _______________.

(дата)

С оценкой _______________.

 

Проверил ________________.

(подпись)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ,

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................6

1.1. Психофизиологические особенности двигательных нарушений у детей при спастических формах церебрального паралича............................................6

1.2. Возможности коррекции двигательных нарушений при детском церебральном параличе.........................................................................................16

1.3. Игровой метод в работе с детьми с последствиями церебрального паралича…………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................................22

2.1. Цель и задачи исследования.......................................................................22

2.2. Методы исследования.................................................................................22

2.3. Организация исследования.........................................................................25

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПОДХОДА К УСТРАНЕНИЮ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ........................................26

3.1. Содержание экспериментальной методики..............................................26

3.2. Рекомендации по коррекции двигательных нарушений у детей с последствиями церебрального паралича при помощи игрового метода……………….............................................................................................28

3.3. Предполагаемое влияние применения методических рекомендаций....29

ВЫВОДЫ...............................................................................................................31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................33


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

СШТР - симметричный шейный тонический рефлекс

АШТР - асимметричный шейный тонический рефлекс

ЛТР - лабиринтный тонический рефлекс

ДЦП - детский церебральный паралич

ЛФК - лечебная физическая культура

МПК - медико-педагогическая комиссия

ЦНС - центральная нервная система

 


ВВЕДЕНИЕ

Детский церебральный паралич во многих странах мира является одной из сложных проблем в структуре хронических заболеваний детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности. Реабилитация детей с церебральным параличом продолжает оставаться одной из самых актуальных в восстановительной и оздоровительной физической культуре, несмотря на то, что первая форма церебрального паралича была описана еще в 1853 году.

В основе наиболее распространенных форм детского церебрального паралича является – спастическая форма.

Спастические формы (диплегическая, гемипаретическая) составляют до 80% от всех форм, и 60% детей имеют сохранный интеллект или легкую задержку психического развития. Основными в клинической картине ДЦП являются двигательные нарушения, развивающиеся вследствие дезорганизации двигательных актов, характеризующиеся стойкой фиксацией позотонических рефлексов, нарушением взаимосвязей между двигательными центрами, а также взаимодействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений.

Анализ научно-методической литературы показал, что изучению вопросов развития двигательной сферы детей с церебральным параличом разного возраста посвящены работы многих исследователей.

Особенно благоприятным для развития физической активности таких детей является применение физической реабилитации. Физическая реабилитация должна происходить системно, разрабатываться специалистами, а применяться и педагогами, и воспитателями, и родителями.

Лечебная физическая культура является одним из основных компонентов лечебно-восстановительной работы. Она направлена на мобилизацию всех двигательных возможностей для восстановления функции поражѐнных мышц, для коррекции дефектов моторики с целью оптимального формирования основных локомоторно-статических функций: прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности рук. Являясь методом активной терапии ЛФК выполняет терапевтические и педагогические задачи и представляет собой ведущее звено в коррекционно-восстановительной работе. В то же время тяжесть патологии настолько выражена, социальные последствия настолько значимы, что разработка новых инновационных методик ЛФК имеет очень важное значения для возможности формирования двигательных функций, навыков самообслуживания и социальной адаптации детей.

Объект исследования:физическая реабилитация детей при спастических формах церебрального паралича.

Предмет исследования:коррекция двигательных нарушений у детей при спастических формах церебрального паралича.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПРИ СПАСТИЧЕСКИХ ФОРМАХ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА ПО ДАННЫМ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...