Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. Теоретические аспекты концепции устойчивого развития: общий контекст формирования и эволюция международного сотрудничества

 

Предпосылки формирования общего дискурса устойчивого развития можно найти в работах 17-18 века, обращенных к вопросу разрешения ресурсного кризиса эпохи в широком смысле. Развитие этих идей в контексте дискурса глобальной проблематики привело к выдвижению концепции устойчивого развития в центр политической повестки дня международных организаций и ее дальнейшей интеграции в местные и региональные правительственные программы, что, в свою очередь, послужило основой появления новых акцентов и интерпретаций идеи устойчивого развития.

1.Общие предпосылки формирования концепции устойчивого развития: зарождение идеи “устойчивости”

В работах ряда исследователей общей концепции устойчивости, предпринимающих попытку определить истоки теории, можно встретить предположения о том, что в самом раннем варианте базовые положения идеи устойчивого развития можно найти еще в работах европейских мыслителей 17-18 веков, которые обращаются к вопросу о рациональном лесопользовании в стремлении разрешить ресурсный кризис эпохи. Так, в 1662 году Джон Ивлин писал в трактате “Сильва”: “каждый землевладелец должен понимать, что посадка леса – его прямая обязанность перед государством, так как необходимо избегать чрезмерной эксплуатации природных ресурсов”. Дж. Ивлин рассматривал угрозу лесоистощения не только как экологическую проблему, но в первую очередь как угрозу военно-морскому флоту Великобритании, и, таким образом, уже в 17 веке был поставлен вопрос о взаимосвязи экологии и экономики в рамках национального государства[17].

Ганс Карл фон Карловиц в трактате “Sylvicultura oeconomica”, опубликованном в 1713 году, называет устойчивым такое развитие, при котором действия человека направлены на сохранение производственной силы природы, усиление ее способности к регенерации и защиту ее естественного восстановления. Хотя целью сохранения ресурсов полагается их дальнейшее использование, главной идеей остается то, что это использование должно быть долгосрочным и возможным на протяжении длительного периода времени. Карловиц раскрывает содержание концепции через три понятия: последовательность (регулярность и непрерывность процессов), постоянство (неограниченность во времени) и устойчивость. Он категорически отрицает мысль об удовлетворении государством своих потребностей за счет других стран или завоевания иностранных провинций, фактически отрицая идею колониализма в эпоху, когда правящие элиты западноевропейских стран полагали, что именно колониальные захваты могут решить проблему ресурсного кризиса[18]. Основываясь на разработанных идеях в сфере экологии и экономики, Карловиц формулирует социально-этические принципы концепции: каждый имеет право на достаточное питание и содержание, в том числе “бедные подданные и славные грядущие поколения”. Стоит упомянуть, что Карловиц говорит не только о “сохранении древесины” и “сохранении лесов”: он также пишет о “сохранении человека”, “сохранении и поддержке государства” и даже о “сохранении человечества”, таким образом затрагивая экологическую, экономическую и социальную составляющие устойчивого пользования[19]. Идеи трактата Карловица, развиваясь и трансформируясь в рамках изучения отдельных аспектов практической реализации принципа устойчивости, заложили основу для формирования экологической этики[20] и общего дискурса устойчивого развития.

К середине XX века в обществе начинается процесс осмысления развития человечества в контексте глобализации и прогнозирования его возможных итогов, который находит свое отражение в первых докладах Римского клуба, посвященных проблеме необходимости консолидации мирового сообщества для выработки долгосрочной стратегии развития, которая позволит избежать экологической катастрофы. Одним из докладов, положивших начало исследованию динамики глобальных процессов, был проект “Пределы роста”, в работе над которым в том числе принимал участие ученый-эколог из Норвегии Йорган Рандерс. Авторы доклада, продолжая мысль Форрестера, приходят к выводу о том, что при неизменности роста населения, при задействованных моделях индустриализации, производства и истощения ресурсов к концу XXI века человечество достигнет пределов роста, вследствие чего произойдет резкое сокращение производства и неконтролируемый спад численности населения.[21] Для сохранения возможности развития, утверждается в докладе, необходим поиск модели “состояния глобального равновесия”, некой устойчивой мировой системы, способной удовлетворить все базовые потребности людей и предоставить каждому равные возможности для реализации; при этом существование этой системы в долгосрочной перспективе должно предотвратить внезапный неконтролируемый кризис. Следовательно, необходима разработка новой мировой модели, где главным станет принцип практической реализации экономической и экологической стабильности или “устойчивости”.[22] Первые проекты Римского клуба подвергались жесткой критике за редукционистский подход к анализу мировых процессов, не позволявший авторам учесть многие факторы, которые могли бы иметь ключевое значение в попытках предотвращения глобального кризиса: так, отмечалось, что концепция “нулевого роста” уничтожает возможность совершенствования системы образования, осуществления социальных программ, адаптации технологий и в целом развития экологически приемлемого образа жизни, закрепляя далеко не совершенную структуру международных отношений и огромный разрыв в развитии между беднейшими и наиболее развитыми странами мира[23]. Однако отчасти именно эти проекты положили начало целому ряду комплексных исследований глобальных проблем и мировой динамики, поскольку центральной идеей, объединяющей доклады Римскому клубу, стало осознание комплексности, взаимосвязанности и взаимозависимости мировых процессов, на основе которого впоследствии сформировалась концепция устойчивого развития, что свидетельствует о начале конструирования нового дискурса в рамках общественных организаций.

Постепенно обращение международного сообщества к проблемам защиты окружающей среды переходит на уровень правительственных структур. В этом процессе важнейшее место изначально принадлежало Организации Объединенных Наций, которая сыграла роль координационного центра на начальном этапе международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. 16 июня 1972 года в Стокгольме состоялась первая Конференция ООН по окружающей среде, по итогам которой были приняты Декларация об окружающей человека среде, утверждающая 26 принципов охраны окружающей среды, план действий, содержащий 109 рекомендаций, и рекомендация для Генеральной ассамблеи ООН о создании Программы ООН по окружающей среде”. Кроме того, была разработана Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), нацеленная на анализ экологической ситуации и выявление проблем, требующих международного сотрудничества, которая стала основным органом ООН в сфере экологии, координирующим сотрудничество государств и международных организаций по решению глобальных, региональных и национальных проблем в области охраны окружающей среды

Декларация, фактически, стала теоретической базой, с которой началось формирование международного экологического права. Историческое значение приобрело заключение Декларации о праве каждого человека жить “в окружающей среде такого качества, которое предполагает жизнь, полную достоинства и благосостояния” и введение понятия “экоразвития”, которое определялось как экологически ориентированное социально-экономическое развитие, при котором рост благосостояния не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем.[24]

В целом, Стокгольмская конференция стала первым шагом на пути к формированию глобальной природоохранной деятельности. Так, несмотря на то, что Декларация не обладает обязательной юридической силой, за ней признается статус источника международного права окружающей среды, ее положения были отражены во многих природоохранных конвенциях и решениях международных организаций и конференций. После конференции проблемы окружающей среды вошли в число приоритетных на региональных и национальных уровнях. Доказательством может служить тот факт, что до Стокгольмской конференции во всем мире существовало всего 10 министерств по охране окружающей среды; к 1982 году их число достигло 110. Таким образом, Стокгольмская конференция послужила толчком для образования национальных структур, деятельность которых посвящена охране окружающей среды, развития экологического законодательства и появления многочисленных общественных экологических движений. Экологическая проблематика появляется в многочисленных инициативах как на правительственном уровне, так и на уровне гражданского общества, продолжая развиваться в направлении, заданном конференцией.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...